Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения





Скачать 53.05 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения
Дата публикации22.06.2014
Размер53.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Разбор простого предложения.

Цели: создать условия для развития языковой компетенции (повторение и выполнение орфографического разбора, развитие орфографической зоркости, нахождение и выделение «любимых» ошибок), формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции через работу с карточками- заданиями.

Задачи урока: образовательные: развитие орфографической зоркости, повторение элементов характеристики предложения; воспитательные: воспитать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину; развивающие: развить умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания на практике.

Форма урока: игра «Искатели».

Оборудование: карточки с заданиями (для каждого ученика - своя).

Методы и приёмы: словесные, наглядно- практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Ход урока.

1. Оргмомент. Настрой на работу. Вручение карточек.

2. Целеполагание. Сегодня будем мы играть, орфограммы вспоминать, с предложением работать, предложения составлять. В общем, будем мы учиться. Где нам это пригодится? (обсуждение, выдвижение версий, постановка личных целей работы на уроке)

3. Игра – разминка «Собери словечко». Для того чтобы сыграть в эту игру вы должны вспомнить морфемику.

В начале ОКТЯБРЯ Корень мой находится в ЦЕНЕ,

Ищи слог первый мой, В ОЧЕРКЕ – найди приставку мне

В начале НОЯБРЯ ищи второй, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы

А в дом жилой войдёшь – встречали,

Там целое найдёшь.(окно) Вся же в дневнике я и журнале.

По пригоркам, по равнинам Из писка птиц мой первый слог,

Я веду свою машину. Второй - с бараньей головы.

Я люблю дорог простор, Откройте печь и там найдёте

А зовут меня….. то, что не раз едали вы.(пирог)

- Вот и сегодня на уроке, ребята, мы с вами вспомним то, что нам необходимо знать для проведения разбора простого предложения.

4. Орфографический бой.

- А теперь как всегда в течение 5 минут поработаем над орфографической зоркостью.(для каждого ученика подобраны предложения с «любимыми»ошибками). В каждой карточке по 1-2 предложения.

Задание: найти знакомые орфограммы и обозначить их.

/1.Разгулялся ветер на лесной поляне – закрутил осинку в красном сарафане.

2.Широко раскрыв глаза, глянули ромашки. В колокольчиках роса, точно в синей чашке. 3.Голубым своим глазком на лужайке пёстрой из травы глядят тайком незабудки-сёстры. 4.Тронул тёплый ветерок у осин верхушки. Хорошо под вечерок на лесной опушке! 5.Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли синявки прямо на тропинке. 6. Бегут весёлые ручьи по улицам деревни. Вернулись чёрные грачи на старые грачевни./

5.Вспоминай-ка.

-А теперь, ребята, давайте будем вспоминать то, что нам поможет при разборе предложения.

А) Первое, что мы должны определить – это вид предложения по цели высказывания. Мы должны вспомнить, с какой целью мы используем предложения. Как они называются? Какие знаки препинания ставятся? Дети выполняют задания на карточках(они у всех разные: 1. Какие могут быть предложения по цели высказывания? 2.Вспомните, с какой целью мы употребляем предложения: повествовательные…., побудительные…., вопросительные….? 3.По цели высказывания предложения могут быть….. 4. назови группы предложений по цели высказывания. 5. Объясните, почему и на какие группы делятся предложения по цели высказывания. Б). Применение полученных знаний. Найди в тексте предложения разные по цели высказывания ( 1.Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь. Сено было смётано в стога. На солнце блестел окошками старый дом. 2. За грибами я отправился ранним утром. Как прекрасно в это время в лесу! Вокруг тишина. Воздух свеж. Но что это так сверкает? Это капельки росы сверкают на солнце. 3. Приведи примеры предложений разных по цели высказывания. 4. Приведи примеры побудительных предложений. 5. Приведи примеры повествовательных предложений. 6. Приведи примеры вопросительных предложений.

6.- В зависимости от интонации предложения могут быть… ( работа в индивидуальных карточках: 1.Какие предложения мы называем восклицательными? 2.Объясни разницу между восклицательными и невосклицательными предложениями. 3. На какие две группы делятся предложения по интонации? 4. Выпиши из текста предложения различные по интонации. 5. Из текста приведи примеры предложений различных по интонации. 6. В каких случаях в конце предложения ставится восклицательный знак?( после работы с карточками происходит обобщение материала и делаются выводы).

7.- Далее при выполнении синтаксического разбора, что мы должны сделать? Какие знания нам могут в этом помочь? ( обсуждение, выдвижение версий – необходимо выделить грамматическую основу).

- Что мы называем грамматической основой предложения?

* Для закрепления работа в карточках ( Работа с текстами, имеющимися в карточке. 1. Что такое подлежащее? Подчеркни их в тексте. 2. Какие члены входят в грамматическую основу? Подчеркни их в предложениях текста.( Моросит дождь. Ветер срывает с деревьев омытые дождём листья. Они падают в грязь. Низко над землёй ползут грязные, серые облака. В лощинах дымится туман.) 3. Вспомни, что называется грамматической основой предложения? Выпиши грамматические основы из предложений текста.( Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе проступали первые звёздочки. Деревья сливались в одну тёмную массу. Стояла тишина.). 4. Какие члены предложения называются главными? Подчеркни их в тексте.5. Что ты знаешь о подлежащем? Подчеркни подлежащее в предложениях.( Воробей лежал на моей ладони. Мы удивлялись ловкости, смелости и проворству белки. Заяц плыл на обломке бревна.).6. Подчеркни в предложениях подлежащее и сказуемое.( Шторм кончился. Небо прояснилось. Показалось солнце. Снега на солнце окрасились в бледно-розовый цвет.).7. Вспомни, что входит в грамматическую основу предложения? Подчеркни грамматические основы в предложениях текста.( Светает я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.).8. Что такое сказуемое? Подчеркни сказуемые в предложениях текста.

8. – Кроме главных членов в предложении есть ещё и второстепенные. Что вы можете о них рассказать?

* работа в индивидуальных карточках, обобщение.1. Перечисли второстепенные члены предложения. В тексте подчеркни определения. 2. Перечисли второстепенные члены предложения. В тексте подчеркни обстоятельства.3. Перечисли второстепенные члены предложения. На какие вопросы отвечает дополнение? Подчеркни их в тексте. 4.Какие второстепенные члены ты знаешь? В тексте подчеркни обстоятельства. 5. Перечисли второстепенные члены предложения. Подчеркни их в последнем предложении текста.6. . Перечисли второстепенные члены предложения. Подчеркни в тексте дополнения, укажи, чем выражены. 7. Назови второстепенные члены предложения.. В предложениях 1 текста подчеркни их. 8. Назови второстепенные члены предложения. В 3 предложении текста подчеркни их.

9.- Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется….? А если в нём есть и второстепенные члены предложения?

* работа в индивидуальных карточках 1. Какие предложения мы называем распространёнными? Приведите примеры.2. Что значит термин «нераспространённое предложение»? Выпиши из текста, если таковые в нём есть.3. Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых? Выпиши из текста по одному примеру.4. Какие предложения мы называем нераспространёнными? Приведи пример. 5.Выпиши из текста нераспространённые предложения.

10. – Кроме того, ребята, мы с вами уже знаем, что в предложении могут быть однородные члены и обращения, которые осложняют предложение.

* работа в карточках. 1. Придумай предложение с обращением.2. Приведи примеры предложений с однородными членами и с обращением. 3.Расставь знаки препинания. В лесах появляются осенние грибы рыжики опята подберёзовики. В твоих глазах грусть и нежность. Сколько тебе лет мальчик. 4. Расставь знаки препинания. В саду растут многие плодовые деревья груши вишни яблони сливы. Мама посмотри в окно. 6. Придумай предложение с однородными членами. 7. Расставь знаки препинания в предложении. Валя приходи ко мне не завтра а сегодня.

11. Итоги урока. Ну вот, ребята, играя и работая в карточках, чего каждый из нас достиг? Для чего нам понадобится всё, что мы повторили? (мы с вами вспомнили всё то, что нам будет необходимо при синтаксическом разборе простого предложения).

12. Рефлексия.

13.Д/З. Домашнее задание выполняется из 2 предложенных заданий: упражнение из учебника; составить текст из 5 предложений, подчеркнуть члены предложения, указать, чем они выражены.

Примечание. Физкультминутка проводится каждым учеником самостоятельно по необходимости.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.»
Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения"
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconРабочая программа по элективному курсу «Грамматический разбор предложения»
Планирование курса «Грамматический разбор предложения» ориентировано на 35 часов (1 час в неделю в 10 классе)
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 7 классе Тема: «Морфологический разбор деепричастия»
Автогараж,биография,громоздкий,деепричастие,акварель,великолепный,геометрия,долина,далекий,гостиница,завтрашний,интеллигент,выборная...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск