Максимовская Людмила Прокопьевна
учитель математики
БОУ НМР ВО «Матвеевская ООШ»
Нюксенский район
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 6 (наполняемость 6 человек)
Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др. Матесатика 6 класс, Мысмозина 2012 г.
Тема урока: Координатная плоскость
Цель урока: Ознакомление с прямоугольной декартовой системой координат и историей её возникновения
1.Задачи урока:
Оразовательные:
Ввести понятия: система координат, начало координат, ось абцисс, ось ординат, абцисса и ордината точки
Научиться определять координаты точек
Сформировать умение строить точки по заданным координатам
Развивающие:
Познакомить с историческими сведениями о системе координат
Развивать математическую интуицию, логическое мышление
Показать практические применения полученных знаний
Воспитательные:
Формировать навыки индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности
Воспитывать отношение к математике, как части общечеловеческой культуры
2.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Необходимое оборудование;
Магнитная доска
Наборы цветных круглых магнитов (моделей точек)
Набор букв с магнитным креплением
Печатный материал: вертикально и горизонтально расположенные координатные прямые (на полосках бумаги); понятия по теме урока
Прозрачная полиэтиленовая пленка, разлинованная на квадраты с коордигнатными прямыми
Портрет Рене Декарта
Ноутбук, медиапроектор
Шахматная доска
Структура и ход урока
№ п/п
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1
| Организационный
момент
| Приветствие, проверка наличия карандаша, линейки, тетради, учебника
| Проверяют готовность
| Коммуникативный:
настраиваются на работу с учителем
| 2
3
4
5
6
7
8
9
10
| Актуализация
Знаний
Постановка проблемы и её решение
Объявление темы
Формулировка задач урока
Первичное усвоение учебного материала
Формирование умений
Оценочный этап
Практическое использование полученных знаний
Рефлексия
Домашнее задание
| Н а доске (заранее) координатная прямая. Учитель обращает внимание учащихся: «Опять пришла наша частая «гостья». Как её называют?
Чем отличается координатная прямая от обычной прямой?
Как она расположена на плоскости доски?
Может ли располагаться по-другому?
С использованием «магнитной» точки просит назвать показания термометра
Предлагает задание на горизонтальной координатной прямой :
Прикрепляется точка А(3) и В(-3) и предлагает охарактеризовать их расположение
Вызывает к доске двух учащихся и просит найти точки М(6,5); К(-1,5), используя магниты
Просит подумать: «Какие умения вы сейчас осуществляете?»
. Д
-3 -2 -1 0 1 2 3
На плоскости прикрепляется точка Д над координатной прямой. Охарактеризуйте ее расположение.
Достаточно ли горизонтальной прямой?
Как провести вертикальную координатную прямую?
Учитель предлагает осуществить придуманный план
.Д
-3 -2 -1 1 2 3
Можно ли сейчас чётко охарактеризовать расположение точки Д на плоскости и поясняет, что записывает Д(3,2) и проговаривает.
Итак, сейчас на плоскости 2 координатные прямые.
Каково их взаимное расположение?
Будем называть их далее так: горизонтальная –ось Х (или ось абцисс), вертикальная- осьY(или ось ординат), а вместе они образуют прямоугольную систему координат.
Плоскость, на которой изображены 2 координатные прямые называют координатной плоскостью.
Если в начале урока мы находим точки на прямой, то где нам предстоит их находить сейчас.
Какая же тема урока?
Итак, расположение точки на координатной плоскости характеризуется двумя координатами: первая- абцисса, вторая –ордината.
Почему так назвали?
Можно ли их переставлять?
Учитель акцентирует внимание - это упорядоченная пара
Учитель просит прикрепить введенные понятия (напечатаны) на координатной плоскости. Просит открыть учебник (стр . 213)
Автор открытия координатной плоскости и новых для нас понятий французский математик - Рене Декарт. Мы сегодня повторили его поиск. А ещё он предложил наложить на координатные прямые сетку. Учитель показывает пленку, разлинованную на квадраты со стороной , равной единичному отрезку и просит прикрепить её на доску. Для чего? Где у вас такая сетка в тетради?
Какие задания нам надо научиться выполнять на координатной плоскости
Вспомните начало урока.
Учитель одобряет догадку и прикрепляет задачи (напечатаны):
1.Определять координаты точек на координатной плоскости
2. Находить точку по заданным координатам
Учитель на доске предлагает задания:
1.Отмечены 4-6 точек, запишите их координаты
2.найдите точки по заданным координат (4-6 точек)
Особое внимание нужно уделить записи координат точек, лежащих на осях координат
Работа в группах по 3 человека (2 группы): на доске (на сетках) предлагается потренироваться с использованием магнитных точек
1. Каждому отметить по точке , а затем записать координаты
2. Загадать координаты, найти точку
Учитель наблюдает, корректирует
Самостоятельная работа (используется компьютер и медиапроектор) для предъявления задания и контроля. Проверяются достигнутые результаты
Для чего учимся решать такие задания? Для чего изучаем координатную плоскость?
Где уже встречались с координатами?
Предлагает рассмотреть картинку на форзаце учебника 6 класса.
Что видите?
Имеет ли отношение к нашей теме?
Какое?
Изобрел также нумерацию Рене Декарт
До наших времен дошла такая история .
Занимая места в театре, согласно купленным билетам, мы даже не подозреваем, кто и когда предложил ставший обычным в нашей жизни метод нумерации кресел по рядам и местам. Оказывается, эта идея осенила знаменитого философа , математика и естествоиспытателя Рене Декарта (1596-1650) –того самого, чьим именем названы прямоугольные координаты.
Посещая парижские театры, он не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложения им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров в парижском высшем обществе.
Ребята, согласитесь ли вы, что координаты пронизывают всю нашу жизнь. Адрес жителей, номера телефонов – это координаты? Координатная плоскость содержат навигационные приборы, оптические прицелы ружей, и т.д
Чему научились?
А кроме умений работать на координатной плоскости ещё узнали что-то новое?
Что понравилось?
Что запомнилось?
Что получилось?
В чем затруднились?
1.базовый уровень №1393,1394
2.повышенный уровень №1399
3.творческий
найти в сети Интернет сведения о Рене Декарт
Литература
1.Учебник «Математика» 6 класс Н.Я. Виленкин
2. Н.В. Афанасьева, Н.В Малухина, О.Н.Коптяева «Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения» Вологда 2013-11-21
3.Рабочие программы программы «Математика» 6 класс (соответствует ФГОС) Москва ВАКО
4. Материалы с курсов, 3 модуль (ВГПИ лектор Н.А. Цыпленкова)
5. Сведения из Интернета
| Отвечают: это координатная прямая. Дают определение координатной прямой
Отвечают, данная прямая расположена горизонтально.
Утверждают, что встречается и вертикальная, как у термометра
Проговаривают : «Точка А расположенана расстоянии 3 ед. отрезков вправо от начала отсчета Аналогично точка В
Учащиеся прикрепляют магнит и объясняют расположение точек.
Учащиеся проговаривают, что они умеют определять координаты точек, и наоборот, находить точку на координатной прямой по заданным координатам
Учащиеся испытывают затруднение , но пытаются высказать своё мнение о расположении точки Д
После совместных рассуждений учащиеся предлагают провести еще одну координатную прямую вертикально
Проанализировав ситуацию , предлагают провести , совместив начало отсчета обеих прямых
Ученик прикрепляет координатную прямую, как он думает или как подскажут одноклассники.
Да, она находится на расстоянии 3 ед.отрезков вправо, по оси Х, а затем 2ед. отрезка вверх, у точки Д- 2 координаты
Отвечают, что перпендикулярно
Догадываются, что на координатной плоскости
Формулируют тему урока
Объясняют, предполагают, что нет
Учащиеся чертят в тетради координатные прямые и подписывают понятия, а затем прочитывают сведения о них в учебнике
Ученики прикидывают, как расположить пленку-сетку для облегчения и точности, сетка – клетки тетради
Учащиеся соотносят задания, которые выполняли в начале урока на координатной прямой и без затруднения сформулируют, какие задания будут выполнять на координатной плоскости
ученик и поочередно находят и записывает координаты точек ,следующий ученик отмечает точки по координатам
Учащиеся в тетрадях.
Выполняют, общаются. Учатся правильно выполнять поставленные задачи
Учащиеся при проверке ставят «+», если верно и «-», если неверно и делают вывод об успешности выполненной работы или затруднении
Высказывают предположения
-шахматная доска
-графики
-географические координаты
Кинозал
Ряды, места, их нумерация
Высказывают своё мнение, аргументация
Проговаривают задачи урока и высказывают свое мнение
| Познавательные:
воспроизводят по памяти необходимую информацию
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
Познавательные:
(через использование магнитов)
формирование интереса к предмету
Регулятивные:
обобщают ранее изученное
Регулятивные:
обнаруживать и формулировать учебную проблему и искать ее разрешение
Личностные:
формирование навыков коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности
Коммуникативные:
слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
Познавательные:
уметь устанавливать аналогии
Регулятивные:
определение темы урока
Регулятивные:
осознают новые понятия
Коммуникативные:
воспринимают текст учебника с учетом поставленной учебной задачи
Познавательные:
сопоставляют , анализируют, делают выводы
Регулятивные:
планируют задачи
Регулятивные:
определять последовательность действий, вырабатывать алгоритм в выполнении заданий
Коммуникативные:
управлять своим поведением, осуществлять коррекцию и оценку действий и действий своих одноклассников
Регулятивные:
формируют установку
Познавательные:
формирование навыков составления алгоритмов действий
самостоятельно
Личностные:
формирование интереса и изучаемой теме
Личностные:
формирование навыков анализа, активности, творческой инициативы
| |