Скачать 0.9 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» АСТРОНОМИЯ И НАВИГАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Л. В. Границкий, Л.В.Кашкина, В.Б.Кашкин, В.М.Мясников, Г.Г.Никифорова, Н.Ю.Романова, Т.В.Рублева., Петраковская Э.А. К.В.Симонов, А.И.Сухинин Красноярск 2009 Общие сведения 3
по изучению теоретического курса 8
самостоятельной работы 14
по самостоятельной работе 35
Общие сведения Самостоятельная работа имеет большое значение при подготовке специалистов по образовательной программе 010700.65 – физика, так как закладывает основы их дальнейшей профессиональной деятельности в наукоемких и высокотехнологичных сферах, освоения информации. Целями самостоятельной работы при изучении курса «Астрономия и навигация» являются: - формирование фундаментальных теоретических и специализированных знаний по прикладной астрономии и космической навигации, - углубление научных знаний по разделам курса, теоретическое и практическое освоение астрономических методов и средств получения, обработки и применения данных дистанционного зондирования Земли и Космоса (ДЗЗК). При самостоятельном изучении ставятся образовательные задачи в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в том числе: - формирование системного представления о строении и развитии небесных тел, их положении и движении в пространстве, о строении Вселенной в целом, - проведение теоретического моделирования исследуемых процессов, изучение явлений и природных объектов в Космосе, - выработка умений применять приобретенные знания при анализе и обработке полученных данных ДЗЗК. В результате внеаудиторной (самостоятельной) работы по изучению теоретического курса «Астрономия и навигация» студент должен знать:
Студент должен уметь:
Самостоятельная работа предполагает три основных вида занятий: - изучение теоретического курса; - решение практических задач; - выполнение практических заданий. Трудоемкость самостоятельного изучения разделов дисциплины составляет 3,33 зачетных единиц (120 часов), в том числе теоретического курса – 1,78 зачетные единицы (64 часа), решение практических задач – 0,88 зачетные единицы (32 часа), выполнение практических заданий - 0,66 зачетных единиц (24 часа). Общие сведения о трудоемкости изучения дисциплины приведены в табл. 1. Таблица 1 Трудоемкость самостоятельной работы
Самостоятельная работа по изучаемой учебной дисциплине «Астрономия и навигация» основывается на компетентностном подходе. Самостоятельная работа способствует более эффективному достижению компетенций, формируемых в процессе учебных занятий по данной дисциплине. Применительно к дисциплине «Астрономия и навигация» это компетенции: а) универсальные, а именно: - общенаучные (ОНК): ОНК-1- готовность использовать полученные знания, навыки и умения при дальнейшем изучении специальных дисциплин специализации «физики космоса», «геофизика»; ОНК-2 - способность активно и целенаправленно применять полученные знания, навыки и умения для выбора тематики выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы и курсовых работ; ОНК-3 - готовность использовать основные сведения и законы учебной дисциплины «Астрономия и навигация», изученные методы на практике; - инструментальные (ИК): ИК-1 - готовность к решению практических задач по расчетам орбит КА и их орбитальных элементов; ИК-2 - готовность к обработке данных дистанционного зондирования и Космоса, а также астрономической информации; ИК-3- активное владение пользовательскими навыками для применения специализированных программных пакетов в области ДЗЗК; ИК-4 - готовность к проведению расчетов оптических систем; ИК-5 - готовность работать с информацией в области физики космоса из различных источников: отечественной и зарубежной научной периодической литературы, монографий и учебников, электронных ресурсов Интернет; ИК-6 - готовность работать с базами данных по астрономии и ДЗЗ. б) профессиональные: - профессиональные (ПК): ПК-1 Готовность использовать основные законы учебного курса в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров; ПК-2 Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в областях: физики космоса, астрономии, космической навигации, привлечь для их решения изучаемый физико-математический аппарат. Для освоения дисциплины «Астрономия и навигация» студентам необходимы знания по высшей математике (общие сведения и разделы «Интегральные и дифференциальные исчисления», «Функциональный анализ», «Линейная алгебра», «Аналитическая геометрия», «Уравнения матфизики», «Теория комплексного переменного», «Теория поля», «Теория вероятностей», «Математическая статистика»), физике (разделы «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Оптика», «Ядерная физика» «Лазерная физика»), информатике и программированию. При необходимости знания можно восполнить, обратившись к библиотечным фондам и информационным ресурсам Интернет. Рекомендуемая литература: 1. Абалакин, В.К. и др. Справочное руководство по небесной механике и астродинамике. М.: Наука,1975. - 286 с. 2. Астрономический календарь 2007 г.: переменная часть -. М.: Наука, 2006 г. 3. Астрономический календарь: постоянная часть. М.: Наука, 1981. - 698 с. 4. Астрономический ежегодник на 2008 г. М.: Наука, 2007. 5. Дубошин Г.Н. Небесная механика. Основные задачи и методы. 1984– 350 с. 6. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн; М.: Наука, 1986. – 836 с. 7. Королюк, В.С. Справочник по теории вероятностей и математической статистике/ В.С. Королюк, Н.И. Портенко, А.В. Скороход, А.Ф. Турбин; М.: Наука, 1985. – 640 с. 8. Ландсберг, Г.С. Элементарный учебник физики. 1 т. Механика/ Г.С. Лансберг; М.: Физматгиз, 2003. 9. Ландсберг, Г.С. Оптика/ Г.С. Лансберг; М.: Физматгиз, 2003. – 848 с. 10. Спутниковая связь и вещание. Справочник/ Под ред. Л.Я. Кантора; М.: Радио и связь, 1988. – 342 с. Содержание самостоятельной работы по учебной дисциплине включает:
Самостоятельная работа по дисциплине выполняется в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса на 5, 6 семестр (Прил. 1, 2). График предусматривает еженедельную самостоятельную работу по изучению теоретического курса, решение задач, выполнение практических заданий и оформление отчетов, а также в соответствии с графиком контроля освоения дисциплины предусматривает проведение промежуточного контроля в 5 семестре (5,10 и 16 недели) и 6 семестре (5, 10 и 17 недели). Итоговая аттестация – зачет (5 семестр), зачет и экзамен (6 семестр). 1. Структура самостоятельной работы Самостоятельная работа предполагает три основных вида занятий: 1. Изучение теоретического курса: выполняется самостоятельно каждым студентом после каждой лекции на основе конспекта (в том числе электронного) лекций с привлечением учебных (электронных) пособий и учебников, основной и дополнительной литературы, рекомендованных по учебной дисциплине; 2. Решение практических задач по индивидуальному заданию преподавателя – 16 задач, выданных каждому студенту индивидуально преподавателем по темам семинарских занятий согласно учебному графику, в процессе решения используется конспект (в том числе электронный) лекций, учебные (электронные) пособия и учебники, основная и дополнительная литература, рекомендуемые учебной программой, а также сборники задач, включая электронные; 3. Выполнение практических заданий по теоретическому моделированию физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и природных объектов – 12 заданий выдаются каждому студенту индивидуально и выполняются в компьютерном классе в соответствии с учебным графиком. При их выполнении используются конспект (в том числе электронный) лекций, учебные (электронные) пособия и учебники, основная и дополнительная литература, рекомендуемые данной программой, программные пакеты по обработке астрономических данных и данных ДЗЗК: Paint Shop Pro 4.0, KrasImage, Dinamic, Surfer 3.0, МАPINFO. Реализация видов самостоятельной работы в каждом модуле, а также формируемые компетенции, умения и знания приведены в табл. 2. Таблица 2 Структура самостоятельной работы в модульной системе
2. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса Изучение теоретического курса включает вопросы, изложенные в лекциях, и вопросы, вынесенные на самостоятельное освоение без нарушения логической целостности лекционного материала. Самостоятельное освоение научных знаний, расширяющих тему лекционного материала, – это одна из основных приобретаемых профессиональных компетенций. Необходимость изучения теоретических вопросов, вынесенных в самостоятельную работу, обусловлена самостоятельной подготовкой к лекциям, к семинарским занятиям и различным видам аттестации. Вопросы для самостоятельного освоения изучаются на основе лекционного, литературного или электронного информационного источника. Для самопроверки знаний предложен список тем теоретического курса и тестовых вопросов из банка тестовых заданий (табл. 3). Ниже приводятся темы теоретического курса и перечень вопросов, вынесенных на самостоятельное освоение. 5 семестр - (26 часов) Темы теоретического курса: |
Дипломного проекта/работы В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников... | Российской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:... | ||
Российской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:... | Сибирский федеральный университет А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин | ||
Сибирский федеральный университет Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | Исследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Сибирский федеральный университет Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | Сибирский федеральный университет «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо | Сибирский Федеральный университет Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | ||
Т. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о | Сибирский федеральный университет Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом... | ||
«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Общие положения Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал... | ||
«сибирский федеральный университет» Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Сибирский федеральный университет Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» |