А. Л. Евстигнеев, С. Н. Филипенков





Скачать 153.78 Kb.
НазваниеА. Л. Евстигнеев, С. Н. Филипенков
Дата публикации28.02.2015
Размер153.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы

ISBN 978-5-7262-1226-5. НЕЙРОИНФОРМАТИКА – 2010. Часть 1

А.Л. Евстигнеев, С.Н. Филипенков

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, Жуковский, Московская обл.

flysim-lii@mtu-net.ru
Адаптивная биотехническая система

управления летательным аппаратом

на основе БОС-методологии
Адаптивная биотехническая система (ABT S) для летательных аппаратов (ЛА) оценивалась на статическом пилотажном стенде (СПС) и на динамическом пилотажном симуляторе (ДПС) с целью выявления и использования ЭЭГ индикаторов психофизиологической нагрузки у летчиков в контуре биологической обратной связи (БОС) в случае моделирования наиболее напряженных пилотажных задач маневрирования при 20-40-минутных профилях тренировки на СПС. Количественный анализ результатов применения ЭЭГ в униполярных отведениях в качестве входного сигнала для формирования БОС позволил оценить уровень психической нагрузки по изменению спектральной мощности , , , и -ритмов.
Введение
На центрифуге (ЦФ) ЛИИ были проведены физиологические исследования по применению системы регистрации электроэнцефалограммы, предназначенной для решения эргономических задач построения перспективных биотехнических систем (БТС). В экспериментальной системе регистрации ЭЭГ использовались активные электроды в виде датчиков, разработанных в процессе исследовательских работ, выполненных в Научно-исследовательском институте авиационного оборудования (НИИАО) [1].

Для проведения исследований гондола ЦФ была дооборудована и за креслом испытателя на ДПС «Маневр-2» использовалась БТС с блоком фильтров, активной системой подавления помех и преобразователем аналогового сигнала в цифровой для последующей передачи на регистратор ЭЭГ сигналов. Структурная схема БТС была разработана в соответствии с "когнитивной" концепцией профессиональной среды летчика в кабине перспективного ЛА. Целью настоящей работы являлась апробация активных электродов в составе БТС на динамическом пилотажном стенде и определение ЭЭГ сигналов в случае моделирования наиболее напряженных пилотажных задач маневрирования.

Техническое описание БТС
Экспериментальная БТС, предназначенная для записи ЭЭГ, состояла из следующих основных элементов [4]: активные электроды регистрации поверхностных биопотенциалов мозга; блок фильтрации и усиления сигналов; система крепления накладных электродов на голове испытателя с метализированным защитным шлемом; системы обработки, преобразования и передачи данных на регистраторы в пультовую ЦФ.

На рис. 1 представлена схема монтажа БТС на центрифужном стенде и общий вид ДПС «Маневр-2» (см. рис. 1).

Рис. 1
Таблица 1
Технические характеристики БТС


Рабочий диапазон частот, Гц*

4-40*

Номинальное входное напряжение, мкВ

50

Коэффициент усиления, дб

100

Время восстановления, с

1

Коэффициент нелинейных искажений

1%

Входное сопротивление, МОм

5

Приведенный уровень шумов, мкВ

2

Коэффициент ослабления синфазного сигнала, дб

100


Примечание. Рабочий диапазон частот определялся задачей регистрации ЭЭГ в наиболее информативно значимом интервале компонентов ,  и  ритмов. -ритм и высокочастотный спектр ЭЭГ не анализировали по причине использования в экспериментальном устройстве двух узкополосных фильтров (40 и 50 Гц).
Экспериментальная система для регистрации ЭЭГ для авиационных стендов и тренажеров с БТС представляет собой медико-техническую систему съема электрофизиологических сигналов с кожных покровов головы испытателя (в том числе поверхностных биопотенциалов) с последующей их фильтрацией, усилением и передачей полученных данных на систему регистрации. Выполнение оператором целевой задачи по управлению абсолютным и относительным движением двух объектов при вращении на динамическом стенде заключалось в имитации алгоритмов профессиональных действий летчика на основе использования вычислительного комплекса стенда “Маневр-2”, сопряженного с органами управления и индикации на приборной доске кабины ЛА в гондоле ЦФ.

Регистрация биопотенциалов мозга производилась стандартным образом с поверхности кожных покровов головы испытателя с помощью: активных и индифферентного электродов для отведения ЭЭГ-сигнала в стандартных монополярных отведениях по международной системе 10/20 (Fs, Fd, Os, Od, Cs) и в лобно-затылочных биполярных отведениях с правого и левого полушарий головного мозга (см. рис. 2).


Рис. 2. Функциональная схема помехоустойчивой аппаратуры съема и предобработки ЭЭГ, где: 1 – голова человека, 2 – поверхностные электроды, 3 – индифферентный электрод, 4 – предварительный усилитель, 5 – аттенюатор, 6 – режекторный фильтр с F р = 50 Гц, 7 – фильтр низких частот F ср = 4 Гц, 8 – фильтр высоких частот F ср = 40 Гц, 9 – оконечный усилитель, 10 – регистратор
Для регистрации потенциалов мозга в условиях активных помех, существующих на динамических авиационных стендах и тренажерах, в том числе и на ЦФ, были созданы активные электроды, позволявшие производить съем усиленного ЭЭГ-сигнала с поверхности кожных покровов головы. На электроде крепился бескорпусный транзистор, обеспечивающий предварительное усиление сигнала [4, 9]. Конструктивно накладной активный электрод представлял собой неразъемную сборную деталь, состоящую из чашечкообразного металлического контактного элемента из латунного сплава, покрытого слоем серебра (диаметром 15 мм); монтажной платы из стеклотекстолита, на которой размещался предусилитель в виде бескорпусного транзистора КПС202Г-2. С целью обеспечения устойчивости к перегрузкам монтажная плата с радиоэлектронными элементами была залита эпоксидной смолой. Вывод электрических сигналов от монтажной платы каждого активного электрода осуществлялся при помощи гибкого многожильных проводов МГТФ-1,10, которые заканчивались трехполюсной контактной вилкой, подсоединявшейся к блоку фильтрации и усиления ЭЭГ-сигнала. Последний устанавливался за спинкой кресла. Для снижения сопротивления и обеспечения устойчивой регистрации ЭЭГ в конструкции электрода была предусмотрена втулка с отверстием для ввода электродной пасты. На рис. 3 дан общий вид СПС тренажера с использованием в БТС шапочки с активными электродами (слева) и защитного шлема (справа) с зафиксированными активными электродами.

Рис. 3. Общий вид стационарного варианта стенда БТС
Для контроля качества сигнала от БТС при вращении на ЦФ использовались каналы регистрации со следующими параметрами (табл. 2).
Таблица 2
Каналы регистрации


Рабочий диапазон частот, Гц

1-100

Диапазон напряжения входного сигнала, мкВ

10-1000

Максимальная чувствительность самописца-регистратора, мм/100 мкВ

20

Чувствительность к синфазному сигналу, мм/100 мкВ

не более 20

Приведенный уровень шума, мкВ

не более 20

Коэффициент нелинейных искажений

0,1%


В силу ограниченности общего количества измеряемых одновременно медицинских параметров при вращении на ЦФ, сравнение технических возможностей экспериментальной БТС и штатной системы регистрации ЭЭГ производилась только по 8 каналам (четыре канала для экспериментальной БТС и другие четыре для штатной системы) [1, 4, 9].
Методика физиологических экспериментов
В процессе подготовки обследуемого к эксперименту на ЦФ фиксация электродов производилась при помощи гарнитуры крепления и медицинского клея. Для исключения электромагнитных помех на голову испытателя одевался специальный эластичный шлем из металлизированной ткани с натяжным замком в области подбородка. Последний обеспечивал надежный контакт электродов с кожными покровами головы и исключал их смещение на протяжении всего времени эксперимента при выполнении профессиональных по управлению ЛА и использовании оператором защитного шлема, кислородной маски и противоперегрузочного костюма. После размещения испытателя в имитаторе кабины ЛА производилось подключение кабельной линии к аналоговому блоку обработки и к регистратору ЭЭГ-сигнала. Измерение биопотенциалов мозга и регистрация ЭЭГ производилась в двух диапазонах полосы частот f1=1-100 Гц (полная ЭЭГ) и f2=4-40 Гц. При вращении на ЦФ и сразу же после его окончания регистрировали также контрольную ЭЭГ в стандартных монополярных отведениях по международной системе 10/20 (Fs, Fd, Os, Od).

Вращение на динамическом центрифужном стенде начиналось после того, как врач-физиолог убеждался в устойчивости сигнала к электромиографическим помехам и достоверности регистрируемой ЭЭГ при следующих функциональных пробах: “глаза закрыты”, “глаза открыты”, “глаза влево”, “глаза вправо”, “круговые движения глаз”, “частое моргание”, “зубы сжаты”, “зубы разжаты”, “движение мышц лба”, “мышцы лица и шеи напряжены”, “мышцы ног и рук напряжены”, “движения правой и левой рукой поочередно”, “упор в правую и левую педаль поочередно”. В указанных пробах также выставлялся необходимый уровень усиления сигнала при его регистрации на самописец. Профиль перегрузок воздействовавших на организм человека при вращении на ДПС «Маневр-2» представлен на рис. 4.

На фоне выполнения испытателями и опытным летчиком операций с органами управления во время моделирования маневра ЛА на организм человека реально воздействовали перегрузки в направлении “голова-таз” в диапазоне 2, 5 и 9 единиц (площадками по 20 с на каждой перегрузке при скорости их нарастания  1 ед/с). Параллельно с работой испытателей ручкой управления самолета, ручкой управления двигателями и ножными педалями по управлению маневрированием ЛА производилась непрерывная регистрация ЭЭГ.


Рис. 4. Профиль перегрузок, развиваемых при вращении на центрифужном стенде

во время моделирования маневров летательного аппарата при отработке БТС
Результаты и обсуждение
На рис. 5-8 приведены записи ЭЭГ при различных видах мышечного напряжения во время воздействия на обследуемого продольных перегрузок 2, 5 и 9 единиц в направлении “голова-таз”, которые подтверждают достаточное для исследовательских целей качество регистрации потенциалов мозга. Как следует из визуального сравнения представленных фрагментов ЭЭГ, зарегистрированных штатной системой, с синхронными записями при помощи экспериментальной БТС, полученные результаты свидетельствуют о том, что при регистрации полной ЭЭГ в диапазоне 1-100 Гц (верхняя кривая на представленных иллюстрациях) удается выявить следующие ритмы: -  (1-4 Гц),  (4-8 Гц),  (8-13 Гц) и  (13-30 Гц). Однако из-за сильного воздействия помех сигнал полной ЭЭГ практически не пригоден для последующей автоматизированной обработки с применением математических методов анализа (спектрального анализа с дискретным преобразованием Фурье, авто- и кросскорреляционного анализа). В случае фильтрации в более узком диапазоне частот 4-40 Гц при регистрации с помощью БТС (нижняя кривая на всех представленных иллюстрациях) надежно выявляется высоко амплитудный -ритм совместно с  и  ритмологическими компонентами ЭЭГ. Данный ЭЭГ-сигнал можно использовать для автоматизированной обработки. Подобный вариант выделения -ритма с окружающими  и  ритмологическими компонентами является наиболее перспективным методом по данным ряда отечественных и зарубежных авторов, пригодным для оценки функционального состояния и мониторинга работоспособности летчика в наиболее сложных условиях пилотирования ЛА при действии ускорений и больших перегрузок [2, 3, 6, 7, 8, 10, 11]. После оцифровки ЭЭГ, зарегистрированной в течение 20-секундной площадки на перегрузках от 2 до 9 единиц, был выполнен спектральный анализ ритмов ЭЭГ на персональной ЭВМ с помощью программы быстрого преобразования Фурье. Спектральная функция ЭЭГ на перегрузках от 2 до 5 единиц статистически значимо не отличалась от исходной, полученной до вращения на ЦФ.

Усредненные по всем испытателям-добровольцам результаты спектрального анализа действия перегрузки 2-5-9 единиц представлены на рис. 9.

Рис. 5. Фоновая регистрация ЭЭГ в левом лобно-затылочном монополярном отведении при 1 G: “глаза закрыты» во время “движения правой и левой рукой поочередно”, а затем “упора в правую и левую педаль поочередно”, где вверху показана ЭЭГ, зарегистрированная штатной системой, а внизу приведена запись ЭЭГ с помощью экспериментальной БТС

Рис. 6. Регистрация ЭЭГ в левом лобно-затылочном монополярном отведении при перегрузках 2 единицы: “глаза открыты” во время “движения правой и левой рукой поочередно”, а затем “упора в правую и левую педаль поочередно”, где вверху показана ЭЭГ, зарегистрированная штатной системой, а внизу приведена запись ЭЭГ с помощью экспериментальной БТС

Рис. 7. Регистрация ЭЭГ в левом лобно-затылочном монополярном отведении при перегрузках 5 единиц: “глаза открыты” во время “движения правой и левой рукой поочередно”, а затем “упора в правую и левую педаль поочередно”, где вверху показана ЭЭГ, зарегистрированная штатной системой, а внизу приведена запись ЭЭГ с помощью экспериментальной БТС

Рис. 8. Регистрация ЭЭГ в левом лобно-затылочном монополярном отведении при перегрузках 9 единиц: “глаза открыты” во время “движения правой и левой рукой поочередно”, а затем “упора в правую и левую педаль поочередно”, где вверху показана ЭЭГ, зарегистрированная штатной системой, а внизу приведена запись ЭЭГ с помощью экспериментальной БТС
Как следует из графиков ЭЭГ, индикаторами гравитационного стресса при моделировании пилотажных перегрузок на площадках 5 и 9 единиц G (длительностью 20 с каждая) являлись высокая и активность при нормальной и сниженной -активности. Мощность -ритма, также как и соотношение мощности / составляющих спектральной функции, относительно возрастало лишь при визуальном контроле испытателями собственных двигательных актов и операций слежения за целью. Однако, была выявлена отрицательная корреляция между -индексом и качеством сенсомоторных реакций в задаче слежения, в том числе, при ухудшении координации и дезинтеграции психофизиологических реакций в задаче управления объектом в моменты пространственной дезориентации и в состоянии, близком к наступлению перегрузочной потери сознания. Однако, как следует из рис. 10, нам не удалось выявить статистически значимых различий в ЭЭГ показателях между опытным летчиком-испытателем и новичком, впервые участвовавшем в исследованиях. Но наличие одновременно двух пиков -ритма в диапазоне 1-2 Гц отмечалось только у опытного оператора, хотя оно и не было статистически значимым, т.к. в исследованиях с БТС ЭЭГ фильтровалась в диапазоне частот 4-40 Гц (рис. 10).Спектральный анализ подтвердил снижение работоспособности операторов при появлении на высоких перегрузках -ритма с пиком на частоте 4 Гц и сохранении  ритма с пиком на частоте 10 Гц.

Р
ис. 9. Средние значения мощности спектральной функции ЭЭГ в нормальных условиях (1G) и при операторской деятельности во время нарастания перегрузки в направлении голова - таз (+2+5+9 Gz)
Следует отметить, что в большинстве современных исследований ЭЭГ в полете на ЛА и при тренировках на динамических пилотажных стендах аналогичные изменения спектральных характеристик с увеличением мощности -и -ритмов также имеют высокую корреляцию с ухудшением функционального состояния ЦНС и снижением работоспособности оператора при решении сложных задач маневрирования на ЛА [5-8]. Усиление мощности  и -ритма, наблюдавшееся в наших исследованиях, рядом авторов [4, 9, 11] считается характерным для наиболее сложных операций взлета и посадки ЛА. В некоторых исследованиях - и -ритмы также отмечаются перед потерей сознания в результате воздействия высоких перегрузок [7, 8].

Рис. 10. Сравнение результатов спектрального анализа ЭЭГ при выполнении операторской деятельности опытным летчиком-испытателем и добровольцем новичком по моделированию пилотирования ЛА при перегрузке 9 единиц
В физиологических экспериментах на ЦФ ЛИИ не наблюдалось достоверных изменений мощности и частоты -ритма под действием гравитационного стресса в диапазоне от 2 до 9 единиц G на протяжении всей циклограммы моделирования полета, но при нарастании перегрузки в диапазоне 5-9 единиц всегда имело место усиление мощности - и -ритма. В докладе специалистов ГНИИИ Военной медицины [6] по требованиям к создаваемой бортовой автоматизированной системе опасного состояния при действии пилотажных перегрузок определены следующие предельные изменения показателей ЭЭГ: сдвиг частоты пика -ритма за пределы диапазона 8-13 Гц, а также появление  и  ритмов. И.Б. Ушаков, М.Н. Хоменко, М.В. Дворников и соавт. [6], А.Ф. Изнак и соавт. [2, 11] в летных исследованиях, а также А.Ф. Хижун. [5] в наземных экспериментах обнаружили, что вспышки -ритма, изменение его декремента затухания и любые смещения его спектральных показателей соответствуют эпизодам снижения качества слежения и грубым ошибкам операторской деятельности в экстремальных условиях.

В итоге, в современных исследованиях ЭЭГ в полете на высокоманевренных ЛА и при тренировках на динамических пилотажных стендах наибольшее внимание должно уделяется динамике спектральных характеристик ЭЭГ с появлением мощных  и  ритмов, которые обнаруживают высокую корреляцию с измененным состоянием ЦНС при решении сложных задач пилотирования ЛА [7, 8, 11]. Благодаря использованию активных электродов, усиливавших ЭЭГ-сигнал, а также с помощью фильтрации ЭЭГ в рабочем диапазоне частот БТС, исключалось большинство физических артефактов: электромагнитные поля естественного или промышленного происхождения, физиологические помехи (потенциалы, вызванные глазодвигательной активностью, мышечной деятельностью оператора и работой его сердца). По сравнению со штатной методикой регистрации ЭЭГ разработанная система более надежна и хорошо адаптирована к применению защитного снаряжения летчика, что позволяет рекомендовать ее к применению в медико-биологических исследованиях в авиационно-космической области. Результаты экспериментов на ЦФ с активными электродами для регистрации ЭЭГ у летчиков при моделировании близких к реальным условиям профессиональной деятельности показали перспективность использования активных электродов. За рубежом в XXI веке создано третье поколение активных электродов датчиков, например, система Acti Cap фирмы Brain Products Gmbh. Авиастроительные фирмы США и Франции в настоящее время создают системы регистрации биопотенциалов мозга и сердечной мышцы летчика и проводят с их помощью многочасовое мониторирование профессиональной деятельности членов экипажей ЛА в полете с целью изучения работоспособности в экстремальных условиях [7, 8, 10, 11].

Исследования в данном направлении, начатые ЛИИ совместно с НИАО, продолжают оставаться актуальными. Однако необходимо выполнить большой объем НИР и ОКР по ликвидации технологического отставания в области создания и применения портативных ЭЭГ регистраторов и анализаторов для натурных исследований профессиональной деятельности членов экипажей ЛА. Только после этого возможно создание конкурентно способной авиационной техники нового поколения, обеспечивающей эффективное пилотирование ЛА и высокую степень надежности профессиональных действий по реализации целевой задачи полета.
Заключение
Результаты настоящего исследования свидетельствуют об оптимальности использования активных электродов для надежной регистрации ЭЭГ у летчиков. При пилотировании спектральные характеристики -, - и -ритма ЭЭГ являются крайне чувствительными как к физическим перегрузкам от воздействия линейных ускорений, так и к психическим нагрузкам по управлению ЛА. Диапазон частот ЭЭГ в пределах 1-13 Гц вполне может обеспечить оценку сложности умственной деятельности пилотов. Уровень исходной летной подготовки не повлиял на характеристики ЭЭГ при моделировании маневренного полета с высокими гравитационными перегрузками. Для выявления вклада гравитационного стресса в психофизиологическую нагрузку от летной деятельности необходимо продолжить исследования с привлечением опытных летчиков.
Список литературы


  1. НИИ авиационного оборудования 25 лет. М., 2008. С. 10-17.

  2. Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. Л.: Медицина, 1979. 199 с.

  3. Изнак А.Ф., Чаянов Н.В. Экспресс-диагностика функционального состояния оператора в процессе профессиональной деятельности. Тезисы докладов III Всесоюзной конференции “Экстремальная физиология, гигиена и средства индивидуальной защиты человека”. М., ИБФ МЗ СССР, 1990. С. 471.

  4. Евстигнеев А.Л., Филипенков С.Н., Клочков А.М., Василевский Н.Н. Применение активных электродов для регистрации биопотенциалов мозга у летчика при гравитационном стрессе в исследованиях на центрифуге. Альманах клинической медицины, т. XVII, ч. I, М., 2008. С. 168-172.

  5. Евдокимов В.М., Каплин Ю.А., Клочков А.М., Филипенков С.Н., Софин В.А., Шангин В.А. Повышение переносимости перегрузок и безопасность полетов. Тезисы докладов XI конференции «Космическая биология и авиакосмическая медицина». М., 1998, т.1. С. 256-257.

  6. Ушаков И.Б., Хоменко М.Н., Дворников М.В., Вартбаронов Р.А., Черняков И.Н., Степанов В.К., Сухолитко В.А., Шишов А.А., Усов В.М. Бортовая активная система обеспечения безопасности полета. В кн.: Актуальные проблемы авиационной и космической медицины. Материалы всеармейской научной конференции посвященной 45-летию кафедры авиационной и космической медицины ВМА. Санкт-Петербург, 2003. С. 71-73.

  7. Dussault C., Jouanin J-C., Guesenec C.Y. EEG and ECG changes during selected flight sequences. Aviat. Space Environ. Med., v. 75, N 10, 2004, p. 889-897.

  8. Dussault C., Jouanin J-C., Philippe M., Guesenec C-Y. EEG and ECG changes during simulator operation reflect mental workload and vigilance. Aviat. Space Environ. Med., v. 76, N4, 2005. Р. 344-351.

  9. Evstigneev A.L., Filipenkov S.N., Klochkov A.M., Vasilevsky N.N. The EEG indicators of mental workload in pilots during the dynamic flight simulation on the human centrifuge. The International Journal of Psychophysiology, 2008, v. 69, No. 3. Р. 299.

  10. Hankins T.C., Wilson F.G. A comparicion of heart rate, eye activity, EEG, and subjective measures of pilot mental workload during flight. Aviat. Space Environ. Med., v. 69, N 3, 1998. Р. 360-367.

  11. Iznak A.F., Chayanov N.Y., Akimenkov A.V. Human EEG alpha during simulated and real jet-plane piloting. Abstracts of the First International Aerospace Congress (IAC’94) “Theory, Applications, Technologies”, Moscow, 1994. Р. 52-53.




УДК 004.032.26(06) Нейронные сети

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Л. Евстигнеев, С. Н. Филипенков iconИнформация о работе музея «Курская битва»
В этот день ветераны Великой Отечественной войны участники Курской битвы провели экскурсии в музее для учащихся 5-9 классов. Среди...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск