Скачать 160.82 Kb.
|
«Литературный калейдоскоп: Чтение для хорошего настроения» Обзор литературно-художественных журналов за 2014 год ДРУЖБА НАРОДОВ Роман Анастасии Ермаковой в «Дружбе народов» (№1/2014) «Пластилин» - это роман о современных детских домах в России, о детях и волонтёрах, о том, как трудно усыновить ребёнка, а, наконец, усыновив, почти невозможно жить с ним бок о бок и любить его как своего… Писать роман автор начала два года назад, задолго до того, как тема стала популярной на фоне трагических историй с американскими усыновителями и законом Димы Яковлева. Георгий Гратт. Свинцовый дирижабль: Повесть (Дружба народов, 2014, № 4) Полупритча-полуанекдот о школьниках и их учителях, вдохновленных разговорами об английской хард-рок-группе 1970-х годов Led Zeppelin, название которой можно перевести именно так, как названа повесть. Они отправляются в полет на таковом дирижабле, а кульминацией полета оказывается остановка в пути, где-то на востоке, в некоем уединенном поселении, где строгая религиозная жизнь устроена по зонно-лагерному принципу. У ярославского прозаика повесть получилась на тему о свободной вере, творящей чудеса, и вере по принуждению, обрекающей на рабство. ЗВЕЗДА В «Звезде» (№1/2014) печатается пьеса Михаила Зощенко под названием «Маленький папа». Комедия написана Михаилом Зощенко в 1942 году в период алма-атинской эвакуации. И хотя она упоминается в хронологической канве жизни и творчества писателя, текст её до последнего времени оставался неизвестным. Ни на сцене, ни в печати она не появлялась. Пьеса «Маленький папа» сохранилась в Российском государственном архиве литературы и искусства в виде машинописного экземпляра с незначительной авторской правкой. В «Маленьком папе» М. Зощенко едва ли не первым в русской литературе тех лет затронул тему сопутствующей войне детской бездомности. Игорь Ефимов. Бунт континента: Исторический роман (Звезда, 2014, №№ 3, 4) Беллетризированная история революции в Америке, положившая начало существованию США. Никаких мистических волков. Трезво, четко, пластично. Точечные эпизоды из жизни основных деятелей эпохи. Ключевые моменты. Ворох полезных цитат из документов. Звезда № 7,8, Андрей Иванов. Исповедь лунатика. Роман. «Исповедь лунатика» - заключительная часть скандинавской трилогии автора. Первые части - роман «Путешествие Ханумана на Лолланд» вошёл в короткий список премии «Русский Букер», а роман «Бизар» — в длинный список «Национального бестселлера». В седьмом номере журнала опубликовано начало произведения. Герой романа вернулся из своего неудачного путешествия в Европу, отсидел в эстонской тюрьме, отлежал в эстонской психбольнице и вернулся домой, к маме. Работать он по-прежнему не хочет, оправдываясь незнанием эстонского языка, учить который он тоже не хочет, целыми днями вспоминает своё бегство в Европу и мечтает оказаться там вновь. Образ героя крайне непривлекателен. Ему уже за тридцать, а он всё ещё никто, и в какой-то мере даже гордится этим. Можно ли его назвать представителем «потерянного поколения» 90-х? Нет потерянных поколений. Какой бы ни был год рождения, абсолютное большинство людей рано или поздно взрослеет, перестаёт носить драные джинсы и вытянутые майки, обзаводится семьёй и работой, перестаёт совершать необдуманные поступки, поскольку прежде всего думает о близких. Но всё же о некоторых вещах рассуждения героя заставили задуматься, кое-что пересмотреть, кое на что обратить особое внимание. Сергей Стратановский. Записки декабриста. (№7) Сергей Георгиевич Стратановский – известный поэт, эссеист, автор многочисленный книг. Эссе посвящено жизни одного из декабристов, связанного с Южным обществом и принимавшем участие в восстании Черниговского полка на Украине. Герой произведения рассказывает не только о своем революционерстве, но и об истории, случившейся с его невестой – девицей Мансуровой. Рассказ о том, как девушка, с которой он был помолвлен, отреклась от него. Один из героев повествования – старец Серафим Саровский. В № 9 "Звезды" опубликован роман Марка Харитонова "Джокер, или Заглавие в конце".Потерявший себя во времени герой много размышляет о причинах этой потерянности, утрате связей с современностью. Герою романа около 60 лет, филолог, живущий в большей степени в литературном пейзаже, чем в реальной жизни. Благодаря случайности его приглашают вести семестровый курс литературы в престижный университет, сюжет как раз и стоится на его взаимоотношениях со слушающими курс студентами: "После каждого занятия оставалось чувство, что не возникало у меня с этими молодыми людьми не то что контакта — если угодно, резонанса. Как будто настроены были на разную частоту". ЗНАМЯ Январский номер журнала "Знамя" за 2014 год привлекает именем маститого автора. Алексей Слаповский один из самых интересных, современных и проницательных прозаиков. Его новый сценарий так незатейливо и называется: «Сценарий». Герой — писатель, сочинитель сериалов для телевидения, мучается над созданием сериала — таким, чтобы угодить всем: невзыскательному зрителю и очень взыскательному телевизионному начальству. Сюжеты — выдуманные и реальные — переплетаются, остроумная игра держит и героя, и читателей в азартном напряжении. В этом же номере вышло автобиографическое эссе Надежды Венедиктовой «Маргинал». Эти «культурологические раскопки, как назвала их автор, по своей сути - исповедь, но в обновленной художественной форме. В ее основе умение осознавать свою жизнь почти ежесекундно. Маргинальность, по словам автора, была задана с детства, прошедшего в закрытом научно-техническом городке, откуда выпускали по пропускам. Отец Н. Венедиктовой – физик, работал в одном из НТИ и создавал приборы связи для космоса и атомных подводных лодок. «Он внушал нам с братом, что на гипотетический вопрос посторонних о его работе мы должны отвечать, что он делает зубочистки». Смола О. Давайте поверим поэту (страницы из дневника) / Олег Смола // Знамя. 2014. № 1. С. 153-178. Олег Петрович Смола родился в Георгиевске Ставропольского края в 1934 году. Автор говорит, что его жена и дети не раз просили запечатлеть на бумаге для внуков и правнуков то, что он рассказывал о своей жизни, — написать что-то вроде семейной книги. Олег Петрович старается писать о том, что пережил сам. Ответственную роль автор отводит частным свидетельствам лиц, свободных от казенной пропаганды. Насколько возможно многочисленные и разнообразные, они, эти свидетельства, послужат основой для создания мало-мальски объективной истории России XX века. Зорин, Л. Памяти Безродова: повесть; Стук колотушки: монолог Знамя.- 2014. - № 2. - С. 8-46. Леонид Зорин — постоянный автор «Знамени». С публикацией повести «Памяти Безродова» и монолога «Стук колотушки» число напечатанных в журнале сочинений достигнет двадцати восьми. Леонид Зорин представил на суд читателей повесть «Памяти Безродова» и монолог «Стук колотушки». Переплетение судеб двух русских писателей разных поколений составляет содержание первой повести. Герой монолога «Стук колотушки» - провинциальный юноша, отважившийся завоевать Москву. Наверное, и вправду «Бог его любит», поскольку ему везет, несмотря на катастрофическую неуместность затеи: явиться в столицу в разгар чудовищного мракобесия и государственного антисемитизма. Бочков, В. Теннис по средам : рассказ//Знамя.-2014.-№2. Рассказ живущего в Вашингтоне писателя погружает читателя в атмосферу русской эмиграции в Америке. Проблемы людской психологии и пересечение судеб, впрочем, мало зависят от географии. Стяжкина Е. Развод: повесть / Елена Стяжкина // Знамя. 2014. № 3. С.74-95. Данная повесть – о распаде тридцатилетнего брака крупного чиновника, усвоившего жесткие правила номенклатурного бытия, и бывшей крестьянки, так и не сумевшей вписаться в эти правила. Макушинский А. Пароход в Аргентину : роман / Александр Макушинский // Знамя. – 2014. - № 3. - С. 6-68. Роман Алексея Макушинского «Пароход в Аргентину» по времени действия охватывает практически весь ХХ век. Место действия романа – Прибалтика, Россия, Франция, Аргентина. Герой романа – некий безымянный «я» - пишет историю жизни архитектора Александра Воскобойникова (персонаж вымышленный). Собирая документы о своём персонаже, он попутно знакомится и с судьбой друга детства Воско (как его зовут на Западе) Владимира Граве. Очень по-разному сложились судьбы двух друзей, детство которых прошло в Латвии. Александр Воско юношей сражался против советской власти, потом эмигрировал. Владимир Граве остался в СССР, во время войны попал в плен, был за это репрессирован, и смог вырваться из СССР лишь в начале 50-х. Вновь они встретились в начале 50-х в Аргентине, вернее, на пароходе, плывущем в Аргентину. У обоих там начался новый этап в жизни – новая работа, новые жёны, новые дети. Судьбы друзей описаны автором не сказать, чтобы очень подробно, но понятно самое главное – век-людоед переехал их очень основательно, как и многих их современников. Собственно, роман именно об этом – о срезе времени, которое, несмотря на свою жестокость, было их жизнью. Нилин А. Поверх заборов. Из романа частной жизни / Александр Нилин // Знамя. – 2014. - № 4. – С. 6-51. Александр Павлович Нилин – прозаик. Живет в подмосковном Переделкине. Как называет сам автор – «из романа частной жизни». Интересно прежде всего тем, что Александр Нилин – сын известного советского писателя Павла Нилина («Жестокость», «Дурь», «Впервые замужем» и др.). Быт посёлка литераторов Переделкино, знакомые имена – Фадеев, Охлопков, Афиногенов и т.д. Мемуарную прозу всегда читать интересно Жилин М. Последние месяцы плена / Михаил Жилин // Знамя. – 2014. - № 5. – С. 158-173. Михаил Анатольевич Жилин родился в 1903 году в селе Мухино Вятского уезда в семье священника и учительницы младших классов гимназии. После окончания МВТУ им. Баумана был направлен на Тормозной завод им. Кагановича, где к началу войны служил в должности главного конструктора. В 1941 году ушел в ополчение, был в плену с 1941 по 1945 годы, прошел через ряд лагерей для военнопленных, о чем и написал эти воспоминания. Рукопись под названием «В фашистской неволе» представляет собой 281 страницу машинописного текста. Она делится на части, соответствующие топографии и хронологии передвижения автора от пересылочного лагеря в Белоруссии до лагерей на территории Германии. Всего частей восемь. Журнал «Знамя» публикует две последние части рукописи, содержащие больше всего малоизвестных сведений о Великой Отечественной войне. Киров, А. Караван душ: повесть //Знамя.-2014.-№5. Образ самой Великой отечественной войны встает из повести Александра Кирова. Здесь как бы реконструируются дневники немецких и советских солдат : диверсионную группу немцев забрасывают в болота в районе Каргополя. Для уничтожения ее туда же направляется небольшой отряд курсантов. Арро, В. Вот эта улица: рассказ // Знамя.-2014.-№5. Рассказ о блокаде Ленинграда, пережитой 9-10-летним мальчиком, наделенным острым зрением и слухом, сохранившим до мельчайших деталей впечатления 70-летней давности. Прашкевич, Г. Иванов-48 : повесть //Знамя.-2014.-№6. Действие повести происходит в сибирском городе, коммунальные квартиры которого мало отличаются от столичных. И те же мечты, ожидания, смешанные с тревогой. Журналиста, автора незаконченной повести, главы которой он отсылает по почте Сталину, как и его соседей, Француженку и Полярника, арестовывают. В эпилоге автор признается, что всю эту историю он услышал от самого Иванова, приходящегося ему дядей. Заборов Б. То, что нельзя забыть : повесть / Борис Заборов // Знамя. – 2014. - № 6. – С. 96-116. Борис Заборов — художник. Жил и работал в Минске. С 1981 года живет в Париже. Спектр профессиональных интересов — живопись, скульптура, станковая и книжная графика, гравюра, театральный костюм и сценография. Работы выставлялись и находятся в коллекциях крупнейших галерей и музеев Франции и Италии, Англии и Германии, Японии, США и России. В 2010 году в издательстве «Вита Нова», СПб., вышла книга «Цепь случайностей, или Судьба», в которой представлены живопись и проза Бориса Заборова. В журнале «Знамя» (2012, № 11) был напечатан рассказ «Ядя. Повесть относится к разряду автобиографий. В основном, речь идет о конце 50-х—начале 60-гг. минувшего века. Поступление провинциального юноши в Академию художеств в Ленинграде и первые годы учения. Но не только об этом — немало страниц о любви, как неудачной, так и счастливой, о мистических совпадениях, которые случались в жизни автора. ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА № 1,2 печатается повесть классика немецкой литературы ХХ столетия Эрнста Юнгера «Африканские игры». Обыкновенная история: под воздействием книг мечтательный юноша бежит из родных мест за тридевять земель на поиски подлинной жизни. В данном случае, из Германии в Марсель, где вербуется в Иностранный легион, укомплектованный, как оказалось, форменным сбродом. Новобранцы-наемники плывут в Африку, куда, собственно, герой повести и стремился. Далее события развиваются уже в Африке, где все происходит, как по писаному: казарменные будни, знакомства с экзотическими личностями, неудачное дезертирство и, наконец, - счастливое возвращение под отчий кров, благодаря отцовским хлопотам. Но за этой читаной-перечитаной робинзонадой встает всегда насущная тема – инициация молодого человека.
Роман «Смерть на фуршете» Натальи Кременчук опубликован в «Москве» (№1 2014). Героиня романа Ксения встречает старого знакомого, который приглашает ее на фуршет. Данное торжество посвящено церемонии награждения «Национальная литературная премия. 15-е присуждение». Ксения попадает в литературное общество с большим количеством людей. Фамилии некоторых уже знакомы ей, а некоторые слышала впервые. Героиня романа косвенно становится свидетелем преступления, которое произошло на фуршете. Леванина Н. Постольку-поскольку : рассказы / Наталья Леванина // Москва. 2014. № 3. С. 115-120. Наталья Юрьевна Леванина – прозаик, литературовед, литературный критик. В первом рассказе неожиданная встреча зрелого мужчины и экстравагантной женщины, бывших раньше знакомых, дала ему возможность задуматься над своей жизнью и сделать выбор: можно ли позволить себе свидание с той, давней знакомой, или ничего уже не менять. В рассказе «Постольку-поскольку…» идет повествование о самодостаточной, успешной женщине, которая счастлива рядом с мужчиной, и не важно, что он лишь ее водитель. Кондрашов А. Гений совка : роман / Александр Кондрашов // Москва. 2014. № 4. С. 33-129. Александр Иванович Кондрашов окончил Школу студию МХАТ, около 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио. В настоящее время редактор «Литературной газеты». События, описанные в романе, очень знакомы автору. Один из главных героев работает на радио ведущим, другой – врач, его жизнь тесным образом переплетена с людьми разных творческих профессий. Эти герои случайно встречаются, и что из этого получается, вы узнаете, когда прочитаете роман. Курносенко, В. Совлечение бытия : роман / В. Курносенко // Москва. – 2014. - № 5. – С. 66-146. Главная тема его творчества - мучительный, бескомпромиссный поиск смысла жизни человека, поиск Бога - с особой пронзительностью звучит в завершённом писателем незадолго до его смерти. Попов. М. Колыбель : роман / М. Попов // Москва. – 2014. - № 5,6,7,8. – С. 43-135. В новом романе Михаила Попова «Колыбель» рассказывается о том, как два наших соотечественника терпят кораблекрушение и попадают на неизвестный остров к дикарям. Постепенно наши герои там обживаются и устанавливают свои порядки. МОСКВА №7.Александр Мардань. Последний герой. Повесть. В предисловии автор пишет: «Эта история случилась в городе, в областном центре когда-то могучей и как казалось нерушимой державы, которая в одночасье распалась на полтора десятка стран поменьше, отчего областной статус города стал даже весомее. События эти произошли для кого-то давно, а для кого-то совсем недавно. Ведь время для каждого течет по-своему. Прошли годы, поменялась мода, появились другие праздники, выросли цены и повзрослели дети. Изменились ли мы? Вряд ли. Хотя с стороны виднее…». В повести показана история дома, который в конце концов был снесен, а также история его обитателей. НЕВА Еграшов А. Вчерашние люди: рассказ / Андрей Еграшов // Нева. 2014. № 3. С. 126-134. Рассказ от первого лица, находящегося в гостях у родственников. Повествуется о бабушке Насте, из-за которой, собственно, гость специально сюда прикатил для сбора необходимого материала. Бабушка вспоминает прошлое, а слушатель параллельно сравнивает: как оно сейчас происходит. Рябов К. Спаси и сохрани : роман / Кирилл Рябов // Нева. 2014. № 4. С. 8-88. Роман хочется отнести к жанру фантастики. Ничего хорошего не случится. Из этого мира нет ни одного выхода, кроме… смерти, которая необратимо настигает тебя. Все, исключительно все, в этой повести обездолены, одиноки, брошены, раскиданы друг от друга на километры, словно покинутые деревни, и жизнь этих всех людей какое-то упрямое дожитие, лишенное всякого смысла. Проза упруга, действие не останавливается ни на мгновение, сюжетно все выстроено, сцеплено. Хотя после прочтения остается тяжелое послевкусие. Лорченков, В. Возвращение в Афродисиас : роман / В. Лорченков // Нева. – 2014. - № 5. – С. 9-87. Новый роман В. Лорченкова – это смесь из путевых заметок по городам Турции, детективной истории и любовной линии. Написано с юмором и иронией. «От веселья - к грусти, от хулиганства - к глубине мысли, от ёрничания - к высокому стилю ведёт Владимир Лорченков свой разговор с читателем. Но всегда непредсказуемо, а значит, и очень интересно.
Новый мир Ионова М. Песня: повесть / Марианна Ионова. // Новый мир. 2014. № 1. С. 72-107. У повести две героини из двух как бы параллельных сюжетов: молодая женщина-искусствовед, преподающая детям историю искусства, и молодая писательница, в частности навещающая больных в психиатрической лечебнице; и, соответственно, – два героя: немногословный резчик по дереву из мемориальной подмосковной усадьбы с храмом и театральный художник, регулярный пациент психиатрической лечебницы, жестоко избитый в молодости, но успевший увидеть некое важное для него предзнаменование; мотив же этого в сюжетном отношении сложно выстроенного повествования один – поиски героев повести своего пути к Богу и Церкви. Владимир Новиков. Пушкин. Опыт доступного повествования. Фрагменты. Журнал «Новый мир» 2014 год № 3 Книга «Пушкин» Владимира Новикова готовится к выходу в малой серии «ЖЗЛ». В журнале представлены главы из этой книги. Автор пообещал дать общедоступное, краткое и внятное изложение биографии Пушкина без разного рода филологических концептуальных наворотов и обещание свое не выполнил: написал кратко, выразительно, но при этом - со своей интонацией, своим дыханием, иными словами, вполне концептуальная филологическая проза. Губайловский, В. Точка покоя : роман / В. Губайловский // Новый мир. - 2014. - №4. - С. 7-81. Продолжение романа «Учитель цинизма», напечатанного в «Новом мире» в 2012 году (№№ 7, 8) Один из его мотивов – история поколения, становление которого пришлось на смену исторических эпох . Герой романа и круг его друзей сформированы существовавшим в постсоветские времена противостоянием представителей новых поколений стилю и нормам жизни советского социума. И вот социальное узилище для героев закончилось. Все они оказываются на свободе. И теперь каждому, уже в одиночку, нужно выяснять для себя: что такое жизнь, что такое смерть, любовь, твоя работа Сенчин, Р. Чернушка. Из книги «Зона затопления» / Р. Сенчин // Новый мир. – 2014. - № 4. - С. 87-112. «Распутинская» повесть Сенчина про последний день, а потом последнее утро в деревне перед тем, как ее затопит водохранилище при запускаемой в строй электростанции. Героиня, семидесятипятилетняя старуха, совершает в доме свои последние дела – вот точка обзора, выбранная автором для рассказа о жизни своей героини и ее односельчан. Земцов, Б. Черный зверь, лежащий на боку : рассказ / Б. Земцов // Новый мир. - 2014. - № 4. - С. 134-142. Рассказ про современный лагерь, про повседневный быт и про метафизику зоны, питающейся человечиной, зона и есть «черный зверь, лежащий на боку». Тимофеев А. Свадьба. Рассказ/ А. Тимофеев// Новый мир.- 2014.- №4. Традиционная деревенская (полурусская-полубашкирская) свадьба сегодня. Первая фраза рассказа: «Бывают свадьбы, похожие на похороны».
«Столкновение с бабочкой» – роман-сновидение, роман-парадокс. Как повернулась бы история России ХХ века, если бы главные ее действующие лица могли договориться, пойти на компромисс? Место действия – Цюрих, Петроград, Гельсингфорс; персонажи как будто всем известные, но увиденные с необычной стороны – Ленин, Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник Алексей, Матильда Кшесинская и – конечно – русский народ… Михаил Левитин. Уф! Повесть. Журнал «Октябрь» 2014 год № 2 Повесть «Уф!» начинается чересчур оптимистично. Автор сразу задает веселый тон. Он хочет быть похожим на умудренного опытом и не стареющего плейбоя, делящегося с нами рассказами о своих приключениях. Однако ближе к финалу голос автора звучит все печальней. Его жизнь, скорее, можно назвать чередой разочарований. Он пишет о любви. О любви без взаимности, что тоже не придает заметкам веселья. И все-таки жизненная позиция героя повести очень похожа на наслаждение. Неудачи не должны смущать увлекающиеся натуры, в погоне за счастьем им совсем не приходится скучать. Таким образом повесть Левитина можно воспринимать по-разному. Кто-то подумает, что его герой только впустую тратил время, не видя главного. Но многие позавидуют жизнелюбию персонажа. «Октябрь» №3 2014 Валерий Бочков. Берлинская латунь. Повесть Интернациональная пара в предновогоднем Берлине – эту амурную завязку автору удается раскрутить в расследование большой европейской истории. Но интрига повести – не в разведанных героями реалиях прошлого, которые не корректируют в целом сложившееся представление о подоплеке и трагедиях эпохи второй мировой. Нерв – в манифестации отношения к прошлому как таковому, в модной трактовке исторического процесса как личной психологической травмы. Русский эмигрант и его американская подруга наведываются в европейское прошлое из мира, победившего историю, как душевный недуг. И найденные героями берлинские секреты и клады, архивы и бункеры должны быть вскрыты – так же, как глухие, непростукиваемые тайники в их памяти и отношениях. Иосиф Ильин. Белая одиссея. Журнал «Октябрь» 2014 год № 3 Дневники офицера царской России, отца писательницы Наталии Ильиной (русской писательницы, публициста, сатирика) посвящены годам революции и гражданской войны, перенесшим его семью из Симбирска в Манчжурию. Свидетельство частного человека, поднятого на высоту писательского осмысления истории. Катастрофа царской России переживается Ильиным как глубокое личное потрясение именно потому, что сам он, как не раз признается в дневниковых записях, принадлежал к людям, чаявшим революционных преобразований. «Октябрь» №4 2014 Варламов, А. Мысленный волк : роман Действие нового романа Алексея Варламова происходит в один из самых острых моментов в российской истории – «бездны на краю» – с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят – очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют – о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о… мысленном волке – страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед… Атмосфере мысленного брожения и посвящен роман, героям которого предстоит испытать себя в схватке с метафизическим «мысленным волком». Любители детективов многие годы читают «Подвиг», выписывает библиотека ж. «Искатель». Журнал «Искатель», кроме детективов, печатает и фантастическую прозу. Уважаемые читатели, вашему вниманию представлены основные произведения литературно художественных журналов за 2014 г. Надеемся, что они Вас заинтересовали, и Вы непременно обратитесь к самим источникам. Пусть это будет чтение для Вашего сердца и разума, которое научит Вас находить радость и в жизни, и в общении с литературным словом. Будем рады встрече с Вами. Приглашаем вас в читальный зал Юрьянской центральной районной библиотеки им. С.И. Сычугова! |
Урок по теме «Дружба» Формировать уважительное отношение к дружбе и понимать, что значит «настоящая дружба» | Конспект классного часа «дружба чудесное слово…» для учащихся 1 класса Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр №1) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Во все времена у всех народов ценилась настоящая, дружба. Верный друг всегда считался усладой жизни, и его близость помогала побеждать... | Конспект урока «Основы светской этики» (4 класс). Тема: Дружба Цель урока: сформировать понятие «дружба»; помочь осознать и сформулировать понятие «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества,... | ||
Лев Ашотович Балаян сталин источник : http :// stalin su Содержание мифы о детстве сосо Дружба народов. 1998. №11. С. 168). Многие авторы ошибочно утверждают, что отец И. В. Сталина умер в 1890 году, за 19 лет до своей... | Горячие страницы украинской печати дайджест Крымская правда», «Запорізька правда», «Сіверщина», «Літературна Україна», «Українська літературна газета», «Слово Просвіти», «Чорноморські... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Донецкой, Воронежской, Белгородской и Курской областей—до XVII в являлась «диким полем», южной окраиной Русского государства. На... | Урок кубановедения, 4 класс. Тема урока: «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани» Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского... | ||
Вильгельм Вундт Проблемы психологии народов Все четыре статьи, вместе взятые, имеют целью осветить общее отношение психологии народов к историческим наукам о духе путем анализа... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Литература народов России Охватывают литературу народов поволжско-приуральского региона | ||
«Утверждаю» Генеральный директор ау рс (Я) Дни Департамента по делам народов рс(Я) и Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского в улусах республики | Примерная программа по курсу «Культура народов Саха (Якутия)» Особое значение в общеобразовательной школе является развитие и воспитание личности каждого ребенка, знающей культуру своего коренного... | ||
14. Гёте и Шиллер (1794-1805) Первые встречи Гёте с Шиллером. Свидание... Шиллер гостит в Веймаре, и дружба его с Гёте окончательно устанавливается. Ободряющее влияние Шиллера на Гёте и подъем поэтической... | Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дни Департамента по делам народов рс(Я) и Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского в улусах республики | Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы Приложение 1: Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы |