Скачать 56.92 Kb.
|
Азы мезенской росписи - смысловое значение символов. Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют условную графическую форму, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и значениям символов. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Эти цвета достаточно просто было получить. Смешивался растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски оставался тем же, только мергель заменяли сажей. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты ... Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рассмотрим семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками. Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь. По расположению в композиции (верх – низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного – вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры – в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц. Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – воздух, ветер – один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, – говорят дети). Огонь. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается – признаки, позволяющие предположить, что огонь – земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. Спираль. В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров. Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Восходящая спираль – мужской знак, нисходящая – женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах – пожелать молодым большой полной семьи. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться рядами, а элементы могут, располагаться в шахматном порядке. Просты в изображении птицы и кони, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский и вполне доступный для освоения. Семантические узоры образуют орнамент, который имеет смысловое значение. Информация, заложенная в этих фигурах-символах настолько разнообразна, что при знании их смысла – можно по росписи составить рассказ. Панно - “Гимн жизни” Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя – земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест – совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц – человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки – олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” – вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками – родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки – души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи - роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”. Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка... Это живая нить, уводящая нас в глубину веков, тесно переплетаясь с современностью. Геометрические фигуры орнамента являются не только и не столько элементами украшения бытовых вещей, сколько оберегами, долженствующими защищать их владельцев от гнева божеств, природных стихий и дурного глаза врагов. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи – весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества. Творите! Дарите радость себе и детям! |
Реферат тема: Роспись по шелку Роспись по шелку хороша тем, что чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: выполнить карандашный рисунок элементов мезенской росписи (коня или оленя) | ||
В мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ.... Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную | Традиционные росписи туесов Украшение берестяных туесков различными видами традиционной росписи – тема всё ещё малодоступная мастерам, желающим глубже постичь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Роспись доски городецким узором» 2 – ой урок по теме «Городецкая роспись» | Урока Тема урока Нанесение границ района на контур-шаблон. (Административные границы, центры, тамги улусов и их смысловое значение) | ||
Урока: Воспитательные «Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русские платки», «Вышивка», «Кружева»,... | Кол-во часов Комплекс наук о природе. Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы. На примере физического... | ||
Уроки 1-2 Тема: искусство городца Цель: Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла. Создание расписного набора деревянной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: организовать усвоение знания о промысле и основных элементах орнамента хохломской росписи, выработку первичного умения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об... | Разработка урока по изо в 5 классе. Тема: «Виды композиций городецкой росписи» Зрительный ряд: презентация «Виды композиций городецкой росписи»; изделия городецких мастеров | ||
Работу выполнила ученица 10 класса нутрихина виктория Ведь имя – это то, что остается после нас. Задавая себе такие вопросы, мы невольно задумались о псевдонимах известных писателей.... | О. Г. Мурзина чгпу им. И. Я. Яковлева Мы проанализировали в изучаемых росписях (пермогорской, борецкой, мезенской) художественные образы, знаки и символы | ||
Урок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения... Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | Приказ №125 п. Белоярский об утверждении порядка ведения сводной... Утвердить Порядок ведения сводной бюджетной росписи бюджета Белоярского городского округа (прилагается) |