ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «Профильный труд»
(картонажное дело с элементами художественного труда) Тема урока: Панно в технике аппликации «Подводный мир»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Класс: 5 (умеренная умственная отсталость, сложный дефект)
Цели и задачи урока:
образовательные: расширение кругозора школьников, закрепление и развитие умений обучающихся работать в технике аппликации;
коррекционные: коррекция наблюдательности (учить наблюдать форму предмета, его цвет, индивидуальные характеристики, присущие этому предмету); коррекция представлений об окружающем мире; развитие умений анализировать объект труда, сравнивать и устанавливать соответствие шаблонов и деталей аппликации; развитие у обучающихся способности к творчеству, развитие воображения (передача формы и цвета в стилизованном виде);
воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности; воспитание стремления довести начатое дело до конца; привитие навыков культуры труда, товарищеской взаимопомощи.
Оборудование и материалы: раскраска детская обитателей подводного мира (рыбки, краб, морская звезда), салфетки бумажные цветные, картон цветной, бумага цветная, клей ПВА, ножницы, мелкие ракушки и опилки.
Зрительный ряд: фотографии и слайды рыб, обитателей подводного мира.
Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”.
Планирование времени и организация этапов урока
№ п/п
| Содержание материала занятия
| Время (мин)
| Организация деятельности
| учителя
| учащихся
| 1
| Организационно-ориентировочный этап
| 3
| - Организация начала урока.
- Сообщение темы и целей урока
| Подготовка обучающихся к уроку.
Восприятие информации через вопрос-ответ.
| 2
| Познавательный этап
| 32
| - Рассказ учителя о морских обитателях.
- Актуализация опорных знаний (беседа по теме «Аппликация»).
- Подготовка обуча-ющихся к выполнению практической работы
- Организация практи-ческой работы
| -.Восприятие обучающимися нового материала .
- Ответы на вопросы по теме «Аппликация».
- Анализ объекта труда, подбор необходимых мате-риалов, определение совмест-но с учителем этапов деятельности по выполнению изделия. - Самостоятельное выпол-нение с опорой на образец задания под контролем и с помощью учителя.
| 3
| Аналитический этап
| 5
| Анализ работы, оценка результатов
| Закрепление информации, полученной на уроке, в ходе беседы.
|
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой обучающихся. Сообщение обучающимся темы и задач урока.
Учитель.
Готовы все у нас к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Мы - хороший дружный класс, Все получится у нас! Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении, готовыми к работе.
Отгадайте загадку:
– С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
(Рыбки) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с увлекательным и таинственным подводным миром, его обитателями, и выполним панно в известной вам технике аппликации. Тема урока «Панно в технике аппликации «Подводный мир».
Ознакомление обучающихся с новым материалом. Рассказ учителя о подводном мире и его обитателях.
(Звучит музыка). Мы отправляемся в гости в Подводное царство и рассмотрим поближе морских обитателей.
Подводный мир очень многообразен. В нем обитают рыбы, раки, крабы, морские звезды, медузы и многие другие обитатели. Особенно красивы рыбки, обитающие в коралловых рифах.
(Слайд 1)Перед вами рыба-клоун (Слайд 4), рыба-бабочка (Слайд 5), а вот и рыба-ангел (Слайд 6). (Слайд 5) Рыбки могут быть серебристые, черные, полосатые, красные, а некоторые даже светятся, как неон. (Слайд 3) Многие рыбы имеют оригинальную форму тела (Слайд 8). Одни круглые, а другие удлиненные, а некоторые напоминают ромб. Удлиненные плавники скалярии придают рыбе вид полумесяца. Одни рыбы красуются своим цветом, а другие гордятся своим красивым хвостом (Слайд 9). Вот золотая рыбка, её хвост напоминает шикарный веер. Полюбуйтесь, какой красивый хвост у рыбки гуппи! А вот морские коньки закручивают свои хвосты в колечко. Посмотрите, петушок гордо распустил свои веерообразные плавники. У меченосца хвост напоминает меч. А каких других морских животных вы знаете? Посмотрите, как выглядят морские звезды, кораллы, медузы, крабы (слайды 10,11, 12, 13). Удивительно прекрасен подводный мир и его обитатели!
– Понравилось ли вам в Подводном царстве?
– Какие морские обитатели вам запомнились?
– Какого цвета и формы бывают рыбки? На что они похожи?
– Этих рыбок создала природа. А мы с вами воплотим морских обитателей в картине-панно в технике аппликации.
- Давайте вспомним, что означает слово аппликация?
- Какие материалы применяются для выполнения аппликации?
- Расскажите о правилах безопасной работы с ножницами и клеем.
Подготовка к выполнению практической работы.
Анализ образца.
- Рассмотрите картинку. Кто изображен на ней? (рыбки, морская звезда, краб),
- Какую форму имеют рыбки? Подберите наиболее подходящую геометрическую фигуру.
- Какого цвета детали аппликации?
- Вспомните, как надо подготовить салфетки к работе (деление салфеток на 12-16 частей).
- Давайте подумаем, в какой последовательности мы будем выполнять работу. - Какие детали надо выполнить в первую очередь (крупные), а какие – потом? (более мелкие детали).
- Посмотрите, какие материалы применены для окончательной отделки панно? (мелкие ракушки, опилки). Каким клеем мы пользуемся для прикрепления их к основе?
Практическая работа. Выполнение панно в технике аппликации «Подводный мир».
Последовательность выполнения работы
1. Деление салфеток сгибанием на 12-16 частей. Разрезание салфеток на квадратики. Скручивание бумажных комочков. Наклеивание комочков по рисунку-шаблону.
2. Вырезание деталей аппликации.
3. Определение места расположения деталей аппликации на листе-фоне.
4. Наклеивание деталей аппликации на фон.
5. Окончательная отделка панно с помощью природных материалов (ракушек, опилок).
V. Анализ работы. Оценка результатов.
– Оцените свою работу и работы своих товарищей. Сравните их.
– Чья работа вам понравилась больше?
Организация выставки работ обучающихся в классном уголке.
VI. Подведение итогов урока.
- В какой технике выполняли работу?
- Какие материалы применяли?
– Что нового узнали на уроке?
- Что вам понравилось больше всего и что вызвало затруднения? VII. Домашнее задание. Подготовьте к следующему уроку рассказ о наиболее понравившемся вам морском обитателе.
Спасибо за работу на уроке! |