К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»





Скачать 112.7 Kb.
НазваниеК. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»
Дата публикации20.10.2013
Размер112.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема урока: К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками».
Цели урока: обдуманное восприятие 3 и 4 частей рассказа;

развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения, умения формировать идею произведения;

развитие творческого воображения через слово, музыку.
Оборудование: музыкальная запись произведений Эдварда Грига «Утро», «Песня Сольвейг», записи на доске.
Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания.

    1. I часть – чтение по ролям (автор, Григ, Дагни)

    2. Пересказ эпизодов из II части: зимний город Берген, дом Грига.

На доске записаны опорные слова:

1-й ученик

2-й ученик

Зима

Туман

Пароходы

Снег

Старый диван


Жилище дровосека

Рояль

Клавиши, струны

    1. Анализ, выбор и запись лучших заголовков к частям рассказа.

I часть «Встреча в лесу»

II часть «Жизнь удивительна и прекрасна»

III часть «В гостях у тёти»

IV часть «Духовный подарок»


  1. Сообщение темы урока и целей урока.

Сегодня на уроке мы подробно остановимся на восприятии 3-й и 4-й частей рассказа и навыках выразительного чтения.


  1. Работа над новым материалом.


На доске записан эпиграф: «Волшебник и великий музыкант».


    1. Анализ III части с опорой на текст.

      • Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?

      • С какой целью отправляется Дагни к тёте Магде?

      • Кем были родственники, к которым отправилась девушка?

      • Как вы представляете себе перечисленные вещи в комнате?

    2. Лексическая работа.

Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями

Шёлк - ткань из нитей (изготовляется из выделений гусеницы шелкопряда)

Тюль – тонкая сетчатая ткань

Фетр – тонкий плотный войлок

Шаль – большой вязаный или тканый платок

Ботфорты – в старину: высокие кавалерийские сапоги

Шпора – изогнутая по форме каблука стальная дужка с колёсиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания лошади.


    1. Чтение и анализ IV части.

          1. Отметить карандашом все слова, описывающие музыку.

          2. В какой необычной обстановке проходил концерт?

          3. Что такое «белые ночи»?

На севере в начале лета можно наблюдать такую картину – ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую


Спешит, дав ночи полчаса.

          1. Какую музыку слушала Дагни? (Симфоническую, т.е. включающую струнные, духовые и ударные инструменты.)




    1. Выборочное чтение учащимися слов о музыке (IV часть).

Музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К. Г. Паустовский, и композитор Эдвард Григ. Музыка Грига проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы. В его произведениях мы можем услышать плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое другое. Эдвард Григ создал музыку к произведению Хенриха Йосена «Пер Гюнт».





    1. Прослушивание музыкальной записи произведений Грига «Утро», «Песня Сольвейг».

      • Выберите музыку, которая более всего похожа на ту, которую слушала Дагни. Постарайтесь услышать, почувствовать эту музыку, тогда ваш выбор будет верным.

      • Какие впечатления произвела на Дагни эта музыка? Подтвердите словами текста. Почему она плакала?

      • Почему после исполнения этой чудесной музыки «сначала медленно, потом всё разрастаясь, гремели аплодисменты»?

      • За что была благодарна Дагни музыканту? Прочитайте последний абзац IV части. Что значит духовный подарок?

      • Чем же должен жить человек?




  1. Итоги урока.

      • Прочитайте эпиграф к нашему уроку («Волшебник и великий музыкант»). Подумайте, о ком эти слова? Чьи это слова?

      • Мы должны быть благодарны Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе, этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён будут признательны им за это.

      • Что прекрасного открыли мы с вами в этом рассказе?




  1. Домашнее задание: с.33-41, в.18, с.57.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 посёлка Заречного

Урок литературного чтения в 4 классе



Тема

К. Г. Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками»

МОУ СОШ №4, 353143,

посёлок Заречный

Выселковского района,

улица Широкая, 32, телефон 79-0-50

Работу выполнила:

Беликова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов
2006 год
Ведущий: Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времён. А кто скажет, огонь – друг или враг человеку?

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.

1-й ученик: Нам без доброго огня

обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами.

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

2-й ученик: Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнём?

Железная маска надета на нём.

Вот строится мост – посмотри поутру

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов…

Железо с железом он может сварить.

Он добрый волшебник, что тут говорить.

1-й ученик: Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

Ведущий: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.

3-й ученик: Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре.

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

4-й ученик: Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищник делает бросок.

5-й ученик: Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит – три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

3-й ученик: Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Серёжу врач

Лечит от ожогов.

От такого пугача

Путь обычный до врача.

4-й ученик: Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет…

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

  • Как же вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!

5-й ученик: Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

4-й ученик: При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

Ведущий: На борьбу с пожарами направляются очень смелые и отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная. Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? («Дядя Стёпа»)

Среди героев, отличившихся на пожарах, часто бывают школьники.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе, детских.

Почему же для детей написано много книг о пожарах, о причинах пожаров и о бедах, которые они приносят? (Потому что часто пожары возникают по вине детей).

Из каких произведений взяты следующие строки?

Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницу команда,

Из огня спасает дом…

(С. Михалков «Дядя Стёпа»)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите,

помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница»)
И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»

С треском, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

(С. Маршак «Кошкин дом»)

Ведущий: Дополните недостающие слова в стихотворных строках:

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)
Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … (отнять)
Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё… (убрали)

А теперь отгадайте загадки.

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)
Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова.

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)
Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)
Летела мошка –

Осиновая ножка.

На стог села –

Всё сено съела. (Спичка)

Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

1-й ученик: Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

2-й ученик: Спички – тронь!

В спичках – огонь!

3-й ученик: Не играй, дружок, со спичкой.

Помни ты – она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

4-й ученик: Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

5-й ученик: Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

6-й ученик: Не суши бельё над газом –

Всё сгорит единым разом!

7-й ученик: Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий выключайте.

8-й ученик: Во избежанье всяких бед

Огню на ёлку хода нет!

9-й ученик: Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

10-й ученик: Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер «ноль один».

01 – запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он.

Ведущий: Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 посёлка Заречного

Классный час во 2 классе


Тема

«С огнём шутить нельзя»

МОУ СОШ №4, 353143,

посёлок Заречный

Выселковского района,

улица Широкая, 32, телефон 79-0-50

Работу выполнила:

Беликова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов
2006 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconУрок литературного чтения. 4-й класс «К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconКонспект урока к. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить знания учащихся по произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconВнеклассное мероприятие по литературе и музыке Тема: «Волшебная сила Грига»
Сегодня мы продолжаем изучение творчества К. Г. Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине...
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Шкатулка», «Кот –...
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconУрок по чтению. Тема урока «Корзина с еловыми шишками». Калининой...
С 14 ноября по 18 ноября в начальной школе проводилась «Неделя русского языка», где приняли участие ребята 2-4 классов
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Сегодня на...
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconЕ. Филатова
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconПриложение Загадки
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconОсновные теоретики
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconЗадание «Эрудит»
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» icon1. Задание. Ответить на вопрос
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconТехнологии уровневой дифференциации
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconОтвет введите в ячейки таблицы
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconПоложение об интеллектуальном марафоне «Мы россияне»…2
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» iconУрок №9 «Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности»
Карточки с заданиями по вариантам, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск