Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску





Скачать 127.64 Kb.
НазваниеЗависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску
Дата публикации07.08.2014
Размер127.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску
В свете недавнего понижения рейтингов Республики Беларусь (Белоруссии) мы считаем, что способность правительства этой страны поддерживать национальную экономику и обеспечивать устойчивое финансирование расходов государственного сектора снижается (см. пресс-релиз «Долгосрочный кредитный рейтинг Республики Беларусь по обязательствам в иностранной валюте понижен с «В+» до «В»; прогноз по-прежнему «Негативный», опубликованный 15 марта 2011 г.). Мы считаем суверенный риск основным фактором, влияющим на финансовую устойчивость белорусских банков, так как их операционная деятельность, ресурсная база и активы связаны преимущественно с белорусской экономикой, в которой преобладает государственная форма собственности.
Возможности Беларуси по привлечению внешнего финансирования ограничены, поэтому для удовлетворения потребностей довольно слабой экономики правительство страны использует ресурсы национальной банковской системы. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's считает, что если белорусское правительство не сумеет переломить неблагоприятную экономическую тенденцию, и в частности изменить ситуацию с внешними резервами, то банковской системе этой страны не избежать устойчивого снижения качества активов и прибыльности, а также усиления давления на ликвидность.
По нашим наблюдениям, белорусские банки быстро наращивали кредитование главным образом государственных организаций, что создало большую нагрузку на их внутренние ресурсы. Мы рассматриваем это как фактор риска — особенно в свете высокого дефицита по счету текущих операций Республики Беларусь. Если правительство не сможет рефинансировать свои внешние долговые обязательства, у этих организаций могут возникнуть трудности с обслуживанием и погашением долгов, что может привести к резкому росту объема проблемных кредитов.
Кроме того, давление на международные резервы Беларуси сокращает ресурсы банков этой страны для погашения внешней задолженности. По данным Национального банка Республики Беларусь (НБРБ), в феврале 2011 г. внешняя задолженность составляла порядка 15% совокупных обязательств банковской системы против 11,5% в прошлом году. С другой стороны, падение обменного курса белорусского рубля в период мирового финансового кризиса заставило НБРБ в 2009 г. провести девальвацию национальной валюты. В настоящее время система обменного курса иностранной валюты во многом непрозрачна ввиду вероятности новых девальваций. Мы считаем, что без существенной корректировки монетарной и фискальной политики уровень валютного риска останется высоким, а курс белорусского рубля в 2011 г. вновь понизится.
Следует отметить, что порядка 25% совокупного акционерного капитала белорусских банков находится в руках иностранных инвесторов, из которых 15% представляют Россию. Это обстоятельство повышает уязвимость белорусской банковской системы, делая ее зависимой от состояния политических и экономических отношений Беларуси и России, но одновременно позволяет говорить о возможностях привлечения свежего капитала из-за границы. Впрочем, с нашей точки зрения, в кратко- и среднесрочной перспективе в белорусском банковском секторе будут доминировать государственные банки.
Учитывая эти факторы, мы считаем, что ослабление финансовых показателей Беларуси может привести к усилению давления на качество активов банковской системы этой страны — если правительство не предпримет необходимых корректирующих мер. Но поскольку правительство старается повысить кредитоспособность страны, мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет в Беларуси будут проведены некоторые структурные реформы.

Неустойчивость международных резервов усиливает риск ликвидности
По нашему мнению, сокращение международных резервов Беларуси, вызванное, в частности, растущим спросом на иностранную валюту и риском девальвации, может стать причиной новых ограничений и задержек конвертации национальной валюты.
В начале 2009 г., в условиях мирового финансово-экономического кризиса и растущего давления на международные резервы, НБРБ девальвировал белорусский рубль примерно на 30%. Наряду с девальвацией НБРБ приостановил выдачу новых розничных кредитов в иностранной валюте для того, чтобы снизить давление на качество активов.
Потратив почти четверть своих резервов на меры по поддержанию курса рубля, который испытывал давление из-за растущего дефицита торгового баланса, НБРБ в марте 2011 г. ввел ограничения на торговые операции в иностранной валюте. В первые две недели марта 2011 г. на белорусском денежном рынке резко возрос спрос на иностранную валюту. Несколько белорусских банков уже ограничили объемы конвертации валюты. В конце апреля 2011 г. власти отпустили «в свободное плавание» курс рубля на межбанковском рынке, где он может существенно повышаться по сравнению с официальным обменным курсом. С нашей точки зрения, все эти факторы значительно повышают риск ликвидности в банковском и корпоративном секторах.
Высокий рост кредитования может привести к увеличению внешней задолженности

В стремлении вдохнуть жизнь в слабую экономику правительство Беларуси, как нам представляется, побуждает государственные банки выдавать как можно больше кредитов организациям, связанным с государством. Поэтому мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе реальный рост экономики Республики Беларусь (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: В/Негативный/В; рейтинги по обязательствам в национальной валюте: В+/Негативный/В) будет, вероятно, отставать от роста банковских активов. В этих условиях банкам для финансирования своей деятельности, скорее всего, придется активнее привлекать средства из-за границы ввиду ограниченности внутренних ресурсов.
По данным НБРБ, правительство планирует к 2015 г. увеличить активы банковской системы втрое и довести уровень кредитования, в процентах от ВВП, до 70%. Мы считаем, что выполнить такую задачу будет непросто, если экономика Беларуси окажется в рецессии или будет расти намного медленнее, чем ожидается. В любом случае рост кредитного портфеля белорусских банков может весьма негативно отразиться на капитализации и качестве активов банковского сектора. Уже в 2010 г. активы банковской системы Беларуси, по официальным данным, увеличились на 53%, что является одним из самых высоких показателей в СНГ. Кроме того, в Беларуси отмечается быстрый рост финансового посредничества: на 1 января 2011 г. объем кредитов, выданных национальными банками нефинансовым предприятиям, достигал примерно 60% ВВП по сравнению с 30% в 2007 г. (см. диаграмму 1). Недавнее замедление роста ВВП только усилило данный показатель.
Учитывая развивающийся этап формирования внутренних рынков капитала, а также тот факт, что подавляющее большинство белорусских предприятий имеют весьма ограниченный доступ к внешним источникам средств, растущее бремя финансирования государственных инвестиционных программ ложится на банковский сектор.
Мы считаем, что планы правительства по банковским кредитам, объем которых в 2011 г. должен увеличиться на 30%, создают дополнительную нагрузку на капитальную базу банковского сектора. По данным НБРБ, на 1 февраля 2011 г. общий объем внешней задолженности белорусских банков составлял около 5,7 млрд долл., или 15% совокупных обязательств. Эти показатели намного выше прошлогодних (3,5 млрд долл. и 11,5% соответственно), при этом порядка 80% этой задолженности составляет задолженность по торговому финансированию и долгосрочным кредитам. Насколько мы понимаем, из-за нехватки внутренних ресурсов банки стремятся выходить на внешние рынки, что способствует росту их внешней задолженности. При этом условия заимствований на внешних рынках по-прежнему недостаточно определенны.
Диаграмма 1



По мере снижения государственной поддержки, возможно, выявится истинное качество активов
Мы предполагаем, что ослабление финансовых показателей Беларуси заставит правительство сократить государственные программы, финансируемые напрямую из государственного бюджета, и предложить банкам менее благоприятные условия фондирования, например, с отменой субсидирования процентной ставки. Это, скорее всего, приведет к ухудшению качества банковских активов (поскольку значительную их часть составляют кредиты, выданные под государственные проекты) и увеличению банковских расходов на привлечение средств. Однако в ближайшем будущем мы не ожидаем каких-либо внезапных системных шоков, так как считаем, что Правительство Республики Беларусь будет продолжать оказывать ключевым госкорпорациям ту или иную поддержку, несмотря на сокращение государственных ресурсов.
С нашей точки зрения, снижение способности государства поддерживать экономику во многом обусловлено нерешенностью структурных проблем, которыми объясняются, в частности, высокий дефицит текущего баланса и ухудшение показателей внешней ликвидности и резервов (см. статью «Республика Беларусь — кредитный рейтинг», опубликованную 29 марта 2011 г.). В то же время доля просроченных кредитов в общем объеме ссудной задолженности белорусских банков в конце 2010 г., согласно официальным данным, составляла 3,6%, то есть осталась на уровне предыдущих лет. Мы считаем, что прямая государственная поддержка экономики искажает представление о реальной кредитоспособности заемщиков белорусских банков, и предполагаем, что доля проблемных кредитов может существенно вырасти, если правительство сократит уровень поддержки.
Оценивая нынешнюю ситуацию, мы бы отметили не только повышенный риск ухудшения качества активов, но и угрозу снижения прибыльности белорусских банков. Дополнительным фактором риска является высокая концентрация бизнеса банков на отдельных контрагентах и отраслях. Кроме того, ухудшение операционных условий может негативно отразиться на уровне ликвидности в банковском секторе и заставить банки заняться совершенствованием процедур риск-менеджмента, мониторинга портфелей и урегулирования проблемной задолженности, а также пересмотреть применяемые принципы андеррайтинга. Вся эта работа, по нашему мнению, потребует дополнительных затрат.
Преобладание государственной собственности тормозит развитие конкуренции, а приватизация пока редкость
Преобладание банков с государственным участием, и в частности доминирование двух крупнейших кредитных организаций — ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» (В/Негативный/В) и ОАО «Белагропромбанк» (В/Негативный/В) — искажает динамику конкуренции и, с нашей точки зрения, препятствует повышению эффективности банковского сектора.
В конце 2010 г. на долю Беларусбанка и Белагропромбанка приходилось порядка двух третей валовых активов и валовых розничных депозитов банковской системы (см. диаграмму 2). Сама белорусская банковская система, в состав которой на 1 февраля 2011 г. входил 31 банк (совокупные активы — 131 трлн белорусских руб., или примерно 44 млрд долл.), остается очень концентрированной (см. табл. 1).
Крупнейшие государственные банки, участвуя в государственных программах кредитования, оказывают сильное влияние на рост ссудной задолженности и уровень процентных ставок в банковской системе и имеют возможность обслуживать ведущие белорусские компании. В 2010 г. в рамках государственных программ кредитования было выдано кредитов на 18 трлн белорусских руб., что обеспечило 67% чистого прироста кредитов, при этом вклад четырех крупнейших банков составил почти 90%. Часть средств, необходимых для финансирования этих программ, правительство предоставило напрямую. Это подтверждает наше мнение об очень высокой зависимости белорусской банковской системы от кредитоспособности национального правительства. При этом, насколько нам известно, руководство страны старается найти возможности повысить привлекательность банковской системы для иностранных инвесторов.
Диаграмма 2


Таблица 1

Структура белорусской банковской системы


Банк

Кредитный рейтинг контрагента*

Активы, млн белор. руб.

Активы, % активов банковской системы

Государственные банки

Сберегательный банк «Беларусбанк»

B/Негативный/B

53 215 880

40,7

Белагропромбанк

B/Негативный/B

31 500 022

24,1

Белинвестбанк

Нет рейтинга S&P

7 720 578

5,9

Паритетбанк

Нет рейтинга S&P

581 009

0,4

Государственные банки — всего

--

93 017 489

71,2

Банки с участием российского капитала

БПС-Банк

B/Негативный/B

9 747 908

7,5

Белвнешэкономбанк

B/Негативный/B

4 915 284

3,8

Белгазпромбанк

Нет рейтинга S&P

3 050 042

2,3

Банк ВТБ (Беларусь)

Нет рейтинга S&P

2 718 813

2,1

Банк «Москва–Минск»

Нет рейтинга S&P

1 871 146

1,4

Белросбанк

Нет рейтинга S&P

1 856 496

1,4

Альфа-Банк (Беларусь)

Нет рейтинга S&P

1 541 319

1,2

Банки с участием российского капитала — всего

--

25 701 009

19,7

Банки с участием иностранного капитала, кроме российского, — всего

--

10 621 527

8,1

Частные банки — всего

--

1 353 675

1,0

Банковская система — всего

--

130 693 700

100,0

*Рейтинги отражают нашу оценку собственной кредитоспособности банков. Дополнительные ступени за возможность внешней поддержки (со стороны государства или материнской группы) могут быть добавлены в случае повышения суверенных рейтингов. Источник: Национальный банк Республики Беларусь, 1 февраля 2011 г.


Повышение уровня иностранных инвестиций может благотворно повлиять на систему
Несмотря на то, что банки, контролируемые государством, занимают доминирующее положение, около 25% совокупного акционерного капитала белорусских кредитных организаций находится в руках иностранных инвесторов, из которых 15% представляют Россию. Мы считаем, что данное обстоятельство повышает уязвимость белорусской банковской системы, делая ее зависимой от состояния политических и экономических отношений Беларуси и России, а также состояния российской экономики. В то же время оно свидетельствует о возможности некоторого сокращения государственной собственности. Мы считаем, что более диверсифицированная структура собственности способствовала бы усилению притока иностранной валюты в банковскую систему, а также развитию в ней конкуренции.
Мы считаем что, продажа ОАО «БПС-Банк» (B/Негативный/B) российскому Сбербанку (нет рейтинга S&P) в декабря 2009 г. свидетельствует о желании белорусских властей повысить степень участия иностранного капитала в банковской системе. Насколько мы понимаем, в настоящее время правительство рассматривает вопрос о приватизации еще одной кредитной организации — Белинвестбанка (нет рейтинга S&P). Мы предполагаем, что степень консолидации белорусского банковского сектора и уровень участия в нем иностранного капитала будут повышаться, но пока неясно, каким образом и когда это будет происходить. В соответствии с нашим базовым сценарием государственные банки будут продолжать доминировать в системе.
Мы полагаем, что совершаемые сейчас осторожные шаги в направлении приватизации в дальнейшем будут зависеть от политических приоритетов правительства и непосредственной необходимости в притоке капитала. В ситуации, когда операционная среда усложняется, а внутренние ресурсы очень ограничены, иностранные инвестиции могли бы дать белорусским банкам некоторую финансовую гибкость, и в частности расширить доступ к фондированию в иностранной валюте. При этом мы сомневаемся в том, что в краткосрочной перспективе белорусские банки столкнутся с конкуренцией со стороны банков России или других стран в сегменте услуг корпоративного финансирования, учитывая значительную административную поддержку крупнейших игроков банковского сектора, а также прочные связи последних с самыми кредитоспособными организациями страны. Поэтому основная конкуренция, с нашей точки зрения, развернется на розничном клиентском рынке и в сегменте малых и средних предприятий.
Таким образом, мы считаем, что ухудшение финансового положения Беларуси и наступление более выраженной рецессии могут усилить негативное воздействие на качество активов банковской системы, если правительство этой страны не примет достаточно эффективных корректирующих мер. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы правительство инициирует проведение структурных реформ в целях создания условий, необходимых для укрепления кредитоспособности страны.

Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации

  • Расходы по кредитному риску в банках России, Казахстана, Украины, Беларуси, Азербайджана, Грузии и Узбекистана стабилизируются // 4 апреля 2011 г.

  • Республика Беларусь — кредитный рейтинг // 29 марта 2011 г.

  • Долгосрочный кредитный рейтинг Республики Беларусь по обязательствам в иностранной валюте понижен с «В+» до «В»; прогноз по-прежнему «Негативный» // 15 марта 2011 г.

  • Оценка страновых рисков банковского сектора: Беларусь // 24 августа 2009 г.

Контакты аналитиков:
Сергей Вороненко, Москва, 7 (495) 783-40-03 sergey_voronenko@standardandpoors.com

Екатерина Трофимова, Париж, 33 (1) 44-20-67-86 ekaterina_trofimova@standardandpoors.com

Аннет Эсс, Франкфурт, 49 (69) 33 99-9 -1-57 annette_ess@standardandpoors.com

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску icon«Компьютерная зависимость. Интернет- зависимость. Игромания»
Собеседование: «Контроль учащихся, находящихся в социально опасном положении и состоящих на внутришкольном воспитательном учёте»
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconДисциплина «Деньги, кредит, банки» Методические указания по изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconУчебное пособие по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconПримерная программа дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина “Деньги. Кредит. Банки” является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconКандидат политических наук
Китай во внешней политике суверенного Кыргызстана: основные тенденции и перспективы
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины Деньги, кредит,...
Деньги, кредит, банки: умк для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде / авт сост. Дроковский Н. Б. – Ивэсэп, 2012
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconЛекция №7 банки — участники финансового рынка
Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Деньги, кредит, банки»
«Деньги, кредит, банки», «Основы банковского кредитования», «Основы банковской деятельности»
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconИнформационные технологии в банковской деятельности
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки служат главным звеном в связи между промышленностью...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconДеньги. Кредит. Банки
«Деньги. Кредит. Банки». Учебное пособие для студентов специальностей «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»....
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconДипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта санации банка»
В современном мире показателем развитости экономики страны является банковская сфера и, прежде всего, ее главные элементы – коммерческие...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В различных исследованиях показано, что существует некоторая психологическая зависимость человека от компьютерной игры, очевидно,...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconСценарий музыкальной гостиной «Белорусские узоры»
«Лявонихи». А сколько разнообразных настроений, оригинальных сюжетов в белорусских народных песнях. В них преимущественно лирическое...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconИсследование организации обслуживания клиентов в кредитных организациях...
Ковских продуктов с целью продажи их через подразделения го и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных...
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» / Уфимск гос авиац техн ун-т; сост.: Л....
Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску iconУэбстер Ф. Теории информационного общества. 2000.
«информационной» экономики. В предлагаемой книге Фрэнк Уэбстер подвергает критическому анализу теории Д. Белла, М. Кастельса, Г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск