Отчет по контракту №1783 от «31»





НазваниеОтчет по контракту №1783 от «31»
страница1/20
Дата публикации10.04.2015
Размер2.45 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Банк > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Приложение 1

Российский университет дружбы народов


ОТЧЕТ

по контракту № 1783 от « 31 » июля 2003 г.

Разработка и апробация кредитных и модульных систем
в профессиональном образовании


(итоговый)


Москва 2004

РЕФЕРАТ

Отчет: 1 кн., 145 с., приложений 11.

ECTS, ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КРЕДИТЫ, КРЕДИТНЫЕ СИСТЕМЫ, СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ, СИСТЕМА ПЕРЕВОДА (ПЕРЕДАЧИ) КРЕДИТОВ.

На первом этапе работ по проекту исследован зарубежный опыт и особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц.

Рассмотрены особенности использования системы зачетных единиц, системы накопления и перевода кредитов, используемые в европейских и американских университетах, механизмы действия европейской системы ECTS, возможности, предоставляемые студенту и вузу. Также рассмотрены форма использования системы ECTS (накопление и передача кредитов), практическое применение кредитных систем в Европе и дальнейшее развитие европейской системы ECTS.

По результатам работы подготовлен аналитический обзор по обобщению зарубежного опыта использования системы зачетных единиц в учебном процессе.

На втором этапе работ по проекту были выполнены следующие работы: разработаны проекты нормативно-правовых документов, регламентирующие содержательное наполнение и сопоставимость зачетных единиц, а также соответствующие предложения по внесению изменений в образовательное законодательство, разработаны принципы экономического обеспечения введения системы зачетных единиц в учебном процессе.

Выработана структура управленческого обеспечения образовательного процесса на модульно-кредитной основе с использованием зачетных единиц

Разработаны проекты документов вузовского уровня по введению системы зачетных единиц в учебном процессе, а также нормативная документация вузовского уровня по организации учебного процесса, обеспечивающая возможность продолжения обучения в вузах Российской Федерации и за рубежом на основе перезачета результатов предшествующих этапов освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ различного профиля.

Представлены результаты введения кредитной системы на двух факультетах РУДН: экологическом факультете и факультете гуманитарных и социальных наук.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. Системы кредитных единиц в университетах зарубежных стран

9

1.1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS)

9

1.2. ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВ (ECTS)

17

1.3. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (CATS)

19

1.4. СИСТЕМА КРЕДИТОВ В АЗИАТСКОМ И ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНАХ (UCTS)

23

2. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ В университетах ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

27

2.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ кредитных ЕДИНИЦ

27

2.2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ В ЗАРУБЕЖНЫХ университетах

31

2.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВ ects

45

3. ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, регламентирующих содержательнОе наполнениЕ и сопоставимость КРЕДИТНЫХ единиц

48

4. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

59

5. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

66

6. ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ВУЗОВСКОГО УРОВНЯ ПО ВВЕДЕНИЮ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ

71

7. Анализ результатов введения КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ НА ФАКУЛЬТЕТАХ РУДН

73

7.1. ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

73

7.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

89

8. нормативная документация вузовского уровня

115

заключение

120

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

122

Приложение 1

123

Приложение 2

125

Приложение 3

126

Приложение 4

127

Приложение 5

128

Приложение 6

129

Приложение 7

130

Приложение 8

131

Приложение 9

132

Приложение 10

142

Приложение 11

144

ВВЕДЕНИЕ

Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с так называемым Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности, а фактически обязательства правительств европейских стран на ближайшее десятилетие. В основных задачах, сформулированных в пяти разделах Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам (Diploma Supplement). Внедрение и применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства.

На основании подписанной 19 сентября 2003 г. Министром образования РФ Болонской декларации Российской высшей школе предстоит до 2010 года участвовать в создании единого образовательного пространства с европейскими государствами, одним из положений которого является переход на систему зачетных единиц.

Исходя из того, что в мировых образовательных системах нет однозначного понимания кредита, а также, принимая во внимание нецелесообразность и невозможность корректной адаптации образовательных систем зарубежных стран, обусловленных, прежде всего, существенными отличиями в исходных положениях о кредитных системах, возникает необходимость разработки системы зачетных единиц в России с учетом достижений отечественной высшей школы (фундаментальность и систематичность) и зарубежного опыта в целях признания и сопоставимости документов об образовании.

Задачей первого этапа работы по внедрению системы кредитов в системе высшего профессионального образования России является тщательное изучение зарубежного опыта по использованию кредитных систем, рассмотрение их положительных и отрицательных сторон с целью выработки концепций системы зачетных единиц отечественной высшей школы, адаптированной к национальным особенностям и потребностям.

Высшее профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Существующие модели кредитных систем могут быть разделены на несколько типов:

  • кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например, ECTS (European Credit Transfer System), USTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона);

  • кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – система кредитов, используемая в университетах США).

  • кредитные системы смешанного типа, ориентированные на перевод и накопление кредитов одновременно CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система университетов Великобритании).

Существующие и используемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ – приобретаемых знаний, умений и навыков.

Важность и необходимость разработки отечественной системы зачетных единиц обусловлена реализацией воспитательных целей в контексте академической свободы студента; сопоставлением учебных планов с планами зарубежных вузов при включенном обучении или учебных стажировках; балансом обязательных и дисциплин по выбору; соотношением аудиторной и самостоятельной нагрузки студента; формами контроля и оценкой знания на основе балльно-рейтинговой системы.

Реализация намеченных целей предполагает проведение экспериментального исследования и апробации для осуществления академической свободы студента (мобильности), основанной на базе сформированных типовых и индивидуальных планов, где определяющим принципом является большая возможность выбора дисциплин с учетом анализа опыта отечественных и зарубежных стран.

В качестве основных методов исследования использована апробация типовых и индивидуальных планов на 2-х факультетах. Выбор экспериментальной базы обусловлен тем, что гуманитарно-социальные дисциплины не предполагают использование лабораторных и практических занятий. В то же время, резкий переход на систему кредитов для естественнонаучных (химических, биологических и т.д.) специальностей предполагает широкий выбор лабораторно-практических занятий по естественнонаучным дисциплинам. При этом число обязательных дисциплин, которые читаются последовательно и обязательно – возрастает и система кредитных единиц будет функционировать в условиях ограниченного количества эллективов. Поэтому, на наш взгляд, разумным был выбор специальностей экологического факультета, который использует ограниченный объем часов лабораторно-практических занятий. Такая постановка вопроса приведет в дальнейшем к постепенному введению системы кредитных единиц для всех специальностей естественнонаучных факультетов.

1. Системы кредитных единиц в университетах зарубежных стран

1.1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS)
В американской практике зачетные единицы - это фиксированная категория, выражающая количественный объем содержания курса обучения в контексте требований к получению степени. Для учебных заведений, в которых учебный год делится на семестры, одна кредитная единица складывается из одного часа аудиторных занятий (контакт с преподавателями) или двух часов практической работы в течение пятнадцати недель, а также двух часов самостоятельной подготовки студентов в неделю. Предполагается, что кандидаты на степень бакалавра должны получить 30 кредитных единиц в год. В высших учебных заведениях кредитные единицы определяются как 120 кредитов за 4-х летнюю программу обучения.

Помимо термина «зачетные единицы» в системе образования США используются такие термины как

  • Зачетный курс (credit course) - дисциплина, по завершении которой студент получает академические кредитные единицы в рамках определенной программы обучения.

  • Система кредитных единиц (credit system) – система, когда программа обучения для получения степени или диплома делится на определенные блоки, (сегменты) каждый из который является элементом направления подготовки. Кредитные единицы проставляются после успешного завершения изучения каждого блока. Для получения степени или диплома необходимо набрать определенное количество кредитов.

  • Взаимное признание кредитных единиц (credit transfer) - признание высшим учебным заведением кредитных единиц или квалификаций, полученных студентом в другом учебном заведении с тем, чтобы он/она могли бы переходить из одного учебного заведения в другое без потери кредитов.

  • Признанные кредитные единицы (transfer credits) - кредиты, получаемые студентом в учебном заведении, в которое он/она переводится как признание проделанной работы в другом учебном заведении.

Отличительной особенностью американского высшего образования является такой феномен как модульный курс с его «кредитными единицами». Требования к получению степеней выражены в кредитах, а не оценками на экзаменах. Эти результаты под общим названием «кредитные единицы» являются своеобразной мерой обращения, учебной «валютой» в системе высшего образования США. Накапливаемые и сохраняемые «кредиты» могут быть переданы из одного учебного заведения в другое, с одного факультета на другой. Подобная практика дает возможность временно прекратить обучение, чтобы возобновить его позже. Система зачетных единиц значительно облегчает переход студентов из одного института в другой и делает возможной связь между прерванным и восстановленным обучением. Но такая форма учета результатов, внося гибкость в систему высшего образования и позволяя студентам переходить из одного учебного заведения в другое или с одного факультета на другой, в несколько раз снижает социализирующий эффект концентрированного периода обучения в одном из университетов.

Еще одна отличительная особенность - это значительная степень самостоятельности и автономии американских вузов, что в совокупности с модульным принципом обучения и отсутствием государственных экзаменов делает сравнительно легким создание новых учебных курсов, уровней образования и специальностей, курсов, смежных с другими дисциплинами. Отметим, что организационная структура массового высшего образования в США уже была создана около 200 лет назад, имеет свои собственные проблемы, вызванные как раз широкой доступностью и облегченными стандартами. В настоящее время идут дискуссии по поводу качества знаний абитуриентов, поступающих в вузы.

Студент, успешно закончивший изучение дисциплины, получает то количество кредит-часов, которое выделено по данному предмету. Он использует полученные кредит-часы для последующего получения степени. Разница успехов студента определяется оценкой, кредит-час указывает на структуру процесса обучения, но не указывает уровня знания студента. Другими словами, кредит-час указывает лишь время, затраченное на данный предмет, он не связан с понятием трудности данного предмета. Некоторые предметы требуют много времени, но дают мало кредит-часов и наоборот.

Кредит-час – мера, основанная на времени обучения. Как правило, один кредит-час – это число еженедельных 50-минутных уроков в течение одного семестра, т.е. это означает совокупность 1 ч лекции в неделю, 2 ч практического занятия, 3 ч лабораторных работ плюс подготовка к ним, экзамен прием/сдача зачетов, домашние задания, курсовая работа.

В США число изученных в течение семестра дисциплин составляет обычно 4-5, нормальная загрузка курса – около 15 кредитных часов. Это означает, что студенты будут в аудитории приблизительно 15 часов еженедельно. Студент, набравший указанное число кредит-часов, может получить определенную степень. Кредит-час и степень взаимосвязаны. В США для получения степени бакалавра требуется в среднем 120 кредит-часов, магистра - от 30до 35 кредит-часов, аспиранты – от 6 до 12 кредитных часов каждый семестр.

В системе высшего образования кредит-час применяется в разных формах, он служит основой для составления сметы финансирования, предоставляемого государством. Нагрузки кафедр, преподавателей и студентов определяются кредит-часом, на основе которого решается вопрос о переходе студента на следующий курс. Оплата за обучение производится также на основе кредит-часов. Имеется противоречие в предоставлении кредит-часа. Но в любом случае, кредит-час играет важную роль в планировании сметы и расхода.

Несмотря на слабые стороны, «кредит-система» нашла широкое применение. Она регулирует многостороннюю деятельность университета: программу обучения, учебный план, расписание занятий, оценку знаний студентов, присуждение степеней, определение оплаты за учебу и т.д.

Эта система дает возможность реально оценить деятельность преподавателя и студента, способствует определению нагрузок преподавателей и регулированию студенческой нагрузки, предоставляя возможность работать. Она обеспечивает свободу обучения, что соответствует рыночным экономическим отношениям.

Примеры применения кредит-часов


  1. Пенсильванский государственный университет

Среднему студенту для получения одного кредита требуется не менее 40 часов планируемой работы на факультете. Хотя распределение времени различается от курса к курсу, в среднем 1/3 времени отводится на аудиторные занятия (такие как лекции, лабораторные работы, семинары и т.д.) и 2/3 времени на самостоятельную подготовку.

Кредиты, работа в аудитории и практикум или лабораторные работы, отражаются тремя числами, которые следуют за названием курса, например (3:3:0):

- первое число показывает максимум кредитов для данного курса

- второе число показывает время аудиторной работы (включая лекции, дискуссии, демонстрации и т.д.)

- третье число показывает время, отводимое на практическую работу (включая лаборатории, студии, проектные комнаты и т.д.)

  1. Горный технологический университет Южной Дакоты

Кредит-час – это 3 ч аудиторных и внеаудиторных занятий в течение одной недели одного семестра. Один кредит-час – это лекционное занятие, плюс подготовка к нему, которая занимает в среднем 2 часа. Один кредит-час лабораторной работы в неделю – это 2 часа аудиторной и 1 часа внеаудиторной работ.

Классификация студентов, обучающихся на бакалавра: на основе собранных кредитов приемная комиссия делит студентов на новый, второй курс, средний курс, старший курс.

новый студент

0-31 кредита

студент второго курса

32-63 кредита

студент среднего курса

64-95 `кредитов

студент старшего курса

больше 96 кредитов


Студент дневного отделения выбирает предметы на 12 кредитов, в летний семестр – на 6 кредитов.

Принцип построения учебного плана на основе кредит-системы довольно прост. В качестве примера рассмотрим вид учебного плана бакалаврской ступени инженерного профиля в Горном технологическом университете Северной Дакоты. Он состоит из двух частей: общей и профессиональной (Приложения 2 и 3). В профессиональной части наряду с перечнем дисциплин показаны объемы часов в неделю лекционных и практических занятий, а также соответствующее количество кредит-часов.
Системы оценивания

Оценка представляет собой информационную систему. В эту систему входят такие действия, как сохранение, восстановление и получение оценок студента. Помимо всего этого оценка должна быть объективной и справедливой. Среди педагогов, работников образования, профессоров часто возникают споры по вопросам оценивания знаний студентов.

В американских университетах и колледжах применяют не менее 10 видов систем оценивания. Чаще всего используются цифровое и буквенное оценивание знаний учащихся.

Цифровое оценивание. Существует практика применения оценок от 1 до 100 баллов. Этот метод прост в употреблении, не требует времени, но имеет субъективные стороны.

Буквенное оценивание. В университетах используют традиционную и измененную буквенную систему оценок. Традиционные буквенные оценки - это А, В, С, D, F со знаками плюс, минус. Вышеперечисленные оценки: имеют следующие варианты и причитающиеся к ним баллы распределяются таким образом:

А 4,0 - отлично

А- 3,7

В+ 3,4

В 3.0 – хорошо

В- 2,7

С+ 2,4

С 2,0 – удовлетворительно

С- 1,7

D+ 1,4

D 1,0 – неудовлетворительно

E 0,0 – не смог сдать


Другие виды оценивания. Применяют такой вид оценивания, когда буквенное и цифровое оценивание совмещают, а также оцениваются самими студентами или проводят идентичное оценивание всех студентов. Наиболее широко распространена форма среднего балла, когда кредитные часы умножаются на их оценки следующая формула:

∑ k * d
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по контракту №1783 от «31» iconСвязи кадетской школы №1783 с организациями социальной сферы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1783
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет по Дополнительному соглашению №4 от 27 февраля 2010 г к Государственному...

Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет по Государственному контракту №
«Разработка концепции создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах федерального значения»
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет по Государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд
Организационно-техническое обеспечение работы российской экспозиции на осенней технической ярмарке
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет по государственному контракту от 04. 06. 2012 №1102-01-41/06-12...
...
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет по Дополнительному соглашению №2 к Государственному контракту...
«Разработка проекта скиово бассейна реки Нарва и рек бассейна Псковско-Чудского озера» (С-10-01)
Отчет по контракту №1783 от «31» iconСписок основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011
Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных...
Отчет по контракту №1783 от «31» iconСписок основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011
Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных...
Отчет по контракту №1783 от «31» iconСписок основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011
Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных...
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет о выполненной работе по Государственному контракту от 31 августа...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет о выполненной работе по Государственному контракту №14. 741....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет им. Г. В....
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет о выполненной работе по Государственному контракту №02. 741....
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет»
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет о научно-исследовательской работе по государственному контракту...
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Отчет по контракту №1783 от «31» iconОтчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту...
Этап второй: «Выбор направлений исследований и этап предварительных исследований по мембранным коллоидным системам»
Отчет по контракту №1783 от «31» iconУрок в 7 классе по теме «Война за независимость 1775-1783 гг. Образование сша»
Семинар практикум «Варианты углубления и расширения знаний в нормативной учебной нагрузки»
Отчет по контракту №1783 от «31» iconПриказ «27» августа 2013г. №30-б об организации охраны, пропускного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1783


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск