Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания





Скачать 146.47 Kb.
НазваниеУрок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания
Дата публикации24.06.2014
Размер146.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

ДЗ БОТАНИКА УРОК №1

УРОК №1 «ТЕМА. РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ»

Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.
Тело цветкового растения, как и любого другого, представляет собой живую саморегулирующуюся и

самовоспроизводящуюся систему. В основе ее организации лежит заложенная предковыми формами совокупность признаков и свойств — генотип. Именно генотипом детерминированы (предопределены) основные

системы органов — побеговая (стебель с листьями), корневая и репродуктивная (органы размножения —

цветок, семя, плод). На схеме 9 показана взаимосвязь органов и единство уровней их организации у растительного организма — от молекулярного до системного. Для каждого уровня характерно свое строение и функции. Изменения любой системы или ее уровня отражаются на жизнедеятельности целого организма.

Цветковое растение, как правило, развивается из зародыша семени, который устроен довольно просто:

имеет зачаточные органы и ткани, представленные в основном образовательными. По мере прорастания

семени зародыш начинает увеличиваться и развивается в проросток, у которого хорошо выделяются корневая и побеговая системы. На рис. 6 показано строение такого проростка (названия органов и их частей

можно давать по мере повторения материала).

В настоящем разделе на примере покрытосеменного растения следует более детально повторить материал по вегетативным органам растения и их видоизменениям, а также ткани.

ТКАНИ

Тканью называют группу клеток, имеющих одинаковое происхождение, строение, положение и функцию.





Задание 17.

Изучить классификацию и строение растительных тканей, используя данные табл. 20.

Ответить на вопросы для самоконтроля,

Выполнить тестовый контроль.

Вопросы для самоконтроля (ткани)

1. Что называют тканью в растительных организмах?

2. У каких растений впервые появились ткани?

3. Какие главные группы тканей выделяют у растений?

4. Как классифицируют образовательные ткани от чего зависит их название?

5. Чем покрыты, например, листья, побеги, основание ствола 20-летней яблони?

6. Какая проводящая ткань находится в древесине и какую она выполняет функцию?

7. Все ли органы растения имеют древесину?

8. Какая проводящая ткань находится в лубе?

9. Как называется проводящий комплекс, состоящий из древесины и луба?

10.Из каких тканей образован внутренний «Скелет» растений?

11.Какая ткань образует сердцевину стебля, запасает питательные вещества, осуществляет фотосинтез. Накапливает воздух, воду?

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ.

При выполнении заданий этой части выбери один правильный ответ из четырех предложенных.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Ткани цветковых растений

206. **К покровным тканям относят:

а) эпидерму, пробку; в) склеренхиму, колленхиму;

б) ксилему, флоэму; г) камбий, мезофилл.

207. **Эпидерма образована:

а) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные

наружные стенки и устьица;

б) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых про­питаны суберином;

в) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками
и отмершим содержимым;

г) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой

цитоплазмой.

208. **Перидерма образована:

а) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные

наружные стенки и устьица;

б) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых про­питаны суберином;

в) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками

и отмершим содержимым;

г) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой

цитоплазмой.
210. К образовательным тканям относятся:

а) ксилема и флоэма;

б) губчатый и столбчатый мезофилл;

в) верхушечная меристема и камбий;

г) колленхима и склеренхима.
211. Основная ткань растений служит:

а) для фотосинтеза и газообмена;

б) местом отложения запасных питательных веществ;

в) для накопления влаги;

г) для фотосинтеза и газообмена, накопления влаги, местом отло­
жения запасных питательных веществ.

212. К основным тканям растений относятся:

а) ксилема и флоэма;

б) губчатый и столбчатый мезофилл;

в) верхушечная меристема и камбий;

г) колленхима и склеренхима.
214. **Механическая ткань представлена:

а) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщённые
наружные стенки и устьица;

б) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых про­
питаны суберином;

в) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками и
отмершим содержимым;

г) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой
цитоплазмой.

216. ***Сферические клетки — склереиды относятся к тканям:

а) механическим; в) образовательным;

б) основным; г) покровным.

217. **Ткани растений, выполняющие проводящие функции, — это:

а) эпидерма, пробка; в) склеренхима, колленхима;

б) ксилема, флоэма; г) камбий, мезофилл.

218. **Ситовидные трубки относятся к тканям:

а) проводящим; в) покровным;

б) основным; г) механическим.

219. **Сосуды относятся к тканям:

а) проводящим; в) покровным;

б) основным; г) механическим.

220. **Элементами ксилемы являются:

а) трахеиды; в) ситовидные трубки;

б) сосуды; г) сосуды, трахеиды.

221. **Элементами флоэмы являются:

а) трахеиды; в) ситовидные трубки;

б) сосуды; г) сосуды, трахеиды.

223. **Органические вещества от листьев проводит:

а) флоэма; в) колленхима;

б) камбий; г) ксилема.

224. Эпидерма у растений:

а) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка;

б) покрывает клубни, корневища и корни;

в) находится между древесиной и лубом;

г) образует мякоть листа.

225. Пробка у растений:

а) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка;

б) покрывает клубни, корневища и корни;

в) находится между древесиной и лубом;

г) образует мякоть листа.

226. Камбий у растений:

а) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка;

б) покрывает клубни, корневища и корни;

в) находится между древесиной и лубом;

г) образует мякоть листа.

228. Ассимиляционная паренхима у растений:

а) покрывает листья, зеленые стебли и все част'и цветка;

б) покрывает клубни, корневища и корни;

в) находится между древесиной и лубом;

г) образует мякоть листа.
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

ТЕМА. КОРЕНЬ

Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корней. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменение корня). Значение корня.

Общие указания. Рассматривая проводящую систему корня, проанализируйте рис. 7 и 8, где даны

продольный и поперечный разрезы корня в зоне всасывания (зоне корневых волосков). На рисунках показано, что молодой корень состоит как бы из трех вставленных друг в друга цилиндров. Наружный — самый тонкостенный — образован кожицей корня с корневыми волосками. Средний — самый толстостенный — представляет кору корня, состоящую из основной ткани. Кора корня играет важную роль в проведении воды и минеральных солей от корневых волосков к центру корня. Внутренний цилиндр, называемый центральным, состоит из проводящих комплексов — древесины и луба. По сосудам древесины поглощенные корнем вода и минеральные соли поднимаются вверх к стеблю и листьям. По ситовидным трубкам луба в корень поступают органические вещества, образующиеся в листьях,— глюкоза, сахароза.

Для осевых вегетативных органов растений — корня и стебля — характерны тропизмы — определенные направления роста. Корень обладает положительным геотропизмом, т. е. направлен в землю. У стебля, наоборот, положительный гелиотропизм, т. е. рост направлен к солнцу.
Задание 18.

Изучить классификацию и строение корня, используя данные таблицы.

Ответить на вопросы для самоконтроля.

Выполнить контрольную работу № 21.

Выполнить тестовый контроль.

Дать подписи к рис. 6—8.

Повторить по словарю термины и понятия.

© Вопросы для самоконтроля (корень)

1.Дайте определение корня.

2.Что называют главным корнем, из чего он вырастает?

3. Какие корни называют придаточными?

4.Какая форма корневой системы формируемся, если развиты только придаточные корни?

5.Какую форму обычно имеет главный корень?

6.Что входит в понятие корневая система?

7.Какие зоны выделяют у корней?

8.В какой зоне находится верхушечная образовательная ткань?

9.Какой процесс происходит в этой зоне?

10.Чем отличается зона деления от зоны растяжения?

11.Какую функцию и какое строение в связи с этой функцией имеет зона корневых волосков?

12.Какую роль играет наружная мембрана корневого волоска в поглощении воды и минеральных солей?

13.Что такое осмотическое давление? Как законы диффузии действуют в клетке?

14.Куда попадает вода из корневых волосков?

14.Есть ли разница в концентрации внутриклеточной среды между клетками коры корня и центрального цилиндра и какой это имеет физиологический смысл?

15.Какими тканями представлены кора корня и центральный цилиндр?

16.Как создается корневое давление и какое оно имеет значение для попадания воды в весенние безлистные побеги?

17.Каким образом поступают минеральные вещества и вода в побеги летом?

18.Назовите все функции корней.

19.Какие функции корней вызывают их видоизменения?

20.Как называют корни редьки, моркови, георгина, повилики?

21.Имеют ли развитые корнеплоды дикорастущие растения или это результат селекции и отбора?

22.Какие корни формируются при вегетативном размножении растений?

23.Каким методом проверяют значение различных химических элементов в жизнедеятельности растения?

24.Что такое водные культуры и гидропоника?

25.Какое значение имеет почва в жизни растений?

26.Как формируется почва?

27.Какое значение для растения в целом и для жизнедеятельности клетки имеют соли азота, фосфора, калия, натрия?

28.В виде каких удобрений вносят эти соли в почву?

29.Какие химические элементы называют макро- и микроэлементами?

30.Какую роль в почвообразовательных процессах играют бактерии, грибы?

31.Какова роль почвы в экологической системе?

Контрольная работа № 21

  1. Как называют корень, возникший из зародыше­вого корешка (боковой, придаточный, главный)?

  2. Как называют корень, растущий от стебля, листа (боковой, придаточный, главный)?

3.У каких растений хорошо развит главный корень (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные двудольные, однодольные) ?

  1. Какую форму имеет система придаточных кор­ней (стержневая, мочковатая) ?

  2. В какой зоне корня происходит митотическое деление клеток (зона всасывания, зона проведения, зона деления, зона растяжения) ?

  3. Что характерно для коры корня (наличие проводящих тканей, отсутствие проводящих тканей)?

  4. Какие ткани представлены в центральном ци­линдре корня (покровные, проводящие, основные)?

  5. Какие ткани проводят воду с минеральными веществами (ситовидные трубки, сосуды, волокна, камбий)?

  6. По каким тканям движутся углеводы (сосуды, ситовидные трубки, камбий) ?

  7. Как называется выращивание растений на дис­тиллированной воде с добавлением различных пита­тельных солей (гидропоника, водные культуры)?



ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ.

ДАЙТЕ ПОДПИСИ К РИСУНКАМ.
Рис. 6. Схема строения растения

Рис. 7. Продольный раз­рез корня


Рис. 8. Поперечный срез корня в зоне корневых волосков.


ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ.

При выполнении заданий этой части выбери один правильный ответ из четырех предложенных.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

КОРЕНЬ.

230. Функцией корня является:

а) закрепление растения в почве;

б) поглощение воды и минеральных веществ, проведение веществ;

в) связь растений с другими организмами, размножение, накопле­ние питательных веществ;

г) все ответы верны.

231. **Корень обладает:

а) отрицательным гелиотропизмом и положительным геотропизмом;

б) положительным гелиотропизмом и отрицательным геотропизмом;

в) положительными геотропизмом и гелиотропизмом;

г) отрицательными геотропизмом и гелиотропизмом.

232. Корень впервые появляется у:

а) покрытосеменных; в) плауновидных;

б) мхов; г) голосеменных.

234. Корневая система представляет собой:

а) совокупность всех корней растения;

б) тип ветвления корней;

в) совокупность зон корня;

г) одно из видоизменений корней.

236. Корень, растущий от стебля или листа, называется:

а) боковым; в) главным;

б) придаточным; г) зародышевым.

237. Корень, являющийся ответвлением главного корня, называется:

а) боковым; в) главным;

б) придаточным; г) зародышевым.

238. Стержневая корневая система характеризуется:

а) отсутствием главного корня;

б) хорошо выраженным главным корнем;

в) наличием нескольких главных корней;

г) отсутствием боковых корней.

239. Мочковатая корневая система характеризуется:

а) невыраженностью главного корня;

б) хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями;

в) наличием нескольких главных корней;

г) невыраженностью главного корня и хорошо развитыми прида­точными и боковыми корнями.

242. Зона корня, где происходит увеличение клеток в размерах и начи­нается их специализация, — это зона:

а) всасывания; в) растяжения;

б) деления; г) проведения.

244. Зона корня, покрытая пробковой тканью снаружи и имеющая со­суды внутри, — это зона:

а) всасывания; в) растяжения;

б) деления; г) проведения.

245. **У корней древесных растений наибольшую длину имеет:

а) корневой чехлик; в) зона роста;

б) зона деления; г) зона проведения.

247. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) способствует продвижению корня в почве;

в) придает корню прочность и упругость;

г) участвует в фотосинтезе.

248. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления; в) проведения;

б) всасывания; г) роста.

249. **Корневой чехлик отсутствует у:

а) лука; в) ряски;

б) пшеницы; г) березы.

250. Корневой волосок представляет собой:

а) наружный вырост клетки эпидермы корня;

б) мелкий боковой корень;

в) мелкий придаточный корень;

г) истонченный корневой чехлик.

251. Корневой волосок существует, как правило:

а) несколько дней; в) один вегетационный период;

б) несколько недель; г) всю жизнь растения.

252. **Механизм поступления воды в корневые волоски растений:

а) корневое давление; в) осмос;

б) активный транспорт; г) диффузия.

253. **Механизм поступления в корневые волоски веществ, растворен­ных в воде:

а) диффузия; в) осмос;

б) активный транспорт; г) диффузия, активный транспорт.

255. Корни поглощают при дыхании:

а) кислород; в) углекислый газ;

б) воду; г) растворенные минеральные вещества.

256. **Механизм поступления в корневые волоски кислорода:

а) диффузия; в) осмос;

б) активный транспорт; г) корневое давление.

257. Корнеклубень представляет собой:

а) видоизмененный утолщенный главный корень;

б) видоизмененное основание стебля;

в) видоизмененный придаточный корень;

г) видоизмененный побег.

258. Корнеплод — это видоизменение: -

а) главного корня; в) придаточного корня;

б) бокового корня; г) подземного побега.

259. Корнеплоды являются:

а) видоизменением главного корня, содержащим запас питатель­ных веществ;

б) подземными стеблями;

в) видоизмененными побегами, выполняющими функцию размно­жения;

г) разновидностью плодов, созревающих на подземных побегах.

260. Корнеклубни имеются у:

а) свеклы; в) картофеля;

б) георгина; г) пшеницы.

262. Воздушные корни характерны для:

а) осок; в) орхидей;

б) томатов; г) злаков.

263. Цепляющиеся корни характерны для:

а) гороха; в) орхидей;

б) огурца; г) плюща.

Основные термины и понятия

Корень — осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.

Значение корня — закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений)

Главный корень — корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточный корень корень, развивающийся от стебля или листа.

Боковой корень — ответвление главного, бокового или придаточного корня.

Корневая система — совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов)

Система главного корня — главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Система придаточных корней — придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система — корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

Корнеплод — видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь)

Корневой клубень — видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).

Зоны корня — структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста корня в длину.

Зона деления — конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения — зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания — перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

Зона проведения — зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик — защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок «Тип моллюски». Предметные результаты
В результате овладения содержанием материала изучить особенности строения организмов относящихся к типу моллюсков и установить взаимосвязь...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconПрограмма предусматривает изучение пространственно-временного положения...
Блочно-модульное построение программы, разнообразие заданий, различная направленность и разный уровень трудности позволяют реализовывать...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок географии в 7 классе по теме «Население Африки»
Цели: Познакомить обучающихся с особенностями коренного населения Африки, с расовым и этническим составом материка; выявить взаимосвязь...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconПрограмма вступительного испытания по «биологии»
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать – основные социальные механизмы, которые регулируют взаимосвязь экономики, политики и социальной системы в России, а также...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и средой обитания
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок №32 Тема: Строение стебля
Задачи: на основе актуализации знаний о побе­ге и его строении показать роль стебля в жизни расте­ния; познакомить учащихся с внешним...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconИ переподготовки кадров
Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconИ переподготовки кадров
Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconАннотация рабочей программы дисциплины Анатомия человека для студентов...
Задачами освоения дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение и топографию органов, систем и аппаратов...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconТезисы. Урок биологии по теме «Строение и функции зрительный анализатора»
«Строение и функции зрительный анализатора» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях"
Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема
Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов...
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм
Урок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания iconУрок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель:...
Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск