Пояснительная записка





Скачать 148.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации26.06.2014
Размер148.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………...2.

  2. Содержание программы……………………………………………..4

  3. Тематическое планирование………………………………………...8

4. Литература……………………………………………………………10

  1. Приложение………………………………………………………….11



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект создания условий для здоровья в школе требует анализа ситуации в целом и вычленения тех факторов, при воздействии на которые можно получить устойчивый положительный результат. В данном случае можно обсуждать факторы здоровья, которые поддаются коррекции и на которые воздействовать сложно. Их условно можно разделить на внутренние и на внешние. К внутренним относятся индивидуальные особенности ребенка – физические (темп развития, самочувствие, адаптивные возможности) и психические (уровень развития, самооценка, мотивации, познавательные возможности). К внешним – физические и социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции и др.).

При всей важности существующих учебных предметов, которые знакомят ребенка с окружающим миром, его законами, историей и т.д., должна быть программа, которая знакомит ребенка с ним самим, его внутренними возможностями, конфликтами, тайнами.

Главная цель программы «Здоровье ребенка» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира – самим собой.

Исходя из главной цели сформированы следующие задачи программы:

  • Научить ребенка различным методам оценки себя и окружающего мира;

  • Показать практические методы общения между людьми от желательного до крайне нежелательного;

  • Научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками;

  • Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

  • Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

В программу «Здоровье ребенка» включены информации по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и др. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает ученику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д.

Программа состоит из шести разделов.

  • Самопознание через чувство и образ;

  • Правильное питание – залог здоровья;

  • Береги зубы с детства;

  • Лекарства – по назначению врачей;

  • Безопасность на дорогах;

  • Поведение в экстремальных ситуациях.



Содержание программы.

I. Самопознание через чувство и образ (7ч.).

Традиционная программа обучения в начальной школе направлена в основном на интеллектуальное развитие ребенка. Его учат читать, писать, считать, он узнает много нового об окружающем его мире. Однако в потоке сообщаемой информации отсутствует сам ребенок – его телесная жизнь, внутренние душевные переживания, отношения с другими людьми и пр. В результате получения знания и умения нередко имеют отчужденный характер: они лишь формально усвоены, так как к самому ребенку не имеют никакого отношения. Но для полноценного развития личности ему совершенно необходимо знать и понимать самого себя.

Приобретенные знания, умения и способности могут иметь действительно развивающий характер, если ребенок будет пропускать их через себя, воспринимать их «изнутри».

Ведь личность человека начинается тогда, когда он выделяет и осознает себя как нечто уникальное и неповторимое, когда он видит результаты своей активности как свое отражение во внешнем мире, в другом человеке. Но этот важнейший аспект не предусмотрен в современном традиционном обучении.

Данный раздел специальной целью педагогической работы ставит осознание ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления его личности. Это – строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.
II. Правильное питание – залог здоровья (5ч.).

Раздел программы, посвященный здоровому питанию, очень важен с нескольких точек зрения.

Во-первых, пища – это единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает «частью себя». По тому, как и что человек ест, можно многие сказать о нем самом, его семье, даже о его стране.

Во-вторых, питание тесно связано со здоровьем.

Поэтому цели раздела:

- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

- выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;

- научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
III. Береги зубы с детства (4ч.).

Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе.

Главная цель раздела– воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
IV. Лекарства – по назначению врачей (7ч.).

До середины текущего столетия случаи употребления детьми дошкольного возраста одурманивающих веществ описывалось как казуистическое, не носящее преднамеренного характера. Однако на настоящий момент картина принципиально иная. У всех возрастных групп, отчасти и у детей младшего школьного возраста, возникла потребность в получении неординарных ощущений и удовольствий.

Широкую распространенность приобрела табачная наркомания, табакокурение.

Параллельно в арифметической прогрессии растет заболеваемость наркоманией и токсикоманией.

Логика построения данного раздела основана на формировании у ребенка прежде всего:

- навыков самосохранения (в 1 классе – нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);

- эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркомания в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);

- осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);

- собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;

- умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.
V. Безопасность детей на дорогах (5ч.).

Человек вынужден жить в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах. Одна из них – транспортный мир, среда дорожного движения.

Цель методики – максимальное приближение в восприятии ребенка ситуации игры (тренинга, урока) к реальной ситуации на улице (дороге).
VI. Поведение в экстремальных ситуациях (5ч.).

Наши дети, становясь свидетелями экстремальных ситуаций, подвергаются глубоким эмоциональным переживаниям. Эти переживания выливаются в травму, когда ребенок оказывается участником необычайного по сложности и трудности положения. Случается, что дети сами способствуют возникновению той или иной экстремальной ситуации (пожар, отравление, бытовой травматизм и т.д.).

Ощущение страха, беспомощности, паника не позволяют ребенку принять правильное решение, т.е. определить конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

При составлении данной программы исходила из предложения, что экстремальных ситуаций, требующих быстрого принятия правильного решения, может быть много, а варианты поведения в такого рода ситуациях ограничены фактором времени, физическими и психическими возможностями детей.

Цель – помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она не была и где бы она не возникла.

Тематическое планирование.

I.Самопознание через чувство и образ:

► Я познаю себя.

►Я познаю себя.

►Понятие об эмоциях и чувствах.

►Различие между эмоциями и чувствами.

►Мы все похожие и разные. Я познаю других.

►Эмоции в воспитании и обучении.

►Человек в мире людей.
II. Правильное питание – залог здоровья.

►Как происходит пищеварение.

►Питательные вещества. Их значение для роста и развития организма.

►Питание и индивидуальное здоровье.

►Производство и распространение продуктов питания.

►Питание и эмоциональное состояние.
III. Берегите зубы с детства:

►Анатомия. Стоматологические заболевания.

►Питание.

►Кариес.

►Основные правила гигиены.
IV. Лекарства – по назначению врачей:

►Лекарства и лекарственные растения;

►Табак. Воздействие табака на организм человека.

►Алкоголизм. Воздействие алкоголя на организм человека.

►Наркомания и токсикомания.

►Первое знакомство и завязывание дружеских отношений.

►Формирование навыков правильного общения.

►Формирования личного мнения и умения отказывать.
V. Безопасность детей на дорогах:

►Я – пешеход.

►Тротуар. Что это такое?

►Дорожные знаки.

►Правила перехода узких и широких улиц.

►Мой друг – светофор.
VI. Поведение в экстремальных ситуациях:

►Поведение при пожаре.

►Экстремальная ситуация на воде.

►Травмы.

►Поведение при встрече с незнакомым человеком.

►Оказание доврачебной помощи.

Используемая литература:

1. Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978.

2. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.,1988.

3. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. центр «Вентана-граф», 2002.

4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1992.

5. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель.М.: 2003.

6. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М.: 1994.

7. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. Санкт-Петербург, 1996.

8. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. Методическое руководство для учителей начальной школы.М.:Линка-пресс, 1998.

9. Коростелев Н. 50 уроков здоровья. М.: 1991.

10. Минниханов Р.Н., Халиуллина И.А. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Казань, 1995.

11. Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург, 2001.

12. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 3 т. Джангар, 1998.

13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Медицина, 1992.

Приложение.

Я познаю себя.
Цель. Дать понятие о внешних проявлениях внутренней культуры, о способах создания своего положительного образа (имиджа).
Оборудование: «Иллюстрированная энциклопедия моды»; книга Г. Остера «Вредные привычки».
Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель входит на урок в яркой шляпе или перчатках.

  1. Вводная часть

Учитель:

- Видите, стоило мне добавить к своему обычному костюму непривычную деталь, это срезу привлекло ваше внимание. Это говорит о том, что наш внешний облик, частью которого, конечно же, является одежда, служит отражением наших внутренних качеств. Не случайно существует пословица: «По одежде встречают».

3. Основная часть

Идет разговор о том, что человек своим внешним видом, запахом, манерой поведения вызывает определенное отношение к себе со стороны окружающих. И надо соблюдать ряд правил, чтобы это отношение было положительным. Немного о моде. В подростковом возрасте «модняк» - значимый элемент создания своего имиджа. Но всегда ли «модные» словечки, привычки (типа сплевывания на улице, разболтанной походки), аксессуары (скажем, черные очки) тебя украшают? Не ложное ли это представление о своем образе?

- Что вообще вы знаете о вредных привычках? Для кого они, в первую очередь, вредны? Поднимите руку те, у кого нет ни одной вредной привычки. (Учитель читает фрагменты книги Г. Остера.)

- Главное требование к внешнему облику – чистота и опрятность. В детстве за этим следила, в основном, мама. Теперь ответственность за эту важнейшую часть нашего облика надо брать на себя. Подумайте, сколько раз в день вы моете руки, как часто моете волосы? Не ждете ли напоминания со стороны взрослых? Можете ли надеть давно не стиранную одежду? (и т.д.)

- А теперь посмотрим, насколько вы знакомы с правилами вежливого поведения на улице.

Выбираются 2-3 человека и перед классом инсценируются несколько жизненных ситуаций:

- необходимость узнать дорогу у незнакомо человека;

- проход навстречу друг другу по узкой тропинке;

- желание поскорее избавиться от использованной банки из-под «Пепси».

После этого ребята дают оценку поведения участников сценки, учитель делает свои замечания.

4. Итог урока

Ученики задумываются о том , насколько их представления о себе соответствует общепринятым правилам хорошего тона в одежде, поведении и т.д.

5. Домашнее задание

На разделенном надвое листочке выписать качества, которые хочется в себе выработать, и вредные привычки, от которых хочется избавиться.


Человек в мире людей.
Цель. Научить ребенка критически относиться к своим словам и поступкам, помнить, что они по-разному влияют на состояние близких людей. Воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник-тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент

Упражнение на внимание.

2. Вводная часть

Учитель разговаривает с детьми о культуре поведения и речи. На примерах поясняет мысль о том, что слова и поступки влияют на эмоциональное состояние собеседника.

3. Основная часть

Сочинение. Дети записывают в учебнике-тетради короткий рассказ о ситуации, когда они своим поступком огорчили или обрадовали близких людей.

4. Домашнее задание

Заготовить картонные карточки (4 х 6см) в виде окон, за которыми живут словесно обозначенные ситуации, вызывающие ту или иную эмоцию. Например, «нагрубил бабушке», «помог бабушке», «подрался с другом», «помирился с другом», «получил 2», «получил 5», «сломал любимую игрушку», «купили новую игрушку» и.т.д. Карточек должно быть не менее 4 штук, причем количество карточек с положительными и отрицательными значениями должно быть равным. Цвет карточек должен соответствовать их значению.

Питание и эмоциональное состояние.
Цель. Помочь ребенку осознать влияние привычек, предыдущего опыта на выбор продуктов питания. Показать разнообразие продуктов питания. Развить умение перенести знания, полученные на уроке, в повседневную жизнь.

Оборудование: стол, скатерть, салфетки; тарелки, ножи, ложки, вилки; полиэтиленовая сумка; повязка на глаза; свежие фрукты, хорошо известные детям; одна или две разновидности редких фруктов (овощей) (авокадо, айва, артишок и др.); учебник-тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент

2. Вводная часть

Вспомнить уже известные факторы, влияющие на выбор пищи (внешний вид, запах, вкус продукта или блюда, физическое и эмоциональное состояние человека). Ощущение, возникающее в процессе еды (словарь вкусов и настроений).

3. Основная часть

Учитель обсуждает чувственное восприятие предложенных продуктов: сначала попробовать хорошо известные и затем мало известные фрукты на вкус, запах, на ощупь (с завязанными глазами).

Учитель спрашивает, что напоминают незнакомые продукты, попробованные детьми, по вкусу, запаху, форме; можно ли их употреблять в пищу и почему? Тем самым педагог подводит учащихся к выводу о влиянии предыдущего опыта на выбор продуктов.

Покажите детям, как надо правильно есть некоторые фрукты и овощи.

Авокадо разрезают вдоль по центру на две половинки, вынимают косточку и затем едят чайной ложкой с добавлением небольшого количества майонеза (по вкусу). Спелое авокадо должно быть слегка мягким.

Грейпфрут разрезают поперек на две половинки. Затем ножом для фруктов (или небольшим ножом) каждая долька отделяется (надрезается) вдоль каждой перегородки, потом все дольки отделяют по кругу от внешней кожуры, таким образом у вас получаются «маленькие треугольнички» грейпфрута, которые уже легко есть ложкой.

Артишок едят вареным, съедобная часть – небольшой кусочек мякоти у основания каждой чешуйки и само основание, к которому они крепятся.

Обсудить с детьми, как надо относиться к незнакомым продуктам. (К незнакомым продуктам надо относиться осторожно. Если продукты продаются в магазине, значит их можно есть, при соблюдении всех правил хранения.)

Если ты отравился и находишься дома один, что надо делать и куда обратиться в первую очередь? (Нельзя во время рвоты лежать на спине; обратиться к взрослым за помощью или звонить 03.)

4. Итог урока

Обобщаются факторы, влияющие на выбор пищи (органы чувств, физическое и эмоциональное состояние, опыт, привычки).

5. Домашнее задание

Вместе с мамой купить в магазине продукт, который никогда раньше не ел. Поесть его вместе с близкими и обсудить возникшие у каждого ощущения.

Нарисовать продукт и записать свои наблюдения.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск