Скачать 41.92 Kb.
|
Управление по образованию и науке администрации города Сочи МОУ гимназия № 5 Методическая разработка Познавательные сказки на уроке биологии Автор: учитель биологии МОУ гимназии №5 Рындина Светлана Михайловна Предисловие Сказки любят все: взрослые и дети, правда, взрослые предпочитают свои сказки называть «фантастикой». Суть остается одна - в сказке мысли и чувства всегда раскрепощены, в ней, возможно, все невозможное и доступно все недоступное, нет преград в постижении любых тайн и явлений окружающего мира. Вы можете представить себя главный действующим лицом или второстепенным персонажем, страшным злодеем или добрым волшебником. В сказках сбываются все ваши мечты - за это сказки так любят! - Можно ли в школе лишить ребенка сказки?- спрошу я вас. - Можно - ответите вы, - ведь ученье - это труд, требующий усилий, напряжения, самоограничения, знания никогда не давались легко! Против этого трудно возразить. «Ученье и труд все перетрут» - данную аксиому мы слышим с раннего детства. Однако кто же мешает писать познавательные предметные сказки и включать их в мозаику урока? Каждому возрасту свое, и сказочная подача нового материала целесообразна именно для детей 7-12 лет. Подростков всегда отличала великая любознательность и яркость воображения. Завоевав их внимание в начале урока необычной системой подачи нового материала, подчеркнув степень его значимости, вы включите великолепные механизмы запоминания и творческого воображения. И вот ребята с большим удовольствием анализируют услышанный текст, воспроизводят ключевые слова темы, незаметно вкрапленные в сюжетную линию урока, и даже требуют дальнейшего продолжения сказки в новых темах последующих уроков. Представьте! Унылые «генеративные и вегетативные почки» внезапно предстанут «почканами-пацанами» и «почками-цветочками». Но их обратная трансформация в прежние ботанические образы наполнится иным, личностным отношением ребят к теме «Строение почек». Пользуйтесь сказками на уроках! Разнообразьте свои приемы, формы и методы работы. Но помните:
Увидев однажды, как загорелись глаза самых отъявленных двоечников и «великих» лентяев в классе при фразе: «А сегодня на уроке сказка!» - я не откажусь от этой формы работы с детьми никогда! Сказка о жизненных формах растений Маленький рыжий бельчонок Ник, стремительно перепрыгивал с ветки на ветку большого раскидистого дерева. - Узнай, какие жизненные формы встречаются в лесу?! Какие между ними различия?! – недовольно ворчал он себе под нос. - Ну и глупые задания бывают в этой лесной школе! Да все растения одинаковые, разница лишь в том, что на одних есть вкусные орешки, а на других нет. -Ах, так! – возмутилось дерево, услышав это бормотание. – Значит, все мы одинаковы по внешнему виду? Ну, держись! Легко качнув веткой кроны, дерево сбросило бельчонка в средний ярус леса. -Ай, ой! – завопил Ник, шлепнувшись на тонкие, гибкие стволики пушистого кустарника. Цепкие коготки малыша попытались вцепиться в привычный мощный ствол, покрытый корой, но лишь скользнули по тонким хлыстикам и обхватили пустоту. -Ай! Ой! Падаю! Бах! Мягкий травяной ковер принял тело незадачливого зверька. Потирая ушибленные места, Ник впервые внимательно оглядел склонившееся к нему растение. - Ты кто? – спросил он. – Сможешь меня закинуть наверх? - Я – клевер, вкусная и питательная для многих животных травянистая жизненная форма, но тебя я не выдержу, ведь у меня нежные, зеленые стебли. - Но я хочу наверх, к маме! Вон, твой сосед, у которого столько веток из земли торчит, он меня выдержит? – захныкал рыжий бесенок. - Это у тебя хвост наверх торчит, а у меня древесные стволики к солнцу тянутся! - обиделся растущий рядом куст лещины. – Иди-ка ты отсюда, и ищи свою маму в другом месте, а я тебя поднимать не буду! Бельчонок еще раз внимательно огляделся вокруг, в надежде найти подходящее растение, и увидел знакомый мощный ствол, покрытый толстой корой. Отрастающие от него ветви формировали крону с густой зеленой листвой. - Мое родное дерево! – закричал радостно Ник и быстро запрыгал в нужную сторону. – Я все понял и в школе бельчатам объясню, в чем между разница между растительными жизненными формами, а мои шишки и синяки не дадут мне это забыть! Ключевые слова Ствол Ветви Крона Стволики Дерево Кустарник Трава Жизненная форма |
Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,... | 8 часов Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | ||
Использование эпиграфов на уроке биологии Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии» | Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дошкольник. Материалы о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Стихи, сказки, умные задачки,... | ||
Урока: Познавательные Познавательные: повторить опознавательные признаки спп; проверить знания о спп с придаточным определительным; вспомнить орфографию... | Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами. Сказки из бумаги» Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной... | ||
Урок-сказка "Состав чисел 2-5" В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю... | Уроке и во внеурочной деятельности Продолжительность занятия Тема: «Изготовление пластилиновых кукол к спектаклю «Подарки ослику Иа» (по мотивам сказки А. Милна «Винни Пух») | ||
Электронные библиотеки Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Волшебные сказки на уроке литературы в 5-ом классе урок №3 | ||
Урока-исследования. По биологии 7 класс На тему: «Развитие животного мира на Земле» Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уверена, что все вы знаете русскую народную сказку «Репка». На нашем уроке мы поможем героям сказки вытянуть репку | ||
Тема: Русские народные сказки. Цели Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности | Урок математики в 1, 3 классах Познавательные цели: создать на уроке все необходимые условия для полноценного освоения обучающимися: понятия «симметричные фигуры»,... |