Познавательные сказки на уроке биологии





Скачать 41.92 Kb.
НазваниеПознавательные сказки на уроке биологии
Дата публикации01.07.2014
Размер41.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Управление по образованию и науке

администрации города Сочи

МОУ гимназия № 5

Методическая разработка

Познавательные сказки

на уроке биологии

Автор: учитель биологии

МОУ гимназии №5

Рындина Светлана Михайловна

Предисловие
Сказки любят все: взрослые и дети, правда, взрослые предпочитают свои сказки называть «фантастикой». Суть остается одна - в сказке мысли и чувства всегда раскрепощены, в ней, возможно, все невозможное и доступно все недоступное, нет преград в постижении любых тайн и явлений окружающего мира.

Вы можете представить себя главный действующим лицом или второстепенным персонажем, страшным злодеем или добрым волшебником. В сказках сбываются все ваши мечты - за это сказки так любят!

- Можно ли в школе лишить ребенка сказки?- спрошу я вас.

- Можно - ответите вы, - ведь ученье - это труд, требующий усилий, напряжения, самоограничения, знания никогда не давались легко!

Против этого трудно возразить. «Ученье и труд все перетрут» - данную аксиому мы слышим с раннего детства.

Однако кто же мешает писать познавательные предметные сказки и включать их в мозаику урока? Каждому воз­расту свое, и сказочная подача нового материала целесообразна именно для детей 7-12 лет.

Подростков всегда от­личала великая любознательность и яркость воображения. Завоевав их внимание в начале урока необычной системой по­дачи нового материала, подчеркнув степень его значимости, вы включите великолепные механизмы запоминания и творче­ского воображения. И вот ребята с большим удовольствием анализируют услышанный текст, воспроизводят ключе­вые слова темы, незаметно вкрапленные в сюжетную линию урока, и даже требуют дальнейшего продолжения сказки в новых те­мах последующих уроков.

Представьте! Уны­лые «генеративные и вегетативные почки» внезапно пред­станут «почканами-пацанами» и «почками-цветочками». Но их обратная трансформация в прежние ботанические образы наполнится иным, личностным отношением ребят к теме «Строение почек».

Пользуйтесь сказками на уроках! Разнообразьте свои приемы, формы и методы работы. Но помни­те:


  • все хорошо в меру:




  • объем сказки должен быть небольшим;

  • сюжетная линия обязательно подчинена главной теме урока и работает на нее;

  • перед прочтением сказки - небольшой инструктаж учителя о том, что важно в тексте заметить и воспроиз­вести;

  • по завершении сказки - ряд ключевых вопросов, нена­вязчиво подводящих ребят к решению конкретных программных задач и целей урока;

  • хорошая иллюстрация к сказке является дополнитель­ным объектом, влияющим на зрительную память и конкрет­но-образное мышление ребят.


Увидев однажды, как загорелись глаза самых отъявлен­ных двоечников и «великих» лентяев в классе при фразе: «А сегодня на уроке сказка!» - я не откажусь от этой формы работы с детьми никогда!

Сказка о жизненных формах растений
Маленький рыжий бельчонок Ник, стремительно перепрыгивал с ветки на ветку большого раскидистого дерева.

- Узнай, какие жизненные формы встречаются в лесу?! Какие между ними различия?! – недовольно ворчал он

себе под нос.

- Ну и глупые задания бывают в этой лесной школе! Да все растения одинаковые, разница лишь в том, что на одних есть вкусные орешки, а на других нет.

-Ах, так! – возмутилось дерево, услышав это бормотание. – Значит, все мы одинаковы по внешнему виду? Ну, держись!

Легко качнув веткой кроны, дерево сбросило бельчонка в средний ярус леса.

-Ай, ой! – завопил Ник, шлепнувшись на тонкие, гибкие стволики пушистого кустарника. Цепкие коготки малыша попытались вцепиться в привычный мощный ствол, покрытый корой, но лишь скользнули по тонким хлыстикам и обхватили пустоту.

-Ай! Ой! Падаю! Бах!

Мягкий травяной ковер принял тело незадачливого зверька. Потирая ушибленные места, Ник впервые внимательно оглядел склонившееся к нему растение.

- Ты кто? – спросил он. – Сможешь меня закинуть наверх?

- Я – клевер, вкусная и питательная для многих животных травянистая жизненная форма, но тебя

я не выдержу, ведь у меня нежные, зеленые стебли.




- Но я хочу наверх, к маме! Вон, твой сосед, у которого столько веток из земли торчит, он меня выдержит? – захныкал рыжий бесенок.

- Это у тебя хвост наверх торчит, а у меня древесные стволики к солнцу тянутся! - обиделся растущий рядом куст лещины. – Иди-ка ты отсюда, и ищи свою маму в другом месте, а я тебя поднимать не буду!

Бельчонок еще раз внимательно огляделся вокруг, в надежде найти подходящее растение, и увидел знакомый мощный ствол, покрытый толстой корой. Отрастающие от него ветви формировали крону с густой зеленой листвой.

- Мое родное дерево! – закричал радостно Ник и быстро запрыгал в нужную сторону.

– Я все понял и в школе бельчатам объясню, в чем между разница между растительными жизненными формами, а мои шишки и синяки не дадут мне это забыть! Ключевые слова

Ствол

Ветви

Крона

Стволики

Дерево Кустарник

Трава

Жизненная форма

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,...
Познавательные сказки на уроке биологии icon8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Познавательные сказки на уроке биологии iconИспользование эпиграфов на уроке биологии
Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии»
Познавательные сказки на уроке биологии iconУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский
Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки
Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дошкольник. Материалы о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Стихи, сказки, умные задачки,...
Познавательные сказки на уроке биологии iconУрока: Познавательные
Познавательные: повторить опознавательные признаки спп; проверить знания о спп с придаточным определительным; вспомнить орфографию...
Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограмма дополнительного образования «Волшебный мир оригами. Сказки из бумаги»
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной...
Познавательные сказки на уроке биологии iconУрок-сказка "Состав чисел 2-5"
В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю...
Познавательные сказки на уроке биологии iconУроке и во внеурочной деятельности Продолжительность занятия
Тема: «Изготовление пластилиновых кукол к спектаклю «Подарки ослику Иа» (по мотивам сказки А. Милна «Винни Пух»)
Познавательные сказки на уроке биологии iconЭлектронные библиотеки
Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры...
Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Волшебные сказки на уроке литературы в 5-ом классе урок №3
Познавательные сказки на уроке биологии iconУрока-исследования. По биологии 7 класс На тему: «Развитие животного мира на Земле»
Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать...
Познавательные сказки на уроке биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уверена, что все вы знаете русскую народную сказку «Репка». На нашем уроке мы поможем героям сказки вытянуть репку
Познавательные сказки на уроке биологии iconТема: Русские народные сказки. Цели
Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности
Познавательные сказки на уроке биологии iconУрок математики в 1, 3 классах
Познавательные цели: создать на уроке все необходимые условия для полноценного освоения обучающимися: понятия «симметричные фигуры»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск