Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию





НазваниеПояснительная записка к календарно-тематическому планированию
страница1/11
Дата публикации06.07.2014
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К календарно-тематическому планированию

2 ч в неделю, всего 68 часов
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др., которая полностью соответствует образовательным стандартам по природоведению и входит в состав УМК.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. - М.: Дрофа, 2011г Автор: Пасечник В.В.


Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

  • формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

В основу учебно-методический комплекта авторского коллектива под руководством А.В. Пасечника. положены принципы биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многообразия и закономерностей, уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.
Примерная программа по биологии 6 класс

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсия №1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Ростовской области.

Лабораторная работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторная работа №2 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Лабораторная работа №3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Лабораторная работа №4 Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи

2. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Ростовской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Ростовской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторная работа №5 Изучение строения тел шляпочных грибов.

Лабораторная работа №6 Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

4. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Ростовской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Лабораторная работа №7 Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Лабораторная работа №8 Изучение строения мха (на местных видах).

Лабораторная работа №9 Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Ростовской области.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Ростовской области.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений Ростовской области.

Плоды растений Ростовской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Ростовской области.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строение почек вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро-  и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторная работа №10 Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Лабораторная работа №11 Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Лабораторная работа №12 Изучение внешнего и внутреннего строения корня

Лабораторная работа №13 Строение почек. Расположение почек на стебле

Лабораторная работа №14 Простые и сложные листья

Лабораторная работа №15 Изучение клеточного строения листа

Лабораторная работа №16 Изучение макро- и микростроения стебля

Лабораторная работа №17Изучение видоизменения побегов

Лабораторная работа №18 Изучение строения цветка

Лабораторная работа №19 Ознакомление с различными видами соцветий

Лабораторная работа №20 Ознакомление с сухими и сочными плодами

6. Жизнь растений (15 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Тульского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений Ростовской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа №21 Химический состав растений

Лабораторная работа №22 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Лабораторная работа №23 Проращивание семян фасоли

Лабораторная работа №24 Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсия № 2 Зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (7 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Ростовская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Ростовская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа № 25 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия № 3 Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

8. Природные сообщества (6 ч)

Основные экологические факторы на примере Ростовской области и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Ростовской области.

Взаимосвязь растений с другими организмами в Ростовской области. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Ростовской области и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа № 26 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек.

9. Развитие растительного мира (2 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Ростовской области.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Ростовской области; 

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;

  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Ростовской области;

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);

  • правила и нормы поведения в природе.

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Ростовской области;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные  растения Ростовской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять приспособления организмов в среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты  (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. 

2. Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель», 2012.

3. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам / авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2011. - 97с.

4.  Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2010. - 192с.

5. Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения.  Методическое  пособие.

6. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2011. - 80с.

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

(Программа В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В.Латюшина) 2 часа в неделю



п/п

Тема урока





Дата проведения/фактичесскм

Виды деятельности


Материально-техническое обеспечение

урока

Лабораторные работы

Практические работы


Виды

контроля



Биология – наука о живой природе

3.09



Уметь работать с учебной литературой.


Знать предмет, отрасли биологии, значение биологии в современном мире.

Уметь объяснять предмет и задачи курса биологии.


Д 10, у 1









Экскурсия:

«Многообразие

живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

7.09



Уметь строить взаимоотношения с другими людьми;


Уметь проводить наблюдения, сезонными изменениями в природе;






Лабораторная работа №1

«Фенологические

наблюдения за сезонными

изменениями в природе»






Устройство увеличительных приборов.

10.09




Уметь строить взаимоотношения с другими людьми.

Знать устройство увеличительных приборов, правила работы ними.

Уметь пользоваться увеличительными приборами.


Микролабо

ратория

Лабораторная работа № 2

«Устройство микроскопа и

приемы работы с ним»






Строение растительной клетки.

14.09



Уметь определить цель и поставить задачу;


Знать строение клетки

Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом

Д 10, у 6

Микролабо

ратория

Лабораторная работа № 3

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Тест №1



Строение растительной клетки.

17.09



уметь осуществлять анализ, деятельности


Знать строение растительной клетки

Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки.


Уроки

биологии

6 класс

Микролабо

ратория

Лабораторная работа № 4

«Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи»






Жизнедеятельность клетки.

21.09




Уметь работать с учебной литературой.

Знать строение и функции клетки, деление клетки, основные ее жизненные свойства.Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки.

Д 10, у 3




Тест №2



Ткани.

24.09



Уметь готовить сообщения, выступать на публике.


Знать особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь определять тип ткани на микропрепаратах, таблицах и рисунках, и объяснять ее строение и функции.

Д 10, у 7




Тест №3



Строение и жизнедеятельность бактерий.

28.09




Уметь готовить сообщения, выступать на публике;

структурировать текст

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий

Уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.


Д 10, у 4









Роль бактерий в природе и жизни человека.

1.10



Применять полученные знания и умения в практической деятельности


Знать роль бактерий в природе, значение их в жизни человека

Уметь соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями .














Общая характеристика грибов.

5.10



Уметь работать с учебной литературой.


Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов

Уметь пользоваться таблицами, схемами, справочной биологической литературой


Д 10, у 5









Шляпочные грибы.

8.10




Уметь готовить сообщения, выступать на публике;

Знать особенности строения шляпочных грибов.

Уметь узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.


Уроки

биологии

6 класс

Лабораторная работа № 5

«Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»






Плесневые грибы и дрожжи.

12.10




уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности

Знать особенности строения плесневых грибов и дрожжей.

Уметь проводить наблюдения, оформлять отчеты.

Уроки

биологии

6 класс

Микролабо

ратория

Лабораторная работа № 6

«Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»






Роль грибов в природе и жизни человека.

15.10




Применять полученные знания и умения в практической деятельности

Знать роль грибов, в природе, значение их в жизни человека

Уметь соблюдать меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых бактериями и грибами;


Уроки

биологии

6 класс




Тест №4



Разнообразие, распространение значение

растений.

19.10




уметь пользоваться различными источниками информации в том числе новейшими

Знать и объяснять разнообразие, распространение и значение растений.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; ; пользоваться биологическими справочниками и определителями.












Одноклеточные водоросли.

22.10




Уметь работать с учебной литературой;

составлять таблицы.

Знать характерные особенности строения одноклеточных водорослей;

использовать биологические модели при изучении организмов;

Уметь узнавать растения разных отделов


Уроки

биологии

6 класс

Микролабо

ратория

Лабораторная работа № 7

«Изучение строения одноклеточных зеленых водорослей»

Тест №5



Многоклеточные водоросли.

26.10




Уметь сравнивать биологические объекты

Знать характерные особенности строения многоклеточных водорослей.

Уметь узнавать растения разных отделов.


Уроки

биологии

6 класс









Лишайники.

29.10




Уметь переносить опыт из одной области в другую;

Знать характерные особенности строения лишайников.

Уметь доказывать, что лишайники – симбиотические организмы.


Уроки

биологии

6 класс









Мхи.

2.11




Уметь работать с учебной литературой.

Знать характерные особенности строения мхов.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать растения разных отделов;


Уроки

биологии

6 класс

Лабораторная работа № 8

«Изучение строения мха»






Папоротники. Хвощи. Плауны.

12.11




Уметь сравнивать биологические объекты

Знать характерные особенности строения папоротников, хвощей, плаунов.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать: растения разных отделов;


Уроки

биологии

6 класс

Лабораторная работа № 9

«Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке 4 класс
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку в 5 классе
Бщеобразовательных учреждений (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова; издательство «Просвещение»,...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию “
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта;...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к календарно тематическому планированию по...
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск