Пояснительная записка рабочая программа «Биология»





Скачать 240.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Дата публикации13.07.2014
Размер240.59 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология» для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004), Примерной программы основного общего образования по биологии ,ФБУПа (2004 г), программы «Биология» для 7 класса под редакцией Н.И.Сонина.

Учебно - методический комплект «Биология» под редакцией Н.И.Сонина реализует базовый уровень. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 гг.

Цель:

Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи:


  1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

  2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

  3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

  4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

  5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступе­нях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их распо­ложением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в програм­ме. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и мо­гут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Типология уроков определяется системой методов и приёмов обучения, практикуемых учителем, содержанием учебного материала: урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки, комбинированные уроки.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:

  • Особенности жизни как формы существования материи;

  • Фундаментальные понятия биологии;

  • О существовании эволюционной теории;

  • Основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • Владеть языком предмета.


Тематический план


Название темы



Количество часов
Введение




3
Раздел 1. Царство Прокариоты




3


Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3
Раздел 2. Царство Грибы

4

Тема 2.1. Общая характеристика грибов


3

Тема 2.2. Лишайники


1
Раздел 3. Царство Растения

16

Тема 3.1. Общая характеристика растений


2

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения

2




Тема 3.3. Подцарство Высшие растения





4

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения


2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения


6
Раздел 4. Царство Животные

37

Тема 4.1. Общая характеристика царства Животные


1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные


1

Тема 4.4. Двухслойные животные – кишечнополостные


3

Тема 4.5. Трехслойные животные – плоские черви





2

Тема 4.6. Первичнополостные – круглые черви


1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви


3

Тема 4.8. Тип Моллюски


2

Тема 4.9. Тип Членистоногие


7

Тема 4.10. Тип Иглокожие




Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные





1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы


2

Тема 4.13. Класс Земноводные


2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся


2

Тема 4.15. Класс Птицы


4

Тема 4.16. Класс Млекопитающие


4
Раздел 5. Царство Вирусы


2

Тема 5.1. Вирусы





2

Заключение





3

Всего:





68


Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока


Количество часов


Дата проведения


Примечания

Введение (3 часа)

1

Мир живых организмов.


Уровни организации живого

1






2

Ч. Дарвин и происхождение видов


1







3

Многообразие живых организмов и их классификация

1







Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)




Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)









1(4)

Общая характеристика прокариот


1






2(5)

Особенности жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение


1







3(6)

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение

1







Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)



Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)










1(7)

Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека


1






2(8)

Многообразие грибов

Лабораторная работа №1-№2


«Строение плесневого гриба мукора »

«распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1






3(9)


Обобщение знаний по темам «Бактерии», «Грибы»

1










Тема 2.2. Лишайники (1 час)









1(10)

Отдел Лишайники


1







Раздел 3. Царство Растения (16 часов)




Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 час)









1-2(11 -12)


Общая характеристика царства Растения













Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (2 часа)










1(13)

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения водорослей»











2(14)

Размножение и развитие. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение














Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа)










1(15)

Общая характеристика подцарства Высшие растения

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности


Лабораторная работа №4

«Строение мхов»











2(16)

Отдел Плауновидные.

Отдел Хвощевидные.

Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе











3(17)

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №5

«Строение папоротника»











4(18)

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение













Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа)










1(19)

Отдел Голосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение











2(20)

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение


Лабораторная работа №6

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений»













Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения (6часов)










1(21)

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение











2(22)

Размножение покрытосеменных растений











3(23)

Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс двудольные

Лабораторная работа №7


«Семейство Розоцветные. Строение шиповника»










4(24)

Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые











5(25)

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки

Лабораторная работа №8


«Строение злакового растения»










6(26)

Характерные признаки семейства Лилейные











Раздел 4. Царство Животные (37 часов)





Тема 4.1. Общая характеристика царства Животные(1 час)









1(27)

Общая характеристика царства Животные


(Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Особенности жизнедеятельности. Систематика)













Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)









1(28)

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация










2(29)

Многообразие и значение одноклеточных животных

Лабораторная работа №9


«Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки»













Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)









1(30)

Подцарство Многоклеточные.

(Общая характеристика многоклеточных животных, типы симметрии)


Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные












Тема 4.4. Двухслойные животные – кишечнополостные (3 часа)










1(31)

Особенности организации кишечнополостных










2(32)


Особенности жизнедеятельности кишечнополостных









3(33)

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека













Тема 4.5. Трехслойные животные – плоские черви(2 часа)










1(34)

Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви










2(35)

Плоские черви-паразиты














Тема 4.6. Первичнополостные – круглые черви (1 час)










1(36)

Тип Круглые черви, особенности их организации














Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)









1(37)

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Лабораторная работа №10


«Внешнее строение дождевого червя»









2(38)

Многообразие кольчатых червей










3(39)

Значение кольчатых червей в биоценозах














Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)









1(40)

Особенности организации моллюсков, их происхождение

Лабораторная работа №11


«Строение раковины моллюска»









2(41)

Многообразие моллюсков, их значение в природе














Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)









1(42)

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

Лабораторная работа №12


«Внешнее строение речного рака»









2(43)

Многообразие ракообразных, их роль в природе











3(44)

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности









4(45)

Многообразие паукообразных, их роль в природе










5(46)

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №13


«Внешнее строение насекомого»









6(47)

Размножение и развитие насекомых










7(48)

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение













Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные(1 час)










1(49)

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные













Тема 4.12. Подтип Позвоночные (черепные).Надкласс Рыбы (2 часа)










1(50)

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные

Лабораторная работа №14


«Внешнее строение рыбы»









2(51)

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение














Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)









1(52)

Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных

Лабораторная работа №15


«Внешнее строение лягушки»









2(53)

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе














Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)









1(54)

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных










2(55)

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение














Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)









1(56)

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных

Лабораторная работа №16


«Внешнее строение птицы», «Скелет птицы и мускулатура»









2(57)

Особенности организации птиц, связанные с полетом










3(58)

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека










4(59)

Экологические группы птиц (продолжение)














Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)









1(60)

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Лабораторная работа №17


«Изучение строения млекопитающих»









2(61)

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение)










3(62)

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе и практическая значимость










4(63)

Повторение и обобщение. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности


Практическая работа № 18 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

Экскурсия «Млекопитающие леса»










Раздел 5. Царство Вирусы (2часа)




Тема 5.1. Вирусы (2 часа)









1(64)

Общая характеристика вирусов










2(65)

Вирусы – возбудители опасных заболеваний














Заключение (3 часа)









1(66)

Особенности организации и многообразия живых организмов










2(67)


3(68)

Основные области применения биологических знаний в сельском хозяйстве, промышленности, при охране окружающей среды.












Литература



        1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.

        2. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина/авт.- сост.М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

        3. Биология 7 класс. Методическое пособие. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. М. Дрофа. 2004

        4. Биология. Тесты. 7 класс. М. В. Оданович. Волгоград.2007

        5. Биология. Модульное обучение. 7 класс. В. В. Гаевая. Волгоград 2009.

  1. Занимательная биология на уроках. Методическое пособие. И. Д. Агеева. М. 2005.

  2. Многообразие живых организмов. Биология.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2012г. Сонин Н.И

  3. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл.М.: Дрофа, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Рабочая программа «Биология» для 9 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПрограмма по биологии 9 класс. Пояснительная записка
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета биология разработана на основе
Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск