Скачать 62.95 Kb.
|
Министерство образования Урок по биологии на тему: «МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК» 8 класс Подготовила и провела: Ременщикова Е.В. Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ; пути их выделения из организма человека. Оборудование: таблица «Органы выделения», табл. «Почки», схематические рисунки «Мочевыделительная система», «Внешнее и внутреннее строение почек», таблица-схема «Мочевыделительная система». ХОД: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний.
- совокупность реакций биосинтеза в-в называют……. пластическим обменом. - совокупность р-ций окисления и распада в-в в клетке, в результате которых выделяется энергия называется ……энергетическим обменом. - белки в клетке человека синтезируются из …….различных аминокислот пищи. - органы, выводящие из организма конечные продукты обмена (углекислый газ, вода, соли) – это…. Кожа, почки, легкие.
III. Изучение нового материала. На доске схема. БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ СО НО NН СО НО СО НО + + ПРОДУКТЫ НЕПОЛНОГО ОКИСЛЕНИЯ
(часть используется организмом, другая – удаляется во внешнюю среду)
Для начала дадим определение процессу выделения ВЫДЕЛЕНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС УДАЛЕНИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ РАСПАДА, А ТАК ЖЕ УДАЛЕНИЕ ИЗБЫТКА ВОДЫ, СОЛЕЙ И ДР. ВЕЩЕСТВ. Проще говоря, процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей, органов, в ходе которых организм избавляется от ненужных хим. соединений. Итак, из таблицы видно, что наибольшее количество веществ удаляется через почки. ПОЧКИ – это органы мочевыделительной системы. Со строением этой системы и ее функциях мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке. ПОКАЗ ПО ТАБ. НА ДОСКЕ
Мочеобразующий орган: почки – парный орган бобовидный формы, сверху расположены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний – до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень. Поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Вес почки 300 г, снаружи она покрыта прочной и эластичной капсулой. Мочевыводящие органы: мочеточники – трубочки длиной 30 см впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препровождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький . Емкость мочевого пузыря составляет 500-7850 мл. Выход из него в мочеиспускательный канал закрыт сфинктером – круговой мышцей, которая расслабляется лишь в момент мочеиспускания. Для полного представления об особенностях строения почек, связанных с ее выделительной функцией выполним самостоятельную работу, используя алгоритм и рис. учебника стр. 87-88 Р.Т. 161 СТР. 68 ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПОЧЕК. Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Чтение текста «нефроны» учебника на стр. 214-215, используя рис. 89
излишки воды и солей; ядовитые вещества (алкоголь)
артериального давления; кислотно-щелочного равновесия ионного состава жидкости
Образуются гормоны – биологические регуляторы (фермент реанин, который контролирует артер. давление) IV. Закрепление. Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Прохолодить кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, а что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже; Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже. V. Домашнее задание. П.42 до стр 216 Р.Т. 163, 165. VI. Подведение итогов урока. АЛГОРИТМ Изучите строения почки с использованием рисунков учебника, текста «Строение и работа почек».
ТАБ. «ВЫДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ИЗ ОРГАНИЗМА»
БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ СО Н О NН СО Н О СО Н О + + ПРОДУКТЫ НЕПОЛНОГО РАСЩЕПЛЕНИЯ |
Урок биологии в 8 классе на тему: «Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы» Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы... | Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | ||
Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | Урок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек» Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение... | ||
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» | Урок по биологии в 7 классе. Тема Тип Кольчатые черви Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое... | ||
Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | ||
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за... | Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы Озон содержится в, значение | ||
Тема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Урок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;... | ||
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс) Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Урок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания... | ||
Урок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Побег и почки. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле |