Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек»





Скачать 62.95 Kb.
НазваниеУрок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек»
Дата публикации02.08.2014
Размер62.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Министерство образования

Урок по биологии на тему:
«МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК»

8 класс


Подготовила и провела: Ременщикова Е.В.

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ; пути их выделения из организма человека.

Оборудование: таблица «Органы выделения», табл. «Почки», схематические рисунки «Мочевыделительная система», «Внешнее и внутреннее строение почек», таблица-схема «Мочевыделительная система».
ХОД: I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.


  1. Биологический диктант.

- совокупность реакций биосинтеза в-в называют……. пластическим обменом.

- совокупность р-ций окисления и распада в-в в клетке, в результате которых выделяется энергия называется ……энергетическим обменом.

- белки в клетке человека синтезируются из …….различных аминокислот пищи.

- органы, выводящие из организма конечные продукты обмена (углекислый газ, вода, соли) – это…. Кожа, почки, легкие.

  1. Индивидуальная работа по карточкам



III. Изучение нового материала.

На доске схема.

БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ




СО НО NН СО НО СО НО +
+ ПРОДУКТЫ НЕПОЛНОГО ОКИСЛЕНИЯ


  • НА СХЕМЕ ПОКАЗАНЫ КОНЕЧНЫЕ ПРОДУКТЫ РАСПАДА ОСНОВНЫХ ВЕЩЕСТВ КЛЕТКИ. Что происходит конечными продуктами?

(часть используется организмом, другая – удаляется во внешнюю среду)

  • КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ? ВЕДЬ БОЛЬШИНСТВО КЛЕТОК РАСПОЛОЖЕНЫ ГЛУБОКО В ТЕЛЕ, А НЕ НА ГРАНИЦЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ? (все эти вещества попадают в кровь и переносятся к органам выделения)

  • КАКИЕ ЭТО ОРГАНЫ? (легкие, почки, кожа, кишечник).

  • ПОДВЕДЕМ ИТОГ, ПРОАНАЛИЗИРУЯ ТАБЛИЦУ «выделение веществ из организма».

Для начала дадим определение процессу выделения

ВЫДЕЛЕНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС УДАЛЕНИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ РАСПАДА, А ТАК ЖЕ УДАЛЕНИЕ ИЗБЫТКА ВОДЫ, СОЛЕЙ И ДР. ВЕЩЕСТВ.

Проще говоря, процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей, органов, в ходе которых организм избавляется от ненужных хим. соединений. Итак, из таблицы видно, что наибольшее количество веществ удаляется через почки.

ПОЧКИ – это органы мочевыделительной системы. Со строением этой системы и ее функциях мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке.

ПОКАЗ ПО ТАБ. НА ДОСКЕ



  • Мочевыделительная система состоит из мочеобразующего органа (почки)+ мочевыводящих органов (мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Мочеобразующий орган: почки – парный орган бобовидный формы, сверху расположены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний – до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень. Поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Вес почки 300 г, снаружи она покрыта прочной и эластичной капсулой.

Мочевыводящие органы: мочеточники – трубочки длиной 30 см впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препровождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи.

Мочевой пузырь – непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький . Емкость мочевого пузыря составляет 500-7850 мл. Выход из него в мочеиспускательный канал закрыт сфинктером – круговой мышцей, которая расслабляется лишь в момент мочеиспускания.

Для полного представления об особенностях строения почек, связанных с ее выделительной функцией выполним самостоятельную работу, используя алгоритм и рис. учебника стр. 87-88 Р.Т. 161 СТР. 68
ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Почки имеют сложное строение.

  • Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество – из канальцев.

  • Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, открывающиеся сосочком в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал выходит наружу.


МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПОЧЕК.

Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн.

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чтение текста «нефроны» учебника на стр. 214-215, используя рис. 89

  • Итак ,сформулируем основные функции мочевыделительной системы:

  1. Выделительная (экскреция) – удаляются: конечные продукты;

излишки воды и солей;

ядовитые вещества (алкоголь)

  1. Регуляторная – обеспечивает постоянство: осмотического давления;

артериального давления;

кислотно-щелочного равновесия

ионного состава жидкости

  1. Секреторная.

Образуются гормоны – биологические регуляторы (фермент реанин, который контролирует артер. давление)
IV. Закрепление.

Они как два больших боба

На связках закрепились,

У позвоночного столба

Уютно разместились

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Прохолодить кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм, а что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже;

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.
V. Домашнее задание.

П.42 до стр 216 Р.Т. 163, 165.

VI. Подведение итогов урока.


АЛГОРИТМ

Изучите строения почки с использованием рисунков учебника, текста «Строение и работа почек».


  1. найдите на рис. 88 «Строение почки» мочеточники, крупные кровеносные сосуды, почечную лоханку.




  1. на поперечном разрезе почки найдите более светлый наружный слой (корковое вещество) и более темный внутренний слой (мозговое вещество).



  1. найдите во внутреннем слое пирамидки, состоящие из тоненьких трубочек и заканчивающиеся сосочками. Посчитайте количество пирамидок.




  1. выясните, какие образования располагаются в корковом слое почки.



  1. ответьте на вопрос: почему почку можно назвать сложным биологическим фильтром.


ТАБ. «ВЫДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ИЗ ОРГАНИЗМА»


Орган

Удаляемые вещества

в сутки



легкие

(газообразные

продукты обмена)
почки

(моча)


кожа

(пот)

кишечник

(кал)


СО, НО , летучие вещества (эфирные масла)

избыток НО , различные соли,

мочевина, аммиак, ядовитые вещества
то же самое, но в меньших количествах

соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов,

продукты распада гемоглобина а печени.

непереваренные остатки пищи - кал



1,2 – 1,6 л


0,5 л

300 г



БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ



СО Н О NН СО Н О СО Н О +

+ ПРОДУКТЫ НЕПОЛНОГО РАСЩЕПЛЕНИЯ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок биологии в 8 классе на тему: «Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы»
Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана»
Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек»
Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconКонспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана»
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок по биологии в 7 классе. Тема Тип Кольчатые черви
Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке"
На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconКонспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы
Озон содержится в, значение
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconТема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Побег и почки. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск