Рабочая программа учебного курса «Человек»





Скачать 127.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Человек»
Дата публикации13.08.2014
Размер127.98 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании ШМО директор МОБУ "СОШ № 7

МОБУ "СОШ № 7 г. Новотроицка"

г. Новотроицка» ___________/ И.А. Ковалёва

протокол № от __________

___________/_Бучнева Валентина Николаевна

Руководитель ШМО / (Ф.И.О. полностью)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Новотроицка Оренбургской области»


Рабочая программа


учебного курса «Человек» по биологии

для 8 «а», 8 «б» классов.

составила:

Демидова Ольга Михайловна

учитель высшей категории

2013/2014

учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы Н. И. Сонина «Человек» 8 класс. Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных для основной школы. Настоящая программа базируется на дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Живой организм» 6 класс, «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.

Рабочая программа составлена на 70 часов, 2 часа в неделю.

Предмет

биология

класс

8

Автор(ы) программы

Сонин Н.И

Автор(ы) учебника

Сонин Н.И. Сапин М.Р.

Количество часов в неделю

2




четверть

Количество часов

Кол-во лабораторных работ

I

18

4

II

14

4

III

20

5

IV

18

2

год

70

15

Задачи раздела «Человек»

  • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

3. продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу.

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Знать:

  • Топографию внутренних органов.

  • Строение животной клетки (наличие ядра, цитоплазмы, мембраны, митохондрий, рибосом, хромосом).

  • Особенности строения и основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • Особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию; Черты сходства и различия в строении и функциях систем органов человека и млекопитающих.

  • Особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением и социальным образом жизни;

  • Строение и значение скелета, его особенности в связи с прямохождением и трудовой деятельностью; строение и роль трубчатых и плоских костей, типы их соединения; строение и работу мышц, мышечное сокращение, утомление;

  • Относительное постоянство состава внутренней среды организма иммунитет. Теплорегуляция, обмена веществ, взаимосвязь пластического и энергетического обмена, рациональное питание;

  • Приёмы искусственного дыхания, оказания первой помощи при нарушениях дыхания, травмах, кровотечениях, тепловых и солнечных ударах, обмораживаниях; приёмы определения осанки человека.

  • Факторы, сохраняющие здоровье, и факторы, разрушающие его.

  • Развитие человеческого организма;

  • Влияние физической нагрузкой на организм;

  • Состав внутренней среды и её относительное постоянство, Состав крови и функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов; строение и функции органов кровообращения, большой и малый круг кровообращения, иммунитет и образования иммунитета.

  • Строение и функции органов дыхания, дыхательные движения, газообмен в лёгких и тканях; особенности строения и функции системы органов дыхания.

  • Строение и функции органов пищеварения, ферменты и их роль пищеварении (на примерах ферментов пищеварения и желудочного сока), роль печени и поджелудочной железы в пищеварении, Всасывание веществ в кишечнике;

  • Обмен веществ (ассимиляция и диссимиляция), его энергетическую роль, значение витаминов в обмене веществ, авитаминозы (на 2-3 примерах).

  • Строение и функции выделительной системы (без механизма образования мочи),

  • Особенности строения и функции кожи. Способы регуляции кожи.

  • Строение нервной системы и её роль в осуществлении связи организма с внешней средой. Особенности строения свойства нервной системы. Между органами и системами органов, в регуляции работы органов; определение рефлекса, рефлекторную дугу, безусловные рефлексы и образование условных рефлексов, их торможение; значение вегетативной нервной системы; роль И.П. Павлова, И. М. Сеченова В создании учения о высшей нервной деятельности.

  • Определение анализатора, строение органов зрения и слуха, вкуса и обоняния; Значение анализаторов и их гигиена.

  • Функции желез внутренней секреции.

  • Особенности строения и функции органов половой системы;

Уметь:

  • Распознавать системы органов и органы, образующие систему органов;

  • Работать с текстом учебника, рисунками;

  • Находить связь между строением органов и их функциями;

  • Объяснять вред курения, наркотиков и алкоголя на органы дыхания, кровеносной системы, органы пищеварения, на развитие организма;

  • Проводить самонаблюдения (подсчет пульса до и после нагрузки)

  • Соблюдать правила рационального питания, правила личной гигиены.

  • Готовить краткие выступления;

  • Соблюдать режим дня и отдыха.

  • Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

  • Объяснять рефлекторную теорию поведения


Календарно-тематическое планирование.

дата

Сквозная нумерация

Раздел

Тема

Тема урока

2.09-7.09

1




  1. место человека в

системе органического мира (2 часа)

Урок 1. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

2.09-7.09

2

Урок 2. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян

9.09-14.09

3




2. Происхождение человека

(2 часа)

Урок 1. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза . Этапы и факторы становления человека.

9.09-14.09

4

Урок 2. Расы человека, их происхождение и единство.

16.09-21.09

5




  1. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

(1 час)

Урок 1. Наука о человеке. Великие анатомы и физиологи.

16.09-21.09

6




4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Урок 1. Клеточное строение организма

23.09-28.09

7

Урок 2. Ткани: Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»*

23.09-28.09

8

Урок 3. Системы органов. Лабораторная работа № 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

30.09-05.10

9

Урок 4. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

30.09-05.10

10




5. Координация и регуляция

(10 часов +

2 часа)

Урок 1. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

07.10-12.10

11

Урок 2. Гормоны и их роль в обменных процессах

07.10-12.10

12

Урок 3. Нервно-гуморальная регуляция

14.10-19.10

13

Урок 4. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы.

14.10-19.10

14

Урок 5. Вегетативная и соматическая части нервной системы.

21.10-26.10

15

Урок 6. Рефлекс; проведение нервного импульса

21.10-26.10

16

Урок 7. Строение и функции спинного мозга

28.10-02.11

17

Урок 8. Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

28.10-02.11

18

Урок 9. Кора больших полушарий. Лабораторная работа №4 «Изучение измерения размера зрачка»

11.11-16.11

19

Урок 10. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения

11.11-16.11

20

Урок 11. Слуховой анализатор. Строение, функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха

18.11-23.11

21

Урок 12. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

18.11-23.11

22




6. Опора и движение (8 часов)

Урок 1. Скелет человека, его отделы

25.11-30.11

23

Урок 2. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

25.11-30.11

24

Урок 3. Состав и строение костей. Типы соединения костей Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения костей»

02.12-07.12

25

Урок 4. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика

02.12-07.12

26

Урок 5. Мышечная система. Строение и развитие мышц

09.12-14.12

27

Урок 6. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Лабораторная работа №6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

09.12-14.12

28

Урок 7. Значение физических упражнений и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма»

16.12-21.12

29

Урок 8. Обобщение и повторение темы «Опора и движение»

16.12-21.12

30




7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Урок 1. Понятие «Внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечение жизнедеятельности организма

23.12-28.12

31

Урок 2. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Лабораторная работа № 8 «Изучение микроскопического состава крови»

23.12-28.12

32




Урок 3. Иммунитет. Инфекционные заболевания.

13.01-18.01

33




8. Транспорт веществ

(4 часа)

Урок 1. Сердце, его строение и регуляция деятельности

13.01-18.01

34

Урок 2. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение

20.01-25.01

35

Урок 3. Движение крови по сосудам, кровяное давление. Лабораторная работа №9 «Измерение кровяного давления»

20.01-25.01

36

Урок 4. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Лабораторная работа №10 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

27.01-01.02

37




9. Дыхание

(5 часов)

Урок 1. Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение

27.01-01.02

38

Урок 2. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях

03.02-08.02

39

Урок 3. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания»

03.02-08.02

40

Урок 4. Искусственное дыхание

10.02-15.02

41

Урок 5. Голосовой аппарат

10.02-15.02

42




10. Пищеварение

(5 часов)

Урок 1. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Лабораторная работа № 12 «Определение норм рационального питания»

17.02-22.02

43

Урок 2. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения

17.02-22.02

44

Урок 3. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Лабораторная работа № 13 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

24.02-01.03

45

Урок 4. Этапы процессов пищеварения

24.02-01.03

46

Урок 5. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения

03.03-08.03

47




11. Обмен веществ и энергии

(2 часа)

Урок 1. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь

03.03-08.03

48

Урок 2. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

10.03-15.03

49




12. Выделение

(2 часа)

Урок 1. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения

10.03-15.03

50

Урок 2. Почки, их строение и функции, образование мочи

17.03-22.03

51




13. Покровы тела (3 часа)

Урок 1. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции

17.03-22.03

52

Урок 2. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви

31.03-05-04

53

Урок 3. Заболевания кожи и их предупреждение.

31.03-05-04

54




14. Размножение и развитие

(3 часа)

Урок 1. Система органов размножения. Строение и гигиена

07.04-12.04

55

Урок 2. Оплодотворение, Внутриутробное развитие, роды, лактация

07.04-12.04

56

Урок 3. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи

14.04-19.04

57




15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Урок 1. Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов.

14.04-19.04

58

Урок 2. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Формы поведения

21.04-26.04

59

Урок 3. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание.

21.04-26.04

60

Урок 4. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

28.04-03.05

61

Урок 5. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

28.04-03.05

62




16. Человек и его здоровье

(4 часа)

Урок 1. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни

05.05-10.05

63

Урок 2. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа № 14 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

05.05-10.05

64

Урок 3. Укрепление здоровья:

12.05-17.05

65

Урок 4. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Лабораторная работа № 15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

12.05-17.05

66




Повторение

(5 часов)

Урок 1. Взаимосвязь дыхательной, кровеносной, пищеварительной систем

19.05-24.05

67

Урок 2. Как сохранить своё здоровье

19.05-24.05

68

Урок 3. Правила поведения человека в окружающей среде

26-05-31.05

69

Урок 4. «Организм – единое целое» (урок - игра)

26-05-31.05

70

Урок 5. «Человек в цифрах и законах»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа курса «Человек и профессия»
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторы составители Л. Н. Бобровская, О. Ю. Просихиной,...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки Красноярского края №5249 от...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа предназначена для изучения курса «Человек»
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы рабочая программа составлена...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс»
Учебник и образовательная программа курса «Биология. Человек. Культура здоровья» являются составной частью учебно-методического комплекта...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе. Программа курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина,...
Рабочая программа учебного курса «Человек» iconРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск