Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей





Скачать 298.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Дата публикации15.08.2014
Размер298.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма и принципах их классификации;

  2. сформировать биологические знания как научную основу охраны природы, природопользования, с/х производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем

  3. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  5. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил в окружающей среде.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. Москва, «Дрофа», 2009 год.

  • Примерная программа по биологии основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа 7 класса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования Архангельской области. Составители: Лавринова А.П., Баталов А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю.

Программе соответствует учебник Биология. Животные. 7 класс. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа, 2009 г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе основного общего образования по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные программой основного общего образования по биологии 6-9 классы.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками, психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы 13 – 14 лет.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Формы проведения занятий различны. Частая форма занятий – урочная, которая предполагает использование различных типов урока. Запланированы: беседы, семинары, круглые столы, презентации; практические, демонстрационные, лабораторные работы; экскурсии и фенологические наблюдения. На уроках запланировано проведение творческих занятий (т/з) при осуществлении исследовательской работы с учащимися. Это возможно вследствие проведения реферативных слушаний, просмотра работ с использованием презентаций, творческих уроков или этапов урока. Запланировано проведение творческих занятий при проведении уроков по темам: «Тип кольчатые черви», «Тип моллюски», Р.к. «Биологическое разнообразие насекомых Арх. Области», Р.к. «Биологическое разнообразие рыб Арх. Области», «Биологическое разнообразие земноводных», «Р.к. «Биологическое разнообразие рептилий», Р.к. «Биологическое разнообразие млекопитающих», «Периодизация и продолжительность жизни животных», «Зоогеографические области. Миграции», «Факторы среды и их влияние на биоценозы», «Одомашнивание животных».

Текущий контроль проводится в форме тестовых работ. Для такого контроля знаний по отдельным темам курса зоологии, а также на уроках по обобщению материала всей темы, используются тестовые задания из пособия «Тесты по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. Н.Ю. Захарова». М.: Издательство «Экзамен», 2006. Тестовые задания этого пособия проверяют, прежде всего, знание фактического материала учебника В.В. Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», а также основные биологические понятия и закономерности, присущие животному миру, которые должны знать учащиеся при изучении школьного курса биологии. Методическая специфика тестов заключается в том, что они позволяют в короткое время проверить знания учеников всего класса, используя равноценные вопросы. Для этого в каждом варианте каждого тематического комплекса предусмотрено четкое число заданий, позволяющее разделить их на два варианта заданий, предлагаемых классу. Кроме разноуровневых тестов, проводятся самостоятельные и проверочные работы. Итоговый контроль предусмотрен в виде административных контрольных работ.

Оценивание учащимся ставится по пятибалльной шкале в переводе от 100%

Оценка 5 – 91 % выполненной работы;

Оценка 4 – 71 % выполненной работы;

Оценка 3 – 51 % выполненной работы;

Оценка 2 – менее 51 % выполненной работы.

При изучении курса 7 класса запланировано 11 занятий с использованием регионального компонента, 3-х экскурсий, 13 лабораторных работ, так как такое количество занятий даст более полное представление о животном мире, сформирует более полное представление о внешнем, внутреннем строении животных и их систематике.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1. Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: «Знакомство с многообразием круглых червей».

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания,

образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Мно­гообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: «Знакомство с разнообразием ракообразных».

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: «Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс

Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обита­ния, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняе­мые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в при­роде и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения птиц».

Экскурсия: «Изучение многообразия птиц».

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа: «Изучение способов передвижения животных», «Изучение способов дыхания животных», «Изучение способов питания животных», «Изучение особенностей различных покровов тела», «Изучение ответной реакции животного на раздражение», «Изучение органов чувств животных»
РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа: «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
РАЗДЕЛ 4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»;

«Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».
РАЗДЕЛ 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных».


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

- признаки биологических объектов: живых организмов, животных, популяций, экосистем и агроэкосистем, животных своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности строения организмов животных разных систематических групп;

-основные черты сходства и отличия животных и растений;

-основные виды животных Архангельской области;

-биологические и экологические особенности животных Архангельской

области;

-связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;

-сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

-связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями; особенности индивидуального и исторического развития животных; роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды; значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира.
Учащиеся должны уметь:

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

Изучать: биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

Рассматривать: на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать, используя таблицы, основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов, наиболее распостраненных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

Выявлять: изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

Сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов животных представителей разных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

Определять: принадлежность животных к определенной систематической группе (классифицировать);

Проводить: самостоятельный поиск биологической информации: находит в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемы животными, оказания первой помощи при укусах животными, соблюдение правил поведения в окружающей среде, выращивания и размножения домашних животных и ухода за ними.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Формы и методы контроля







Введение. Общие сведения о животном мире.

2 ч




1

1

История и методы изучения животных. Систематика животных.

1

Вводный фронтальный устный опрос

2

2

Современная зоология.

1

Групповой устный







Раздел 1. Многообразие животных.

34 ч




3

1

Простейшие. Биологические и экологические особенности.

1

Кроссворд

4

2

Простейшие. Значение в природе и жизни человека.

1

Тест

5

3

Тип Губки.

1

Фронтальный устный опрос

6

4

Тип Кишечнополостные.

1

Тест

7

5

Тип Плоские черви.

1

Фронтальный устный опрос

8

6

Тип Круглые черви. Л/р № 1. Знакомство с многообразием круглых червей

1

Л/р

9

7

Тип Кольчатые черви.


1

Фронтальный опрос

10

8

Тип Моллюски.

Р.К. 1.Моллюски Архангельской области.

1

Викторина

11

9

Тип Иглокожие.

1

Фронтальный устный опрос

12

10

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Л/р № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

1

Л/р

13

11

Класс Паукообразные.

1

Фронтальный устный опрос

14

12

Класс Насекомые.

1

Тест

15

13

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

Индивидуальный по карточкам

16

14

Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы. Чешуекрылые.

1

Индивидуальный по карточкам

17

15

Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Перепончатокрылые.

1

Индивидуальный по карточкам

18

16

Л/р № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. Р.К. 2. Многообразие насекомых Архангельской области. Редкие и охраняемые виды насекомых.

1

Кроссворд,

Л/р

19

17

Обобщение темы: «Беспозвоночные».


1

Проверочная работа

20

18

Тип Хордовые. П/тип Бесчерепные. П/тип Черепные.

1

Биологический диктант

21

19

Класс Рыбы. Подкласс Хрящевые рыбы.

1

Тест

22

20

Подкласс Костные рыбы.

Л/р № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

1

Л/р


23

21

Подкласс костные рыбы.

Р.К. 3. Рыбы Архангельской области и Белого моря.

Их охрана и разведение.

1

Викторина

24

22

Класс Земноводные, или Амфибии.

Р.К. 4. Разнообразие земноводных Архангельской области.

1

Фронтальный устный опрос

25

23

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Отряд Чешуйчатые.

Р.К. 5. Разнообразие пресмыкающихся Арх. области.

1

Кроссворд

26

24

Черепахи и крокодилы.

1

Индивидуальный (устный)

27

25

Класс Птицы.

Л/р № 5. Изучение внешнего строения птиц.

1

Л/р

28

26

Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

Индивидуальный письменный по карточкам

29

27

Дневные хищники, Совы, Куриные. Воробьинообразные, Голенастые.

1

Индивидуальный письменныйпо карточкам

30

28

Экскурсия. Изучение многообразия птиц.

Р.К. 6. Многообразие птиц Архангельской области.

1

Индивидуальный

31

29

Класс Млекопитающие. Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1

Биологический диктант

32

30

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

1

Фронтальный устный опрос

33

31

Отряды Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

1

Фронтальный устный опрос

34

32

Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.

1

Фронтальный устный опрос

35

33

Р.К.7 Разнообразие млекопитающих Архангельской области.

1

Индивидуальный устный опрос

36

34

Обобщение темы: «Позвоночные».


1

Проверочная работа







Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

14 ч




37

1

Покровы тела.

Л/р № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

1

Л/р


38

2

Опорно – двигательная система.

1

Фронтальный устный опрос

39

3

Способы передвижения позвоночных. Полости тела. Л/р № 7. «Изучение способов передвижения животных»

1

Л\р

40

4

Органы дыхания и газообмен. Л/р № 8. «Изучение способов дыхания животных»

1

Л\р

41

5

Органы пищеварения. Л/р № 9. «Изучение особенностей питания животных»

1

Л\р

42

6

Обмен веществ и превращение энергии.

1

Фронтальный устный опрос

43

7

Органы кровообращения. Кровь.

1

Тест

44

8

Органы выделения.

1

Фронтальный устный

45

9

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л/р № 10 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

1

Л\р

46

10

Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л/р № 11. «Изучение органов чувств животных»

1

Л\р

47

11

Продление рода. Органы размножения.

1

Фронтальный устный

48

12

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

Фронтальный устный

49

13

Обобщение темы: «Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

1

Групповой-индивидуальный

50

14

Обобщение темы: «Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

1

Проверочная работа







Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3 ч




51

1

Развитие животных с превращением и без превращения.

1

Фронтальный устный

52

2

Развитие животных с превращением и без превращения.

Л/р № 12 Изучение стадий развития животных

1

Л/р

53

3

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Л/р № 13. Определение возраста животных.

1

Л/р








Раздел 4. Развитие животного мира на Земле.

3 ч




54

1

Доказательства эволюции животных.

1

Фронтальный устный опрос

55

2

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

Фронтальный устный опрос

56

3

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания.

1

Тест







Раздел 5. Биоценозы.

4 ч




57

1

Естественные и искусственные биоценозы.

1

Викторина

58

2

Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Экскурсия. Фенол. наблюдения за весенними явлениями.

1

Индивидуальный письменный

59

3

Цепи питания, поток энергии.

Р.К. 8 Трофические цепи и сети основных экосистем Архангельской области.

1

Индивидуальный письменный по карточкам

60

4

Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Р.К. 9 Влияние деятельности человека на состояние экосистем Архангельской области. Охрана животных.

1

Индивидуальный







Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5 ч




61

1

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

Фронтальный устный опрос

62

2

Р.К. 10. Промысловые животные Архангельской области. Меры по их сохранению.

1

Кроссворд

63

3

Одомашнивание.

1

Фронтальный устный

64

4

Законы России об охране животного мира. Красная книга.

1

Сам. работа

65

5

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных».Р.К. 11. С/х животные Архангельской области: холмогорская порода крупного рогатого скота.

1

Индивидуальный

66




Обобщающий урок.

1

Индивидуально – групповой

67




Обобщающий урок.

1

Фронтальный устный опрос

68




Обобщающий урок.

1

Фронтальный устный опрос

Лабораторные работы Биология. Животные. 7 класс.


  1. .«Знакомство с многообразием круглых червей»

2. «Знакомство с ракообразными»

3. «Изучение представителей отрядов насекомых»

4. «Внешнее строение и передвижение рыб»

5. «Изучение внешнего строения птиц»

6. «Изучение особенностей покровов тела»

7. «Изучение способов передвижения животных»

8. «Изучение способов дыхания животных»

90 «Изучение особенностей питания Животных»

10. «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

11. «Изучение органов чувств животных»

12. «Изучение стадий развития животных»

13. «Определение возраста животных».
Экскурсии
1. «Изучение многообразия птиц»

2. «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

3. «Посещение выставки с/х и домашних животных. С/х животные Архангельской области: холмогорская порода крупного рогатого скота.
Фенологические наблюдения
«Наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова. 7 класс. Животные. Москва, Дрофа, 2009 г.

  2. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования Архангельской области. Составители: Лавринова А.П., Баталов А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю., Архангельск, 2006 г.

  3. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику .В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н.Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 158 с.

  4. Захарова Н.Ю. Тесты по биологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 г

  5. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биолгия. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных учреждений. – М.:Дрофа, 2009 г.

  6. Латюшин В.В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. М.: Дрофа, 2007. – 144 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на...
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение биологии в 6 классе направлено на...
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная Записка Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей : 
Использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. – М.: Дрофа,...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной...
«результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconИзучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconКамалеева Ольга Викторовна 2012/2013 учебный год пояснительная записка
На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики...
...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч
...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение природоведения в 5 классе направлено...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск