Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.»





НазваниеРабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.»
страница1/6
Дата публикации16.08.2014
Размер0.96 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Кирова



Утверждаю

Директор

мбоу «Сош №53» г. Кирова

________(Грехнева М.В.)

«…» ________ 2013 года

Приказ № ________






Рассмотрено на заседании

МО естественных наук

(методической комиссии)

« » _ _ 2013 года

Протокол № 1

Руководитель МО

____ ____ Воробьева Г.Г.





Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 7 класса

(уровень: базовый)


Составитель:

Наговицына Татьяна Александровна,

учитель биологии



2013 г город Киров

Пояснительная записка
Программа курса « Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов.

Срок реализации - 1 год.

Нагрузка -68 часов (с периодичностью 2 часа в неделю).

Уровень – базовый.

Ступень образования – основная школа

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - М.:Вентана-Граф, 2010. – 166с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Общее количество часов –68 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса содержит сведения о различных систематических группах животных, их строении, жизнедеятельности, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Место и роль учебного курса

Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии,

содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов.

 Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).

  2. В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

  3. 2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

  4. В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  5. Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.2. – М.: Школа-Пресс, 2001.

  6. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2001.

  7. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.1. – М.: Школа-Пресс, 1999


Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания животных.

  2. овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к животным; культуры поведения в природе.

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание программы

Введение. Общие сведения о мире животных. 4 часа.
Зоология-наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Природные сообщества. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Трофические связи в природных сообществах (цепи питания).

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические категории, их соподчиненность.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Демонстрации: модели, коллекции, рисунки, влажные препараты животных, имеющих различное систематическое положение.

Практическая работа 1

  • Выявление приспособлений у животных к среде обитания

Экскурсии: многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Глава 1. Строение тела животных. 3 часа.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Цитология-наука о клетке. Строение и функции частей и органоидов клетки.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Демонстрации: микропрепараты основных тканей животных. Таблицы: ткани, строение животной клетки, внутреннее строение животных, имеющих различное систематическое положение.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • сходства и различия животных и растений

  • систематические категории животных

  • среды жизни и места обитания животных

  • строение животной клетки

  • ткани животных

  • органы и системы органов в организме животных

на повышенном уровне:

  • краткую историю развития зоологии

  • клетка - единица строения и жизнедеятельности

  • функции тканей животных

  • функции систем органов






учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определения

  • перечислять черты сходства и различия у растений и животных

  • распознавать на рисунках части клетки и виды тканей

  • узнавать на таблицах органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие)

  • доказывать, что особенности строения ткани обеспечивают выполнение ими соответствующих функций





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • зоология (стр.4)

  • среда обитания (стр.11)

  • хищничество (стр.13)

  • паразитизм (стр. 13)

  • симбиоз (стр.15)

  • биоценоз (стр.15)

  • биогеоценоз (стр.17)

  • систематика (стр.17)

  • классификация (стр.17)

  • вид (стр.17)

  • заповедник (стр.21)

  • Красная книга (стр.21)

  • мембрана (стр.26)

  • цитоплазма (стр.27)

  • ядро (стр.26)

  • ткань (стр.29)

  • ткани:

- эпителиальная (стр.29)

- соединительная (стр.29)

- мышечная (стр.29)

- нервная (стр.30)

  • орган (стр.30)

  • система органов (стр.30)

на повышенном уровне:

  • морфология (стр.4)

  • анатомия (стр.4)

  • цитология (стр.4)

  • физиология (стр.4)

  • палеонтология

  • генетика (стр.5)

  • зоогеография (стр.5)

  • этология (стр.5)

  • нектон (стр.12)

  • продуценты (стр.16)

  • консументы (стр.16)

  • редуценты (стр.16)

  • популяция (стр.18)

  • ареал (стр.18)

  • хромосомы (стр.26)

  • нейрон (стр.32)

  • центральная нервная система (стр.32)

  • периферическая нервная система (стр.32)






Глава 2. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. 4 час.
Общая характеристика и разнообразие простейших в природе: в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.

Болезнетворные простейшие. Предупреждение заражения дизентерийной амебой.

Значение простейших в природе и в жизни человека.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа курса биологии для 7 класса (базовый уровень) рабочая...
Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов Д. И
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа к учебнику Латюшина В. В.; Шапкина В. А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Пояснительная записка Программа курса «Биология. Животные.» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск