Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя школа»
Волчихинского района Алтайского края
Разработка открытого урока по биологии для 6 класса «Плоды»
Учитель биологии
Михайлова Людмила Викторовна
п. Берёзовский
2013
Тема: Плоды. Распространение плодов и семян.
Образовательная:
Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и их классификации. Закрепить понятие завязь, цветок, околоцветник, соцветия; Развивающая:
Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с учебником; сформировать умения по классификации плодов в определении признаков приспособленности к распространению семян. Воспитательная:
Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян. Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах. Образовательные результаты:
Личностные
Формирование познавательного интереса и мотива, направленных на изучение плодов; формирование интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы.
Метапредметные
Формировать умение классифицировать плоды, уметь работать с разными источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые формы для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Предметные
Выделение существенных признаков плодов; определять плоды к определенной группе; сравнивать плоды и делать выводы на основе сравнения; овладения методом наблюдения и описания объекта; различение на таблице и рисунках различных плодов. Развивать компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции.
Учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования Тип урока: изучение и первичного закрепления нового материала. (Урок – исследование с элементами решения проблемных ситуаций).
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, беседы, наглядный, методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, работа со схемами. Оборудование: рисунки «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекция плодов, учебник, мультимедийный материал, тетрадь с печатной основой,.
тест (самопроверка).
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов. Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте уважаемые гости!
Здравствуйте ребята!
Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.
Что Вы понимаете, под словом плодотворно?
Какие личные качества вам помогу в плодотворной работе нашего урока?
(ответы обучающихся).
Я желаю вам в полной мере проявить эти качества.
Давайте перед началом урока скажем наши слова.
Хором говорят
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и запомню. Дай мне действовать самому и я научусь»
Проверка домашнего задания.
Плоды нашей подготовки к уроку.
Давайте вспомним, пройденный материал.
Тест на слайде презентации и в вашем дорожном листе.
После самопроверки и самооценивания, сравнивают с правильным ответами и ставят итоговую оценку, по шкале:
7-10 правильных ответа – оценка «3»
11-13правильных ответов – оценка «4»
все правильные ответы – оценка «5» - Молодец!
Если правильных ответов меньше трех – запись - Надо подготовить материал!
Заполняют лист индивидуальной самооценки. Пояснить, как работают. «Результат, полученный на уроке - это и будет плод вашей работы на уроке
Лист индивидуальной самооценки
Ф.И.
| Этапы урока
| Итоговая оценка
От 10 до 12б-«3»;
От 13 до 16-«4»;
От 17 до 20б-«5».
| Повторение
(тест) шкала:
от7до10 правильных ответа – оценка «3»
От11 до 13 правильных ответов – оценка «4»
все правильные ответы – оценка «5»
| Ответы на проблемные вопросы.
(если был ответ -5;
если ответа не было-0)
| Выполнение практической работы
«Составление схемы классификации плодов»
5 баллов
| Выполнение лабораторной
работы
«Классификация
плодов»
5 баллов
| 3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель загадывает загадка:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Тема нашего урока:
Плоды. Распространение плодов и семян. (Слайд 1)
Запись в тетрадь.
Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)
(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).
Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?» (Слайд 3)
Изучение нового материала.
Слайд 9
Какие бывают органы? (Вегетативные и репродуктивные органы)
К каким органам относится плод?
( Плод относят к репродуктивным).
Что образуется после того, как отцвел цветок? (после того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Решение проблемной ситуации:
(работа в парах)
Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? –( ученики высказывают свои предположения.)
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. (Слайд 4)
Что же такое плод?
Запись в тетради. Плод – это орган цветкового растения, который образуется на месте цветка. (Слайд 5)
(Самооценивание)
Решение проблемной ситуации:
Какие процессы необходимы для образования плода? (Работа в парах)
Ответ: (Процессы, необходимые для образования плода) (слайд 5).
Образование цветка
Опыление
Оплодотворение
Образование плода (Слайд 6).
Работа с учебником. (индивидуальная работа)
Откройте учебник стр.42.учебник будет сегодня нашим помощником на уроке.
Из какой части цветка образуется плод?
Запись в тетради:
(После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.) Самостоятельно сформулируйте определение « ПЛОДА.»
Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради. (Слайд 7)
(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.)
Проговорите это определение друг другу вполголоса. Мы выполнили первую задачу нашего урока. Что мы должны узнать теперь? (слайд)
(Узнать о многообразии плодов и их классификации.)
Групповая работа, с инструкционной карточкой.
Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. и самостоятельно составить схему «Классификация плодов» в дорожной карте урока . Записать в схему примеры плодов. (по наличию семян)
Плоды
Односемянные Многосемянные
(по состоянию околоплодника) КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ (Слайд 9 -10)
1гр 2гр
СОЧНЫЕ ПЛОДЫ: СУХИЕ ПЛОДЫ:
ПОМЕРАНЕЦ: СЕМЯНКА:
- лимон - подсолнечник
- апельсин БОБ:
ЯГОДА: - фасоль
-виноград - горох
- банан - боб
- томат - акация
- черника КОРОБОЧКА:
- лён
КОСТЯНКА: - хлопчатник
- слива - мак
- вишня - фиалки
- малина - табака
-морошка - тюльпана
ТЫКВИНА: ЗЕРНОВКА:
- тыква - пшеница
-огурец - кукуруза
-арбуз ОРЕХ:
ЯБЛОКО: - лещина
- фундук
-яблоко ЖЁЛУДЬ:
-айва - дуб
СТРУЧОК:
- сурепка
- капуста
- редис
- репа
- брюква
-редьки Физминутка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел
Первичное закрепление знаний. Практическая работа « КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ» (работа в группах)
Постановка проблемы: Какой можно сделать вывод из заполненной таблицы? На какие группы вы можете разделить эти плоды?
ВЫВОД: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. 7. Продолжение изучения нового материала.
Следующая задача нашего урока «Узнать о значении плодов.» (работа в парах)
Зачем растению нужны плоды? (высказывают предположения)
Проверьте ваши предположения по учебнику и сформулируйте правильно ответ на вопрос.
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. (Слайд 12) 3. Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена?
(Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
И мы приступаем к изучению нашей последней задачи, которая вытекает из последующей. (слайд)
(Знать способы распространение плодов.)
Изучение способов распространения семян – выступление обучающего с опережающим заданием по теме «Распространение плодов»
8. Первичное закрепление знаний.
Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь. 9.Обобщение полученных знаний на уроке.
Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.
«На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?» (Слайд 14)
(Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян). (Слайд 15)
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. Слайд 16,17)
10. Подведение итогов урока.
Вы удовлетворены результатами работы на уроке?
Каковы плоды вашей работы?
11. Информация о домашнем задании. |