ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
| Предмет
| биология
| Класс 5
|
| Тема урока
| Животные
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные -знать общую характеристику животных
-давать признаки животных ,как отдельного царства живых организмов
-понимать отличия животных от растений
-понимать особенности диких и домашних животных
-уметь объяснять особенности внешнего и внутреннего строения животных
-понимать способы питания животных
-понимать цепи питания в природных сообществах
-соблюдать правила безопасности при встрече с ядовитыми животными
-понимать значение животных в природе и в жизни человека
| Метапредметные Регулятивные УУД -самостоятельно обнаружить и сформулировать проблему, определить цель учебной деятельности, выбрать тему проекта
-выдвинуть версии решения проблемы, осознавать конечный результат
-выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)
-работая по плану, сверять свои действия с целью ,при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Познавательные УУД -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
-выявлять причины и следствия простых явлений, определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
| Личностные -осознавать особенности строения животных, их значение в природе и жизни человека
-различать различные виды животных
-знать особенности строения животных
-знать особенности питания животных
-формировать экологическое мышление
-уметь оценивать значение животных в природе и в жизни человека
-знать основные группы ядовитых животных
|
|
|
| Решаемые учебные проблемы
| -развивать умение наблюдать, анализировать , классифицировать животных
-воспитывать бережное отношение к природе
| Основные понятия, изучаемые на уроке
| -среда обитания животных
-особенности строения одноклеточных и многоклеточных животных
-питание животных
-значение животных в природе и в жизни человека
| Вид используемых на уроке средств ИКТ
| Мультимедийная презентация, таблицы
| Образовательные интернет-ресурсы
| Дидактический материал (карточки с заданиями для групп)
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя.
-актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
- формирование умения задавать вопросы;
-развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
-формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества
| Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. …Когда пленяясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг. Когда хотим мы в мотыльках- скитальцах
Видать не грезу, а земную быль –
Где их наряд ? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль! Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!..
Марина Цветаева. Ошибка. Прослушав стихотворение Марины Цветаевой, учащиеся должны понимать значимость любого животного, любой жизни. Каких вы знаете животных? Здесь и везде используются:
Побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
- Как питаются животные? Так же как и растения ?
- Как дышат животные? Чем они дышат?
- Как осуществляется выделение у животных?
- Обладают ли животные раздражимостью ( способностью реагировать на изменения внешней среды )?
- Чем растения отличаются от животных ( размером, цветом )?
- Все ли животные одинаковые?
- Растут ли животные всю жизнь ?
| Деятельность учащихся
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)
Учащиеся
- дают определения животным (одноклеточные и многоклеточные, большие и маленькие),
-сравнивают животных с растениями:
-клеточное строение
-питание
-дыхание
-выделение
-размножение
-раздражимость (способность реагировать на изменения внешней среды)
| 2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
| Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
-раздаются карточки с изображением кораллов, медуз, лебедя, кита, акулы, льва, актинии, гидры, бабочки, осы, орла, совы, дождевого червя. - Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения: - Всегда ли животные могут передвигаться? - Задает вопрос , который выявляет разные мнения учеников класса. -Могут ли животные размножаться (как растения ) только при помощи одного родителя? Или животным для размножения необходимы два родителя? - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - А кита можно отнести к большим рыбам? - Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Каких животных называют гермафродитами?
- Чем половое размножение отличается от бесполого? - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
| Деятельность учащихся
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
| 3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя.
- формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
| Деятельность учителя
Мы с вами знаем, что существуют живые организмы, которые выделены в отдельное царство – царство животных. -Рассмотрите рисунки в учебнике.
Что здесь нарисовано?
-Какие признаки отличают животных?
-Какие животные одноклеточные, а какие многоклеточные?
| Деятельность учащихся
Работа с учебником
Проявляют познавательную инициативу.
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.
Осознание цели предстоящей деятельности.
| 4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.
| Деятельность учителя
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данной темы (видеофрагменты), предложение учащимся самим составить план.
| Деятельность учащихся
Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
| 5 ЭТАП "Открытие" нового знания. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
| Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?
Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?
Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.
| Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".
Сравнение растений и животных по :
-клеточному строению
-питанию
-дыханию
-выделению
-размножению
-раздражимости
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.
Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.
| 6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
| Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.
- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме
| Деятельность учащихся - Вступают в диалог
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
-Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
| Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
4. Мысленно сформулировать ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что ,во-первых…, во вторых…».
| 7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
| Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи версии подтвердились?
- Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания расскажите, чем отличаются одноклеточные животные от многоклеточных и каким животным выжить легче?
-Почему одновременно существуют одноклеточные и многоклеточные животные?
| Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.
Могут отметить продуктивную работу группы.
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.
| 8 ЭТАП Домашнее задание : Животные. Подготовить сообщения о роли животных в жизни человека и его хозяйственной деятельности (Декоративные кошки. Служебные и декоративные породы собак. Породы голубей. Лошади, их роль в жизни человека. Многообразие моллюсков. Аквариумные рыбки. Птицы леса. Осторожно - ядовитые животные! Почему полезны пчелы ? Термиты – кто они? ) , Подготовить сообщения о редких и исчезающих животных Краснодарского края. Найти на карте Краснодарского края Кавказский Государственный биосферный заповедник, почему он создан и какие животные там живут?
| |