Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»), приказов Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов), от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Примерной программы начального (или основного, среднего (полного) общего образования по конкретному предмету
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Цели программы: освоение знаний обучающихся по биологии с целью формирования единой картины мира на основе общности понятий, законов, теорий и общих подходов к классификации живых организмов и закономерностям взаимоотношений между ними. Подведение обучающихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира, его многообразия, всеобщей связи явлений, а также к совокупности учебных умений, которые можно использовать при анализе, синтезе, сравнении, систематизации, обобщении.
Задачи программы:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от обучающегося размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа реализована в УМК:
Наименование учебника
| Дополнительная учебная литература для учащихся
| Методическая литература для учителя
| Электронные дидактические пособия
| В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
| В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс
| Е. Т. Бровкина, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные.
| Биология. Ботаника. Зоология. Анатомия и физиология человека. Общая биология. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С»
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА В результате изучения биологии обучающийся должен знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразии, а также экологической и хозяйственной роли живых организмов;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопрсам;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на экосистемы и живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики инфекционных и простудных заболеваний;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
|