Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования





НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Дата публикации15.09.2014
Размер172 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  2. Биология 6 - 9 классы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012.

  3. Соответствует Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ» принятому 30.08.2013 года.

Предполагает изучение курса по учебнику Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник – 14-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.

Данный предмет входит в образовательную область – естествознание.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Изучение биологии в 6 классе направленно на достижение следующих целей:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

6. Развитие умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

7. Воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

1. формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

2. формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

3. приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

4. воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

5. создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.

В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. О строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение разделов «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (вместо 8 часов взято 9), «Жизнь растений» (вместо 7 взято 9) - добавлены контрольные уроки). За счет сокращения часов на изучение тем «Введение и клеточное строение организмов», так как этот материал частично изучается в предыдущем разделе, а так же в 5 классе в курсе «Природоведения», а так же за счет сокращения количества часов отведенных на резерв.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен

Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области;

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • формулировать выводы на основе собранного материала;

  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Содержание программы

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Царства бактерии и грибы (3 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные работы

Строение шляпочных грибов

Плесневый гриб мукор.

Раздел 3. Царства Растения (6 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей

Изучение строения хвои и шишек хвои.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы

Изучение строения семян

Изучение строения корня

Строение почек. Расположение на стебле

Изучение строения листа

Изучение строения цветка.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Раздел 5. Жизнь растений (9 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений.

Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Раздел 6. Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Резерв времени — 1 час.

Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание





Введение

1










1

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов

1













Раздел 1. Клеточное строение организмов

3










2

Устройство увеличительных приборов ЛР №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

1










3

Строение клетки ЛР №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1










4

Жизнедеятельность клетки. Ткани

1













Раздел 2. Царства бактерии и грибы

3










5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

1










6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. ЛР №3 «Строение шляпочных грибов»

1










7

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека ЛР №4 «Плесневый гриб мукор»

1













Раздел 3. Царства Растения

6










8

Разнообразие, распространение и значение растений

1










9

Одноклеточные и Многоклеточные водоросли. ЛР №5 «Строение зеленых водорослей»

1










10

Лишайники

1










11

Мхи. Хвощи. Папоротники

1










12

Голосеменные. ЛР №6 «Изучение строения хвои и шишек хвои»

1










13

Покрытосеменные или цветковые

1













Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений

9










14

Строение семян. ЛР № 7 «Изучение строения семян»

1










15

Строение и функции корня ЛР №8 «Изучение строения корня»

1










16

Побег. Строение почки ЛР №9 «Строение почек. Расположение на стебле»

1










17

Строение и функции листа ЛР №10 «Изучение строения листа»

1










18

Строение стебля

1










19

Цветок. Соцветия. ЛР №11 «Изучение строения цветка»

1










20

Плоды. Распространение плодов. ЛР №12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

1










21

Класс однодольные и двудольные. Сравнительная характеристика семейств

1










22

Контроль знаний по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1













Раздел 5. Жизнь растений

9










23

Обмен веществ у растений

1










24

Фотосинтез. Передвижение органических веществ

1










25

Дыхание растений

1










26

Способы размножения растений

1










27

Размножение споровых растений

1










28

Размножение голосеменных растений

1










29

Размножение покрытосеменных растений

1










30

Прорастание семян. Рост растений

1










31

Контроль по разделу «Жизнь растений»

1













Раздел 6. Природные сообщества

3










32

Основные экологические факторы. Характеристика экологических групп растений.

1










33

Растительные сообщества.

1










34

Этапы развития растительного мира. Обобщающий урок.

1










35

Резервный урок

1













ИТОГО

35










Практические занятия.

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Контрольная работа № 2 «Жизнь растений»

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Лабораторная работа№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Лабораторная работа № 3 «Строение шляпочных грибов»

Лабораторная работа № 4 «Плесневый гриб мукор»

Лабораторная работа № 5 «Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа № 6«Изучение строения хвои и шишек хвои»

Лабораторная работа №7 «Изучение строения семян»

Лабораторная работа №8 «Изучение строения корня»

Лабораторная работа №9 «Строение почек. Расположение на стебле»

Лабораторная работа №10 «Изучение строения листа»

Лабораторная работа №11 «Изучение строения цветка»

Лабораторная работа №12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Учебно-методические средства обучения

  1. Федеральный Государственный стандарт.

  2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

  3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  4. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник – 14-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.

  5. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 80с

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2010, - 96с.;

2.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

3.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2011.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

4.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2012. -127с.;

Адреса сайтов в Интернете:

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии

  • www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: рабочей программой основного...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента федерального базисного учебного плана (фк фбупа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета биология для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск