Рабочая программа по биологии 10 класс





Скачать 288.62 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 10 класс
страница1/4
Дата публикации16.09.2014
Размер288.62 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа по биологии

10 класс

(2 часа в неделю, 68 часов за год)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2010. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 2, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме (68 часов) из расчета 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ за год – 4

Количество зачетов за год – 2

Количество лабораторных работ за год – 8

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Кириленко А.А., Колесников С.И. Легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.

2. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровень. Легион. Ростов-на-дону,2010 г.

  1. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый. Повышенный, высокий уровни. ЕГЭ. Кириленко А.А. Легион, Ростов-на-Дону, 2012

  2. Молекулярная биология. Сборник заданий дл подготовки к ЕГЭ: уровни А,В, и С., Кириленко А. А., легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Учебный план МБОУ Лесоперевалочная СОШ №-2 на 2013-2014 учебный год

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Устав школы, положение о рабочей программе.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

3. Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Краткая характеристика.

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и спецификой классного коллектива.

В целом класс разнородный с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, мышления, мотивации к учебе. Это обусловило необходимость использования в работе разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения,

- объяснительно-иллюстративного обучения,

- дифференцированного обучения,

- технология проблемного подхода.

- деятельностный подход.

Место учебного предмета.

В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе отводится 1 час в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 1 час в неделю, 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10 – 2 час в неделю на базовом уровне, всего 68 часов в год; 11 класс – 1 час (социально-гуманитарный профиль).

Содержание курса

68 часов (63 часов + 5 часов резерв)

Раздел 1

Биология как наука.

Методы научного познания (5 часа)

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа).

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

(3 часа).

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Раздел 2

Клетка (29 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

        Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки (10 часов)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (9 часов)

        Строение  клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)

        ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекул ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль кодов в биосинтезе белка.         

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.         Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Вирусы (1 час)

        Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Раздел 3

Организм (11 часов)

Тема 3.Размножение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

(11 часов )  Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

        Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

        Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (17 часов)

        Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

        Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (6 часа)

        Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

        Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

        Составление простейших схем скрещивания.

        Решение элементарных генетических задач.

        Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.

        Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

В рабочую программу внесены изменения:

При увеличении количества часов на 1 час в неделю появляется возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, провести больше лабораторных и практических работ, а также отводится время для обобщения и повторения изученного материала. Так, увеличена тема «Биология как наука. Методы научного познания» на 1 час, (всего 5); тема «Клетка» объединяет «Химическое строение клетки», «Строение клетки» и «Обмен веществ в клетке» - выделено 29 часов ( в базовом 13 часов). Тема «Организм» включает в себя подтемы «Размножение организмов» и «Развитие организмов» - 11 часов, в базовом 6 часов; на тему «Генетика» выделено 17 часов (в базовом – 7 часов). Тема «Генетика человека» - 6 часов (в базовом 3 часа). Всего было добавлено 35 часов.

Региональный компонент: вирусные заболевания и бактериальные заболевания, встречающиеся в Хакасии, меры профилактики и борьбы с ними; этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний республики; прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики; медицинская генетика в Хакасии; профилактика курения, наркомании и алкоголизма в Хакасии, статистика рождения детей в республике с патологиями развития.

Практические навыки по биологии в старшей школе связаны с умением анализировать наблюдения, обобщать полученные общебиологические знания и применять их на практике. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на уроках различных тем курса.

4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии

на 2013-2014 учебный год

10 класс



Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

5




Зачет № 1





2.

Клетка.

*Химическая организация клетки.

*Клетка – структурная единица живого.

*Обмен веществ и энергии в клетке.

29




К.р. № 1

К.р. № 2

К.р. № 3


Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3


3.

Организм.

11




Зачет № 2

Л.р. № 4


4.

Основы генетики.

17




К.р. № 4


Л.р. № 5

Л.р. № 6

Л.р. № 7


5.

Генетика человека.

6







Л.р. № 8


5. Структура курса




Модуль (глава)

Количество часов

1.

Биология как наука. Методы научного познания.


5

2.

Клетка.


29

3.

Организм.


11

4.

Основы генетики.


17

5.

Генетика человека.


6

Итого

68
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 10 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск