Скачать 239.63 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щетиновская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Щетиновская СОШ» _______________(______________) _________________________ (дата) М.П. Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 класс Составитель: Овечкин Игорь Викторович учитель биологии первой категории 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа к учебнику Латюшина В.В.; Шапкина В.А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и предназначена для изучения биологии в 7 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условие для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Программа даёт представление о самом большом царстве живых организмов – царстве животных. Животные имеют наиболее сложное строение по сравнению с растениями. В ходе эволюции у них сформировались органы и системы органов. Учащимся надо будет узнать, чем отличаются животные от растений, прежде всего по строению клетки и способу питания. Ученики должны иметь представление о науках, изучающих животных. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют практическое значение для деятельности человека. Программа даёт возможность узнать о великих достижениях зоологов в искусстве разведения ценных промысловых рыб, развития животноводства, звероводства, птицеводства. Показана роль животного мира в круговороте веществ. Программа помогает приобрести зоологические знания по охране природы, для сохранения многообразия животного мира, так как исчезновение даже одного вида – безвозвратная потеря для биосферы и для человека. Цели: Освоение знаний о животном мире, строении, жизнедеятельности, взаимосвязи живых организмов, эволюционной последовательности их развития, влияния факторов среды на жизнь животных. Овладение умениями. Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений животного мира, жизнедеятельности организмов, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических опытов. Воспитание позитивного отношения и культуры поведения в живой природе. Использование приобретённых знаний для ухода за животными, соблюдений правил безопасности и поведения в окружающей среде. Основное содержание 1. Введение – 1 час. Зоология – наука о животных. История развития зоологии. Систематические категории. Современная зоология. Значение зоологии. Среда обитания, место обитания. Науки, изучающие животных. Охрана животных. 2. Простейшие – 2 часа. Общая характеристика, местообитания. Систематические группы простейших: корненожки, радиолярии, солнечники. Споровики, жгутиконосцы, инфузории. Колонии. Значение простейших. Образование цист. 3. Беспозвоночные - 17 часов. Тип губки. Общая характеристика. Специализация клеток. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные. Местообитания, значение. Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Лучевая симметрия. Кишечная полость. Эктодерма. Энтодерма. Полипы. Чередование поколений. Образ жизни. Классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. Значение кишечнополостных. Регенерация. Тип плоские черви. Общая характеристика. Двусторонняя симметрия. Кожно-мышечный мешок. Системы органов: пищеварительная, выделительная, нервная, половая. Паразитизм. Чередование поколений. Гермафродиты. Классы: ресничные, сосальщики, ленточные черви. Значение плоских червей. Тип круглые черви. Общая характеристика. Местообитания. Разнополость. Анальное отверстие. Тип кольчатые черви. Общая характеристика. Местообитания. Сегментация тела. Параподии. Органы чувств. Замкнутая кровеносная система. Классы: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Забота о потомстве. Значение кольчатых червей. Анабиоз. Тип моллюски. Общая характеристика. Местообитания. Мантийная полость. Сердце и сосуды. Фильтрация. Пищеварительные железы. Почки. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Реактивность движения. Тип иглокожие. Общая характеристика. Местообитания. Водно-сосудистые системы. Классы: морские лилии, морские звёзды, офиуры, морские ежи, голотурии. Тип членистоногие. Общая характеристика. Местообитания. Хитин. Головогрудь. Сложные глаза. Классы: ракообразные, паукообразные, насекомые. Лёгочные мешки и трахеи. Партеногенез. Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховёртки, подёнки, стрекозы, жуки, клопы, бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи, перепончатокрылые: пчёлы, муравьи. Развитие с превращением. Значение членистоногих. Демонстрации коллекций насекомых различных отрядов. Лабораторная работа Знакомство с многообразием круглых червей. Внешнее строение дождевого червя. Особенности развития и жизни моллюсков. Знакомство с ракообразными. 4. Тип хордовые – 14 часов. Общая характеристика. Внутренний скелет. Низшие и высшие хордовые. Подтип бесчерепные. Класс ланцетники. Подтип черепные. Класс круглоротые: миноги, миксины. Класс Рыбы. Общая характеристика. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления для плавания: плавательный пузырь, жабры, боковая линия, плавники. Икрометание. Хозяйственное значение рыб. Хрящевые рыбы: акулы, скаты, химерообразные. Костные рыбы: осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные. Класс Земноводные. Общая характеристика. Отряды: безногие, хвостатые, бесхвостые. Значение земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Древние пресмыкающиеся. Отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Охрана пресмыкающихся. Живорождение. Класс птицы. Общая характеристика. Инкубация. Приспособление к полёту. Гнездование. Вывод птенцов. Теплокровность. Перелёты. Отряды птиц: пингвины, страусообразные, казуарообразные, гусеобразные, дневные хищники, совы, куриные, воробьинообразные, голенастые. Класс Млекопитающие (Звери). Общая характеристика. Особенности: волосяной покров, млечные железы, плацента, зубы. Подкласс яйцекладущие или первозвери: отряд однопроходные. Подкласс настоящие звери. Отряды: сумчатые, насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хоботные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы. Миграция. Значение млекопитающих. Демонстрация экспонаты, муляжи, влажные препараты. Лабораторная работа Внешнее строение и передвижение рыб. Изучение внешнего строения птиц. 5. Эволюция строения и функций органов и их систем – 16 часов. Покровы тела. Функции. Оболочка. Плоский эпителий. Эпидермис и собственно кожа. Кутикула. Подкожная жировая клетчатка. Опорно-двигательная система. Функции. Значение. Эволюционное развитие. Наружный и внутренний скелет. Сустав. Основные отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Пояса задних и передних конечностей. Способы передвижения животных. Полости тела. Амебоидное движение. Движение пери помощи жгутиков, ресничек. Мышечное движение. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. Органы дыхания и газообмен. Газообмен у животных разных систематических групп в процессе эволюции. Диффузия. Жабры, трахеи, бронхи, лёгкие. Альвеолы. Диафрагма. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Питание и пищеварение. Органы пищеварения. Категории: травоядные, хищные, всеядные, паразиты. Обмен веществ. Превращение энергии. Ферменты. Кровеносная система. Кровь. Кровообращение: замкнутое, незамкнутое. Работа сердца. Круги кровообращения. Состав крови. Фагоцитоз. Гемоглобин. Органы выделения. Эволюционное развитие. Канальцы. Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Образование мочи. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Раздражимость. Нервная сеть. Нервные цепочки, стволы. Пять отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний, продолговатый, мозжечок. Развитие органов чувств. Сложное поведение. Инстинкт. Врождённые и приобретённые рефлексы. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Строение глаз. Сложные глаза. Монокулярное зрение. Бинокулярное зрение. Нервная регуляция. Жидкостная регуляция. Продление рода. Органы размножения. Размножение бесполое, половое. Половая система и её органы. Раздельнополость. Живорождения. Способы размножения. Оплодотворение внутренне и внешнее. Развитие животных с превращением и без превращения. Метаморфоз. Периодизация и продолжительность жизни животных. Онтогенез. Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость. Старость. Демонстрация муляжей. Лабораторная работа Изучение особенностей покровов тела. Изучение способов передвижения животных. Изучение ответной реакции на раздражение. Изучение органов чувств животных. Определение возраста рыб, моллюсков. 6. Развитие и закономерности различных животных на Земле – 4 часа. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриональные, сравнительноанатомические. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Наследственность. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Усложнение строения животных. Многообразие видов. Дивергенция. Видообразование. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 7. Биоценозы - 6 часов. Естественные и искусственные биоценозы. Ярусность. Продуценты. Консументы. Факторы среды. Цепи питания. Поток энергии. Пирамида биомассы. Взаимосвязь компонентов среды. Трофические связи. Экологические группы. Экскурсия. Ознакомление с биоценозом родного края. Лабораторная работа Выявление приспособленности у животных к среде обитания. 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 часов. Воздействие человека на животный мир. Промыслы. Одомашнивание животных. Охрана животного мира. Красная книга. Экскурсия. Знакомство с животным миром Подмосковья. 9. Повторение – 3 часа. Повторение курса 7 класса. Календарно-тематическое планирование уроков. Биология 7 класс;2 часа в неделю; 68 часов в год. Введение – 1 час.
Простейшие – 2 часа.
Беспозвоночные - 17 часов.
Позвоночные – 14 часов.
Эволюция строения и функций органов – 16 часов.
Развитие и закономерности размещения животных – 4 часа.
Биоценозы – 6 часов.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 часов.
Повторение – 3 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Учащийся должен знать: - основные систематические категории - особенности строения и многообразия животных - эволюционные изменения в строении животных - взаимосвязи строения и функций организма - размножение, развитие и продолжительность жизни животных - закономерности размещения и цепи питания животных - влияние факторов среды на биоценозы Учащийся должен уметь: - распознавать животных по их систематическому положению - вести наблюдения за животными - выявлять сходство и различие в строении организма животных - анализировать эволюционный процесс - распознавать взаимосвязь организмов со средой их обитания Перечень обязательных контрольных работ: №1 по теме: «Черви. Моллюски. Иглокожие». №2 по теме: «Членистоногие». №3 по теме: «Рыбы. Амфибии. Рептилии. Птицы». №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов». Перечень обязательных лабораторных работ: №1 по теме: «Внешнее строение дождевого червя». №2 по теме: «Внешнее строение и передвижение рыб». №3 по теме: «Изучение покровов тела животных». Литература. Биология. Животные. Учебник 7 класса. Латюшин В.В. Шапкин В.А. Поурочные разработки по биологии. Пепеляева О.А. Жизнь животных. Брэм А.Э. Тесты по биологии 7-8 классы. Оданович М.В. СОГЛАСОВАНО на методическом совете «___»___________________2013 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________(___________) «___»___________________2013 г. |
Рабочая программа по биологии «Биология. Общая биология» Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень).... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | ||
Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | ||
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | Рабочая программа по биологии 10 11 класс Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11... | ||
Рабочая программа по биологии 10-11 класс Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством... | Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... | Рабочая программа по «биологии» Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных... |