Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т





Скачать 307.01 Kb.
НазваниеСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер307.01 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Биология > Программа курса
  1   2   3

Утверждаю:


Директор ГБОУ ЦО №953

Волощенко О.В._________________

«____» __________________2013 г


Принято:

На заседании МС ГБОУ ЦО №953

Протокол № __ от «___» _______2013г


Календарно-тематическое планирование

по биологии в 11 классе.


(35 часов – 1 час в неделю)




Учитель Пашкова Ольга Александровна



ГБОУ ЦО № 953


Программа: Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5-11 классы. Составитель: Инна Морзунова; издательство Дрофа, 2010 г.




Учебник Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. – М.: Дрофа, 2009 г.



Москва 2013-2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Государственного стандарта,

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

  • Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.///

  • Базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год

  • Учебного плана ГБОУ ЦО №953 на 2013-2014 учебный год

  • В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.- 368с.

Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия»

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю на протяжении учебного года, 35 часов в год, из них 2 часа на проведение зачетных работ.

Цели и задачи изучения биологии

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействуют на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом
В 11 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов. Как в отношении контролируемого объёма содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Реализация рабочей программы предусматривает подготовку учащихся к ЕГЭ. Содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структура в следующем порядке:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

В УМК для 11 класса входит:

1.В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.- 368с.

Методические пособия для учителя:

1. Т.А.Козлова «Общая биология. Базовый уровень» 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.- 368с.;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература:

1) Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

2) Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

3) Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4) Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

5) Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

6) Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

7) Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

8) Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

Содержание программы

Раздел IV. Вид. (21 ч)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Демонстрации. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение. (10 часов)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрации.

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Демонстрации. окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Тема 4.4. Происхождение человека (4 часов)
Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Раздел V. Экосистемы. (12 ч)

Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.
Демонстрации. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологические факторы. Примеры симбиоза в природе.
Тема 5.2. Структура экосистем. (4часа)

Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрации. Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Г. Биология. 10 – 11 класс. М.: Дрофа, 2010г
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10 – 11 кл общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение ведётся по учебникам «Общая биология 10 11 класс. Базовый уровень» авторы: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
Министерства образования от 05. 03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И. В. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова// Биология в...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconУчебник Сивоглазов В. И., Агафонов И. Б. Е. Т. Захарова «Биология» Базовый уровень 10-11 классы
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использована Программа среднего (полного) общего образования по биологии автор И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Программа допущена...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (линия Н. И. Сонина), и в соответствии с учебно-методическим комплектом (авторы И. Б. Агафонова,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Биология. 5-11 класс. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconОтчет фонда «Забота»
Присутствовали: Дручина М. А., Нефедова М. А., Соломатина С. В., Позднякова О. С., Чубакина О. В., Грачева С. В., Решетова З. С.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск