Пояснительная записка





Скачать 52.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации07.10.2014
Размер52.44 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка
В соответствии с базовым учебным планом в настоящем разделе допущены известные упрощения за счет исключения малозначащего материала, но при этом сохранены все основные требования, предъявляемые к образовательной области «Биология», предусмотренные «Учебными стандартами школ России». В разделе усилены идеи топографической анатомии, уделено большее внимание методам науки, санитарной экологии и валеологии. Включены некоторые приемы самооценки здоровья путем сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными. Подчеркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных, расширена система лабораторных работ и демонстраций.

Учебный материал приближен к уровню современной науки; введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показано значение внешней и внутренней речи. В целях гуманизации и гуманитаризации раздела в него включены сведения о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности. Усилено экологическое направление раздела.

Структура раздела складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека. Завершается раздел темой «Поведение и психика», в которой прослеживается развитие личности.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек -важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. В основу курса физиологии человека и животных заложено представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора, движение и т. п.).
Все анатомические факты рассматриваются через посредство их функций. При этом акцент сделан не столько на изучении отдельных функций, сколько на взаимодействии функций при обеспечении целостности организма и гомеостаза целого. Отсюда и появление таких разделов как «Внутренняя среда организма», «Как обеспечивается целостность организма».
При рассмотрении разных функций неизбежно приходится кратко повторять роль всех связанных с ними систем, так как в организме работа многих систем органов сопряжена, а функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников, так как постоянно происходит повторение изученного материала и рассмотрение основных систем органов с разных позиций.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

2. Требования к уровню освоения содержания учебного предмета

Учащиеся должны знать:

— систематическое положение человека и его происхождение;

— особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

— о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

— особенности индивидуального развития организма человека;

— об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

— приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

— правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

— факторы, разрушающие здоровье человека;

— этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

— объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

— оказывать первую помощь при несчастных случаях;

— соблюдать правила личной и общественной гигиены;

— пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

— работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Методическое обеспечение программы

  1. Учебник

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2008.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)


  1. Тетрадь на печатной основе.

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
3. Методическое пособие для учителя

О.А Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии 8 класс» – М.: «ВАКО», 2007

4. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В, В. Пасечника; И, Н. Пономарёвой – М.; «Глобус» 2008

5. Стандарт основного общего образования

6. Примерная программа по биологии основного общего образования
Мультимедийная поддержка курса

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебно электронное издание) Республиканский мультимедийный центр, 2004

2. Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в Вузы)

3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно- электронное издание) «Кирилл и Мефодий» 2003г.

4. Экология. Учебное пособие .10-11 класс – Дрофа,2004 год
Дополнительная литература для учителя:

    1. Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

    2. Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

    3. Контрольные и проверочные работы по биологии классы 9-11- М; «Дрофа» 2001

    4. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

    5. Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

    6. Красная книга Саратовской области. - Саратов 2006

    7. Е.В. Петров. Основы Классической генетики(теория, тесты, задачи с решениями)- Саратов «Добродея» 1997

    8. Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991

    9. Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск