Скачать 456.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет (ГОУ ВПО МГОУ) БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ в магистратуру БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА на направление 050100.68 – Педагогическое образование. Магистерская программа: Биология Москва 2013 Печатается по решению учебно-методической комиссии биолого-химического факультета Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 24с. Пособие предназначено для поступающих в магистратуру биолого-химического факультета. Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, программа «Биология». Составители: кандидат биологических наук, профессор О.В. Трофимова кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Швецов © Трофимова О.В., Швецов Г.Г., 2013 © Московский государственный областной университет, 2013 Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» является определение: соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Биология, готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе специализированной подготовки магистра образования по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа – Биология. Задачами вступительного экзамена служит выявление у экзаменуемого: степени сформированности комплексной системы знаний о фундаментальных законах и закономерностях функционирования и развития живых систем; уровня свободного владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для самостоятельного восприятия, осмысления и усвоения биологических знаний; умения связывать общие и частные вопросы биологии, оперировать примерами из различных областей биологической науки; глубины понимания практического применения биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии; уровня усвоения основных методических знаний и умений, профессиональных умений применять дидактические, методические и технологические знания в процессе обучения биологии. Содержательное наполнение программы вступительного экзамена в ее первом разделе – «Биология» – обусловлено спецификой биологии как комплексной науки о живой природе. Содержательная часть предлагаемой программы вступительного экзамена в разделе «Методика преподавания биологии» направлена на установление уровня сформированности у экзаменуемого знаний, умений и навыков по педагогическим, методическим и технологическим основам обучения биологии в средних общеобразовательных учреждениях. Содержание программы вступительного экзамена «Биология и методика преподавания биологии» Раздел 1. Биология
Микробиология Предмет и задачи микробиологии, ее место в современной биологии. Значение микроорганизмов в природных процессах, биотехнологии и здравоохранении. История развития микробиологии. Роль Л. Пастера в становлении микробиологии. Значение работ Р. Коха, А Флеминга. Основные направления развития современной микробиологии. Методы микробиологических исследований. Систематика микроорганизмов. Прокариоты и эукариоты. Вирусы, эубактерии и архебактерии. Краткая характеристика грибов, водорослей, простейших. Морфология, строение и развитие микроорганизмов. Микроскопические методы изучения микроорганизмов: световая и электронная микроскопия. Строение, химический состав и функции отдельных компонентов клеток микроорганизмов: слизистые оболочки, капсулы и чехлы. Жгутики, их расположение, организация, механизмы движения. Клеточная мембрана, ядерный аппарат. Рибосомы, вакуоли. Запасные вещества и другие клеточные включения. Способы размножения микроорганизмов, дифференцировка. Циклы развития и размножение. Культивирование микроорганизмов. Методы получения чистых культур, их значение. Питательные среды, их состав и физическое состояние. Поверхностное и глубинное культивирование. Рост микроорганизмов, закономерности роста чистых культур. Кривая роста, особенности отдельных фаз. Синхронные культуры: способы получения и значение. Влияние физических и химических факторов на микроорганизмы: радиация, температура. Психрофилы, мезофилы и термофилы. Осмотическое давление, осмофилы, галофилы. Способы осморегуляции. Отношение микроорганизмов к кислороду: анаэробы и аэробы. Значение рН для микроорганизмов: ацидофилы, нейтрофилы и алкалофилы. Антибиотики. Мутагены. Питание микроорганизмов: типы питания, фототрофия и хемотрофия; автотрофия и хемотрафия; метотрофы и ауксотрофы. Поглощение веществ клетками: диффузия и транспорт. Эндо- и экзоцитоз. Метаболизм. Энергетические процессы и способы обеспечения их энергией. Фото- и хемосинтез. Характеристика процессов брожения, аэробное и анаэробное дыхание. Использование световой энергии (фотосинтез). Характеристика биосинтетических процессов. Ассимиляция углекислоты автотрофами, формальдигида метилотрофами. Значение цикла трикарбоновых кислот. Усвоение соединений азота. Фиксация молекулярного азота. Регуляция метаболизма. Значение ферментов в регуляции метаболизма, активность ферментов. Понятия о наследственной и ненаследственной изменчивости. Мутагенез (спонтанный и индуцированный). Популяционная изменчивость. Селекция мутантов. Рекомбинация у прокариот: трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды, транспозоны. Использование вирусов и плазмид в генетической инженерии. Значение изучения микроорганизмов в теории эволюции. Теории о возникновении эукариот. Биогеохимическая деятельность микроорганизмов. Микроорганизмы в народном хозяйстве и медицине. Вирусология Химия вирусов: белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы в составе вирионов. Простые и сложные вирусы. Особенности структуры РНК и ДНК вирусного происхождения. Структура вирусных частиц: общие принципы, молекулярная организация. Спиральные и сферические вирусы. Строение некоторых сложных вирусов (орто- и парамиксовирусы, рабдовирусы, ретровирусы, вирус вакцины, тогавирусы, бактериофаги). Разнообразие способов проникновения вирусного генома в клетку хозяина. Биологическая специфичность; роль первых фаз инфекции в определении спектра хозяев вируса. Синтез вирус-специфических белков. Вирус-специфические и вирус-индуцированные белки. Основные схемы репликации вирусов при продуктивной инфекции. Схемы репликации различных типов вирусов. РНК-содержащие вирусы РНК-содержащие бактериофаги; пикорнавирусы; флавивирусы; тогавирусы; вирусы растений; вирусы с двуцепочным РНК-геномом; рабдовирусы; парамиксовирусы; ортомиксовирусы, буньявирусы; аренавирусы; ретровирусы; бактериофаги ТЗ, Т7, Т4; вирусы группы оспы - осповакционы; герпесвирусы; аденовирусы; вирогения и умеренные вирусы. Вироиды, вирус гепатита дельта, прионы, интерферон. Ботаника а) Низшие растения Краткая характеристика высших и низших растений. Основные отделы низших растений: сине-зеленые водоросли, красные водоросли, зеленые водоросли, диатомовые водоросли, бурые водоросли, грибы, лишайники. Распределение отделов по группам: эукариоты и прокариоты. Автотрофные и гетеротрофные низшие растения и их роль в природе и народном хозяйстве. Анатомия, морфология и особенности размножения низших растений. Понятие о талломе. Вегетативное бесполое и половое размножение; смена ядерных фаз и чередование поколений Параллелизм в эволюции разных отделов водорослей. Главнейшие классы грибов: оомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, несовершенные грибы. Способы размножения грибов, циклы развития и хозяйственное значение. Лишайники. Общая характеристика, строение, размножение, систематическое положение грибов и водорослей, входящих в состав лишайников. Симбиоз гриба и водоросли. б) Высшие растения Общая характеристика высших растений. Особенности жизни растений в наземных условиях. Теломная теория. Возникновение органов: корней, стебля, листьев. Специализация клеток и возникновение тканей. Первичная и вторичная меристемы. Классификация тканей. Побег. Листорасположение, узел и междоузлие. Строение почек, типы почек. Стебель и его основные функции. Ветвление стеблей: дихотомическое, моноподиальное и симподиальное. Анатомическое строение типичного стебля: первичная кора, центральный цилиндр (стела). Ткани, их составляющие. Многообразие внутреннего строения стеблей семенных растений. Стебель древесных растений. Структурные элементы древесины и луба и их функции. Возрастные изменения древесины и луба. Метаморфозы листа. Листопад и его механизмы. Видоизменения побегов: корневище, столон, клубень, луковица, колючка и др. Особенности их расположения и строения. Корень, его функции. Топографические зоны корня: деления, растяжения, поглощения, проведения. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая, мочковатая). Корень главный, боковые и придаточные. Дополнительные функции и метаморфозы корней. Размножение высших растений: вегетативное и бесполое, половое воспроизведение. Вегетативное размножение растений: корневищами, черенками, порослью, клубнями, луковицами, выводковыми почками. Бесполое размножение. Спорообразование у высших растений. Половое размножение: особенности полового процесса у высших растений, строение половых органов (антеридиев и архегониев) и гамет. Чередование ядерных фаз у высших растений и его экологическая обусловленность. Понятие о гаметофите и спорофите. Две линии эволюционного развития высших растений с преобладанием гаметофита и спорофита. в) Систематика растений Отдел моховидные. Общая характеристика, жизненный цикл. Деление на классы: антоцеротовые, печеночники, листостебельные мхи. Общая характеристика классов, морфология, особенности размножения мхов. Происхождение мохообразных. Экология, распространение, значение в народном хозяйстве. Отдел псилофитовидные (Риниофиты). Общая характеристика и анатомия основных представителей: ринина, хорнеофитона, куксонии. Жизненный цикл. Отдел псилотовидные. Строение спорофита и гаметофита. Сходство с псилофитовидными. Отдел плауновидные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Происхождение листа. Особенности строения: стебель, проводящая система, листья; равноспоровость и разноспоровость, половое поколение. Ископаемые плауновидные, значение их изучения. Отдел хвощевидные. Общая характеристика. Жизненный цикл, особенности строения спорофита. Гаметофит. Ископаемые представители, значение их изучения в филогении. Отдел папоротниковидные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Крупнолистность, происхождение листа. Спорофит и гаметофит. Типы стелы. Краткая характеристика папоротников. Строения спорофитов и гаметофитов. Водные папоротники: сальвиния и марсилия. Разноспоровость. Строение спорокарпиев. Гаметофит. Значение современных папоротников в природе. Отдел семенные папоротники. Общая характеристика. Возникновение семязачатка и семени. Значение семени для эволюции наземных растений. Отдел голосеменные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Разделение на классы: саговниковые, оболочкосеменные, гинкговые, шишконосные. Общая характеристика отдельных классов, их морфологические особенности, типичные представители, строение вегетативных и генеративных органов. Ископаемые представители. Значение голосеменных в природе и народном хозяйстве. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика, разнообразие внутренних форм и общего строения. Строение цветка, разнообразие строения андроцея. Гинецей. Пестик. Апокарпия, ценокарпия. Положения завязи в цветке. Строение семязачатка. Образование мегоспор строение женского гаметофита. Двойное оплодотворение. Развитие семени. Строение семян. Развитие плода. Основные типы плодов: апокарпии, синкарпии, паракарпии, лизикарпии. Многообразие плодов и семян. Теория происхождения цветка. Соцветия, их основные типы. Направления эволюции соцветий. Класс двудольные. Общая характеристика. Морфологические особенности вегетативных органов и цветка. Класс однодольные. Признаки класса в строении вегетативных органов и цветка Происхождение однодольных, строение семени. Основные направления эволюции и главные порядки покрытосеменных. Жизненный цикл покрытосеменных растений, значение покрытосеменных для человечества. Понятие о растительных сообществах. Зоология Положения царства животных в мире живого. Многообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, хордовые. Дискретность многообразия животных; реальность таксонов: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Слагаемые зоологии: морфология, онтогенез, жизненный цикл, экология, структура вида. а) Зоология беспозвоночных Одноклеточные животные. Положение одноклеточных в общей системе живого. Систематика простейших, строение, размножение, жизненный цикл. Эмбриональные пласты. Жизненные формы животных: свободноживущие, симбиотические формы. Процессы размножения, их чередование. Тип Губки. Образ жизни, распространение, возраст, количество видов. Общий план строения. Особенности эмбриогенеза, размножение, питание, клеточный уровень организации губок. Роль в биосфере. Тип Кишечнополостные. Общий план строения: радиальная симметрия, двуслойность, мезоглея. Образ жизни, особенности организации и жизненные циклы одиночных и колониальных. Процессы питания, выделения, дыхания. Количество видов и значение в биосфере. Тканевой уровень организации. Тип Гребневики. Общий план строения. Гребные пластинки, щупальца структура и функции аборального органа. Образ жизни. Роль в биосфере. Уровень организации и связь с другими типами. Тип Плоские черви. Общие черты организации: форма тела, паренхима. Особенности питания, выделения, дыхания свободно живущих и паразитических плоских червей. Общие черты организации паразитических животных. Жизненные циклы печеночной двуустки, эхинокка, солитеров, лентеца широкого. Эмбриогенез и регенерация у турбеллярий. Тип Круглые черви. Образ жизни и организация свободноживущих и паразитических нематод. Особенности строения кутикулы, кожно-мышечного мешка, пищеварительной и выделительной систем и их значение в переходе к паразитизму. Эмбриогенез, жизненный цикл аскариды. Тип Кольчатые черви. Кожно-мышечный мешок, вторичная полость тела, пищеварительная система. Строение внутренних органов. Органы движения. Размножение и эмбриональное, личиночное развитие. Особенности организации многощетинковых, малощетинковых, пиявок, образ жизни представителей этих классов, значение в биосфере. Тип Членистоногие. Классы типа: Ракообразные, многоножки. Насекомые. Паукообразные. Общие черты организации типа: хитиновые покровы, группы отдельных мышц, миксоцель, гетерономная метамерия и тагмы тела, членистость ног и их многофункциональность. Своеобразие в классах типа строения и функции пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем, органов движения. Особенности эмбриогенеза и личиночного этапа онтогенеза. Роль в биосфере представителей классов. Филогенетические связи классов типа членистоногих и кольчатых червей. Тип Моллюски. Классы типа: Брюхоногие, Панцирные, Двустворчатые, Головоногие. Моноплакофоры. Общие черты организации типа: отделы тела, мантия и раковина, органы мантийной полости, следы метамерии. Вторичная полость, почки. Эмбриональное развитие и многообразие форм типа. Образ жизни и роль в биосфере представителей классов. Тип Иглокожие. Основные черты типа: энтероцельная закладка мезодермы, развитие целома, мезодермический скелет, формирование нервной системы. Особенности типа; элементы радиальной симметрии, осевой комплекс, структура скелета, амбулакральная система, пищеварительная и нервная система. Проблемы филогении беспозвоночных. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Классификация типов по плану строения. б) Зоология позвоночных Общая характеристика типа хордовых. Положение типа хордовых в системе животного царства. Связь с другими типами. Билатеральная симметрия, вторичная полость тела. Система типа хордовых; подтипы. Теоретическое и практическое значение изучения хордовых. Подтип оболочники (личинкохордовые). Основные черты биологии и строения оболочников на примере асцидии. Туника. Пищеварительная система. Строение сердца; незамкнутая кровеносная система. Особенности нервной системы. Размножение и развитие; метаморфоз, строение личинки. Подтип бесчерепные. Характеристика подтипа. Основные черты биологии. Особенности организации. Строение и функции основных систем органов: миохордальный комплекс, пищеварительная система, дыхание и кровообращение, центральная нервная система. Размножение и развитие. Формирование зародышевых листков: образование основных систем органов. Строение личинки. Место бесчерепных в системе и эволюции хордовых. Подтип позвоночные. Общая характеристика подтипа, принципы организации основных морфо-функциональных систем. Деление подтипа на классы, нетаксономические группы; анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные. Водные позвоночные: круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы. Приспособление к водному образу жизни. Принципы строения висцерального скелета. Строение и функции органов водного дыхания. Строение и функции кровеносной, выделительной и половой систем. Особенности водно-солевого обмена. Размножение и развитие водных позвоночных. Диагностические характеристики классов круглоротых, хрящевых рыб и костных рыб. Выход позвоночных на сушу; амфибии. Происхождение наземных животных. Надклассы рыб и четвероногих. Преобразования морфофункциональных систем, определяющие приспособления к наземному образу жизни. Характеристика опорно-двигательной системы. Строение органов воздушного дыхания, особенности системы кровообращения: сердце и сосуды большого малого круга кровообращения. Амфибии как первичноводные позвоночные (анамнии): тип размножения и развития: характер водного обмена, принцип строения и функций выделительной системы. Наземные позвоночные (амниоты): пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Сравнительная характеристика анамнии и амниот. Особенности рептилий, птиц и млекопитающих, как первичноназемных позвоночных: размножение и развитие (строение яйца, отсутствие личинки, формирование зародышевых оболочек, развитие зародыша у млекопитающих); строение и функции кожных покровов; перестройка выделительной системы и водно-солевого обмена в наземной среде. Эволюция строения и функций скелета, дыхательной и кровеносной системы в ряду трех классов амниот. Приспособление птиц к полету. Повышение уровня метаболизма амниот: возникновение гомойотермии. Центральная нервная система; основные этапы строения и эволюции спинного и головного мозга в ряду позвоночных. Роль ЦНС в регуляции функций; связь с гормональной системой. Сложные формы поведения. Диагностическая характеристика классов пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Место человека в системе позвоночных. 2. Физиология а) Физиология растений Физиология растений - наука об организации и координации функциональных систем растений. Специфика зеленых растений. Космическая роль зеленого растения. Главные проблемы современной фитофизиологии. Основные структурные элементы эукариотической клетки. Физико-химические свойства протоплазмы. Регуляторные системы клетки. Структурная организация фотосинтетического аппарата. Пигментные системы. Фотофизические и фотохимические процессы. Системы фотоокисления воды и выделения кислорода. Цикл Кальвина. Фотодыхание. Цикл Хэтча-Слейка-Карпилова. САМ-тип метаболизма. Каталитические системы дыхания. Основные пути диссимиляции углеводов. Окислительное и субстратное фосфорилирование. ЭТЦ митохондрий. Свойства воды и ее состояние в клетке. Основные закономерности поглощения воды клеткой. Механизм ближнего и дальнего передвижения воды по растению. Транспирация, значение и механизмы. Экология водообмена. Классификация элементов минерального питания растений и механизмы поглощения веществ клеткой. Пути и механизмы транспорта веществ по растению. Биохимическая и физиологическая роль основных элементов минерального питания. Питательные смеси. Флоэмный транспорт: формы веществ, механизм, регуляция. Понятия "рост" и "развитие". Клеточные основы роста растений. Гормональная система регуляции функций растения. Ростовые и тургорные движения. Фитохромная и криптохромная системы регуляции роста и развития растений. Основные этапы онтогенеза. Покой у растений, его типы и значение. Фотопериодизм. Культура изолированных тканей и органов. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс. Реакция растений на действие неблагоприятных факторов (температура, засуха, избыточное содержание солей в почве и др.). б) Физиология человека и животных Введение. Предмет физиологии в системе биологических дисциплин. Открытие В. Гарвеем замкнутого круга кровообращения и Р. Декартом - рефлекса. Роль ИМ. Сеченова, Ф.В. Овсянникова, А. О. Ковалевского в становлении экспериментальной физиологии. Значение работ И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, Н.А. Миславского, А.Ф. Самойлова. Физиология возбудимых тканей. Мембранный потенциал и его регистрация. Потенциал действия и ионный механизм его возникновения, ионные каналы, зависимость натриевой и калиевой проницаемости мембраны от уровня мембранного потенциала. Законы раздражения. Механизмы проведения возбуждения. Общая физиология мышечной системы. Теории мышечного сокращения. Изометрическое и изотоническое сокращение. Одиночное сокращение, тетанус. Нервно-мышечный синапс: особенности его морфологической структуры. Общая физиология нервной системы. Основные структурно-функциональные элементы нервной системы. Торможение. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение, их функциональная роль. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Физиология центральной нервной системы. Спинной мозг. Проводящая функция спинного мозга: комиссуральные, межсегментные и спинно-церебральные проводящие пути. Рефлекторная функция спинного мозга Участие продолговатого мозга, мозжечка и среднего мозга в регуляции тонуса мышц. Децеребрационная ригидность. Координация собственно двигательной активности. Лимбическая система мозга, ее функции. Лимбическая система и эмоции, эмоциональная память. Вегетативная нервная система, ее роль в поддержании гомеостаза. Основы физиологии коры больших полушарии. Эндокринная система. Эндокринная система и ее регуляторные физиологические функции. Понятие "внутренняя секреция" и "гормон". Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны: гонады и половые гормоны. Кровь и лимфа. Основные функции крови. Форменные элементы крови и их функции. Свертывание крови и его роль в гомеостазе. Защитная функция крови и лимфатической системы. Группы крови. Резус-фактор. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. Динамика сердечного цикла: основные фазы, давление в полостях сердца и аорте, клапанный аппарат, тоны сердца. Автоматия сердца и его природа. Коронарные сосуды и особенности кровоснабжения сердечной мышцы. Скорость кровотока. Факторы, способствующие движению крови по венам. Артериальное давление и его регуляция. Физиология дыхания. Эволюция типов дыхания. Легочное дыхание. Внутриплевральное давление и его значение для дыхания и кровообращения. Особенности легочного кровообращения. Перенос газов кровью. Выделительная система. Почки, их строение и выделительная функция. Гормональная регуляция почечной функции и водно-солевого равновесия. Физиология пищеварения. Характеристика системы пищеварения. Методы изучения. Оперативно-хирургический метод И. П. Павлова. Пищеварительные ферменты. Слюнные железы. Механизм выделения желудочного сока: сложно-рефлекторная и гуморальная фазы. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Печень. Роль желчи в пищеварении. Пищеварение в кишечнике. Всасывание воды, солей, продуктов переваривания белков, углеводов, жиров. Физиология обмена веществ и энергии. Обмен веществ и энергии как обязательное условие жизни. Типы обмена: азотистый, углеводный, липидный, биоэнергетический, обмен воды, натрия и калия, кальция и фосфора. Основной обмен. Терморегуляция. Понятие о гомойотермии и пойкилотермии. Изотермия: Центральные механизмы химической и физической терморегуляции. Физиология сенсорных систем. Понятие о рецепторах, органах чувств, анализаторах. Сенсорные системы. Адаптация рецепторов. Кожные рецепторы: тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставная рецепция (проприорецепция). Вкусовые и обонятельные рецепторы. Орган слуха, его строение и функция. Глаз, его строение и функция. Аккомодация глаза, зрачок. Теория цветоощущения. Корковое представительство рецепторных систем. Понятие об анализаторе. Физиология высшей нервной деятельности. Предмет и метод физиологии высшей нервной деятельности и поведения. Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе. Локализация безусловных рефлексов в ЦНС (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости и т.д.). Инстинкт. Условный рефлекс как универсальный приспособительный механизм в животном мире. Физиологическая основа и правила выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, его виды. Локализация функций в коре больших полушарий. Теория сна. Бодрствование и ретикулярная формация ствола мозга, фазы сна: медленноволновый сон, парадоксальный сон. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Типы высшей нервной деятельности человека и животных, их физиологическая характеристика. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Элементарная рассудочная деятельность животных, ее определение и методы исследования. Иммунология. Предмет и задачи иммунологии. Понятие об иммунитете, как системе защиты от микроорганизмов, собственных дефектных белков и клеток. Специфический иммунитет. Неспецифический иммунитет. Приобретенный иммунитет. Особенности иммунной системы позвоночных животных. Центральные лимфоидные органы: тимус, Бурса Фабрициуса, костный мозг. Периферические лимфоидные органы: лимфатические узлы, селезенка, кровь и т. д. Природа антигенов, их разновидности. Антигенная детерминанта, эпитоп, гаптен. Валентность антигена. Свойства, присущие антигенам: чужеродность, иммуногенность, специфичность. Природа антител. Реакция специфического взаимодействия антител. Молекулярная структура антител. Разновидности антител: Ig A, Ig M, Ig G, Ig E, Ig D.
Гистология Классификация тканей на основе их строения, функций, онтогенеза и эволюционного развития. Общая характеристика и классификация эпителиев. Общая характеристика, строение и функции тканей внутренней среды. Кровь, её значение и состав. Кроветворения. Клеточные основы иммунологических реакций. Собственно соединительная ткань, строение, функции и классификация. Понятие о ретикуло-эндотелиальной системе. Воспалительная реакция. Хрящевая ткань, её значение, строение, классификация. Костная ткань, структура, химический состав, остеон (гаверсова система). Общая морфофункциональная характеристика нервной ткани. Типы нейронов и их строение. Синапсы и их электронно-микроскопическое строение. Нейронная теория строения нервной ткани. Строение и функции нейроглии. Гистогенез нервной ткани. Элементы сравнительной гистологии и эволюции нервной системы. Цитология Клеточная теория. Особенности и различия в строении клеток прокариот и эукариот. Клеточное ядро, его значение и строение. Хроматин, его химическая характеристика. Хромосомы, их морфология и ультраструктура. Цитоплазма как сложно структурированная система. Клеточные мембраны и их молекулярная организация. Строение и функции плазматической мембраны. Вакуолярная система. Двумембранные органоиды клетки. Митохондрии - система энергообеспечения клеток. Структура митохондрий. Тонкие строение хлоропластов их функции и развитие. Цитоскелет - опорно-двигательная система клеток. Жизненный цикл клетки Деление прокариотических клеток. Общая схема непрямого деления (митоза) эукариотических клеток. Мейоз и его биологический смысл. Патология клетки. Изменение структуры органоидов при повреждении клетки. Гибель клетки: цитологические признаки смерти клетки. Биохимия Предмет биологической химии. Значение биохимии для биологии, медицины, сельского хозяйства, промышленной технологии. Значение и функции белков. Химический состав белков. Аминокислоты - структурные элементы белков, их состав, строение и классификация. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков и методы их изучения. Физико-химические свойства белков. Классификация белков и характеристика их отдельных групп. Химическое строение ферментов. Простые и сложные ферменты. Коферменты, их строение и функция. Механизм действия ферментов. Специфичность действия ферментов. Единицы активности ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Уравнение Михаэлиса-Ментена. Ингибиторы ферментов. Конкурентные и неконкурентные ингибиторы. Активаторы ферментов. Аллостерическая регуляция активности ферментов. Общая характеристика витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Краткая история изучения витаминов. Классификация витаминов. Структура, свойства, биохимическая роль, нахождение в природе, суточная потребность человека в витаминах В1 В2, В5, В6, В12, С, А, Д, Е, К. Состав и строение нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые основания. Углеводы, их классификация. Моносахариды. Стериоизомерия, оптические свойства и муторотация углеводов. Олигосахариды. Строение и свойства, нахождение в природе дисахаридов. Полисахариды. Характеристика, строение и важнейшие представители полисахаридов. Общая характеристика и классификация липидов. Предельные и непредельные жирные кислоты, важнейшие представители, физико - химические свойства. Общее представление об обмене веществ. Ассимиляция и диссимиляция как важнейшие признаки жизнедеятельности Современные представления о биологическом окислении. Электронно-транспортная цепь. Окислительное фосфорилирование. Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), ее строение, свойства, биологическая роль. Биологическое значение углеводов в питании человека и животных. Окисление углеводов. Анаэробное окисление - механизм, значение, регуляция гликолиза и гликогенолиза. Аэробное окисление углеводов. Роль липидов в питании человека. Переваривание и всасывание липидов. Регуляция липидного обмена. Современное представление о В-окислении насыщенных жирных кислот с чётным числом атомов. Энергетический баланс этих реакций. Значение белков в питании. Баланс азота и азотистое равновесие. Биологическая ценность пищевых белков. Расщепление белков в желудочно-кишечном Тракте. Связь обмена белков и липидов. Взаимосвязь обмена веществ. Роль гормонов в регуляции обмена веществ. Химическая природа и механизм действия гормонов.
Генетика с основами селекции Предмет и методы генетики. Значение генетики для развития медицины, селекции, охраны окружающей среды. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. Основные генетические понятия: аллель, фенотип, генотип. Реципрокные скрещивания бэккроссы, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, кодоминирование. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное и модифицирующее действие генов. Хромосомное определение пола. Балансовая теория определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование, группы сцепления. Кроссингов ер. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость генетического материала. Классификация форм изменчивости. Мутационная теория Г. де Фриза. Классификация мутаций. Генные мутации хромосомные мутации, геномные мутации. Нехромосомное наследование. Генетика митохондрий и хлоропластов. Цитоплазматическая мужская стерильность, предетерминация цитоплазмы. Молекулярные основы наследственности. Доказательства генетической роли ДНК. Явления трансформации, трансдукции и конъюгации прокариот. Свойства ДНК: репликация, репарация, рестрикция и модификация. Структура и функция гена. Критерии аллелизма. Ступенчатый аллеломорфизм, центровая теория гена. Псевдоаллелизм. Тонкая структура гена. Генетика человека. Методы генетики человека. Проблемы медицинской генетики. Предмет и методы селекции. Системы скрещиваний в селекции растений и животных. Методы селекции. Достижения современной селекции. Биотехнология. Генетика популяций. Популяции агамных, автогамных и аллогамных организмов. Закон Харди-Вайнберга. Факторы динамики популяций. Теория эволюции Организация жизни и ее свойства. Основные свойства живого. Геохимическая роль жизни на Земле. Биотический потенциал и "давление жизни". Аксиомы теоретической биологии о свойствах жизни. Системность и организованность жизни. Основные уровни организации жизни, их взаимосвязь и характеристика. Основные направления и формы филогенеза. Направления эволюции физиологических групп: арогенез, аллогенез, специализация и дегенерация. Филогенетические реликты. Правила эволюции филогенетических групп. Соотношения онто- и филогенеза. Целостность организма и его дифференцировки. Роль корреляций и координации в эволюции. Эмбрионизация и автономизация онтогенеза. Учения о филэмбриогенезах и рекапитуляции. Канализация онтогенеза. Филогенез как исторический ряд прошедших отбор онтогенезов. Темпы эволюции органов и филогенетических групп. Предпосылки преобразования органов. Принципы преобразования органов и функций. Взаимосвязь преобразования систем органов в филогенезе. Гетеробалия и компенсация органов. Причины и механизмы рудиментации и редукции органов. Темпы эволюции органов и филогенетических групп. Моно- и полифилия в эволюции жизни. История вопроса и современное состояние Основные положения учения Ч. Дарвина и ее значение для биологии. Предпосылки возникновения учения Дарвина и его основные положения. Предпосылки и результаты отбора. Соотбор. Дивергенция видов. Мутации и их роль в эволюции. Изменчивость - свойство органической природы. Мутации и их типы. Значение мобилизационного резерва изменчивости популяции. Генетическая структура и гомеостаз популяции. Особенности проявления мутации и спектр мутантных признаков. Встречаемость мутаций в популяциях. Внутрипопуляционный полиморфизм и его формы. Направления и движущие силы антропогенеза. Место человека в животном мире. Возникновение человека. Факторы, этапы и предки эволюции человека. Прародина человека Разумного. Социальная и культурная эволюция человека. Расы человека и их возникновение. Социальные и биологические закономерности эволюции человека. Критика социал-дарвинизма. Перспективы эволюции человека в будущем. Теория естественного обзора. Определение понятия отбора. Предпосылки, объект и сфера действия отбора. Отбор как векторизированный прогресс. Механизм действия, статистический его характер. Соотбор. Адаптивная генность генотипа и коэффициент отбора. Эффективность действия отбора. Формы отбора. Естественный отбор - основной и творческий фактор эволюции. Формы борьбы за существование и их значение в эволюции. Сложность взаимоотношений видов в экосистеме и их значение для эволюции. Модификационная изменчивость и ее эволюционное значение. Формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Норма реакции и адаптивная реакция. Роль среды в изменчивости. Роль модификаций в эволюции (И. Шмальгаузен). Критика представлений о наследовании приобретенных изменений. 5. Биология размножения и развития Оогенез, его основные периоды. Особенности делений созревания яйцеклетки. Сперматогенез и его биологический смысл. Гаструляция и формирование основных закладок органов у позвоночных животных. Нейруляция: закладка осевых органов. Дифференциация клеток. Биологический закон и его современная трактовка. Дегенерация и онтогенез. Способы регенерации. Особенности зависимости организма от среды на разных этапах жизненного цикла. Применение эмбриональных биотестов для определения качества природной и техногенной среды. Принципы и перспективы эмбриологического мониторинга. 6. Человек Предмет, методы и задачи курса. Положение человека в отряде "приматы". Морфофизиологические особенности человека как представителя приматов. Анатомия человека. Общий обзор строения важнейших систем органов человека и гигиенические условия сохранения здоровья и работоспособности. Опорно-двигательная система и ее особенности в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Основные морфологические типы человека: индексы морфологии человека (долихоморфный, брахиоморфный и мезоморфный типы, индексы скелии). Обзор внутренних органов: систем органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Характер болезней внутренних органов в связи с ухудшением экологической ситуации и образом жизни. Профилактика болезней и пути их преодоления; системы оздоровления организма. Эндокринная и нервная системы их строение и развитие в онто- и филогенезе. Нервно-гуморальная регуляция функций, ее нарушения и профилактика. Антропогенез. Важнейшие находки и их значение в оценке теорий эволюции человека: австролопитековые, H.Habilis (Человек умелый), архантропы (синантропы, гейдельбержец, питекантроп), древние люди (неандерталец) и современные люди (кроманьонец). Прародина человека. Геологическая и экологическая характеристика Африки как прародины человека. Работы Т. Гексли о сравнительной анатомии приматов и человека, Э. Геккеля о биогенетическом законе и Ч. Дарвина о происхождении видов в разработке теории происхождения человека. Особенности высшей нервной деятельности человека, психофизиологические и биосоциальные основы его жизнедеятельности. Сенсорные системы, понятие об анализаторах. Локализация сенсорных систем в коре головного мозга. Биоэтика и поведение человека. Биологические основы агрессивности и удовольствия. Диалектический подход к изучению поведения человека. Поведение человека, мотивированное древними врожденными программами, наследованными от животных предков. Эмоции. Стрессовая теория Г. Селье, стресс и адаптация. Фазы стресса. Здоровье человека и основы его интеллектуальной деятельности. Ортобиоз по И. М. Мечникову. Творчество и работоспособность. Требования человека к среде обитания и условия сохранения его здоровья. Генетика и демография. Взгляды В. И. Вернадского о ноосфере и роли человека в эволюции Земли. Парадигмы антропоцентризма и биоцентризма. 7. Экология с основами природопользования Введение. Краткая история становления современной экологии. Предмет, содержание и задачи экологии; эволюционные процессы; связь экологии с другими дисциплинами; уровень развития жизни. Взаимодействие организма и среды: определение понятия экологический фактор. Классификация экологических факторов: разнообразие организмов; эврибионты и стенобионты; гомойо- и пойкилотермичность; фотосинтез и хемосинтез; трофические отношения между организмами; закон минимума Либиха, закон толерантности Шелфорда; фотопериодизм и биологические ритмы; экологическая книга. Популяция: определение понятия "биологический вид" и "популяции"; свойства популяции; численность и плотность популяции и методы их оценки; половая и возрастная структуры; внутривидовые и межвидовые взаимоотношения; рождаемость и смертность; биомасса и биопродуктивность. Биоценозы (сообщества): таксономический состав и функциональная структура; типы взаимоотношения между организмами и их характеристика; динамика сообщества, сукцессия; сопряженная эволюция. Экосистемы: концепция экосистемы, компоненты, определения; видовое разнообразие; трофические уровни; пищевые цепи; экологическая эффективность; климатическая зональность и основные типы наземных экосистем; водные экосистемы; антропогенное эвтрофирование водоемов. Биосфера: определение понятия; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; живое и косное вещество; границы биосферы; поле устойчивости и поле существования жизни; структура биосферы; круговорот биогенных элементов, воды, углерода, азота, серы; биогеохимические функции разных групп организмов; нетрадиционные источники энергии и белка. Природные ресурсы: понятие о природе, природных ресурсах; классификация природных ресурсов; исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; земельные и водные ресурсы; биологические и минеральные ресурсы. Природные и антропогенные ландшафты: формы охраняемых территорий; заповедники, заказники, национальные парки и резерваты; природные памятники; редкие и исчезающие виды растений и животных; красная книга РД и РФ. Экологический мониторинг: понятие мониторинга; оценка качества окружающей среды; стандарты; экспертиза, паспортизация, прогноз и прогнозирование, моделирование. |
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100... Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа... | ||
Содержание, структура и организация вступительного экзамена в магистратуру по иностранному языку Поступающие в магистратуру сдают вступительные экзамены по иностранному языку в соответствии с государственными образовательными... | Программа вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих... Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика» | ||
Программа вступительного экзамена «Клеточная биология, цитология, гистология» Экзамен проходит по традиционной форме, в соответствии с содержанием курса гистологии и клеточной биологии | Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка... Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | ||
Программа вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности... | Пояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания... Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством" | ||
Рабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс.... Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение... | Пояснительная записка Дисциплина «Лингвострановедение германского ареала» Лингвистика, профили подготовки: «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания | ||
Правила проведения дополнительного вступительного экзамена творческой... Целью дополнительного вступительного экзамена творческой направленности является выявление у абитуриентов способностей к пониманию... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной... | ||
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Английский язык» Дваржецкая М. П. Пипипенко О. Ф. практикум по теоретической фонетике английского языка. – Киев, 1981 | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100.... Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68.... |