Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии»





Скачать 456.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии»
страница1/3
Дата публикации08.10.2014
Размер456.59 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(ГОУ ВПО МГОУ)

БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
в магистратуру
БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

на направление
050100.68 – Педагогическое образование. Магистерская программа: Биология

Москва 2013
Печатается по решению учебно-методической комиссии

биолого-химического факультета

Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 24с.
Пособие предназначено для поступающих в магистратуру биолого-химического факультета. Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, программа «Биология».


Составители: кандидат биологических наук, профессор О.В. Трофимова

кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Швецов

© Трофимова О.В., Швецов Г.Г., 2013

© Московский государственный областной университет, 2013

Пояснительная записка
Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» является определение:

соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Биология,

готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе специализированной подготовки магистра образования по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа – Биология.

Задачами вступительного экзамена служит выявление у экзаменуемого:

степени сформированности комплексной системы знаний о фундаментальных законах и закономерностях функционирования и развития живых систем;

уровня свободного владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для самостоятельного восприятия, осмысления и усвоения биологических знаний;

умения связывать общие и частные вопросы биологии, оперировать примерами из различных областей биологической науки;

глубины понимания практического применения биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии;

уровня усвоения основных методических знаний и умений, профессиональных умений применять дидактические, методические и технологические знания в процессе обучения биологии.

Содержательное наполнение программы вступительного экзамена в ее первом разделе – «Биология» – обусловлено спецификой биологии как комплексной науки о живой природе. Содержательная часть предлагаемой программы вступительного экзамена в разделе «Методика преподавания биологии» направлена на установление уровня сформированности у экзаменуемого знаний, умений и навыков по педагогическим, методическим и технологическим основам обучения биологии в средних общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы вступительного экзамена

«Биология и методика преподавания биологии»

Раздел 1. Биология

  1. Науки о биологическом многообразии

Микробиология

Предмет и задачи микробиологии, ее место в современной биологии. Значение микроорганизмов в природных процессах, биотехнологии и здравоохранении.

История развития микробиологии. Роль Л. Пастера в станов­лении микробиологии. Значение работ Р. Коха, А Флеминга. Ос­новные направления развития современной микробиологии. Ме­тоды микробиологических исследований.

Систематика микроорганизмов. Прокариоты и эукариоты. Вирусы, эубактерии и архебактерии.

Краткая характеристика грибов, водорослей, простейших.

Морфология, строение и развитие микроорганизмов. Микро­скопические методы изучения микроорганизмов: световая и элек­тронная микроскопия. Строение, химический состав и функции отдельных компонентов клеток микроорганизмов: слизистые оболочки, капсулы и чехлы. Жгутики, их расположение, органи­зация, механизмы движения.

Клеточная мембрана, ядерный аппарат. Рибосомы, вакуоли. Запасные вещества и другие клеточные включения.

Способы размножения микроорганизмов, дифференцировка. Циклы развития и размножение.

Культивирование микроорганизмов. Методы получения чис­тых культур, их значение. Питательные среды, их состав и физи­ческое состояние. Поверхностное и глубинное культивирование. Рост микроорганизмов, закономерности роста чистых культур. Кривая роста, особенности отдельных фаз. Синхронные культу­ры: способы получения и значение.

Влияние физических и химических факторов на микроорга­низмы: радиация, температура. Психрофилы, мезофилы и термо­филы. Осмотическое давление, осмофилы, галофилы. Способы осморегуляции.

Отношение микроорганизмов к кислороду: анаэробы и аэро­бы. Значение рН для микроорганизмов: ацидофилы, нейтрофилы и алкалофилы. Антибиотики. Мутагены.

Питание микроорганизмов: типы питания, фототрофия и хемотрофия; автотрофия и хемотрафия; метотрофы и ауксотрофы. Поглощение веществ клетками: диффузия и транспорт. Эндо- и экзоцитоз.

Метаболизм. Энергетические процессы и способы обеспече­ния их энергией. Фото- и хемосинтез. Характеристика процессов брожения, аэробное и анаэробное дыхание. Использование свето­вой энергии (фотосинтез).

Характеристика биосинтетических процессов. Ассимиляция углекислоты автотрофами, формальдигида метилотрофами. Зна­чение цикла трикарбоновых кислот. Усвоение соединений азота. Фиксация молекулярного азота.

Регуляция метаболизма. Значение ферментов в регуляции метаболизма, активность ферментов.

Понятия о наследственной и ненаследственной изменчиво­сти. Мутагенез (спонтанный и индуцированный). Популяционная изменчивость. Селекция мутантов. Рекомбинация у прокариот: трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды, транспозоны. Использование вирусов и плазмид в генетической инжене­рии.

Значение изучения микроорганизмов в теории эволюции. Теории о возникновении эукариот.

Биогеохимическая деятельность микроорганизмов. Микроорганизмы в народном хозяйстве и медицине.
Вирусология

Химия вирусов: белки, нуклеиновые кислоты, липиды и уг­леводы в составе вирионов. Простые и сложные вирусы.

Особенности структуры РНК и ДНК вирусного происхожде­ния.

Структура вирусных частиц: общие принципы, молекулярная организация. Спиральные и сферические вирусы. Строение неко­торых сложных вирусов (орто- и парамиксовирусы, рабдовирусы, ретровирусы, вирус вакцины, тогавирусы, бактериофаги).

Разнообразие способов проникновения вирусного генома в клетку хозяина. Биологическая специфичность; роль первых фаз инфекции в определении спектра хозяев вируса.

Синтез вирус-специфических белков. Вирус-специфические и вирус-индуцированные белки. Основные схемы репликации вирусов при продуктивной инфекции. Схемы репликации раз­личных типов вирусов.

РНК-содержащие вирусы РНК-содержащие бактериофаги; пикорнавирусы; флавивирусы; тогавирусы; вирусы растений; ви­русы с двуцепочным РНК-геномом; рабдовирусы; парамиксови­русы; ортомиксовирусы, буньявирусы; аренавирусы; ретровиру­сы; бактериофаги ТЗ, Т7, Т4; вирусы группы оспы - осповакционы; герпесвирусы; аденовирусы; вирогения и умеренные вирусы.

Вироиды, вирус гепатита дельта, прионы, интерферон.
Ботаника

а) Низшие растения

Краткая характеристика высших и низших растений. Основ­ные отделы низших растений: сине-зеленые водоросли, красные водоросли, зеленые водоросли, диатомовые водоросли, бурые во­доросли, грибы, лишайники. Распределение отделов по группам: эукариоты и прокариоты.

Автотрофные и гетеротрофные низшие растения и их роль в природе и народном хозяйстве.

Анатомия, морфология и особенности размножения низших растений. Понятие о талломе. Вегетативное бесполое и половое размножение; смена ядерных фаз и чередование поколений Па­раллелизм в эволюции разных отделов водорослей.

Главнейшие классы грибов: оомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, несовершенные грибы. Способы размно­жения грибов, циклы развития и хозяйственное значение.

Лишайники. Общая характеристика, строение, размножение, систематическое положение грибов и водорослей, входящих в со­став лишайников. Симбиоз гриба и водоросли.

б) Высшие растения

Общая характеристика высших растений. Особенности жиз­ни растений в наземных условиях. Теломная теория. Возникновение органов: корней, стебля, листьев. Специализация клеток и возникновение тканей. Первичная и вторичная меристемы. Клас­сификация тканей.

Побег. Листорасположение, узел и междоузлие. Строение почек, типы почек.

Стебель и его основные функции. Ветвление стеблей: дихо­томическое, моноподиальное и симподиальное. Анатомическое строение типичного стебля: первичная кора, центральный ци­линдр (стела). Ткани, их составляющие. Многообразие внутрен­него строения стеблей семенных растений.

Стебель древесных растений. Структурные элементы древе­сины и луба и их функции. Возрастные изменения древесины и луба. Метаморфозы листа. Листопад и его механизмы.

Видоизменения побегов: корневище, столон, клубень, луко­вица, колючка и др. Особенности их расположения и строения.

Корень, его функции. Топографические зоны корня: деления, растяжения, поглощения, проведения. Виды корней. Типы корне­вых систем (стержневая, мочковатая). Корень главный, боковые и придаточные. Дополнительные функции и метаморфозы корней.

Размножение высших растений: вегетативное и бесполое, по­ловое воспроизведение. Вегетативное размножение растений: корневищами, черенками, порослью, клубнями, луковицами, вы­водковыми почками.

Бесполое размножение. Спорообразование у высших расте­ний.

Половое размножение: особенности полового процесса у высших растений, строение половых органов (антеридиев и архегониев) и гамет.

Чередование ядерных фаз у высших растений и его экологи­ческая обусловленность. Понятие о гаметофите и спорофите. Две линии эволюционного развития высших растений с преобладани­ем гаметофита и спорофита.

в) Систематика растений

Отдел моховидные. Общая характеристика, жизненный цикл. Деление на классы: антоцеротовые, печеночники, листостебельные мхи. Общая характеристика классов, морфология, особенности размножения мхов. Происхождение мохообразных. Экология, распространение, значение в народном хозяйстве.

Отдел псилофитовидные (Риниофиты). Общая характеристика и анатомия основных представителей: ринина, хорнеофитона, куксонии. Жизненный цикл.

Отдел псилотовидные. Строение спорофита и гаметофита. Сходство с псилофитовидными.

Отдел плауновидные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Происхождение листа. Особенности строения: стебель, проводящая система, листья; равноспоровость и разноспоровость, половое поколение. Ископаемые плауновидные, значение их изу­чения.

Отдел хвощевидные. Общая характеристика. Жизненный цикл, особенности строения спорофита. Гаметофит. Ископаемые представители, значение их изучения в филогении.

Отдел папоротниковидные. Общая характеристика. Жиз­ненный цикл. Крупнолистность, происхождение листа. Спорофит и гаметофит. Типы стелы.

Краткая характеристика папоротников. Строения спорофитов и гаметофитов. Водные папоротники: сальвиния и марсилия. Раз­носпоровость. Строение спорокарпиев. Гаметофит. Значение со­временных папоротников в природе.

Отдел семенные папоротники. Общая характеристика. Воз­никновение семязачатка и семени. Значение семени для эволю­ции наземных растений.

Отдел голосеменные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Разделение на классы: саговниковые, оболочкосеменные, гинкговые, шишконосные. Общая характеристика отдельных классов, их морфологические особенности, типичные представи­тели, строение вегетативных и генеративных органов. Ископае­мые представители. Значение голосеменных в природе и народ­ном хозяйстве.

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика, разнооб­разие внутренних форм и общего строения.

Строение цветка, разнообразие строения андроцея. Гинецей. Пестик. Апокарпия, ценокарпия. Положения завязи в цветке. Строение семязачатка. Образование мегоспор строение женского гаметофита. Двойное оплодотворение. Развитие семени. Строение семян. Развитие плода. Основные типы плодов: апокарпии, синкарпии, паракарпии, лизикарпии. Многообразие плодов и се­мян. Теория происхождения цветка. Соцветия, их основные типы. Направления эволюции соцветий.

Класс двудольные. Общая характеристика. Морфологические особенности вегетативных органов и цветка.

Класс однодольные. Признаки класса в строении вегетативных органов и цветка Происхождение однодольных, строение семени. Основные направления эволюции и главные порядки по­крытосеменных.

Жизненный цикл покрытосеменных растений, значение покрытосеменных для человечества.

Понятие о растительных сообществах.

Зоология

Положения царства животных в мире живого. Многообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, хордовые.

Дискретность многообразия животных; реальность таксонов: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Слагаемые зоологии: мор­фология, онтогенез, жизненный цикл, экология, структура вида.

а) Зоология беспозвоночных

Одноклеточные животные. Положение одноклеточных в общей системе живого. Систематика простейших, строение, раз­множение, жизненный цикл. Эмбриональные пласты.

Жизненные формы животных: свободноживущие, симбиотические формы. Процессы размножения, их чередование.

Тип Губки. Образ жизни, распространение, возраст, количе­ство видов. Общий план строения. Особенности эмбриогенеза, размножение, питание, клеточный уровень организации губок. Роль в биосфере.

Тип Кишечнополостные. Общий план строения: радиальная симметрия, двуслойность, мезоглея. Образ жизни, особенности организации и жизненные циклы одиночных и колониальных. Процессы питания, выделения, дыхания. Количество видов и значение в биосфере. Тканевой уровень организации.

Тип Гребневики. Общий план строения. Гребные пластинки, щупальца структура и функции аборального органа. Образ жиз­ни. Роль в биосфере. Уровень организации и связь с другими ти­пами.

Тип Плоские черви. Общие черты организации: форма тела, паренхима. Особенности питания, выделения, дыхания свободно живущих и паразитических плоских червей. Общие черты орга­низации паразитических животных. Жизненные циклы печеноч­ной двуустки, эхинокка, солитеров, лентеца широкого. Эмбрио­генез и регенерация у турбеллярий.

Тип Круглые черви. Образ жизни и организация свободноживущих и паразитических нематод. Особенности строения ку­тикулы, кожно-мышечного мешка, пищеварительной и выдели­тельной систем и их значение в переходе к паразитизму. Эмбрио­генез, жизненный цикл аскариды.

Тип Кольчатые черви. Кожно-мышечный мешок, вторичная полость тела, пищеварительная система. Строение внутренних органов. Органы движения. Размножение и эмбриональное, ли­чиночное развитие. Особенности организации многощетинковых, малощетинковых, пиявок, образ жизни представителей этих классов, значение в биосфере.

Тип Членистоногие. Классы типа: Ракообразные, много­ножки. Насекомые. Паукообразные. Общие черты организации типа: хитиновые покровы, группы отдельных мышц, миксоцель, гетерономная метамерия и тагмы тела, членистость ног и их мно­гофункциональность. Своеобразие в классах типа строения и функции пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выдели­тельной систем, органов движения. Особенности эмбриогенеза и личиночного этапа онтогенеза. Роль в биосфере представителей классов. Филогенетические связи классов типа членистоногих и кольчатых червей.

Тип Моллюски. Классы типа: Брюхоногие, Панцирные, Двустворчатые, Головоногие. Моноплакофоры. Общие черты ор­ганизации типа: отделы тела, мантия и раковина, органы мантий­ной полости, следы метамерии. Вторичная полость, почки. Эмбриональное развитие и многообразие форм типа. Образ жизни и роль в биосфере представителей классов.

Тип Иглокожие. Основные черты типа: энтероцельная за­кладка мезодермы, развитие целома, мезодермический скелет, формирование нервной системы. Особенности типа; элементы радиальной симметрии, осевой комплекс, структура скелета, ам­булакральная система, пищеварительная и нервная система.

Проблемы филогении беспозвоночных. Теории происхожде­ния одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетиче­ские связи типов. Классификация типов по плану строения.

б) Зоология позвоночных

Общая характеристика типа хордовых. Положение типа хордовых в системе животного царства. Связь с другими типами. Билатеральная симметрия, вторичная полость тела. Система типа хордовых; подтипы.

Теоретическое и практическое значение изучения хордовых.

Подтип оболочники (личинкохордовые). Основные черты биологии и строения оболочников на примере асцидии. Туника. Пищеварительная система. Строение сердца; незамкнутая крове­носная система. Особенности нервной системы. Размножение и развитие; метаморфоз, строение личинки.

Подтип бесчерепные. Характеристика подтипа. Основные черты биологии. Особенности организации. Строение и функции основных систем органов: миохордальный комплекс, пищевари­тельная система, дыхание и кровообращение, центральная нерв­ная система.

Размножение и развитие. Формирование зародышевых лист­ков: образование основных систем органов. Строение личинки. Место бесчерепных в системе и эволюции хордовых.

Подтип позвоночные. Общая характеристика подтипа, принципы организации основных морфо-функциональных систем. Деление подтипа на классы, нетаксономические группы; анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные.

Водные позвоночные: круглоротые, хрящевые рыбы, кост­ные рыбы. Приспособление к водному образу жизни. Принципы строения висцерального скелета.

Строение и функции органов водного дыхания. Строение и функции кровеносной, выделительной и половой систем. Осо­бенности водно-солевого обмена. Размножение и развитие вод­ных позвоночных.

Диагностические характеристики классов круглоротых, хря­щевых рыб и костных рыб.

Выход позвоночных на сушу; амфибии. Происхождение на­земных животных. Надклассы рыб и четвероногих.

Преобразования морфофункциональных систем, опреде­ляющие приспособления к наземному образу жизни. Характери­стика опорно-двигательной системы. Строение органов воздуш­ного дыхания, особенности системы кровообращения: сердце и сосуды большого малого круга кровообращения.

Амфибии как первичноводные позвоночные (анамнии): тип размножения и развития: характер водного обмена, принцип строения и функций выделительной системы.

Наземные позвоночные (амниоты): пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Сравнительная характеристика анамнии и амниот. Особенно­сти рептилий, птиц и млекопитающих, как первичноназемных позвоночных: размножение и развитие (строение яйца, отсутст­вие личинки, формирование зародышевых оболочек, развитие за­родыша у млекопитающих); строение и функции кожных покро­вов; перестройка выделительной системы и водно-солевого об­мена в наземной среде.

Эволюция строения и функций скелета, дыхательной и кро­веносной системы в ряду трех классов амниот. Приспособление птиц к полету.

Повышение уровня метаболизма амниот: возникновение гомойотермии. Центральная нервная система; основные этапы строения и эволюции спинного и головного мозга в ряду позво­ночных. Роль ЦНС в регуляции функций; связь с гормональной системой. Сложные формы поведения.

Диагностическая характеристика классов пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Место человека в системе позвоночных.

2. Физиология

а) Физиология растений

Физиология растений - наука об организации и координации функциональных систем растений. Специфика зеленых растений. Космическая роль зеленого растения. Главные проблемы совре­менной фитофизиологии.

Основные структурные элементы эукариотической клетки. Физи­ко-химические свойства протоплазмы. Регуляторные системы клетки.

Структурная организация фотосинтетического аппарата. Пигментные системы. Фотофизические и фотохимические про­цессы. Системы фотоокисления воды и выделения кислорода. Цикл Кальвина. Фотодыхание. Цикл Хэтча-Слейка-Карпилова. САМ-тип метаболизма.

Каталитические системы дыхания. Основные пути диссими­ляции углеводов. Окислительное и субстратное фосфорилирование. ЭТЦ митохондрий.

Свойства воды и ее состояние в клетке. Основные законо­мерности поглощения воды клеткой. Механизм ближнего и даль­него передвижения воды по растению. Транспирация, значение и механизмы. Экология водообмена.

Классификация элементов минерального питания растений и механизмы поглощения веществ клеткой. Пути и механизмы транспорта веществ по растению. Биохимическая и физиологиче­ская роль основных элементов минерального питания. Питатель­ные смеси. Флоэмный транспорт: формы веществ, механизм, ре­гуляция.

Понятия "рост" и "развитие". Клеточные основы роста расте­ний. Гормональная система регуляции функций растения. Росто­вые и тургорные движения. Фитохромная и криптохромная сис­темы регуляции роста и развития растений. Основные этапы он­тогенеза. Покой у растений, его типы и значение. Фотоперио­дизм. Культура изолированных тканей и органов.

Общие принципы адаптивных реакций растений на экологи­ческий стресс. Реакция растений на действие неблагоприятных факторов (температура, засуха, избыточное содержание солей в почве и др.).

б) Физиология человека и животных

Введение. Предмет физиологии в системе биологических дисциплин. Открытие В. Гарвеем замкнутого круга кровообра­щения и Р. Декартом - рефлекса. Роль ИМ. Сеченова, Ф.В. Ов­сянникова, А. О. Ковалевского в становлении эксперимен­тальной физиологии. Значение работ И.П. Павлова, Н.Е. Введен­ского, Н.А. Миславского, А.Ф. Самойлова.

Физиология возбудимых тканей. Мембранный потенциал и его регистрация. Потенциал действия и ионный механизм его возникновения, ионные каналы, зависимость натриевой и калие­вой проницаемости мембраны от уровня мембранного потенциа­ла. Законы раздражения. Механизмы проведения возбуждения.

Общая физиология мышечной системы. Теории мышечно­го сокращения. Изометрическое и изотоническое сокращение. Одиночное сокращение, тетанус. Нервно-мышечный синапс: осо­бенности его морфологической структуры.

Общая физиология нервной системы. Основные структур­но-функциональные элементы нервной системы. Торможение. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение, их функ­циональная роль. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге.

Физиология центральной нервной системы. Спинной мозг. Проводящая функция спинного мозга: комиссуральные, межсегментные и спинно-церебральные проводящие пути. Реф­лекторная функция спинного мозга Участие продолговатого моз­га, мозжечка и среднего мозга в регуляции тонуса мышц. Децеребрационная ригидность. Координация собственно двигатель­ной активности. Лимбическая система мозга, ее функции. Лимбическая система и эмоции, эмоциональная память. Вегетативная нервная система, ее роль в поддержании гомеостаза. Основы фи­зиологии коры больших полушарии.

Эндокринная система. Эндокринная система и ее регу­ляторные физиологические функции. Понятие "внутренняя сек­реция" и "гормон". Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны: гонады и половые гормоны.

Кровь и лимфа. Основные функции крови. Форменные эле­менты крови и их функции. Свертывание крови и его роль в гомеостазе. Защитная функция крови и лимфатической системы. Группы крови. Резус-фактор.

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. Динамика сердечного цикла: основные фазы, давление в полос­тях сердца и аорте, клапанный аппарат, тоны сердца. Автоматия сердца и его природа. Коронарные сосуды и особенности крово­снабжения сердечной мышцы. Скорость кровотока. Факторы, способствующие движению крови по венам. Артериальное дав­ление и его регуляция.

Физиология дыхания. Эволюция типов дыхания. Легочное дыхание. Внутриплевральное давление и его значение для дыха­ния и кровообращения. Особенности легочного кровообраще­ния. Перенос газов кровью.

Выделительная система. Почки, их строение и выделитель­ная функция. Гормональная регуляция почечной функции и вод­но-солевого равновесия.

Физиология пищеварения. Характеристика системы пище­варения. Методы изучения. Оперативно-хирургический метод И. П. Павлова. Пищеварительные ферменты. Слюнные железы. Ме­ханизм выделения желудочного сока: сложно-рефлекторная и гу­моральная фазы. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Пе­чень. Роль желчи в пищеварении. Пищеварение в кишечнике. Всасывание воды, солей, продуктов переваривания белков, угле­водов, жиров.

Физиология обмена веществ и энергии. Обмен веществ и энергии как обязательное условие жизни. Типы обмена: азоти­стый, углеводный, липидный, биоэнергетический, обмен воды, натрия и калия, кальция и фосфора. Основной обмен.

Терморегуляция. Понятие о гомойотермии и пойкилотермии. Изотермия: Центральные механизмы химической и физиче­ской терморегуляции.

Физиология сенсорных систем. Понятие о рецепторах, ор­ганах чувств, анализаторах. Сенсорные системы. Адаптация ре­цепторов. Кожные рецепторы: тактильные, температурные, бо­левые, мышечно-суставная рецепция (проприорецепция). Вку­совые и обонятельные рецепторы. Орган слуха, его строение и функция. Глаз, его строение и функция. Аккомодация глаза, зра­чок. Теория цветоощущения. Корковое представительство рецепторных систем. Понятие об анализаторе.

Физиология высшей нервной деятельности. Предмет и ме­тод физиологии высшей нервной деятельности и поведения. По­нятие о врожденном (безусловном) рефлексе. Локализация безус­ловных рефлексов в ЦНС (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости и т.д.). Инстинкт. Условный рефлекс как уни­версальный приспособительный механизм в животном мире. Фи­зиологическая основа и правила выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Торможение условных реф­лексов, его виды. Локализация функций в коре больших полуша­рий. Теория сна. Бодрствование и ретикулярная формация ствола мозга, фазы сна: медленноволновый сон, парадоксальный сон. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Типы высшей нервной деятельности человека и животных, их физиологическая характе­ристика. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Элементарная рассудочная деятельность животных, ее определение и методы исследования.

Иммунология. Предмет и задачи иммунологии. Понятие об иммунитете, как системе защиты от микроорганизмов, собственных дефектных белков и клеток. Специфический иммунитет. Неспецифический иммунитет. Приобретенный иммунитет.

Особенности иммунной системы позвоночных животных. Центральные лимфоидные органы: тимус, Бурса Фабрициуса, ко­стный мозг. Периферические лимфоидные органы: лимфатиче­ские узлы, селезенка, кровь и т. д.

Природа антигенов, их разновидности. Антигенная детерми­нанта, эпитоп, гаптен. Валентность антигена. Свойства, присущие антигенам: чужеродность, иммуногенность, специфичность.

Природа антител. Реакция специфического взаимодействия антител. Молекулярная структура антител. Разновидности анти­тел: Ig A, Ig M, Ig G, Ig E, Ig D.

  1. Биология клетки

Гистология

Классификация тканей на основе их строения, функций, он­тогенеза и эволюционного развития.

Общая характеристика и классификация эпителиев.

Общая характеристика, строение и функции тканей внутрен­ней среды.

Кровь, её значение и состав. Кроветворения. Клеточные ос­новы иммунологических реакций.

Собственно соединительная ткань, строение, функции и классификация. Понятие о ретикуло-эндотелиальной системе. Воспалительная реакция.

Хрящевая ткань, её значение, строение, классификация. Ко­стная ткань, структура, химический состав, остеон (гаверсова система).

Общая морфофункциональная характеристика нервной тка­ни. Типы нейронов и их строение. Синапсы и их электронно-микроскопическое строение. Нейронная теория строения нервной ткани. Строение и функции нейроглии.

Гистогенез нервной ткани. Элементы сравнительной гисто­логии и эволюции нервной системы.

Цитология

Клеточная теория. Особенности и различия в строении клеток прокариот и эукариот. Клеточное ядро, его значение и строение. Хроматин, его химическая характеристика. Хромосомы, их морфология и ульт­раструктура.

Цитоплазма как сложно структурированная система. Клеточ­ные мембраны и их молекулярная организация. Строение и функции плазматической мембраны.

Вакуолярная система. Двумембранные органоиды клетки. Митохондрии - система энергообеспечения клеток. Структура митохондрий. Тонкие строение хлоропластов их функции и раз­витие.

Цитоскелет - опорно-двигательная система клеток.

Жизненный цикл клетки

Деление прокариотических клеток.

Общая схема непрямого деления (митоза) эукариотических клеток.

Мейоз и его биологический смысл.

Патология клетки. Изменение структуры органоидов при по­вреждении клетки.

Гибель клетки: цитологические признаки смерти клетки.

Биохимия

Предмет биологической химии. Значение биохимии для био­логии, медицины, сельского хозяйства, промышленной техноло­гии. Значение и функции белков. Химический состав белков. Аминокислоты - структурные элементы белков, их состав, строе­ние и классификация. Первичная, вторичная, третичная, четвер­тичная структуры белков и методы их изучения. Физико-химические свойства белков. Классификация белков и ха­рактеристика их отдельных групп. Химическое строение фермен­тов. Простые и сложные ферменты. Коферменты, их строение и функция.

Механизм действия ферментов. Специфичность действия ферментов. Единицы активности ферментов. Кинетика фермента­тивных реакций. Уравнение Михаэлиса-Ментена. Ингибиторы ферментов. Конкурентные и неконкурентные ингибиторы. Акти­ваторы ферментов. Аллостерическая регуляция активности фер­ментов.

Общая характеристика витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Краткая история изучения витаминов. Классификация витаминов. Структура, свойства, биохимическая роль, нахождение в природе, суточная потребность человека в витаминах В1 В2, В5, В6, В12, С, А, Д, Е, К.

Состав и строение нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые основания.

Углеводы, их классификация. Моносахариды. Стериоизомерия, оптические свойства и муторотация углеводов. Олигосахариды. Строение и свойства, нахождение в природе дисахаридов. Полисахариды. Характеристика, строение и важнейшие представители полисахаридов.

Общая характеристика и классификация липидов. Предель­ные и непредельные жирные кислоты, важнейшие представители, физико - химические свойства.

Общее представление об обмене веществ. Ассимиляция и диссимиляция как важнейшие признаки жизнедеятельности

Современные представления о биологическом окисле­нии. Электронно-транспортная цепь. Окислительное фосфорилирование.

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), ее строение, свойст­ва, биологическая роль.

Биологическое значение углеводов в питании человека и жи­вотных.

Окисление углеводов. Анаэробное окисление - механизм, значение, регуляция гликолиза и гликогенолиза. Аэробное окис­ление углеводов.

Роль липидов в питании человека. Переваривание и всасы­вание липидов. Регуляция липидного обмена. Современное пред­ставление о В-окислении насыщенных жирных кислот с чётным числом атомов. Энергетический баланс этих реакций.

Значение белков в питании. Баланс азота и азотистое равно­весие. Биологическая ценность пищевых белков. Расщепление белков в желудочно-кишечном Тракте.

Связь обмена белков и липидов. Взаимосвязь обмена ве­ществ.

Роль гормонов в регуляции обмена веществ. Химическая природа и механизм действия гормонов.

  1. Генетика и эволюция

Генетика с основами селекции

Предмет и методы генетики. Значение генетики для развития медицины, селекции, охраны окружающей среды.

Закономерности наследования при моногибридном скрещи­вании. Основные генетические понятия: аллель, фенотип, гено­тип. Реципрокные скрещивания бэккроссы, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, кодоминирование. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное и модифицирующее действие генов. Хромосомное определение пола. Балансовая теория определения пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное на­следование, группы сцепления. Кроссингов ер. Хромосомная тео­рия наследственности.

Изменчивость генетического материала. Классификация форм изменчивости. Мутационная теория Г. де Фриза. Классифи­кация мутаций. Генные мутации хромосомные мутации, геном­ные мутации.

Нехромосомное наследование. Генетика митохондрий и хлоропластов. Цитоплазматическая мужская стерильность, предетерминация цитоплазмы.

Молекулярные основы наследственности. Доказательства ге­нетической роли ДНК. Явления трансформации, трансдукции и конъюгации прокариот. Свойства ДНК: репликация, репарация, рестрикция и модификация.

Структура и функция гена. Критерии аллелизма. Ступенча­тый аллеломорфизм, центровая теория гена. Псевдоаллелизм. Тонкая структура гена.

Генетика человека. Методы генетики человека. Проблемы медицинской генетики.

Предмет и методы селекции. Системы скрещиваний в селек­ции растений и животных. Методы селекции. Достижения совре­менной селекции. Биотехнология. Генетика популяций. Популя­ции агамных, автогамных и аллогамных организмов. Закон Харди-Вайнберга. Факторы динамики популяций.

Теория эволюции

Организация жизни и ее свойства. Основные свойства живо­го. Геохимическая роль жизни на Земле. Биотический потенциал и "давление жизни". Аксиомы теоретической биологии о свойст­вах жизни. Системность и организованность жизни. Основные уровни организации жизни, их взаимосвязь и характеристика.

Основные направления и формы филогенеза. Направления эволюции физиологических групп: арогенез, аллогенез, специа­лизация и дегенерация. Филогенетические реликты. Правила эво­люции филогенетических групп.

Соотношения онто- и филогенеза. Целостность организма и его дифференцировки. Роль корреляций и координации в эволю­ции. Эмбрионизация и автономизация онтогенеза. Учения о филэмбриогенезах и рекапитуляции. Канализация онтогенеза. Фи­логенез как исторический ряд прошедших отбор онтогенезов.

Темпы эволюции органов и филогенетических групп. Пред­посылки преобразования органов. Принципы преобразования ор­ганов и функций. Взаимосвязь преобразования систем органов в филогенезе. Гетеробалия и компенсация органов. Причины и механизмы рудиментации и редукции органов. Темпы эволюции органов и филогенетических групп.

Моно- и полифилия в эволюции жизни. История вопроса и современное состояние

Основные положения учения Ч. Дарвина и ее значение для биологии. Предпосылки возникновения учения Дарвина и его основные положения. Предпосылки и результаты отбора. Соотбор. Дивергенция видов.

Мутации и их роль в эволюции. Изменчивость - свойство ор­ганической природы. Мутации и их типы. Значение мобилизаци­онного резерва изменчивости популяции. Генетическая структура и гомеостаз популяции. Особенности проявления мутации и спектр мутантных признаков. Встречаемость мутаций в популя­циях. Внутрипопуляционный полиморфизм и его формы.

Направления и движущие силы антропогенеза. Место чело­века в животном мире. Возникновение человека. Факторы, этапы и предки эволюции человека. Прародина человека Разумного. Социальная и культурная эволюция человека. Расы человека и их возникновение. Социальные и биологические закономерности эволюции человека. Критика социал-дарвинизма. Перспективы эволюции человека в будущем.

Теория естественного обзора. Определение понятия отбора. Предпосылки, объект и сфера действия отбора. Отбор как векторизированный прогресс. Механизм действия, статистический его характер. Соотбор. Адаптивная генность генотипа и коэффици­ент отбора. Эффективность действия отбора. Формы отбора. Ес­тественный отбор - основной и творческий фактор эволюции. Формы борьбы за существование и их значение в эволюции. Сложность взаимоотношений видов в экосистеме и их значение для эволюции.

Модификационная изменчивость и ее эволюционное значе­ние. Формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Норма реакции и адаптивная реакция. Роль среды в изменчивости. Роль модификаций в эволюции (И. Шмальгаузен). Критика представлений о наследовании приобретенных из­менений.
5. Биология размножения и развития

Оогенез, его основные периоды. Особенности делений созре­вания яйцеклетки.

Сперматогенез и его биологический смысл. Гаструляция и формирование основных закладок органов у позвоночных живот­ных.

Нейруляция: закладка осевых органов. Дифференциация кле­ток. Биологический закон и его современная трактовка.

Дегенерация и онтогенез. Способы регенерации.

Особенности зависимости организма от среды на разных эта­пах жизненного цикла. Применение эмбриональных биотестов для определения качества природной и техногенной среды.

Принципы и перспективы эмбриологического мониторинга.
6. Человек

Предмет, методы и задачи курса. Положение человека в от­ряде "приматы". Морфофизиологические особенности человека как представителя приматов.

Анатомия человека. Общий обзор строения важнейших сис­тем органов человека и гигиенические условия сохранения здо­ровья и работоспособности.

Опорно-двигательная система и ее особенности в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Основные морфо­логические типы человека: индексы морфологии человека (доли­хоморфный, брахиоморфный и мезоморфный типы, индексы скелии).

Обзор внутренних органов: систем органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Характер болезней внут­ренних органов в связи с ухудшением экологической ситуации и образом жизни. Профилактика болезней и пути их преодоления; системы оздоровления организма.

Эндокринная и нервная системы их строение и развитие в онто- и филогенезе. Нервно-гуморальная регуляция функций, ее нарушения и профилактика.

Антропогенез. Важнейшие находки и их значение в оценке теорий эволюции человека: австролопитековые, H.Habilis (Чело­век умелый), архантропы (синантропы, гейдельбержец, питекан­троп), древние люди (неандерталец) и современные люди (кро­маньонец).

Прародина человека. Геологическая и экологическая харак­теристика Африки как прародины человека.

Работы Т. Гексли о сравнительной анатомии приматов и че­ловека, Э. Геккеля о биогенетическом законе и Ч. Дарвина о про­исхождении видов в разработке теории происхождения человека. Особенности высшей нервной деятельности человека, пси­хофизиологические и биосоциальные основы его жизнедеятель­ности. Сенсорные системы, понятие об анализаторах. Локализа­ция сенсорных систем в коре головного мозга.

Биоэтика и поведение человека. Биологические основы аг­рессивности и удовольствия. Диалектический подход к изучению поведения человека. Поведение человека, мотивированное древ­ними врожденными программами, наследованными от животных предков. Эмоции. Стрессовая теория Г. Селье, стресс и адапта­ция. Фазы стресса.

Здоровье человека и основы его интеллектуальной деятель­ности. Ортобиоз по И. М. Мечникову. Творчество и работоспо­собность.

Требования человека к среде обитания и условия сохранения его здоровья.

Генетика и демография. Взгляды В. И. Вернадского о ноо­сфере и роли человека в эволюции Земли. Парадигмы антропо­центризма и биоцентризма.
7. Экология с основами природопользования

Введение. Краткая история становления современной эколо­гии. Предмет, содержание и задачи экологии; эволюционные процессы; связь экологии с другими дисциплинами; уровень раз­вития жизни.

Взаимодействие организма и среды: определение понятия экологический фактор. Классификация экологических факторов: разнообразие организмов; эврибионты и стенобионты; гомойо- и пойкилотермичность; фотосинтез и хемосинтез; трофические от­ношения между организмами; закон минимума Либиха, закон то­лерантности Шелфорда; фотопериодизм и биологические ритмы; экологическая книга.

Популяция: определение понятия "биологический вид" и "популяции"; свойства популяции; численность и плотность по­пуляции и методы их оценки; половая и возрастная структуры; внутривидовые и межвидовые взаимоотношения; рождаемость и смертность; биомасса и биопродуктивность.

Биоценозы (сообщества): таксономический состав и функ­циональная структура; типы взаимоотношения между организ­мами и их характеристика; динамика сообщества, сукцессия; со­пряженная эволюция.

Экосистемы: концепция экосистемы, компоненты, определе­ния; видовое разнообразие; трофические уровни; пищевые цепи; экологическая эффективность; климатическая зональность и ос­новные типы наземных экосистем; водные экосистемы; антропо­генное эвтрофирование водоемов.

Биосфера: определение понятия; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; живое и косное вещество; границы био­сферы; поле устойчивости и поле существования жизни; структу­ра биосферы; круговорот биогенных элементов, воды, углерода, азота, серы; биогеохимические функции разных групп организ­мов; нетрадиционные источники энергии и белка.

Природные ресурсы: понятие о природе, природных ресур­сах; классификация природных ресурсов; исчерпаемые и неис­черпаемые; возобновимые и невозобновимые; земельные и вод­ные ресурсы; биологические и минеральные ресурсы.

Природные и антропогенные ландшафты: формы охраняемых территорий; заповедники, заказники, национальные парки и ре­зерваты; природные памятники; редкие и исчезающие виды рас­тений и животных; красная книга РД и РФ.

Экологический мониторинг: понятие мониторинга; оценка качества окружающей среды; стандарты; экспертиза, паспортиза­ция, прогноз и прогнозирование, моделирование.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconСодержание, структура и организация вступительного экзамена в магистратуру по иностранному языку
Поступающие в магистратуру сдают вступительные экзамены по иностранному языку в соответствии с государственными образовательными...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика»
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного экзамена «Клеточная биология, цитология, гистология»
Экзамен проходит по традиционной форме, в соответствии с содержанием курса гистологии и клеточной биологии
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка...
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма по биологии 9 класс. Пояснительная записка
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания...
Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством"
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПояснительная записка Дисциплина «Лингвострановедение германского ареала»
Лингвистика, профили подготовки: «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПравила проведения дополнительного вступительного экзамена творческой...
Целью дополнительного вступительного экзамена творческой направленности является выявление у абитуриентов способностей к пониманию...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Английский язык»
Дваржецкая М. П. Пипипенко О. Ф. практикум по теоретической фонетике английского языка. – Киев, 1981
Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена «Биология и методика преподавания биологии» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100....
Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск