№
| Тема урока
| ФГОС
| Результаты обучения.
Знать/Уметь
| Практическая часть
Познавательная деятельность учащихся.
| Контроль
|
Введение (1 час)
|
1
| Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».
| Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический зксперимент. Наблюдение , описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
| Знать: биология, теория, законы, закономерности.
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, планировать познавательную деятельность.
| Обсуждают перспективы и значение курса, работают с оглавлением, приводят примеры из различных областей биологических знаний, обсуждают вопросы итоговой аттестации.
| Индивидуальный
|
Тема № 1. Эволюция живого мира на Земле (20 часов).
|
2
| Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
| Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
| Знать: клетка, ткани, органы, одноклеточные, многоклеточные организмы, популяция, вид.
Уметь: слушать, выделять главное, сравнивать, обсуждать, работать с текстом, обобщать.
| Слушают и анализируют выступления учащихся, работают с терминами, анализируют определения, отвечают на проблемный вопрос урока.
| Индивидуальный
|
3
| Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.
| Основные систематические категории ,их соподчиненность. Система органического мира.
| Знать: искусственные и естественные системы, таксон, иерархия, описание додарвиновского периода.
Уметь: работать с текстом, выделять главное, использовать раздаточный материал, работать в группе.
| Обсуждение описательного периода, составление схемы, слушают сообщения учащихся, делают записи в тетради.
| Самоконтроль
|
4
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
| Система органического мира.
| Знать: эволюция, градация, естеств. класс-я, законы Ламарка.
Уметь: работать с инф, составлять план, обобщать.
| Выясняют состояние науки в 17-18 вв., анализируют сообщения учащихся, делают выводы.
| Индивидуальный
|
5
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
| Ч .Дарвин- основоположник учения об эволюции.
| Знать: эволюция, вид, геология, палеонтология, эмбриология, биогеография, селекция, ЕО, ИО.
Уметь: работать с доп. информацией, выделять главное, анализировать, реализовывать м/п связи.
| Работают с текстом учебника, слушают рассказ, записывают основные предпосылки, выполняют синквейн.
| Индивидуальный
|
6
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
| Учение об эволюции органического мира. Движущие силы и результаты эволюции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
| Знать: ИО, селекция, сорт, порода, мутация.
Уметь: использовать личный практический опыт в новой ситуации, моделировать процесс, обосновывать свою точку зрения.
| Лабораторная работа «Изучение результатов искусственного отбора»;
Выполняют лабораторную работу, делают выводы, заполняют таблицу, строят схему, обсуждают рез-ты.
| Индивидуальный
|
7
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
| Учение об эволюции органического мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: ЕО, борьба за существование, изменчивость, наследственность.
Уметь: анализировать и структурировать информацию, работать с текстом и таблицей, привлекать личный опыт.
| Обсуждают проблему урока, составляют схему, приводят примеры, заполняют таблицу.
| Самоконтроль
|
8
| Формы естественного отбора. Факторы эволюции.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: ЕО, стабилизир-я и движущая формы отбора, половой отбор, конкуренция.
Уметь: использовать личные впечатления, опыт практической деятельности для эффективного усвоения новой информации.
| Анализ устных ответов, работа с текстом учебника, оформление схемы, обсуждение проблемы урока.
| Индивидуальный
|
9
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
| Учение об эволюции органического мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: приспособленность, относительность, эволюция, ЕО.
Уметь: применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, внимательно слушать, делать выводы.
| Отвечать на вопросы по изученному материалу, работать в группе, обсуждать проблемные вопросы.
| Индивидуальный
|
10
| Физиологические адаптации.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: физиологические адаптации, их относительность, эволюционные изменения, результаты эволюции.
Уметь: работать по алгоритму и в новой ситуации, структурировать и обобщать инф-ю.
| Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»;
Работают в парах, используют разд. материал, моделируют процесс появления приспособлений.
| Индивидуальный
|
11
| Микроэволюция. Вид, его критерии, структура.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции. Популяция.
| Знать: Микроэволюция, вид, популяция, критерий вида, система.
Уметь: использовать знания в новой ситуации, внимательно слушать, выделять главное, работать с раздаточным материалом.
| Лабораторная работа «Изучение критериев вида»;
Участвуют в беседе, анализ опред-я, слушают рассказ учителя и уч-ся, выпис-ют критерии вида, выпол-ют лабор. раб., делают вывод.
| Самоконтроль
|
12
| Эволюционная роль мутаций.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: факторы эволюции, мутационный процесс, ген, популяция, волны жизни, изоляция, микроэволюция, насл. изменчивость, приспособленность.
Уметь: дают ответы, выделяют главное, делают выводы, оформляют записи, реализуют м/п связи.
| Участвуют в опросе по терминам, анализируют информацию, делают выводы, используют информацию из научно-популярной литературы.
| Индивидуальный
|
13
| Макроэволюция. Биологические последствия адаптаций.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: биологический прогресс и регресс, микро- и макроэволюция, дивергенция.
Уметь: выполнять познавательные задания, сравнивать, делать выводы, прогнозировать.
| Работают с текстом учебника, выполняют 2 сравнительные таблицы, отвечают на проблемный вопрос урока.
| Индивидуальный
Тестирование
|
14
| Главные направления эволюции.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Уметь: выделять нужную информацию, приводить примеры, использовать полученные знания.
| Лабораторная работа «Опред-ие ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений»;
Выпис-ют основные направ-я эволюции, обсуждают их, выпол-ют программированные опросы.
| Самоконтроль
|
15
| Общие закономерности биологической эволюции.
| Учение об эволюции орг. мира. Движущие силы и результаты эволюции.
| Знать: дивергенция, конвергенция, необратимость эволюции.
Уметь: работать с текстом и рис учебника, выделять главное, обсуждать проблему, структурировать имеющиеся знания.
| Работают с текстом и рис учебника в парах, делают записи в тетради, обмениваются информацией, проводят взаимопроверку, систематизируют изученный материал.
| Самоконтроль
|
16
| Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».
|
| Знать: эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции, синтетическая теория эволюции.
Уметь: использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать, анализировать, быть активным, обсуждать проблему.
| Отвечают на вопросы, оформляют ответы, готовят выступление, слушают ответы учащихся, проводят взаимопроверку.
| Индивидуальный
|
17
| Зачет по теме «Эволюционное учение».
|
| Все знания и умения по теме.
| Выполняют разноуровневую зачетную работу.
| Самоконтроль
|
18
| Современные представления о возникновении жизни и ее развитии в эрах древней жизни.
| Возникновение жизни.
| Знать: жизнь, эволюция, церковная догма, вечность жизни, геологические эры.
Уметь: исп-ть имеющуюся инф-ю, публично выступать, выделять главное, высказывать свое мнение.
| Работают с текстом учебника, обсуждают проблему, слушают и анализируют выступления товарищей, выписывают в тетрадь основные А, делают вывод по уроку.
| Индивидуальный
|
19
| Жизнь в палеозойскую эру.
| Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
| Знать: палеозойская эра, псилофиты, ракоскорпионы, кистеперые рыбы, стегоцефалы, голосеменные папоротники.
Уметь: вним-но слушать, выделять главное, делать краткие записи, формул-ть вывод.
| Анализируют информацию, заполняют таблицу, обсуждают записи, делают выводы.
| Индивидуальный
|
20
| Жизнь в мезозойскую эру.
| Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
| Знать: мезозойская эра, покрытосеменные растения, динозавры, птицы, млекоп-е, теплокровность.
Уметь: привлекать имеющ-ся знания, исп-ть различные источники инф-и, выделять главное,выск-ть свое мнение.
| Экскурсия в палеонтологический музей;
Обсуждают проблему, работают с текстом учебника, заполняют таблицу в тетради, сравнивают, делают выводы.
| Самоконтроль
|
21
| Жизнь в кайнозойскую эру.
| Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
| Знать: кайнозойская эра, оледенение, млекопит-ие, насекомоядные, приматы, человек.
Уметь: использовать имеющиеся знания, работать с текстом учебника, сравнивать.
| Отвечают на вопросы по изученному материалу, заканчивают таблицу в тетради, выполняют тестовое задание.
| Самоконтроль
Тестирование
|
Тема № 2. Структурная организация живых организмов.
|
22
| Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
| Структурная организация живых организмов.
| Знать: элемент, микро-, макроэлемент, биоэлементы, диполь, катионы, анионы, ферменты, гидролиз, химические связи.
Уметь: исп-ть имеющиеся знания, работать в темпе, делать выводы.
| Оформляют в тетради опорный конспект и рассказывают по нему материал друг другу.
| Индивидуальный
Фронтальный
|
23
| Органические вещества, входящие в состав клетки.
| Структурная организация живых организмов.
| Знать: мономеры, полимеры, белки, углеводы, липиды, катализаторы, гликоген, ферменты.
Уметь: выделять главное, работать с текстом учебника, оформлять опорный конспект, проводить эксперимент.
| Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых клетках»;
Вспоминают материал предыдущего урока по опоре, используя текст учебника, делают записи в опорном конспекте, выполняют лабораторную работу.
| Индивидуальный
|