«Азотистый баланс и его виды»





Скачать 116.14 Kb.
Название«Азотистый баланс и его виды»
Дата публикации13.10.2014
Размер116.14 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
Тема «Азотистый баланс и его виды»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие «азотистый баланс»………………………………………………..4

2. Виды азотистого баланса: положительный, нулевой и отрицательный…………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

Белки являются главным носителем жизни. Повсюду, где встречается жизнь, она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где встречается какое-либо белковое тело, которое не находится в процессе разложения, встречаются и явления жизни.

В организмах животных и растений белки выполняют самые различные функции. Они составляют основу опорных, мышечной и покровных тканей (кости, хрящи, сухожилия, кожа), играют решающую роль в процессах обмена веществ и размножения клеток. Белковыми телами являются многие гормоны, энзимы, пигменты, антибиотики, токсины.

Белки являются основным структурным элементом клеток и тканей. Пожалуй, нет ни одной функции, которая могла бы осуществляться в организме без участия белков. Многие химические реакции ускоряются биологическими катализаторами — ферментами, представляющими собой белковые соединения.

Объект исследования данного реферата – азотистый баланс в организме человека.

Цель работы – исследование азотистого баланса и его видов .

Метод исследования – описательный

Итак, белки наиболее важные биологические вещества живых организмов. Они служат основным пластическим материалом, из которого строятся клетки, ткани и органы тела человека.

Белки участвуют в образовании энергии, особенно в период больших энергетических затрат или при недостаточном количестве в питании углеводов и жиров. Энергетическая ценность 1 г белка составляет 4 ккал (16,7 кДж). При недостатке белков в организме возникают серьезные нарушения: замедление роста и развития детей, изменения в печени взрослых, деятельности желез внутренней секреции, состава крови, ослабление умственной деятельности, снижение работоспособности и сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.1

1. Понятие «азотистый баланс»

Баланс азота в организме (разность между количеством потребляемого и выделяемого азота) — один из широко используемых индикаторов белкового обмена. У здорового человека скорости анаболизма и катаболизма находятся в равновесии, поэтому азотистый баланс равен нулю. При травме или при стрессе, например при ожогах, потребление азота снижается, а потери азота повышаются, вследствие чего у больного азотистый баланс становится отрицательным. При выздоровлении азотистый баланс должен становиться положительным вследствие получения белка с пищей. Исследование азотистого баланса даёт более полную информацию о состоянии пациента, имеющего метаболические потребности в азоте. Оценка экскреции азота у критических больных позволяет судить о количестве азота, потерянного в результате протеолиза.

Для оценки азотистого баланса используют два способа измерения потерь азота с мочой:

  • измерение азота мочевины в суточной моче и расчётный метод определения общей потери азота;

  • прямое измерение общего азота в суточной моче.

Общий азот включает все продукты обмена белков, выводимые с мочой. Количество общего азота сопоставимо с азотом усвоенного белка и составляет примерно 85% азота, поступившего с белками пищи. Белки содержат в среднем 16% азота, следовательно, 1 г выделенного азота соответствует 6,25 г белка. 2

Определение суточного выделения азота мочевины с мочой позволяет удовлетворительно оценивать величину азотистого баланса (АБ) при максимально возможном учёте поступления белка: АБ = [поступивший белок (г)/6,25] - [суточные потери азота мочевины (г) + 3], где число 3 отражает приблизительные потери азота с калом и др.

Этот показатель (АБ) является одним из самых надёжных критериев оценки белкового обмена организма. Он позволяет своевременно выявить катаболическую стадию патологического процесса, оценить эффективность коррекции питания и динамику анаболических процессов. Установлено, что в случаях коррекции выраженного катаболического процесса необходимо довести АБ с помощью искусственного питания до +4-6 г/сут. Важно следить за экскрецией азота изо дня в день3

Прямое определение общего азота в моче предпочтительнее исследования азота мочевины, особенно у критических больных. Выделение общего азота с мочой в норме составляет 10-15 г/сут, его процентное содержание распределяется следующим образом: 85% — азот мочевины, 3% — аммония, 5% — креатинина, 1% — мочевой кислоты. Расчёт АБ по общему азоту проводят по следующей формуле: АБ = [поступивший белок (г)/6,25] --[суточные потери общего азота (г) + 4].

Определение общего азота в моче во время начальной катаболической стадии необходимо проводить через день, а затем 1 раз в неделю. Важный критерий, дополняющий все приведённые выше, — определение экскреции креатинина и мочевины с мочой.

Экскреция креатинина отражает метаболизм мышечного белка. Нормальная экскреция креатинина с суточной мочой составляет 23 мг/кг для мужчин и 18 мг/кг для женщин. При истощении мышечной массы наблюдается снижение экскреции креатинина с мочой и уменьшение кре-атинин ростового индекса. Гиперметаболический ответ, имеющий место у большинства больных с неотложными состояниями, характеризуется возрастанием общих метаболических расходов, что ускоряет потерю мышечной массы. У таких пациентов в состоянии катаболизма главная задача поддерживающего питания заключается в сведении к минимуму потерь мышечной массы.

Экскреция мочевины с мочой широко используют для оценки эффективности парентерального питания с использованием источников аминного азота. Уменьшение выделения мочевины с мочой следует считать показателем стабилизации трофического статуса.

Результаты лабораторных тестов позволяют определить группы риска по развитию осложнений, вызванных недостаточностью питания и воспалительными реакциями, у больных, находящихся в критическом состоянии, в частности, с помощью расчёта прогностического воспалительного и питательного индекса (Prognostic Inflamatory and Nutritional Index — PINI) по следующей формуле [Ingenbleek Y., Carpenter Y.A., 1985]: PINI = [Кислый a1-гликопротеин (мг/л)хСРБ (мг/л)]/[альбумин (г/л)хпреальбумин (мг/л)]. В соответствии с индексом PINI группы риска распределяются следующим образом:4

  • ниже 1 — здоровое состояние;

  • 1-10 — группа низкого риска;

  • 11-20 — группа высокого риска;

  • более 30 — критическое состояние.

В среднем около 16% всей массы белка составляет азот. Когда входившие в состав белков аминокислоты расщепляются, содержавшийся в них азот выводится из организма с мочой и (в меньшей мере) с калом в виде различных азотистых соединений.

Удобно поэтому для оценки качества белкового питания использовать такой показатель, как азотистый баланс, т.е. разность (в граммах) между количеством азота, поступившего в организм, и количеством выведенного азота за сутки. При нормальном питании у взрослого эти количества равны. У растущего организма количество выведенного азота меньше количества поступившего, т.е. баланс положителен.

При нехватке белков в рационе баланс отрицателен. Если калорий в рационе достаточно, но белки в нем полностью отсутствуют, организм сберегает белки. Белковый обмен при этом замедляется, и повторная утилизация аминокислот в синтезе белка идет с максимально возможной эффективностью. Однако потери неизбежны, и азотистые соединения все же выводятся с мочой и частично с калом.

Количество азота, выведенного из организма за сутки при белковом голодании, может служить мерой суточной нехватки белка. Естественно предположить, что, введя в рацион количество белка, эквивалентное этому дефициту, можно восстановить азотистый баланс. Однако это не так. Получив такое количество белка, организм начинает использовать аминокислоты менее эффективно, так что для восстановления азотистого баланса требуется некоторое дополнительное количество белка.

Если количество белка в рационе превышает необходимое для поддержания азотистого баланса, то вреда от этого, по-видимому, нет. Избыток аминокислот просто используется как источник энергии. В качестве особенно яркого примера можно сослаться на эскимосов, которые потребляют мало углеводов и примерно в десять раз больше белка, чем требуется для поддержания азотистого баланса.5

В большинстве случаев, однако, использование белка в качестве источника энергии невыгодно, поскольку из определенного количества углеводов можно получить намного больше калорий, чем из такого же количества белка. В бедных странах население получает необходимые калории за счет углеводов и потребляет минимальное количество белка.

Если необходимое число калорий организм получает в форме небелковых продуктов, то минимальное количество белка, обеспечивающее поддержание азотистого баланса, составляет для взрослого человека ок. 30 г в день. Примерно столько белка содержится в четырех ломтиках хлеба или 0,5 л молока. Оптимальным считают обычно несколько большее количество; рекомендуется от 50 до 70 г.

2. Виды азотистого баланса: положительный, нулевой и отрицательный

Рассмотрим виды азотистого баланса:

1. Нулевой (количество поступающего и выводящегося азота совпадает).

2. Положительный (количество азота, поступающего в организм, выше, чем выводящегося). Наблюдается как в норме (например, при регенерации тканей или беременности), так и в патологии (например, при гиперпродукции соматотропного гормона или полицитемии).

3. Отрицательный (количество азота, поступающего в организм меньше, чем выводящегося). Превалирование процессов деградации белка над синтезом наблюдается при инфекционной лихорадке, обширных травмах, ожогах и воспалительных процессах, прогрессирующем злокачественном опухолевом росте, некоторых эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, гипертиреоз), при тяжелом эмоциональном стрессе, обезвоживании, белковом голодании, лучевой болезни. В механизме усиленного распада белков при многих из перечисленных состояний лежит повышенная продукция катаболических гормонов.

Азотистое равновесие нарушается (отрицательный азотистый баланс) при гиповитаминозах А, С, B1, В2, В6, РР при дефиците фолиевой кислоты. Следствием отрицательного азотистого баланса являются дистрофические изменения в органах, похудание, в детском возрасте - задержка роста. В качестве примера приведу таблицу.6



Положительный азотистый баланс – это синоним анаболизма и быстрого мышечного роста. Давайте разберемся, что же это.

Соотношение количества азота, поступившего в организм с пищей и выделенного из него называется азотистым балансом. Так как основным источником азота в организме является белок, то по азотистому балансу можно судить о соотношении количества поступившего и разрушенного в организме белка. А значит и о наличии или отсутствии мышечного роста.

Между количеством азота, введенного с белками пищи, и количеством азота, выводимым из организма, существует определенная связь. Увеличение поступления белка в организм приводит к увеличению выделения азота из организма. У взрослого человека при адекватном питании, как правило, количество введенного в организм азота равно количеству азота, выведенного из организма. Это состояние получило название азотистого равновесия.

Организм всегда стремится к постоянству (гомеостазу). Именно поэтому такое состояние равновесия характерно для абсолютного большинства людей. Если в этих условиях повысить количество белка в пище, то азотистое равновесие вскоре восстановится, но уже на новом, более высоком уровне. Таким образом, азотистый баланс всегда стремиться к равновесию. Это такое состояние, когда ничего не происходит. Рост стоит на месте, но и похудения нет.

В случаях, когда поступление азота превышает его выделение, говорят о положительном азотистом балансе. При этом синтез белка преобладает над его распадом. Устойчивый положительный азотистый баланс наблюдается всегда при росте мышц и мышечной массы. Часто при этом говорят, что анаболизм (процесс роста) преобладает над катаболизмом (процессом распада). 7

Белок в организме не откладывается про запас, поэтому при поступлении его с пищей в избытке, только часть расходуется на рост мышц, остальное идет — на энергетические цели. Что часто бывает накладно из финансовых соображений. Качественная белковая пища стоит дорого.

Когда количество выведенного из организма азота превышает количество поступившего азота, говорят об отрицательном азотистом балансе. Отрицательный азотистый баланс отмечается при белковом голодании, а также в случаях, когда в организм не поступают отдельные необходимые для синтеза белков аминокислоты.

Распад белка в организме протекает непрерывно. Степень распада белка обусловлена характером питания. Минимальные затраты белка в условиях белкового голодания наблюдаются при питании углеводами. В этих условиях выделение азота может быть в 3 раза меньше, чем при полном голодании. Углеводы при этом выполняют сберегающую белки роль.

Отрицательный азотистый баланс развивается при полном отсутствии или недостаточном количестве белка в пище, а также при потреблении пищи, содержащей неполноценные белки. Не исключена возможность дефицита белка при нормальном поступлении, но при значительном увеличении потребности в нем организма. Во всех этих случаях имеет место белковое голодание.

При белковом голодании даже в случаях достаточного поступления в организм жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов происходит постепенно нарастающая потеря массы тела, зависящая от того, что затраты мышечных белков не компенсируются поступлением белков с пищей. Особенно тяжело переносит белковое голодание растущий организм, у которого в этом случае происходит не только потеря массы тела, но и начинается катаболизм обусловленный недостатком пластического материала, необходимого для построения мышечных клеток. В таких условиях не приходиться говорить о росте мышц.

Заключение

Проведя исследование можно сделать следующий вывод:

Интегральный показатель общего уровня белкового обмена - азотистый баланс: суточная разница между поступающим в организм азотом, и количеством азота, выделяемого из организма (в том числе с мочой и калом в составе мочевины, мочевой кислоты, креатина, солей аммония, аминокислот и т.д.). У здорового взрослого человека процессы распада и синтеза белка уравновешены. При этом суточная деградация белка составляет 30-40 г. Обновление белков за сутки у взрослого человека составляет 1-2% от общего количества белка в организме и связано преимущественно с деградацией мышечных белков, при этом 75-80% освободившихся аминокислот вновь используется для синтеза.

Видами азотистого баланса являются:

1. Нулевой (количество поступающего и выводящегося азота совпадает).

2. Положительный (количество азота, поступающего в организм, выше, чем выводящегося

3. Отрицательный (количество азота, поступающего в организм меньше, чем выводящегося)

Список использованной литературы

  1. Патологическая физиология / Под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой. – К.: Медицина, 1980. – С. 233–239, 310–312.

  2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко. – Киев: Вища школа, 1985. – С. 265–272.

  3. Овсянников В.Г. Патологическая физиология (типовые патологические процессы). Учебное пособие.– Изд–во Ростовского университета, 1987. – С. 60–66.

  4. Мак–Мюррей У. Обмен веществ у человека. – М.: Мир, 1980. – 366 с.

  5. Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов.– M.: Медицина, 1985. – 430 с.

  6. Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. Обмен веществ у детей. – М.: Медицина, 1983. – 462 с.



1 Мак–Мюррей У. Обмен веществ у человека. – М.: Мир, 1980. – 366 с.


2 Чиркина Т.Ф. и др. Метод. указания по определению биологической ценности белков ( метод КЭБ). / Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ. - 10 с.


3 Там же

4 Чиркина Т.Ф. и др. Метод. указания по определению биологической ценности белков ( метод КЭБ). / Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ. - 10 с.


5 Овсянников В.Г. Патологическая физиология (типовые патологические процессы). Учебное пособие.– Изд–во Ростовского университета, 1987. – С. 60–66.


6 Овсянников В.Г. Патологическая физиология (типовые патологические процессы). Учебное пособие.– Изд–во Ростовского университета, 1987. – С. 60–66.


7 Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов.– M.: Медицина, 1985. – 430 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Азотистый баланс и его виды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
«Азотистый баланс и его виды» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
«Азотистый баланс и его виды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый параграф: Механическое движение, его виды характеристики и виды
«Азотистый баланс и его виды» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учет и анализ: финансовый анализ
Виды финансового анализа. Бухгалтерский баланс как объект финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности...
«Азотистый баланс и его виды» iconОбстоятельство. Способы его выражения основные виды обстоятельств
Цель: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;...
«Азотистый баланс и его виды» iconУрок по разделу. Виды этого урока были разные: экзамен по билетам,...
Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные...
«Азотистый баланс и его виды» iconИсторический источник: виды и типы
Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его...
«Азотистый баланс и его виды» iconПравовые основы профессиональной деятельности
Понятие рабочего времени, его виды. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха
«Азотистый баланс и его виды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«дигитализации». Но эти процессы неизбежено меняют баланс развития человеческого общества. Ответить на вопросы, в чем данный дисбаланс,...
«Азотистый баланс и его виды» iconЛоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики...
Цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политиче­ских...
«Азотистый баланс и его виды» iconТитов Г. А.*, Гогмачадзе Г. Д.*, Волощенко В. С.**, Синиговец М. Е.*, Эзрохин Л. М.*
Ключевые слова: экология плодородия почвы, баланс элементов питания, органические и минеральные удобрения
«Азотистый баланс и его виды» iconТема Кол-во ча­сов
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Проблемы тэк
«Азотистый баланс и его виды» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
«Азотистый баланс и его виды» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
«Азотистый баланс и его виды» iconРеферат По предмету психология На тему: «Понятие темперамента и его виды»
Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент совокупность душевных и психических свойств человеческой...
«Азотистый баланс и его виды» iconСоциально-экономичекая ситуация
Баланс социально-экономической ситуации в районе по ряду лет оценивается как стабильный


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск