Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка





Скачать 173.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка
Дата публикации30.10.2014
Размер173.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа по экологии 8 класс
Пояснительная записка

Программа составлена на основе уч. программы для общеобразовательных учреждений

8класс; 1 полугодие - Федорова М. З., Кучменко В. С.,2001 г.; 2 полугодие - Чумаченко Н. А., 2006 г.

В первом полугодии учащиеся изучают экологию человека. Эта программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей среды. Программа рассчитана на учащихся , знакомых с иерархической и структурной организацией органического мира.

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый

по усмотрению учителя

Во втором полугодии учащиеся изучают введение в ландшафтную экологию. Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки , компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности в них процессов.

Исследования:

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный  фактор. Ландшафтный мониторинг.

Тематические доклады:

Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у  социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся  8  класса

Учащиеся должны знать:

- понятия «здоровье» и «болезнь»;

- факторы здоровья и факторы риска болезни;

- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- место человека в системе животных;

- понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

- понятие о природноочаговых  болезнях;

- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы  ландшафтов Ивановской области;

- влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

- оценивать среду жизнедеятельности человека;

- объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

- составлять свою родословную и карту здоровья;

- анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

- подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

- определять тип  ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

- давать оценку состояния ландшафта;

- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия: 

«Задачи по экологии человека», «Всё о  здоровом  образе  жизни», «Ивановский край», «Среда нашего обитания», «Природа Ивановской области».

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, видеозаписи;

Дидактический материал: практические и лабораторные работы, карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

Арнольди И.А., Кондратьева И.И. Труд и здоровье подростка. М.: Медицина. 1982.

«Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г.

«Гигиеническое обучение и воспитание  школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г.

«Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г.

«Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г.

«Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г.

«Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г.

«Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г.

«Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989.

«Экология города: урбоэкология».  Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г.

Образовательные диски:

 «Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.
Учебно- тематическое планирование по экологии
Класс 8

Количество часов 35

в неделю 1_ час.

Плановых контрольных уроков _1 , 4 п/р , тестов _2 ч.;

Планирование составлено на основе учебника: Экология человека. 8 кл.; Федорова М. З., Кучменко В. С., М.: «Вентана - Граф», 2010г. (1 полугодие);Введение в ландшафтную экологию. 8 кл.; Чумаченко Н. А., 2006 г. (2 полугодие)




Название раздела

Количество часов

Из них

Дата

Контрольные

работы,

тесты

Практ.работы

1.

Окружающая среда и здоровье человека

4

тест




6.09-27.09

2.

Влияние факторов среды на системы органов

12

тест

1 прак. раб

4.10-27.12

3.

Репродуктивное здоровье

3




1 прак. раб

17.01-31.01

4.

Основные понятия ландшафтной экологии

5







7.02-6.03

5.

Природно - антропогенный ландшафт

8

1 конт. раб.

1 прак. раб

13.03-15.05

6.

Региональная ландшафтная экология

2




1 прак. раб

22.05-29.05




Обобщающий урок

1













Всего:

35











п/п

разде ла

урока

Тема

Дата урока

по плану

Факти ческое прове дение

( дата)

Основные понятия и термины по теме урока

Самостоятель

ная деятельность учащихся

(наименование рефератов, докладов, проектов)

Использо вание

ИКТ

Практ.работы


Окружающая среда и здоровье человека




1

Что изучает экология человека

7.09




Экология человека: биологическая,

социальная, прикладная. Биотические и абиотические

факторы










2

История развития здорового образа жизни

14.09




Природная и социальная среда. Образ жизни. Ре -жим дня.










3

Различия между людьми разных климатических зон

21.09




Антропология. Этнография. Расы человека. Типы телосложения.

Реферат:

«Особенности

внешности

людей проживающих в различных

климатических

поясах»

Презентация

«Человеческие расы»




4

Влияние климатических факторов. Экстремальные факторы окружающей среды. Тест.

28.09




Климат и здоровье. Биометео- рология.













Влияние факторов среды на системы органов



















5

Вредные привычки

5.10




Пагубные пристрастия. Экстремальные факторы.










6

Формирование двигательной активности

12.10




Опорно -

двигательная система:

кости и мышцы.

Наследствен-ность.




Презентация

«Органы

передвиже-

ния

человека»

П.р.№1с.46 «Упражнения для двигательной системы»

7

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови

19.10




Гипоксия.

Анемия.

Категории упражнений: аэробные, сило- вые, растяжка

Сообщение: «Факторы, влияющие на состав крови»







8

Иммунитет и здоровье. Сам. работа

26.10




Измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллерген.










9

Система кровообращения и ее профилактика

9.11




Ударный

объем сердца.

Частота

сердечных

сокращений. Юношеская гипертония.










10

Правильное дыхание

16.11




Горная болезнь. Канцерогены.










11

Чужеродные примеси и пища.

23.11




Растительные волокна. Вкусо- вые компоненты. Кисло –молочные бактерии










12


Воздействие солнечных лучей на кожу

30.11




Инфракрасные и ультрафиолето- вые лучи. Солнечное голо- дание.










13

Средства и способы закаливания

7.12




Солнечные и воздушные ванны.

Проект: «Виды закаливания»







14

Зрительный и слуховой анализатор. Тест.

14.12




Звук. Шум. Укачивание. Фотоэпилепсия










15

Стресс. Типы высшей нервной деятельности

21.12




Стресс и его стадии.

Презентация «Типы высшей нервной деятельности»







16

Биоритмы и режим сна человека

28.12




Биоритмы. Биологические часы.













Репродуктивное здоровье



















17

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биотических факторов.







Половые железы,

гормоны.

Вторичные

половые

признаки.







П./Р. №2

Составить свою карту здоровья.

18

Факторы риска внутриутробного развития







Факторы риска: физические. биологические и химические













19

Заболевания, передающиеся половым путем







СПИД. Три

хомоноз.

Хламидоз.













Основные понятия ландшафтной экологии



















20

Географическая оболочка и ландшафт







Ландшафт, его виды










21

Классификация геосистем







Планетарная оболочка. Локальные ланд шафты.

Проект:

«Антропогенно е воздействие на геосистемы»







22

Компоненты ландшафта







Биотические и абиотические компоненты природы










23

Функционирование ландшафта. Тест.







Вертикальное строение ланд- шафта. Геогоризонты










24

Структура ландшафта







Малый круговорот Отрицательно - обратная связь













Природно - антропогенный ландшафт



















25

Антропогенное воздействие на ландшафт







Природно

- антропо

генный

ландшафт.

Степень из-

менчивости

ландшафта




Презентац ия

«Влияние

человека на

ландшафт»




26

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта







Социально - экономические функции ландшафта










27

Классификация природно -антропогенных ландшафтов







Ландшафт:бел-лигеративный, водохозяйствен ный, горнопромыш- ленный, лесохозяйствен- ный










28

Урбанизированные территории







Зоны:

селитебные промышленные,

транспортные, складские,

садово -

парковые










29

Культурный ландшафт








Ландшафты: культурный. дегравдиро ванный.

Проект

«Особенности

ландшафта

Ивановской

области»







30

Охрана ландшафта








Заповедники,

национальные и природные парки.




Презентация

«Охраняемый

ландшафт»




31

Ландшафтный мониторинг. П./Р. №3











Биоцентризм.

Антропоцентризм. Факторность.




Ландшафтный мониторинг. П./Р. №3


32

Влияние ландшафтов на здоровье человека

Контрольная работа








Современное состояние ландшафтов













Региональная ландшафтная
экология




















33

Ландшафтное районирование

Ивановской области







Научное обоснование рациональногоразмещения сельскохозяйственного производства










34

Проблемы природопользования Ивановской области







Проблемы Ивановской области







Природопользова-ние Ивановской области П./Р. №4


35

Обобщающий урок




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №62

Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

___________/КочетковаН.В./ _________/Теплякова Л.С./ _________/Давыдова В.Н/

Протокол №__от________ ___________________________ Приказ №_____от________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии в 8 классе.

на 2012-2013 уч. год

Профиль: общеобразовательный

Календарно - тематическое планирование составлено по программе :Экология человека. Культура здоровья 8 кл: Федорова М. З., Кучменко В. С., Учебное пособие .- М. : Вентана-Граф, 2010. г.; 2 полугодие - Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2006 г.
Автор-составитель Кукота М.А

учитель высшей категории



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка...
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по экологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по экологии животных Тамбовской области для 7 класса Пояснительная записка
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 8 б...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск