Скачать 0.62 Mb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по изучению биологии в 9 классе Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год .Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (всего 68 часов) Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Курс общей биологии на должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты. Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся: - текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы); - формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, конкурсах и т.д.) Оценка ЗУН обучающихся проводится с использованием контрольного теста, зачета ( в форме ГИА)., в котором учащиеся должны использовать полученные знания, уметь выделять главное, распознавать, сравнивать, обосновывать те или иные процессы. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
уметь: находить:
объяснять:
проводить простые биологические исследования:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2009г . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Биология как наука о живой природе 1.Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. 2. Признаки живых организмов. 3. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. 4. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. 5. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 6. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение). 7. Формы естественного отбора. 8. Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. Л.Р. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания» 9. Выявление приспособленности к среде обитания. Л.Р. «Выявление приспособлений у животных к среде обитания» 10. Вид, его критерии и структура Л. р. «Изучение морфологического критерия вида.» .11. Популяция. 12. Видообразование. 13. Биологические последствия адаптации. 14. Главные направления эволюции. 15. Зачет «Учение об эволюции органического мира». 16. Современные представления о происхождении жизни. 17. Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. 18. Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. 19. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. 20. Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. 21. Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. 22. Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. 23. Органические вещества клетки. Белки. 24. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. 25. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 26. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. 27. Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. 28. Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. 29. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. 30. Эукариотическая клетка. Ядро. 31. Изучение клеток растений и животных.Л.Р «Сравнение строения клеток растений,животных,грибов и бактерий» 32. Деление клеток. 33. Клеточная теория строения организмов. 34. Зачет по теме "Клетка". 35. Размножение. Бесполое размножение. 36. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. 37. Онтогенез. Эмбриональный период развития. 38. Онтогенез. Постэмбриональный период развития. 39. Общие закономерности развития. 40. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. 41. Законы Г.Менделя. 42. Законы Г.Менделя (продолжение). 43. Генетика пола. 44. Генотип как система взаимодействующих генов. 45. Решение генетических задач. 46. Наследственная (генотипическая) изменчивость. 47. Фенотипическая (модификационная) изменчивость. 48. Выявление изменчивости организмов. Практическая работа 49. Зачет "Наследственность и изменчивость". 50. Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений 51. Методы селекции растений, животных. . Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 52. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. 53. Структура биосферы. 54. Круговорот веществ в природе. 55. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. 56. Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. 57. Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). .58. Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. 59. Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. 60. Природные ресурсы и их использование. Экскурсия «Агроэкосистема своей местности ( парк, сад, сквер, поле, пруд).» Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем 61. Роль человека в биосфере. Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере 62. Последствия деятельности человека в экосистемах. 63. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. .Л.р «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах,собственных поступков на экосистему» 64. Становление современной теории эволюции. 65. Клетка - структурная и функциональная единица живого. 66. Закономерности наследственности, изменчивости. 67. Взаимодействие организма и среды обитания. 68. Итоговая контрольная работа. Учебно-тематический план
|
Планирование составлено на основе Сборник нормативных документов.... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой//Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М::... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:... | Рабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»... Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования,... | ||
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 11 классов... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник... | Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных... Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа Пояснительная записка Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | ||
Пояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих... | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Сборник нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2008; Биология 5 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост.... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались... |