Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81





Скачать 176.48 Kb.
НазваниеПрограмма для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81
Дата публикации18.07.2013
Размер176.48 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО - БАЛКАРСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ


Калашникова Любовь Макаровна

МЕТОДЫ БОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методические указания и программа

для студентов биологического факультета

специальности 020201 «Биология»

Нальчик- 2006

УДК 581.4.41; 581.8.81

ББК

К17
Рецензент:

кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники КБСХА

Н.Л. ЦЕПКОВА

Пособие включает программу курса «Методы ботанических исследования», методические указания к проведению практических занятий. Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля знаний, подготовке к зачетам и экзаменам по ботанике, курсам по выбору и курсам специализации ботанических дисциплин.
ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях интенсивного увеличения объема научной информации, быстрой сменяемости и обновления знаний, особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе.

С этой целью на кафедре разработан курс «Методы ботанических исследований», который знакомит студентов с основами организации, постановки и проведения научных исследований по различным разделам ботаники – науки о растениях.

В задачи изучаемого курса входит знакомство студентов с методической основой научного познания, основными этапами научно- исследовательской работы, включающие выбор направления научного исследования, поиск, накопление и обработку научной информации, рекомендации по оформлению научной работы.

На практических занятиях студенты выполняют небольшие экспериментальные работы, с постановкой конкретных задач, получением цифрового материала, оформления экспериментальных данных, математической обработкой.

Важным моментом является работа студентов с научной литературой, знакомство с научными результатами сотрудников кафедры ботаники по библиографическим источникам.

ПРОГРАММА

Введение

Методические основы научного познания и творчества. Организация научно-исследовательской работы студента в высшей школе.
Литература

Диалектика живой природы. Под ред. акад. Дубинина В.Н. и Платонова Г.В. М.: МГУ. 1984. 312 с.

Копин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука. 1973. 324 с.

Никифоров В.Е. Научная проблема, ее постановка и анализ. Сб.: Роль методологии в развитии науки. Новосибирск.: Наука. 1985. с. 244-249.
Методы анатомо-гистохимического исследования растительных тканей.
Подготовка анатомического материала к исследованию для получения достоверных результатов. Фиксирующие жидкости, наиболее употребляемые в анатомической практике. Состав фиксирующих жидкостей. Промывка фиксированного материала. Просветляющие и обесцвечивающие жидкости и способы их применения.

Способы приготовления анатомических срезов. Получение срезов с гербарного материала. Окрашивание срезов, заключение их в бальзам или другие среды.
Литература

Николаевская Е.В. Некоторые методы изучения изменчивости количественных анатомических и морфологических признаков строения растений. Владикавказ. 1999. 135 с.

Фурст Г.Г. Методы анатомо-гистохимического исследования растительных тканей. М.: Наука. 1979. 155 с.
Математические методы в ботанике

Изучение изменчивости признаков. Правила составления выборок. Вариационный ряд и его обработка. Основные выборочные параметры.
Литература

Зайцев Г.Н. Методика биометрических расчетов. М.: Наука. 1973. 256 с.

Шмидт В.М. Математические методы в ботанике. Л.: Из-во ЛГУ. 1984. 288 с.

Методы систематики высших растений

Базы и средства исследования в систематике растений. Работа систематика в поле, наблюдения за экологическими и биологическими особенностями растений, запись полевых наблюдений, гербаризация.

Маршрутные и стационарные полевые исследования. Ботанические сады и их значение в качестве базы для работ по систематике. Гербарии и их значение. Основные типы ботанических публикаций – флоры, конспекты, определители, монографии.
Литература

Алексеев Е.Б., Губанов И.А., Тихомиров В.Н. Ботаническая номенклатура. М.: Из-во МГУ. 1989. 168 с.

Красная книга Кабардино-Балкарской республики. Нальчик: Эль-Фа. 2000.309 с.

Черепанов С.К. Сосудистые растения СССР. Л.: Наука. 1981. 510 с.

Шхагапсоев С.Х. Краткая история и библиография ботанических исследований Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эль-Фа. 1998. 99 с.

Шхагапсоев С.Х., Волкович В.Б. Растительный покров Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус. 2002.96 с.

Методы изучения растительных сообществ

Изучение качественного и количественного состава растительного покрова для разработки способов его улучшения и правильной эксплуатации.

Закладка пробной площади и описание древостоя в лесном фитоценозе. Последовательность работ при описании лесного фитоценоза. Приборы и оборудование. Расчетные показатели количественного анализа. Описание травяных фитоценозов с использованием рауенкиеровских площадок. Порядок оформления полученных данных.
Литература

Василевич В.И. Статистические методы в геоботаники. Л.: Наука. 1969. 231 с.

Волкович В.Б. Методы описания и хозяйственной оценки растительных сообществ. Нальчик. 1994. 54 с.

Работнов Т. А. Фитоценология. М. 1983. 114 с.

Шхагапсоев С.Х., Волкович В.Б. Растительный покров Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус. 2002.96 с.

Практические работы
Занятие 1

Приготовление срезов, сравнение образцов поперечного строения листовой пластинки древесных растений. Фиксирование экспериментального материала.
Материалы и оборудование. Живые или фиксированные листья древесных растений (липа, клен, каштан, рябина и др.), глицерин, этиловый спирт, едкий калий, оборудование для приготовления анатомических срезов от руки, микроскоп.
Вводные пояснения. Функции листа, как и всякого другого органа в раститель­ном организме, многообразны. Одной из главных функций листа является фотосинтез. Выполнение листом этой функции связано с содер­жащимися в хлоропластах фотосинтетическими пигментами. Анатомическое строение листа большинства высших растений имеет целый ряд специфических особенностей. Если рассматривать поперечный срез листовой пластинки, то можно увидеть кутикулу.

КУТИКУЛА (от лат. сuticula-кожица) – слой жирового вещества (кутина), покрывающего пленкой поверхность листьев. Кутикула малопроницаема для водных растворов, газов, болезнетворных организмов. Кутин синтезируется клетками эпидермиса и выделяется наружу, формируя кутикулу и частично пропитывая наружную стенку клеточной оболочки.

Комплекс кутикулы и кутинизированной оболочки включает целлюлозу, пектин, кутин, воск и другие инкрустирующие вещества и имеет слоистую структуру. Толщину кутикулы пронизывает сеть гидрофильных пектиновых капилляров. Степень развития кутикулы, характер распределения в ней воска и гидрофильных капилляров в значительной мере определяют защитные свойства эпидермы и зависят от условий обитания и возраста растения.

Мощная, плотно покрытая кристаллами воска кутикула характерна для ксерофитов. Рельеф кутикулы повторяет и часто усиливает рельеф наружных эпидермальных клеток, в результате чего создается структура поверхности, специфичная для видов. Таким образом, наличие и состояние кутикулы является диагностическим признаком.

Важная роль кутикулы – регуляция испарения воды. При кутикулярной транспирации молекулы воды диффундируют через кутинизированные слои наружных стенок эпидермиса и через кутикулу. Поэтому можно рассматривать кутикулярную транспирацию как диффузию через гидрофобную среду. Кутикулярное диффузное сопротивление в большинстве случаев очень велико, причем у разных видов оно различно в зависимости от расположения, плотности и числа прослоек кутина и воска, а также от толщины кутикулы.

Кроме того, на формировании изолирующих структур на поверхности листьев сильно сказываются условия произрастания: при атмосферной и почвенной засухе взрослые листья обладают более толстой кутикулой и более плотным восковым налетом, чем у побегов, которые развивались при большей влажности воздуха.

У тонких листьев кутикулярное сопротивление диффузии составляет 20-100 с/см, у листьев и хвои с массивной защитой от транспирации оно может достигнуть величин около 400 с/см. При отбухании и подсыхании наружных стенок эпидермиса гидрофобные слои плотнее придвигаются друг к другу, поэтому кутикулярное сопротивление может удвоиться.

При низких температурах сопротивление диффузии также возрастает. Куткулярная защита от транспирации весьма эффективна. Даже у растений затененных и влажных местообитаний кутикулярная транспирация составляет менее 10% от свободного испарения, у жестколиственных и вечнозеленых хвойных растений она сокращается до 0,5%, а у кактусов даже до 0,05% испаряющей способности. Весь диапазон между этими крайними случаями заполняют светолюбивые травы, деревья и кустарнички.

ЭПИДЕРМИС или эпидерма (epi- греч.-на, derma- кожа, кожица) – первичная покровная ткань, образующаяся из протодермы конуса нарастания на всех молодых листьях. Клетки эпидермы таблитчатые, однослойные, без межклетников. Через поры и пектиновые тяжи в наружных стенках клеточных оболочек эпидермы, проникают вода и питательные вещества.

В основной своей массе клетки эпидермы плотно примыкают друг к другу, это живые клетки, плоские, центральное место в них занимает вакуоль, ядро, а лейкопласты смещены к периферии, хлоропласты отсутствуют.

Эпидермис выполняет барьерную роль: защищает внутренние ткани от повреждения и высыхания, обеспечивает газообмен, транспирацию, всасывание и секрецию различных веществ (гормонов, ферментов). Газообмен и обмен парами воды между окружающим воздухом и межклеточным пространством листьев обеспечивается с помощью устьиц.

УСТЬИЦЕ – (stoma), высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними.

Строение устьичного аппарата у разных видов растений может сильно отличаться. В большинстве случаев устьичные щели ограничены двумя замыкающими клетками бобовидной формы, имеющими утолщенные стенки, обращенные к устьичной щели, и тонкие - противоположные. При повышении тургорного давления происходит искривление клеточных стенок: тонкая становится выпуклой, а толстая - вогнутой, за счет чего и происходит открывание устьичной щели.

МЕЗОФИЛЛ у большинства растений состоит из столбчатой и губчатой паренхимы. В клетках мезофилла содержатся хлоропласты, здесь и происходит вся фотосинтетическая деятельность зеленого растения, поэтому важно рассмотреть особенности ме­зофилла и то, как он приспособлен к поглощению углекислого газа из атмосферы. Столбчатая паренхима, расположенная под верхней эпидермой, поглощает больше света, чем губчатая. Она является главной тканью, где идет фотосинтез. Для губчатой паренхимы характерно наличие межклетников. Последние, во-первых, помогают газообмену листа. Объем их составляет до 15—20% общего объема листовой пластинки. Благодаря верхней и нижней эпидерме, а также межклетникам, в листе созда­ется внутренняя газовая среда, которая, хотя и сообщается с внешней средой при помощи устьичных щелей, практически всег­да отличается от нее по своему составу. Во-вторых, межклетни­ки значительно увеличивают внутреннюю поверхность листа: она в 7—10 раз больше, чем наружная поверхность. Так как фотосинтез идет главным образом в столбчатой паренхиме, ее называют ассимиляционной. Доказательством того, что столбчатая и губчатая паренхимы выполняют разные функ­ции, являются и подсчеты числа хлоропластов в их клетках.

ПРОВОДЯЩИЕ ПУЧКИ. Мезофилл пронизан сетью проводящих пучков, в состав ко­торых входят сосуды, доставляющие хлоропластам воду и ми­неральные соли, и ситовидные трубки, отводящие от хлороплас­тов продукты фотосинтеза. Прямого контакта проводящих пуч­ков с каждой клеткой нет. Поэтому в листе, как и в корне, транспорт веществ для фотосинтеза и отток продуктов фотосин­теза идет не только по специальным проводящим тканям флоэме и ксилеме, но и по симпласту и апопласту.

В зависимости от внешних условий анатомическое строение листа может

значительно изменяться.

ФИКСАЦИЯ. Цель фиксации растительного материала – предупредить появление нарушений клеточных структур, которые искажают анатомическое строение ткани в целом.

Вещества, чаще всего применяемые для приготовления фиксирующих растворов, это этиловый спирт, формалин, уксусная и хромовая кислота. Необходимое условие фиксации – исследуемый материал должен быть совершенно свежим. В качестве просветляющих и обесцвечивающих жидкостей, которые применяются при приготовлении временных и постоянных анатомических препаратов можно использовать едкий калий или глицерин.

Задание

  1. Зафиксировать подготовленный для изучения материал.

  2. Изготовить препарат поперечного среза листа выбранного объекта.

  3. Зарисовать изучаемый объект и сделать обозначения.


Занятие 2

Схематическое изображение полученных срезов листовой пластинки. Анализ строения поперечного среза листовой пластинки по рисунку, полученному с помощью рисовального аппарата РА-4.
Материалы и оборудование. Живые или фиксированные листья древесных растений (липа, клен, каштан, рябина и др.), глицерин, этиловый спирт, едкий калий, оборудование для приготовления анатомических срезов от руки, микроскоп, рисовальный аппарат РА-4.

Вводные пояснения. Рисунки, сделанные от руки, могут оказаться недостаточно точными по взаимному расположению деталей, соотношению их размеров и т.д. Рисовальный аппарат позволяет избежать эти недочеты. При работе с рисовальным аппаратом РА-4 соблюдают следующую последовательность операций.

  1. Фиксируют и освещают объект.

  2. Вынимают из тубуса окуляр и закрепляют хомутик рисовального аппарата на тубусе так, чтобы откидная оправа его легла на вставленный на место окуляр.

  3. Устанавливают зеркало под углом в 45 * к штанге.

  4. Кладут под зеркало лист бумаги А4.

  5. Освещают объект, бумагу и карандаш так, чтобы они были видны одновременно, используя для этого реостат осветителя и светофильтры.

  6. Обводят карандашом на бумаге контуры деталей изучаемого объекта.

Задание

  1. Изготовить препарат поперечного среза листа выбранного объекта.

  2. Зарисовать изучаемый объект с помощью рисовального аппарата.

  3. Сделать описание особенностей анатомического строения листа изучаемого объекта и выводы о влиянии внешних условий на мезоструктуру листа.


Занятие 3

Математические методы в ботанике. Использование репрзентативной выборки материала. Построение вариационного ряда. Группировка основных выборочных параметров в виде таблицы. В качестве примера используются черешковые листья. Объем выборки составляет 100 экземпляров. К параметрам измерений относят: Длину листовой пластинки, ширину листовой пластинки, длину черешка.
Материалы и оборудование. Примеры листьев различных объектов (древесных, кустарниковых, травянистых растений) в количестве 50-100 экз. одного вида, линейки.

Вводные пояснения. Задачей выборочного исследования является получение достоверной информации о генеральной совокупности посредством изучения относительно небольшого количества особей, включенных в данную выборку.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев достаточно точные результаты получаются при n≈100, при меньшем варьировании признака n = 20-50. Ошибка у биологов не должна превышать 5%. Биометрический метод способен вскрывать новые биологические закономерности, ставить и решать такие проблемы, которые не могли быть изучены классическими методами.

Биометрический метод способствует более объективному разрешению ряда основных задач морфологии, систематики, филогении, сравнительной флористики и ботанической географии.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть должны быть учтены все встречаемые в природе разнообразия форм. При составлении выборки можно проводить:

- случайный отбор (по периметру, по краю, по центру);

- направленный отбор, типический (сбор растений, выросших в одинаковых условиях);

- смешанный отбор (территорию исследования делят на участки).

Числа неранжированной совокупности или выборки, если последняя не очень велика по объему, желательно расположить в порядке убывания величин. Если выборка содержит много чисел, то их следует сгруппировать в классы и составить ранжированный взвешенный вариационный ряд.

Результаты наблюдений записывают в виде таблицы. Параметры изменения признаков можно представить в виде графических изображений: вариационной кривой, гистограммы или кумулятивной огивы.
Задание

  1. Провести отбор черешковых листьев заданного объекта.

  2. Измерить длину листовой пластинки, ширину листовой пластинки, длину черешка.

  3. Построить вариационный ряд полученных признаков. Сгруппировать основные выборочные параметры в виде таблицы и графика.


Занятие 4

Расчет основных выборочных параметров математической обработки полученных данных. Определение средней арифметической или медии. Среднее квадратическое отклонение. Коэффициент вариации. Ошибка репрезентативности выборочных параметров.
Материалы и оборудование. Примеры листьев различных объектов (древесных, кустарниковых, травянистых растений) в количестве 50-100 экз. одного вида, линейки.

Вводные пояснения. Перед обработкой результатов исследования необходимо прежде всего определить задачи, которые должны быть решены математическим путем. К основным выборочным параметрам можно отнести:

Среднюю арифметическую, или медию, отражающую уровень, по отношению к которому колеблются значения вариант в ней.

, где

М – средняя арифметическая; – сумма всех вариантов ряда; N – объем выборки

Среднее квадратичное отклонение

, где

где σ – среднее квадратическое отклонение; ∑ - знак суммирования; x – варианты совокупности; М – средняя арифметическая; N – объем выборки.

Коэффициент вариации, который используется для того, чтобы выяснить, какой признак более изменчив;

, где

V – коэффициент вариации; М – средняя арифметическая; σ – среднее квадратическое отклонение.

Ошибка репрезентативности выборочных параметров

, где

mM – ошибка средней арифметической; σ – среднее квадратическое отклонение; N – объем выборки.

Точность определения средней арифметической путем расчета ее «относительной ошибки», которая не должна превышать 5%.

, или

, где

P – показатель точности опыта; М – средняя арифметическая; mM – ошибка средней арифметической; V – коэффициент вариации; N – объем выборки.
Задание

  1. Определить среднюю арифметическую полученных показателей по морфологии листа.

  2. Вычислить среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и ошибку репрезентативности выборочных параметров.

  3. Сделать выводы.


Занятие 5

Дифференциация морфологического метода в систематике растений. Научный гербарий и правила его оформления. Хранение и использование научного гербария на кафедре ботаники КБГУ.
Материалы и оборудование. Гербарные образцы высших растений, гербарные этикетки, лупы, определители.

Вводные пояснения. Систематика одна из важнейших биологических дисциплин. Это «альфа и омега» биологии. Биология как наука о живом начинается с различия живых организмов, первичной их классификации; только систематика дает ключ к пониманию и восприятию разнообразия живой природы, делает органический мир доступным для познания и в конечном счете для использования.

Важнейшая задача систематики – создание классификации организмов. Классификация это и процедура, процесс установления систематических групп и их границ. В результате исследователь создает систему какой-либо группы, т.е. классификация выступает и как обобщение или итог работы. Но построив систему, необходимо дать названия всем выделенным группам. Таким образом , классификация и номенклатура неразрывно связаны между собой. Систематик должен ориентироваться и уметь использовать современные классификации.

Гербарии – коллекции засушенных растений являются важнейшей и принципиально незаменимой основой систематических, флористических и ботанико-географических исследований.

Гербарий позволяет сохранять для науки подлинные документы природы – образцы современной, исчезающей растительной жизни на Земле; предоставляет возможность заниматься изучением растений в любое время года.

Задание

  1. Определить предложенное растение, оформить этикетку и внести в каталог данные гербарного образца.


Занятие 6

Способы описания древесных, кустарниковых и травянистых растительных сообществ. Получение расчетных показателей различных фитоценозов: Абсолютная и относительная биомасса. Вычисление формул видового состава растительного фитоценоза.
Вводные пояснения. Естественный растительный покров любого региона Земли характеризуется двумя основными признаками – ФЛОРОЙ и РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ. Растительное сообщество или ФИТОЦЕНОЗ – конкретный участок растительного покрова, однородный по видовому составу и по количественному соотношению между видами. Наиболее характерной внешней структурной частью большинства фитоценозов является ярус.

Исследования проводятся в лесном, кустарниковом, луговом и степном типах растительности. Закладка пробной площади и описание различных фитоценозов имеет некоторые особенности и выполняется по методике В.Б.Волковича (Нальчик, 1999).

Задание

  1. Заложить пробную площадь на территории ботанического сада КБГУ, описать ее границы.

  2. Получить расчетные показатели: абсолютную и относительную биомассу, вычислить формулы видового состава растительного фитоценоза.

  3. Сделать выводы о состоянии растительного фитоценоза.



Самостоятельная работа студентов


  1. Знакомство с библиографией научных работ сотрудников кафедры ботаники в фонде библиотеки КБГУ.

  2. Сбор гербарного материала для проведения анатомических исследований. Описание анатомических срезов. Изготовление анатомических рисунков.

  3. Математические методы в ботанике. Подбор материала для проведения биометрического исследования. Запись наблюдений. Проведение корреляционного и регрессионного анализа.

  4. Базы и средства исследования в систематике растений. Знакомство с важнейшими библиографическими изданиями, справочниками, указателями, главнейшими периодическими и серийными изданиями.

  5. Методы исследования различных частных ботанических наук как источники представления о филогении и обоснования систем различных таксонов. Ботаническая номенклатура.

  6. Аналитические и синтетические методы фитоценологических исследований. Сбор данных о фитоценозе и обработка собранных данных с вычислением различных показателей.

Основная и дополнительная литература
Алексеев Е.Б., Губанов И.А., Тихомиров В.Н. Ботаническая номенклатура. М.: Из-во МГУ. 1989. 168 с.

Василевич В.И. Статистические методы в геоботаники. Л.: Наука. 1969. 231 с.

Волкович В.Б. Методы описания и хозяйственной оценки растительных сообществ. Нальчик. 1994. 54 с.

Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия биологические науки. Выпуск 4. Нальчик. 2000.64 с.

Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия биологические науки. Выпуск 5. Нальчик. 2002. 110 с.

Зайцев Г.Н. Методика биометрических расчетов. М.: Наука. 1973. 256 с.

Красная книга Кабардино-Балкарской республики. Нальчик: Эль-Фа. 2000.309 с.

Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений М.: Эдиториал УРСС. 2000, 206 с.

Николаевская Е.В. Некоторые методы изучения изменчивости количественных анатомических и морфологических признаков строения растений. Владикавказ. 1999. 135 с.

Проблемы ботаники на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Санкт-Петербург, т..1, 398 с., т.2 . 1998. 358 с.

Работнов Т. А. Фитоценология. М. 1983. 114 с.

Скворцов А.К. Гербарий: Пособие по методике и технике. М.: Наука 1977, 199 с.

Черепанов С.К. Сосудистые растения СССР. Л.: Наука. 1981. 510 с.

Фурст Г.Г. Методы анатомо-гистохимического исследования растительных тканей. М.: Наука. 1979. 155 с.

Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники М. :Высш. школа. 1979, 422 с.

Цепкова Н.Л., Разумов В.В., Калашникова Л.М. Подходы к оценке рекреационного воздействия на горные леса Северного Кавказа. Сб.: Вестник КБГУ, Вып. 1, Нальчик, 1996, с. 105 – 107.

Шмидт В.М. Математические методы в ботанике. Л.: Из-во ЛГУ. 1984. 288 с.

Шхагапсоев С.Х. Краткая история и библиография ботанических исследований Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эль-Фа. 1998. 99 с.

Шхагапсоев С.Х., Волкович В.Б. Растительный покров Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус. 2002.96 с.

Шхагапсоев С.Х., Старикова Н.В. Анализ естественной дендрофлоры Кабардино-Балкарии. Нальчик. 2002. 113 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconПрограмма по дисциплине Красноярск сфу 2008 удк 581. 1(07) ббк 28. 573я73 ф 20
Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия»
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 icon«Сопротивление материалов»
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconВводная лекция
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconПрограмма учебной дисциплинЫ «сопротивление материалов»
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 icon2. Порядок организации и проведения Олимпиады
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconОтчет о результатах самообследования подготовки специалистов по специальностям
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconУчебная дисциплина б 24 Технология конструкционных материалов Направление подготовки
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconУрок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор»
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconИздательство «на у к а» москва 1977 удк 581. 526. 427
Мазуренко М. Т., Хохряков А. П. Структура и морфогенез ку– старников. М., «Наука», 1977, 160 с
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconРабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconРабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»...
«биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconСопротивление материалов Методические указания и варианты исходных...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconСальников алексей львович доктор биологических наук, профессор, заведующий...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconРабочая программа дисциплины направление подготовки 020201 «Биология (специалитет)»
Программа дисциплины предназначена для студентов 4 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)»....
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология» Нальчик- 2006 удк 581 41; 581 81 iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск