Скачать 113.86 Kb.
|
Рабочая программа по курсу «Клетки и ткани» в 11а классе Пояснительная записка Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам. Курс рассчитан на 30 ч. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров. Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы и ссузы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией. Концепция курса Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности. Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Использование самых современных данных молекулярной биологии о строении и функционировании клеток и ткани. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук. Экологическая направленность курса. Важно сформировать у школьников твердое убеждение, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные, молекулярно-генетические, основы деятельности клеток. Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: устройство светового микроскопа; положения клеточной теории; особенности прокариотической и эукариотической клеток; черты сходства и различия растительной и животной клеток; основные компоненты и органоиды клеток (мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы); основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке (транскрипцию и трансляцию); особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток; реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды; определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных; строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных; иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма. Учащиеся должны уметь: работать со световым микроскопом и препаратами; называть составные части клетки и «узнавать» их на схеме или фотографии; изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования; определять тип ткани по фотографии; выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного); иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур; работать с современной биологической и медицинской литературой; составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их; использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни. Содержание курса Общее количество часов – 30. Часть I. Общая цитология (биология клетки) – 16 ч. Тема 1. «Введение в биологию клетки» (2 ч). Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Лабораторная работа. «Устройство микроскопа. Тема 2. «Общий план строения клеток живых организмов» (2 ч). Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. Лабораторная работа. «Особенности строения клеток эукариот и прокариот». Тема 3. «Основные компоненты и органоиды клеток» (2 ч). Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембран всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток. Лабораторная работа. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». Тема 4. «Метаболизм – преобразование веществ и энергии» (3 ч). Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар. Рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке. Итоговая тестовая проверочная работа (1 ч). Тема 5. «Ядерный аппарат и репродукция клеток» (4 ч). Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о стволовых клетках. Теория стволовых клеток – прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ. Лабораторная работа. «Митоз в клетках корней лука». Тема 6. «Эволюция клетки» (1ч). Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов. Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч. Тема 7. «Понятие о тканях многоклеточных организмов» (2 ч). Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе). Тема 8. «Эпителиальные ткани» (2 ч). Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Практическая работа. «Изучение эпителиальных тканей». Тема 9. «Мышечные ткани» (2 ч). Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечнополосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие). Практическая работа. «Изучение мышечной ткани». Тема 10. «Ткани внутренней среды» (соединительная ткань) (2 ч). Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX в. – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. Тестовая проверочная работа. Тема 11. «Ткани нервной системы» (2 ч). Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. Демонстрация учебного фильма «Типы тканей». Тема 12. «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез «(2 ч). Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных. Обобщающий семинар (1 ч). Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию Итоговая контрольная работа (1 ч). Методические рекомендации Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель–ученик, активного обсуждения материала в форме ученик–ученик, ученик–учитель. Для практических и демонстрационных занятий необходимы: 1. Световые микроскопы. 2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов. 3. Препараты по цитологии и основным типам тканей. Межпредметные связи Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты. Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика. Учебно-тематический план курса
Литература для учителей Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. – М.: Мир, 1986. Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986. Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб.: Лань, 1999. Ройт А. Иммунология – М.: Мир, 2000. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968. Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984. Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982. Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985. |
Урок на тему: «Ткани растений» Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очного организма различна. Так, клетки нервной ткани после завершения эмбрионального периода перестают делиться и функционируют на... | ||
И переподготовки кадров Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм | И переподготовки кадров Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм | ||
«Деление клетки. Митоз» Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, о подготовке клетки... | Программа проведения Республиканского семинара Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уровни организации живого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, аппараты органов, организм | Семинар в Севастополе международная академия трезвости Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
Программа по специальностям: 050101. 65 химия; 020803. 65 биоэкология;... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Конспект открытого урока по теме «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия» Оборудование: швейная машина, учебник, образцы различных видов ткани, инструкционные карты по подготовке ткани к раскрою и раскрою... | ||
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Приложение 1 Заявка на участие в Конкурсе лучших социально ориентированных... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучить строение животной клетки по рис. 6, составить таблицу «Функции органоидов клетки» (стр. 15 – 16), понятие о ферментах (с.... | Химический состав клетки Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить... | ||
1211 Бороться с пьянством и алкоголизмом с “помощью” “теории культурного... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Определение вида ткани», познакомимся с методами определения лицевой и изнаночной стороны тканей, с различными текстильными дефектами... |