| МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение
высшего пРофессионального образования
«российский государственный аграрный университет –
МСха имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)
|
Факультет зооинженерный
Кафедра зоологии
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
зам. председателя
по агрономическому образованию
проф. ____________ Н.И. Дунченко
“____”______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ ДОБЫЧИ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ
для подготовки бакалавров по профилю «Охотоведение»
ФГОС ВПО 3-го поколения Направление 020400.62 «Биология»
Курс 4
Семестры 8
Москва, 2012
Составители: Федотенков В.И., к.б.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 2012г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
профессиональных научных дисциплин вариативной части по выбору
(Б3. В. ОД.9.3)_______студентам___________очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВПО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной) Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 020400.62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» февраля 2010г. № 101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» февраля 2010г. № 16504 .
Программа обсуждена на заседании кафедры Зав. кафедрой _____д.с-х н. профессор Блохин Г.И._______________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г. Рецензент: __д.с-х н. профессор Османян А.К.__________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Проверено:
Начальник отдела менеджмента
качества образования ______________ Л.А. Ефимова
(подпись) Начальник отдела
разработки и обеспечения
образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина
(подпись) Согласовано:
Декан факультета д.с/х н.профессор Ю.А. Юлдашбаев ___________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета _зооинженерного______
_______________________ факультета, _______________ протокол № ______
Секретарь ученого совета ___________зооинженерного_________факультета
_к. с.-х.н., ст. науч. cотр._Боронецкая О. И._____________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки __________020400.62 «Биология»__________ протокол № ______
(направление)
Председатель учебно-методической комиссии
д.б.н. профессор, Маловичко Л. В. ___________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой
д.с-х н. профессор Блохин Г.И. ___________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 201_г.
Начальник УИТ _______________М.Ю. Гладких
(подпись)
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова
(подпись) Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура
(подпись)
Содержание
1. Аннотация 5
2. Цели освоения дисциплины 5
3. Место дисциплины в учебном процессе 5
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5
5. Структура и содержание дисциплины 6
5.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 6
5.2 Содержание дисциплины 9
5.3 Практические занятия 10
5.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 11
5.5 Рефераты 12
6. Образовательные технологии 13
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 13
7.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 13
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14
8.1 Основная литература 14
8.2 Дополнительная литература 14
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 15
9.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 15
10. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 15
10.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий 15
1. Аннотация "Технология добычи зверей и птиц" относится к дисциплинам направления "Биология" профиля "Охотоведение " на зооинженерном факультете.
В рамках данной дисциплины изучаются приемы и методы добычи охотничье-промысловых зверей и птиц, правила охоты, техника безопасности при организации и проведении охот. Курс обучения состоит из 2 разделов: "Общая технология" и "Частная технология".
Она относится к дисциплинам раздела Б3.В.ОД.9.3 профиля "Охотоведение". Трудоемкость 3ЗЕТ. Форма контроля - экзамен. Ведущие преподаватели - доценты, ст. преподаватели и ассистенты кафедры зоологии.
2. Цели освоения дисциплины Целью изучения дисциплины «Технология добычи зверей и птиц» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в областях добычи для дальнейшего обучения биологов-охотоведов. 3. Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «Технология добычи зверей и птиц» включена в цикл обязательных профессиональных научных дисциплин профиля "Охотоведение" (Б3.В.ОД.9.3). Реализация в дисциплине «Технология добычи зверей и птиц» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 020400.62 «Биология»; профилю подготовки – «Охотоведение». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Технология добычи зверей и птиц» являются: «Зоология позвоночных», «Физиология животных», «Экология животных», «Биотехния», "Трофейное дело" и "Основы биоэтики"
Дисциплина «Технология добычи зверей и птиц» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Заповедное дело», «Охотоведение», «Методы полевых исследований».
Особенностью дисциплины является изучение приемов и методов добычи охотничье-промысловых зверей и птиц, правил охоты, технике безопасности при организации и проведении охот.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
5. Структура и содержание дисциплины 5.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2.
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п
| Индекс компетенции
| Содержание компетенции (или её части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| знать
| уметь
| владеть
| 1.
| ОК-1
| следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и отношении природы (принципы биоэтики)
| правовые нормы регламентирующие охоту, технику безопасности при проведении охот
| осуществить выбор необходимого орудия добывания и применить его
| способами добычи охотничье-промысловых животных и сохранения охотничьей продукции
| 2.
| ПК-1
| знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий
| принципы оценки мест обитания добываемых животных, сезонную цикличность их распределения на охотничьей территории
| организовать и провести разнообразные виды охот, подготовить место проведения охот
| навыками поиска добываемых животных и выбора животного для добычи
| 3.
| ПК-12
| применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
| теоретические основы и базовые представления наук о разнообразии биологических объектов
| самостоятельно осваивать новые разделы фундаментальных наук на базе полученных знаний.
| опытом полевых и лабораторных работ, методами наблюдения за животными
| 4.
| ПКп-24
| Знает современные проблемы и методы прогнозирования численности популяции диких животных и управления ими
| о биологии промысловых видов зверей и птиц,
| эффективно организовывать добычу и добывать и охотничье-промысловых животных
| методами оценки состояния численности охотничье-промысловых животных
| 5
| ПКп-25
| Знает проблемы и методы охраны и воспроизводства промысловых и хозяйственных животных
| методы и приемы регулирования численности охотничье-промысловых животных
| обосновывать оптимальные сроки проведения охот и размер изъятия животных
| методами оценки воспроизводительной значимости добываемых животных
| Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ в 8 семестре
Вид учебной работы
| Трудоёмкость
| зач.
ед.
| час.
| в т.ч. по семестрам
| № 8
| Общая трудоёмкость дисциплины по
учебному плану
| 3
| 108
| 108
| Аудиторная работа:
| 1,78
| 64
| 64
| лекции (Л)
| 0,44
| 16
| 16
| практические занятия (ПЗ)
| 1,34
| 48
| 48
| Самостоятельная работа (СРС)
| 0,47
| 44
| 44
| реферат (Р)
| 0,28
| 10
| 10
| самостоятельное изучение разделов
| 0,19
| 7
| 7
| Вид контроля:
экзамен
| 0,75
| 27
| 27
|
5.2 Содержание дисциплины Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно)
| Всего
| Аудиторная работа
| Внеаудиторная работа СР
| Л
| ПЗ
| Введение
| 2
| 2
| –
| –
| Раздел 1. Общая технология
| 48
| 8
| 20
| 20
| Раздел 2. Частная технология
| 58
| 6
| 28
| 24
| Всего за 8 семестр
| 108
| 16
| 48
| 44
| Итого по дисциплине
| 108
| 16
| 48
| 44
| Раздел 1 ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В разделе рассматриваются различные системы классификации способов и приемов охоты и анализируются достоинства и недостатки существующих систем классификации. Приводится классификация орудий добычи. Дается перечень и определения различных способов и приемов охоты. Раздел 2 ЧАСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Раздел «Частная технология» включает обучение приемам охоты применительно к конкретным группам охотничье-промысловых животных. Охота на копытных (лось, благородный олень, изюбр, марал, пятнистый олень, северный олень, косуля, кабарга, кабан). Охота на грызунов и зайцеобразных (заяц беляк, заяц русак, бобр, ондатра, сурок, белка и др.). Охота на крупных и средних хищников (бурый медведь, волк, лисица, песец, енотовидная собака, рысь, барсук, росомаха, и др.). Охота на мелких хищников (соболь, куница, норки, хорь, харза и др.). Охота на боровую дичь (глухарь, тетерев, рябчик). Охота на водоплавающих птиц (гуси, утки, чирки, нырки и др.). Охота на болотно-луговую дичь (кулики, куропатки, перепел и др.) Охота на степную дичь (дрофа, стрепет). Трофейные и специальные виды охот.
5.3 Практические занятия Таблица 4
Содержание практических занятий и контрольных мероприятий
№ п/п
| № раздела
| № темы и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий
| Вид контрольного мероприятия
| Кол-во
часов
| 1
| Раздел 1. Общая технология
| 1.1 История развития технологии добычи | устный опрос
| 2
| 2
| 1.2 Анализ схем классификации техники добывания | устный опрос
| 2
| 3
| 1.3 Классификация способов добычи на биологической основе | устный опрос
| 2
| 4
| 1.4 Современная классификация технологии и техники добывания | устный опрос
| 2
| 5
| 1.5 Способы и разновидности охот при участии человека | устный опрос
| 2
| 6
| 1.6 Самоловный способ добычи | устный опрос
| 2
| 7
| 1.7 Классификация орудий добывания | устный опрос
| 2
| 8
| 1.8 Организация и проведение спортивных охот | устный опрос
| 2
| 9
| 1.9 Организация промысловых охот | устный опрос
| 2
| 10
| 1.10 Техника безопасности при проведении охот | устный опрос
| 2
| 11
| Раздел 2. Частная технология
| 2.1 Охота на лесных копытных | устный опрос
| 2
| 12
| 2.2 Охота на копытных открытых пространств | устный опрос
| 2
| 13
| 2.3 Охота на горных копытных | устный опрос
| 2
| 14
| 2.4 Охота на крупных хищников | устный опрос
| 2
| 15
| 2.5 Охота на мелких хищников | устный опрос
| 2
| 16
| 2.6 Охота на зайцеобразных | устный опрос
| 2
| 17
| 2.7 Охота на древесные виды грызунов | устный опрос
| 2
| 18
| 2.8 Охота на водные виды грызунов | устный опрос
| 2
| 19
| 2.9 Охота на боровую дичь | устный опрос
| 2
| 20
| 2.10 Охота на водоплавающих птиц | устный опрос
| 2
| 21
| 2.11 Охота на полевую дичь | устный опрос
| 2
| 22
| 2.12 Охота на болотную дичь | устный опрос
| 2
| 23
| 2.13 Охота на степную дичь | устный опрос
| 2
| 24
| 2.14 Трофейные и специальные виды охот | устный опрос
| 2
| 5.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины Таблица 5
Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
№
п/п
| № раздела и темы
| Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения
| Кол-во
часов
|
| Раздел 1. Общая технология
| 1.
| Темы 1.1, 1.2, 1.3.
| История развития технологии добычи. Анализ схем классификации техники добывания. Классификация способов добычи на биологической основе
| 10
| 2.
| Темы 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10
| Современная классификация технологии и техники добывания. Способы и разновидности охот при участии человека. Самоловный способ добычи. Классификация орудий добывания. Организация и проведение охот. Техника безопасности при проведении охот.
| 10
| Раздел 2. Частная технология
| 1
| Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5.
| Охота на копытных и хищников
| 8
| 2
| Тема 2.6, 2,7, 2.8
| Охота на зайцеобразных и грызунов
| 8
| 3
| Тема 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13
| Охота на птиц
| 8
|
| ВСЕГО
|
| 44
| 5.5 Рефераты Темы рефератов:
1. История развития технологии добычи в нашей стране.
2. Трофейная охота. Особенности ее организации и проведения.
3. Самоловный способ добычи. Гуманные аспекты использования самоловов.
4. Организация охотничьего путика и охота на нем.
5. Особенности живоловного способа добычи. Цели и задачи живоотлова.
6. Анализ запрещенных способов добычи животных и критерии обоснования их запрещения.
7. Охотничье-промысловые животные Центрального региона. Обоснование для расширения перечня.
8. Сроки охоты на млекопитающих и их биологическое обоснование.
9. Сроки охоты на птиц и их биологическое обоснование.
10. Способы добычи копытных (вид по выбору). Сроки и основные приемы охоты.
11. Способы добычи хищных(вид по выбору). Сроки и основные приемы охоты.
12. Способы добычи бобра. Сроки и основные приемы охоты.
13. Способы добычи ондатры. Сроки и основные приемы охоты.
14. Способы добычи сурков. Сроки и основные приемы охоты.
15. Способы добычи боровой дичи. Сроки и основные приемы охоты.
16. Способы добычи водоплавающих птиц. Сроки и основные приемы охоты.
17. Охота на полевую и болотную дичь. Сроки и основные приемы охоты.
18. Круглогодичная охота. Виды животных и способы добычи.
19. Определение места ранения животного. Добор подранков
6. Образовательные технологии Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п
| Тема и форма занятия
| Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий
| Кол-во
часов
| 1.
| Различные системы классификации способов и приемов охоты,
| Л
| Проблемная лекция
| 2
| 2.
| Достоинства и недостатки существующих систем классификации.
| Л
| Проблемная лекция
| 2
|
| Анализ схем классификации техники добывания.
| ПЗ
| Занятие - дискуссия
| 2
| 3.
| Классификация способов добычи на биологической основе
| ПЗ
| Мозговой штурм
| 2
| 4.
| Способы добычи копытных
| ПЗ
| Занятие с разбором конкретной ситуации
| 2
| 5.
| Способы добычи хищников
| ПЗ
| Занятие с разбором конкретной ситуации
| 2
| 6.
| Способы добычи птиц
| ПЗ
| Занятие с разбором конкретной ситуации
| 2
|
|
| Всего:
| 14
|
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 14 часов (21,9 % от аудиторных занятий).
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций Посещение лекций – 1 балл× 8 = 8 баллов
Посещение практических занятий – 1 балл × 24 = 24 балла
Активная работа – до 2х баллов × 24 = 48 баллов
Подготовка реферата – от 10 до 20 баллов
Всего – 100 балла
Максимальная сумма баллов: S max = 8+24+48+20=100
В конце семестра набранные студентом баллы суммируются, и принимается решение о допуске к итоговому контролю (зачету) или освобождении от его сдачи.
По набранным баллам студент может получить следующие оценки по дисциплине без прохождения итогового контроля (таб.7).
Таблица 7 Бальная шкала оценок Максимальная сумма баллов
| Оценка
| не допущен
| удовлетворительно
| хорошо
| отлично
| 100
| менее 60
| 60-70
| 71-85
| 86-100
|
Если студент набрал менее 60 баллов – до итогового контроля он не допускается и считается задолжником по этой дисциплине. Если студент набрал выше 60 баллов, то может получить оценку соответствующую набранным баллам или сдать экзамен с целью повышения оценки.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1 Основная литература Руденко Ф.А.,Семашко В.Ю.,Черенков С.Е. Оружие,самоловы,трофеи. Охота в России. М. АСТ. 2007г. 687с.
Каледин А.П., Тихонов А.А. Охотничий минимум. – М.: ООО «ПТП ЭРА», ООО «Издательский Дом Рученькиных», - 2010. -64с.
Охотнику России Ред. Улитин А.А. М.: Барс, 2001, 392с.
8.2 Дополнительная литература Матвеев А.С. Охота на копытных. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2002.-310с.
Лучков Г.Б. Энциклопедия охоты. – М.:Терра, 2004. -528с.
7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http: // www.hanter.ru/
http: // www.zoomet.ru/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 9.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийной техникой. Компьютер в аудитории должен иметь доступ к интернету.
10. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 10.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий Студенты, пропустившие лекционные или лабораторно-практические занятия, отрабатывают пропущенные темы самостоятельно во внеаудиторное время, получая необходимые задания и консультации преподавателя. Выполненные работы сдаются преподавателю в установленные сроки в виде реферата или презентации. Реферат должен иметь не менее 10 страниц, а презентация должна содержать не менее 12 слайдов. При сдаче отработки студент должен ответить на вопросы преподавателя по теме пропущенного занятия. В случае пропуска более 50% аудиторных занятий студент остается для повторного изучения курса.
Виды текущего контроля: устные опросы, участие в активных и интерактивных занятиях.
Вид итогового контроля: экзамен. Программу разработал:
Федотенков В.И., к.б.н., доцент _______________________
(подпись)
|