Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности





Скачать 140.51 Kb.
НазваниеМедико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Дата публикации13.11.2014
Размер140.51 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
ФБОУ ВПО

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Шифр дисциплины: Б3.Б.8


Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

Профиль: «Пожарная безопасность»

Направление 280700 «Техносферная безопасность»

Новосибирск 2013


Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П.П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 280700 «Техносферная безопасность»
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Техносферной безопасности» ФБОУ ВПО «НГАВТ» 10.09.2013 г.


Зав. кафедрой ТСБ




В.Н.Малыгин



Рабочая программа одобрена советом гидротехнического факультета 16.09.13 г.


Председатель совета ГТФ В.Н. Малыгин


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Медико-биологические основы БЖД»-обязательная дисциплина федеральных, государственных образовательных стандартов специалистов.

Цель изучения дисциплины - формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма.

Задачи:

На основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по:

- Основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям.

- Строение сенсорных и сенсомоторных полей. Их взаимодействию с внешней средой.

- Основами высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации.

- Особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека.

- Основам промышленной и клинической токсикологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к вариативной части естественнонаучного цикла ФГОС ВПО
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):
Общекультурные компетенции (ОК)



ОК-1



компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура)



ОК-7



владением культурной безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности



ОК-8



способностью работать самостоятельно



ОК-9



способностью принимать решения в пределах своих полномочий



Профессиональные компетенции (ПК)



ПК-8


способность ориентироваться в основных методах

обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей



ПК-9



способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности



ПК-12



готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики




Б2;Б3 Профессиональный цикл:

Базовая (общепрофессиональная) часть:
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
Знать:
-основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них;

-специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия факторов;

-теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности
Уметь:
-идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от пасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

-пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;

-применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;
Владеть:
-понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

-методами обеспечения безопасности среды обитания;

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет : 3 зачетных единицы

Вид учебной работы

Очное обучение (О)

Заочное обучение (З)

Всего часов

Семестры

Всего часов

Курсы

IV




Общая трудоемкость дисциплины

108

108







Аудиторные занятия:

54

54







Лекции

18

18







Практические занятия (ПЗ)

36

36







Лабораторные работы (ЛР)

-

-




-

Самостоятельная работа:

54

54







Изучение литературы теоретического курса

54

54







Курсовой проект (работа)

-

-




-

Расчетно-графическая работа

-

-







Реферат













Вид итогового контроля




зачет









5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий

Тема дисциплины

Лекции (Л)

Практич. занятия (ПЗ)

Лаборат. работы (ЛР)

Самостоят. работа

О

З

О

З

О

З

О

З

Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания.

6




11










19




Раздел 2. Высшая нервная деятельность

5



13










20




Раздел 3. Промыш ленная токсикология

2




3










3




Раздел 4. Профессио нальные заболевания

2



2










3




Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных

2



5










6




Раздел 6. Гигиена труда

1




2










3





5.2. Содержание разделов и тем дисциплины:
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР

Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания
Тема 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле. Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы человека, определение, основные понятия. [1]

Тема 2. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение [3]

Тема 3. Суховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования [3]

Тема 4. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука. [3]

Тема 5. Вестибулярный анализатор, строение, функции. [3]

Тема 6. Кинестетический анализатор. [ 3]

Тема 7.Висцеральный анализатор [ 3]

Тема 8. Вкусовой анализатор. [ 3]

Тема 9. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3]
Раздел 2. Высшая нервная деятельность [ 3]

Тема 1. Системы компенсации неблагоприятных внешних условий, краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторных систем, свойства анализаторов: чувствительность, адаптация, тенируемость, сохранение ощущений, болевая чувствительность. Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов.

Тема 2. Торможение в ЦНС.

Тема 3. Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти.

Тема 4. Типы ВНД. Понятия о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях.

Тема 5. Сознание и мышление.

Тема 6. Сон и бодрствование. Фазы сна. Физиологическая основа сна.

Тема 7. Механизм принятия решения и осуществление решения.
Раздел 3. Промышленная токсикология [ 3]

Тема 1. Понятия о вредных веществах. Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Преврещения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.

Раздел 4. Профессиональные заболевания [6]

Тема 1. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний

Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных факторов. [2;6]

Тема 1Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия.

Тема 2. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений, освещенности, эл. тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений.

Раздел 6. Гигиена труда [6]

Тема 1. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека.
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.




Учебном плане

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов дисциплин (из таблицы 5.1) необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплине

Б3.В.ДВ.8.1


Физиология человека

Раздел1

Тема1

Раздел2

Тема1







Б3.В.ДВ.6.1

Медицина катастроф

Раздел3

Тема1










Б1.В.ОД.5

Психологическая устойчивость

Раздел2

Тема7











6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

№ темы дисциплины

Наименование лабораторных работ







Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ темы дисциплины

Наименование практических занятий или деловых игр

Раздел 1 Тема2

Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение) [3]

Раздел 1Тема3

Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука [3]

Раздел1 Тема5

Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор. Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная.

Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3]

Раздел 2 Тема4

Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. Механизм принятия решения и осуществление решения. Сон и фазы сна. Физиологическая основа сна.) [3]

Раздел3 Тема1

Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений [2,6]

Раздел 5 Тема 2

Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров освещенности, электрического тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений[2,6]

Раздел 6 Тема 1

Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека [6]

Раздел 6 Тема 1

Основы законодательства РФ об учете и регистрации профессиональной патологии


8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

№ темы дисциплины

Наименование занятий по курсовому проектированию







Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
9.1. Расчетно-графические работы, рефераты, контрольные работы

№ темы дисциплины

Наименование РГР, темы рефератов, контрольных работ

Раздел 1 Тема 1

Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле.[3]

Раздел 1 Тема 1

Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы, определение, основные понятия [3]

Раздел 1 Тема 2

Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение. [3]

Раздел 1 Тема 3

Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука. [3]

Раздел 1 Тема 5

Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор.

Раздел 1 Тема 9

Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3]

Раздел 2 Тема 1

Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов. Торможение в ЦHС.

Раздел 2 Тема 3

Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти. Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. [3]

Раздел 3 Тема 1

Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и армакодинамика. Превращения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.

Раздел 4 Тема 1

Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний. [6]

Раздел 6 Тема 1

Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека [6]


9.2. Цель, содержание и структура курсовой работы (проекта)

Наименование раздела

Объем

Часы

Литера-тура

Графич. часть

Текст. часть































Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена.

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

10.1. Рекомендуемая литература:
а) Основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности под. редакцией С.В. Белова-М: Высшая школа.2009г. (50)

  2. Кухта Ю.С. «Оказание первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации». Учебное пособие. Новосибирск-2007г. (51)


б) Дополнительная литература:

  1. Аванесьянц Э.М. Толковы словарь клинич. терминологий. –изд. АНМИ, 2003. (20)

  2. Ларина Н.Г. Словарь-справочник гигиенических, экологических термин. –М.: АНМИ, 2004. (20)


10.2 Обязательная литература



  1. Кухта Ю.С. Медико-биологические основы БЖД. -Учебное пособие, Новосибирск, НГАВТ.-2005. (64)


11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Демонстрационные плакаты. Телевизор и видеомагнитофон. Тренажеры и муляжи.

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методических рекомендаций по организации изучения дисциплины нет.

13. ФОРМА КОНТРОЛЯ
Зачет в 4 семестре.

Зачёт выставляется при условии выполнения требований рабочей программы дисциплины (раздел 7). В случае пропуска занятий, преподаватель имеет право устроить дополнительную проверку знаний по темам пропущенных занятий (в письменной или устной форме).

СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКАХ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Учебный год

Корректировка

Дата

Подпись










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины медико-биологические основы безопасности...
Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, медико-биологических...
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск