ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Шифр дисциплины: Б3.Б.8
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Профиль: «Пожарная безопасность»
Направление 280700 «Техносферная безопасность»
Новосибирск 2013
Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П.П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 280700 «Техносферная безопасность» Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Техносферной безопасности» ФБОУ ВПО «НГАВТ» 10.09.2013 г.
Зав. кафедрой ТСБ
|
| В.Н.Малыгин
|
Рабочая программа одобрена советом гидротехнического факультета 16.09.13 г.
Председатель совета ГТФ В.Н. Малыгин
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина «Медико-биологические основы БЖД»-обязательная дисциплина федеральных, государственных образовательных стандартов специалистов.
Цель изучения дисциплины - формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма.
Задачи:
На основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по:
- Основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям.
- Строение сенсорных и сенсомоторных полей. Их взаимодействию с внешней средой.
- Основами высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации.
- Особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека.
- Основам промышленной и клинической токсикологии. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина относится к вариативной части естественнонаучного цикла ФГОС ВПО 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО): Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1
|
компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура)
|
ОК-7
|
владением культурной безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
|
ОК-8
|
способностью работать самостоятельно
|
ОК-9
|
способностью принимать решения в пределах своих полномочий
|
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-8
| способность ориентироваться в основных методах
обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей
|
ПК-9
|
способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
|
ПК-12
|
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
|
Б2;Б3 Профессиональный цикл:
Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: -основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них;
-специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия факторов;
-теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности Уметь: -идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от пасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
-пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;
-применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания; Владеть: -понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
-методами обеспечения безопасности среды обитания;
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет : 3 зачетных единицы
Вид учебной работы
| Очное обучение (О)
| Заочное обучение (З)
| Всего часов
| Семестры
| Всего часов
| Курсы
| IV
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| 108
|
|
| Аудиторные занятия:
| 54
| 54
|
|
| Лекции
| 18
| 18
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| 36
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
| -
| Самостоятельная работа:
| 54
| 54
|
|
| Изучение литературы теоретического курса
| 54
| 54
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| -
| Расчетно-графическая работа
| -
| -
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Вид итогового контроля
|
| зачет
|
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий
Тема дисциплины
| Лекции (Л)
| Практич. занятия (ПЗ)
| Лаборат. работы (ЛР)
| Самостоят. работа
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания.
| 6
|
| 11
|
|
|
| 19
|
| Раздел 2. Высшая нервная деятельность
| 5
|
| 13
|
|
|
| 20
|
| Раздел 3. Промыш ленная токсикология
| 2
|
| 3
|
|
|
| 3
|
| Раздел 4. Профессио нальные заболевания
| 2
|
| 2
|
|
|
| 3
|
| Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных
| 2
|
| 5
|
|
|
| 6
|
| Раздел 6. Гигиена труда
| 1
|
| 2
|
|
|
| 3
|
|
5.2. Содержание разделов и тем дисциплины: ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР
Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Тема 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле. Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы человека, определение, основные понятия. [1]
Тема 2. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение [3]
Тема 3. Суховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования [3]
Тема 4. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука. [3]
Тема 5. Вестибулярный анализатор, строение, функции. [3]
Тема 6. Кинестетический анализатор. [ 3]
Тема 7.Висцеральный анализатор [ 3]
Тема 8. Вкусовой анализатор. [ 3]
Тема 9. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3] Раздел 2. Высшая нервная деятельность [ 3]
Тема 1. Системы компенсации неблагоприятных внешних условий, краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторных систем, свойства анализаторов: чувствительность, адаптация, тенируемость, сохранение ощущений, болевая чувствительность. Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов.
Тема 2. Торможение в ЦНС.
Тема 3. Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти.
Тема 4. Типы ВНД. Понятия о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях.
Тема 5. Сознание и мышление.
Тема 6. Сон и бодрствование. Фазы сна. Физиологическая основа сна.
Тема 7. Механизм принятия решения и осуществление решения. Раздел 3. Промышленная токсикология [ 3]
Тема 1. Понятия о вредных веществах. Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Преврещения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.
Раздел 4. Профессиональные заболевания [6]
Тема 1. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний
Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных факторов. [2;6]
Тема 1Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия.
Тема 2. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений, освещенности, эл. тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений.
Раздел 6. Гигиена труда [6]
Тема 1. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека. 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.
№
Учебном плане
| Наименование обеспечиваемых дисциплин
| №№ разделов дисциплин (из таблицы 5.1) необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплине
| Б3.В.ДВ.8.1
| Физиология человека
| Раздел1
Тема1
| Раздел2
Тема1
|
|
| Б3.В.ДВ.6.1
| Медицина катастроф
| Раздел3
Тема1
|
|
|
| Б1.В.ОД.5
| Психологическая устойчивость
| Раздел2
Тема7
|
|
|
|
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ темы дисциплины
| Наименование лабораторных работ
|
|
| Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ темы дисциплины
| Наименование практических занятий или деловых игр
| Раздел 1 Тема2
| Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение) [3]
| Раздел 1Тема3
| Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука [3]
| Раздел1 Тема5
| Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор. Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная.
Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3]
| Раздел 2 Тема4
| Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. Механизм принятия решения и осуществление решения. Сон и фазы сна. Физиологическая основа сна.) [3]
| Раздел3 Тема1
| Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений [2,6]
| Раздел 5 Тема 2
| Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров освещенности, электрического тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений[2,6]
| Раздел 6 Тема 1
| Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека [6]
| Раздел 6 Тема 1
| Основы законодательства РФ об учете и регистрации профессиональной патологии
|
8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
№ темы дисциплины
| Наименование занятий по курсовому проектированию
|
|
| Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 9.1. Расчетно-графические работы, рефераты, контрольные работы
№ темы дисциплины
| Наименование РГР, темы рефератов, контрольных работ
| Раздел 1 Тема 1
| Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле.[3]
| Раздел 1 Тема 1
| Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы, определение, основные понятия [3]
| Раздел 1 Тема 2
| Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение. [3]
| Раздел 1 Тема 3
| Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука. [3]
| Раздел 1 Тема 5
| Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор.
| Раздел 1 Тема 9
| Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность. [3]
| Раздел 2 Тема 1
| Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов. Торможение в ЦHС.
| Раздел 2 Тема 3
| Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти. Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. [3]
| Раздел 3 Тема 1
| Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и армакодинамика. Превращения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.
| Раздел 4 Тема 1
| Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний. [6]
| Раздел 6 Тема 1
| Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека [6]
|
9.2. Цель, содержание и структура курсовой работы (проекта)
Наименование раздела
| Объем
| Часы
| Литера-тура
| Графич. часть
| Текст. часть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена.
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Рекомендуемая литература: а) Основная литература:
Безопасность жизнедеятельности под. редакцией С.В. Белова-М: Высшая школа.2009г. (50)
Кухта Ю.С. «Оказание первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации». Учебное пособие. Новосибирск-2007г. (51)
б) Дополнительная литература:
Аванесьянц Э.М. Толковы словарь клинич. терминологий. –изд. АНМИ, 2003. (20)
Ларина Н.Г. Словарь-справочник гигиенических, экологических термин. –М.: АНМИ, 2004. (20)
10.2 Обязательная литература
Кухта Ю.С. Медико-биологические основы БЖД. -Учебное пособие, Новосибирск, НГАВТ.-2005. (64)
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Демонстрационные плакаты. Телевизор и видеомагнитофон. Тренажеры и муляжи.
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методических рекомендаций по организации изучения дисциплины нет.
13. ФОРМА КОНТРОЛЯ Зачет в 4 семестре.
Зачёт выставляется при условии выполнения требований рабочей программы дисциплины (раздел 7). В случае пропуска занятий, преподаватель имеет право устроить дополнительную проверку знаний по темам пропущенных занятий (в письменной или устной форме).
СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКАХ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Учебный год
| Корректировка
| Дата
| Подпись
|
|
|
|
| |