Скачать 202.2 Kb.
|
Министерство экономического МинистерствоРазвития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской ФедерацииГосударственный университет-Высшая школа экономикиФакультет ПсихологииПрограмма дисциплины ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ для направления 521000 – Психология подготовки бакалавра Авторы: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н. кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психофизиологииПредседатель Зав. кафедрой ____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев а.Н. “____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь _____________ Старовойтенко Е.Б. «____» ___________2004 г. Москва I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».
II. Пояснительная записка. Требования к студентам. Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:
Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:
Студент должен владеть умениями:
Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. Аннотация Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология». Рассматриваются темы, включающие учебный материал о центральной регуляции поведения, о физиологических механизмах базовых психических процессов (восприятия, внимания, памяти), о психофункциональных основах состояний и свойств личности, о выделении единиц внутреннего мира человека, о законах, константах и физиологических показателях, определяющих поведение человека, его способности и деловые качества. Соответствие программы требованиям ГОС. Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования. Учебная дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра. Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:
Программа предусматривает проведение 12 часов семинарских и 24 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем частной анатомии и физиологии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератами, эссе, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по анатомии и физиологии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. На практических занятиях по нейрофизиологии предусматривается практическое освоение некоторых энцефалографических методов исследования функций мозга. Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над рефератом и учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (наблюдение и самонаблюдение, участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях). Учебная задача дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
Тематический план учебной дисциплины. Всего на изучение данной дисциплины выделяется 162 часа. Дисциплина читается в 1-3 модуле на 2 курсе. Распределение часов дисциплины по разделам и темам:
Формы контроля:
- итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на зачете. III. Содержание программы. Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов Системный принцип деятельности мозга. Структурно-функциональная организация мозга. Понятие о функциональной системе. Системный подход к изучению поведенческих реакций. Методы нейрофизиологических исследований психических процессов: регистрация нейронной активности, изучение функций отдельных структур мозга, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование, компьютерная томография, методы регистрации вегетативных показателей. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Дополнительная. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. – 198с. Тема 2. Физиология сенсорных процессов Основные размерности ощущения: пространство, время, качество, интенсивность. Специализация органов чувств. Связь нейронов в сенсорной системе. Рецептивное поле. Отношения между интенсивностью стимула и ответом. Стимул и поведение. Измерение интенсивности ощущения или восприятия. Пространственная размерность ощущения, контрастная временнáя размерность ощущения, адаптация. Аффективные и интенционные аспекты восприятия. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Дополнительная. Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. -–М.: Высшая школа, 1986. – 352 с. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Кукуев Л.А. Структура двигательного анализатора. – Л.: Медицина, 1968. Современные аспекты учения о локализации и организации церебральных функций. – Под ред. О.С.Адрианова. – М.: Медицина, 1980. Тема 3. Функциональные состояния, потребностно-эмоциональная сфера Нейрофизиологические индикаторы функциональных состояний. Разнообразие функциональных состояний и их регуляция. Биологические, социальные и духовные потребности. Мотивация. Эмоции. Роль мотивов и эмоций в целенаправленном поведении. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с. Дополнительная. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. Тема 4. Восприятие и внимание Кодирование информации в нервной системе. Системная организация зрительного восприятия. Обработка информации в ассоциативных областях коры. Отражение системной организации процесса восприятия в структуре и топографии вызванных потенциалов (ВП) и связанных с событиями потенциалов (ССП). Нейропсихологический анализ системы зрительного восприятия. Основные свойства внимания. Внимание и потребностная сфера. Внимание и восприятие. Структурно-функциональная организация внимания. Электрофизиологические корреляты внимания. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Дополнительная. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. Тема 5. Память, речь, мышление Временная организация памяти. Рабочая память. Структурная организация памяти. Молекулярные механизмы памяти. Функции речи. Мозговая организация речи. Феноменология мышления. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Дополнительная. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. Тема 6. Принципы системогенеза и поведение Взрослый и ребенок, принцип метаморфоза. Гетерохрония развития. Системогенез. Биологическая надежность. Темпы развития. Понятие о возрастной норме. Периодизация развития. Примитивное восприятие, примитивное мышление, шаги к культуре. Овладение орудиями. Культурное развитие специальных функций: памяти, внимания, абстракции, речи и мышления. Стадии культурного развития ребенка. Литература к разделу: Основная. Данилова НН, Крылова АЛ. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с. Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Дополнительная. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985. Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.
1. Литература: Базовый учебник
Основная
Дополнительная
2. Темы рефератов
3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Авторы-составители программы: _____________________________/Лебедев А.Н./ ____________________________ /Шеховцев И.К./ Экзамен Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности. Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов Структурно-функциональная организация мозга. Системные механизмы поведения. Системный принцип деятельности мозга. Понятие о функциональной системе. Системный подход к изучению поведенческих реакций. Методы нейрофизиологических исследований психических процессов: регистрация нейронной активности, изучение функций отдельных структур мозга, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование, компьютерная томография, методы регистрации вегетативных показателей. Бихевиоризм и системная организация поведения. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах Тема 2. Физиология сенсорных процессов Восприятие, кодирование, обработка сенсорной информации. Основные размерности ощущения: пространство, время, качество, интенсивность. Специализация органов чувств. Связь нейронов в сенсорной системе. Рецептивное поле. Измерение интенсивности ощущения или восприятия. Пространственная размерность ощущения, Контрастная временнáя размерность ощущения, адаптация. Аффективные и интенционные аспекты восприятия. Отношения между интенсивностью стимула и ответом. Субъективные и объективные сенсорные феномены. Объединение сенсорной и моторной систем в поведенческих реакциях. Стимул и поведение. Нейронные механизмы потребностей, мотиваций и эмоций Тема 3. Функциональные состояния, потребностно-эмоциональная сфера Нейрофизиология бодрствования и сна. Функциональные состояния и механизмы регулирования. Нейрофизиологические индикаторы функциональных состояний. Разнообразие функциональных состояний и их регуляция. Биологические, социальные и духовные потребности, мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении. Эмоции в системной организации поведенческих актов Нервная регуляция висцеральных функций и интенсивного поведения. Тема 4. Восприятие и внимание Кодирование информации в нервной системе. Системная организация зрительного восприятия. Обработка информации в ассоциативных областях коры. Отражение системной организации процесса восприятия в структуре и топографии вызванных потенциалов (ВП) и связанных с событиями потенциалов (ССП). Нейропсихологический анализ системы зрительного восприятия. Измерения интенсивности ощущения и восприятия. Основные свойства внимания. Внимание и потребностная сфера. Внимание и восприятие. Структурно-функциональная организация внимания. Электрофизиологические корреляты внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Основные свойства внимания. Нейронные механизмы памяти Тема 5. Память, речь, мышление Нейрофизиологические и молекулярные основы памяти. Память человека, ее механизмы и границы. Молекулярные механизмы памяти. Временная организация памяти. Рабочая память. Структурная организация памяти и ее электроэнцефалографические показатели. Функции речи. Мозговая организация речи. Мышление. Механизмы ассоциативного обучения Нейронные механизмы индивидуальных различий Тема 6. Принципы системогенеза и поведение Взрослый и ребенок, принцип метаморфоза. Гетерохрония развития. Системогенез. Биологическая надежность. Закономерности онтогенеза. Гетерохрония развития. Темпы развития. Понятие о возрастной норме. Периодизация развития. Примитивное восприятие, примитивное мышление, шаги к культуре. Овладение орудиями. Культурное развитие памяти, внимания, абстракции, речи и мышления. Стадии культурного развития ребенка. |
Психология Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления... | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000 Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся... | ||
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей... Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию... | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом... | Рабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем» ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | ||
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств.... | Физиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы |