Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000





Скачать 202.2 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000
Дата публикации20.11.2014
Размер202.2 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Биология > Программа дисциплины

Министерство экономического Министерство


Развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации



Государственный университет-

Высшая школа экономики



Факультет Психологии



Программа дисциплины
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
для направления 521000 – Психология

подготовки бакалавра


Авторы: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н.

кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Психология» психофизиологии

Председатель Зав. кафедрой

____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев а.Н.

“____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г.

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь
_____________ Старовойтенко Е.Б.
«____» ___________2004 г.

Москва


I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф.07

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности, механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах

140


II. Пояснительная записка.

Требования к студентам.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:

  • об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого, уровневая организация и эволюция живого);

  • о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере;

  • знать и понимать особенности строения организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции), его жизнедеятельности, связи со средой, сохранения здоровья;

  • об особенностях биологических процессов (питание, дыхание, выделение, кровообращение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследование признаков);

  • о процессах возбуждения и торможения в нервной системе;

  • о регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, его поведения и связей со средой (зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды, влияние факторов окружающей среды на гены и хромосомы, факторов здоровья и риска на собственный организм);

  • о предмете психологии и базовых психологических понятиях.

Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:

  • наблюдением за живыми объектами и собственным организмом;

  • биологическим экспериментом;

  • обработка данных статистическими пакетами;

  • использованием микроскопа для изучения клеток, тканей и органов.

Студент должен владеть умениями:

  • находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;

  • использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

  • оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций;

  • оценивать изменения в собственном организме, влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на поведение.

Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Аннотация
Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология».
Рассматриваются темы, включающие учебный материал о центральной регуляции поведения, о физиологических механизмах базовых психических процессов (восприятия, внимания, памяти), о психофункциональных основах состояний и свойств личности, о выделении единиц внутреннего мира человека, о законах, константах и физиологических показателях, определяющих поведение человека, его способности и деловые качества.
Соответствие программы требованиям ГОС.

Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека.

Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра.

Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:

  • овладеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • грамотно ставить и решать научные проблемы в области психологии и психофизиологии;

  • иметь базовую подготовку для ведения педагогической деятельности в общеобразовательной школе по анатомии и физиологии нервной системы человека.


Программа предусматривает проведение 12 часов семинарских и 24 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем частной анатомии и физиологии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератами, эссе, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по анатомии и физиологии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. На практических занятиях по нейрофизиологии предусматривается практическое освоение некоторых энцефалографических методов исследования функций мозга.

Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над рефератом и учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (наблюдение и самонаблюдение, участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях).
Учебная задача дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать элементы и структуру нервной системы, а также закономерности обработки информации человеком;

  • уметь пользоваться знаниями по анатомии нервной системы при последующем овладении закономерностями физиологии нервной системы и психофизиологии;

  • уметь вычислять психологические показатели обработки информации по характеристикам электроэнцефалограммы;

  • иметь представление о материальных основах психики;

  • иметь представление о практическом использовании анатомических данных при решении проблем антропологии, антропометрии;

  • овладеть навыками работы с анатомическими и физиологическими показателями, выявленными соответствующими методами;

  • обладать навыками инструментальных оценок способностей человека, его деловых качеств.

Тематический план учебной дисциплины.
Всего на изучение данной дисциплины выделяется 162 часа. Дисциплина читается в 1-3 модуле на 2 курсе.

Распределение часов дисциплины по разделам и темам:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

практические

1.1

Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов

20

4

2

4

10

1.2

Тема 2. Физиология сенсорных процессов

32

6

2

4

20

1.3

Тема 3. Функциональные состояния, потребностно-эмоциональная сфера

32

6

2

4

20

1.4

Тема 4. Восприятие и внимание

22

6

2

4

10

1.5

Тема 5. Память, речь, мышление

22

6

2

4

10

1.6

Тема 6. Принципы системогенеза и поведение

34

6

2

4

22




ИТОГО:

162

34

12

24

92



Формы контроля:

  • отчетность: 2 домашних задания (подготовка компьютерной презентации), 1 реферат

  • итоговый контроль: экзамен

- итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на зачете.

III. Содержание программы.
Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов

Системный принцип деятельности мозга. Структурно-функциональная организация мозга. Понятие о функциональной системе. Системный подход к изучению поведенческих реакций. Методы нейрофизиологических исследований психических процессов: регистрация нейронной активности, изучение функций отдельных структур мозга, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование, компьютерная томография, методы регистрации вегетативных показателей.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Дополнительная.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.

Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. – 198с.
Тема 2. Физиология сенсорных процессов

Основные размерности ощущения: пространство, время, качество, интенсивность. Специализация органов чувств. Связь нейронов в сенсорной системе. Рецептивное поле. Отношения между интенсивностью стимула и ответом. Стимул и поведение. Измерение интенсивности ощущения или восприятия. Пространственная размерность ощущения, контрастная временнáя размерность ощущения, адаптация. Аффективные и интенционные аспекты восприятия.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Дополнительная.

Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. -–М.: Высшая школа, 1986. – 352 с.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Кукуев Л.А. Структура двигательного анализатора. – Л.: Медицина, 1968.

Современные аспекты учения о локализации и организации церебральных функций. – Под ред. О.С.Адрианова. – М.: Медицина, 1980.
Тема 3. Функциональные состояния, потребностно-эмоциональная сфера

Нейрофизиологические индикаторы функциональных состояний. Разнообразие функциональных состояний и их регуляция.

Биологические, социальные и духовные потребности. Мотивация. Эмоции. Роль мотивов и эмоций в целенаправленном поведении.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с.

Дополнительная.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.
Тема 4. Восприятие и внимание

Кодирование информации в нервной системе. Системная организация зрительного восприятия. Обработка информации в ассоциативных областях коры. Отражение системной организации процесса восприятия в структуре и топографии вызванных потенциалов (ВП) и связанных с событиями потенциалов (ССП). Нейропсихологический анализ системы зрительного восприятия. Основные свойства внимания. Внимание и потребностная сфера. Внимание и восприятие. Структурно-функциональная организация внимания. Электрофизиологические корреляты внимания.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Дополнительная.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.
Тема 5. Память, речь, мышление

Временная организация памяти. Рабочая память. Структурная организация памяти. Молекулярные механизмы памяти. Функции речи. Мозговая организация речи. Феноменология мышления.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Дополнительная.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.
Тема 6. Принципы системогенеза и поведение

Взрослый и ребенок, принцип метаморфоза. Гетерохрония развития. Системогенез. Биологическая надежность. Темпы развития. Понятие о возрастной норме. Периодизация развития. Примитивное восприятие, примитивное мышление, шаги к культуре. Овладение орудиями. Культурное развитие специальных функций: памяти, внимания, абстракции, речи и мышления. Стадии культурного развития ребенка.

Литература к разделу:

Основная.

Данилова НН, Крылова АЛ. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. - «Феникс»: - 2002. -367 с.

Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с.

Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

Дополнительная.

Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


1. Литература:

Базовый учебник

  1. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Доную - «Феникс»: - 2002. -367 с.

  2. Котляров Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1979. – 342 с.

  3. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.


Основная

  1. Брин В.Б Физиология человека в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону. Феникс. 1999. 347 с.

  2. Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. -–М.: Высшая школа, 1986. – 352 с.

  3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. «Высшая школа». 1988. –367 с.

  4. Функциональные системы организма. Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987, 1987. – 432 с.

  5. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

  6. Human anatomy and physiology. J.W.Hole, Jr: 2002. – WCB. –962 p

  7. Review of medical physiology. W.F. Ganong. 2002.- Appelton & Lange. –664 p.

  8. Gray’s anatomy. The anatomical basis of medicine and surgery. – Thirty eighth edition. – Ed. P.L.Williams et al. – New York, Edinburg, London etc.: Churchill Livingstone, 1995.


Дополнительная

  1. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. – СПб: Лань, 1999.

  2. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

  3. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.

  4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.медицина. 1983. 295 с.

  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

  6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.

  7. Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга человека в онтогенезе. – М.: Медицина, 1975.

  8. Елисеева В.Г и др. Гистология. М. Медицина. 1983 591 с.

  9. Кукуев Л.А. Структура двигательного анализатора. – Л.: Медицина, 1968.

  10. Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу. М.,: Мир, 1979.

  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973, - 192 с.

  12. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.

  13. Мозг. – Под ред. П.В.Симонова. – М.: Мир, 1984.

  14. Мозг и поведение младенца. – Под ред О.С.Адрианова. – М.: Ин-т психологии РАН, 1993.

  15. Поляков Г.И. О принципах функциональной организации мозга. – М.: Наука, 1965.

  16. Современные аспекты учения о локализации и организации церебральных функций. – Под ред. О.С.Адрианова. – М.: Медицина, 1980.

  17. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. – 198с.

  18. Физиология развития ребенка. – Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. – М.: Педагогика, 1983.



2. Темы рефератов

  1. Бихевиоризм и системная организация поведения.

  2. Обучение, память, внимание.

  3. Речь и мышление.

  4. Нейрофизиология бодрствования и сна.

  5. Нервная регуляция висцеральных функций и интенсивного поведения.

  6. Системные механизмы поведения.

  7. Эмоции в системной организации поведенческих актов

  8. Нейрофизиологические механизмы внимания.

  9. Память человека, ее механизмы и границы.

  10. Нейрофизиологические и молекулярные основы памяти.


3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Системный принцип деятельности мозга.

  2. Субъективные и объективные сенсорные феномены.

  3. Объединение сенсорной и моторной систем в поведенческих реакциях.

  4. Измерения интенсивности ощущения и восприятия.

  5. Функциональные состояния и механизмы регулирования.

  6. Биологические, социальные и духовные потребности, мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.

  7. Восприятие, кодирование, обработка сенсорной информации.

  8. Основные свойства внимания.

  9. Структурная организация памяти и ее электроэнцефалографические показатели.

  10. Функции речи. Мозговая организация речи.

  11. Мышление.

  12. Закономерности онтогенеза.

  13. Гетерохрония развития.

  14. Системогенез.

  15. Биологическая надежность.

  16. Системный подход к изучению поведенческих реакций.

  17. Память.

  18. Внимание.

  19. Речь и мышление.

  20. Стадии культурного развития ребенка.


Авторы-составители программы: _____________________________/Лебедев А.Н./
____________________________ /Шеховцев И.К./


Экзамен

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности.
Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов

Структурно-функциональная организация мозга.

Системные механизмы поведения.

Системный принцип деятельности мозга.

Понятие о функциональной системе.

Системный подход к изучению поведенческих реакций.

Методы нейрофизиологических исследований психических процессов: регистрация нейронной активности, изучение функций отдельных структур мозга, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование, компьютерная томография, методы регистрации вегетативных показателей.

Бихевиоризм и системная организация поведения.
Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах
Тема 2. Физиология сенсорных процессов

Восприятие, кодирование, обработка сенсорной информации.

Основные размерности ощущения: пространство, время, качество, интенсивность.

Специализация органов чувств.

Связь нейронов в сенсорной системе.

Рецептивное поле.

Измерение интенсивности ощущения или восприятия.

Пространственная размерность ощущения,

Контрастная временнáя размерность ощущения, адаптация.

Аффективные и интенционные аспекты восприятия.

Отношения между интенсивностью стимула и ответом.

Субъективные и объективные сенсорные феномены.

Объединение сенсорной и моторной систем в поведенческих реакциях.

Стимул и поведение.
Нейронные механизмы потребностей, мотиваций и эмоций
Тема 3. Функциональные состояния, потребностно-эмоциональная сфера

Нейрофизиология бодрствования и сна.

Функциональные состояния и механизмы регулирования.

Нейрофизиологические индикаторы функциональных состояний.

Разнообразие функциональных состояний и их регуляция.

Биологические, социальные и духовные потребности, мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.

Эмоции в системной организации поведенческих актов

Нервная регуляция висцеральных функций и интенсивного поведения.
Тема 4. Восприятие и внимание

Кодирование информации в нервной системе.

Системная организация зрительного восприятия.

Обработка информации в ассоциативных областях коры.

Отражение системной организации процесса восприятия в структуре и топографии вызванных потенциалов (ВП) и связанных с событиями потенциалов (ССП).

Нейропсихологический анализ системы зрительного восприятия.

Измерения интенсивности ощущения и восприятия.

Основные свойства внимания.

Внимание и потребностная сфера.

Внимание и восприятие.

Структурно-функциональная организация внимания.

Электрофизиологические корреляты внимания.

Нейрофизиологические механизмы внимания.

Основные свойства внимания.
Нейронные механизмы памяти
Тема 5. Память, речь, мышление

Нейрофизиологические и молекулярные основы памяти.

Память человека, ее механизмы и границы.

Молекулярные механизмы памяти.

Временная организация памяти.

Рабочая память.

Структурная организация памяти и ее электроэнцефалографические показатели.

Функции речи.

Мозговая организация речи.

Мышление.

Механизмы ассоциативного обучения
Нейронные механизмы индивидуальных различий
Тема 6. Принципы системогенеза и поведение

Взрослый и ребенок, принцип метаморфоза.

Гетерохрония развития.

Системогенез.

Биологическая надежность.

Закономерности онтогенеза.

Гетерохрония развития.

Темпы развития.

Понятие о возрастной норме.

Периодизация развития.

Примитивное восприятие, примитивное мышление, шаги к культуре.

Овладение орудиями.

Культурное развитие памяти, внимания, абстракции, речи и мышления.

Стадии культурного развития ребенка.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconПсихология
Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconПрограмма дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа»
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconА. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем
Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconАннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей...
Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconПрограмма дисциплины физиология центральной нервной системы
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconРабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconФизиология высшей нервной деятельности
Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств....
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 iconФизиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск