В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре





Скачать 198.47 Kb.
НазваниеВ. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре
Дата публикации22.07.2013
Размер198.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Научно-педагогические школы и научные направления кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ПГПУ им. В.Г. Белинского
1. Название научных направлений, реализуемых на кафедре.

1 Физиологические, гигиенические, социальные аспекты адаптации организма обучаемых к умственным и физическим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей.

2 Развитие познавательной активности учащихся в условиях совершенствования биологического образования.

2. Краткие данные об основателе и современном руководителе направления: уч. степень, уч. звание, почетные звания, должность.

Основателем научной школы по физиологии человека и животных является к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии человека и животных БУБНОВ Валерий Дмитриевич (р. 03.04.1921, Саратов – у. 2.08.1997. П.). Окончил аспирантуру Саратовского государственного университета в 1954 году, защитил кандидатскую диссертацию. Работал доцентом на кафедрах физиологии человека и животных Архангельского пединститута и Душанбинского государственного университета. В 1961 году избран заведующим кафедрой зоологии ПГПИ им. В.Г.Белинского. В 1964 году под его руководством была создана и начала работать кафедра физиологии человека и животных. 1964 – 1976 – заведующий кафедрой физиологии человека и животных. С 1976 по 1993 год – доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека. 1962 – 1970 – председатель Пензенского отделения общества физиологов. Занимал ряд ответственных административных должностей: 1963 – 1965 – проректор по научной работе; 1968 -1969 декан ЕГФ; 1973 -1974 – декан ФФВ. Отличник народного просвещения. Участник войны с Японией, награжден 4 медалями. Тема научных исследований «Физиологические механизмы простого и комбинированного стресса».
3. Ориентировочный период возникновения направления и краткая история развития.

Научное направление кафедры физиологии человека и животных было сформировано в 1962 г. С этого года на кафедре интенсивно изучались вопросы адаптации организма к действию различных факторов. В качестве основного механизма адаптации рассматривались стресс-реакции. Изучалось влияние как одиночных стрессоров (высокая температура, гипоксия, рентгеновское облучение и т.д.), так и действие комбинированных стресс-агентов (например, рентгеновское облучение и иммобилизация). Исследовалось влияние подобных факторов на состояние эндокринной системы организма. По этой теме были защищены кандидатские диссертации доц. Васильевым В.И., доц. Сахаровой И.Н., доц. Кузьминой В.Е., д.б.н., профессором Городничим Р.М.

Данное научное направление было продолжено впоследствии. С 1976 года коллектив кафедры работает над проблемой «Физиологические и гигиенические аспекты адаптации организма учащих­ся к обучению с учетом индивидуальных особенностей» (научный руководитель – к.б.н., доцент И.Н. Сахарова, исполнители - доценты Г.Н. Атрощенко, Н.В. Анисимова, В.И. Васильев, А.В. Хрянин, Г.А. Сутробова, ст. преподаватели Н.П. Развозжаева, Н.Г. Монахова. По данной теме кафедра сотруд­ничает с Институтом возрастной физиологии РАО. В этом инсти­туте обучались в аспирантуре Е.К. Кистанова, Е.А. Каралашвили, Г.А. Сугробова, А.В. Хрянин, защитившие кандидатские диссертации. Е.К. Кистанова сегодня - ведущий научный сотрудник научно-иссле­довательского института животноводства (София, Болгария).

Наряду с этой проблемой ведется исследование по разработке здоровьесберегающих технологий (создание компьютеризированной электронной карты «Мониторинг здоровья обучаемых», «Дневник здоровья», «Школа здоровья» - Н.В. Анисимова, Г.А. Сугробова, Л.Н.Савина, О.С. Маковеева и др.)

В 2001 г. кафедра заключила договор о научном сотрудничестве с институтом Возрастной физиологии РАО, на основе которого проводятся совместные исследования по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях». Работа проводится на базе школ и гимназий г. Пензы.

В настоящее время работа продолжается в направлении изучения адаптации организма обучаемых к умственным и физическим нагрузкам. По этому направлению обучаясь в аспирантуре продолжают исследования выпускники факультета: Комкова Ю.Н., Хващинский Д.А., Каленов Ю.Н.

На кафедре ведется также научно-исследовательская работа по теме «Развитие познавательной активности учащихся в условиях совершенствования биологического образова­ния» (руководитель — доцент Л.Н. Савина, исполнители - доцент Л.Н. Васильева и доцент О.С. Маковеева). В разработке данного направ­ления активное участие принимают учителя школ.

В рамках этой темы изучаются вопросы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии, методические подходы к реализации профильного обучения, методические условия осуществления личностно-ориентированного и деятельностного подхода как условия формирования знаний и ключевых компетентностей. Результаты исследований широко внедряются в практику работы школ.
4. Кадровый состав (по состоянию на сентябрь 2009 г.): перечень коллектива с указанием для каждого уч. степени, уч. звания, почет, звания, должности.

  1. Савина Л.Н. – к.п.н., доцент, зав.кафедрой.

  2. Анисимова Н.В. – к.б.н., доцент.

  3. Догуревич О.В. – к.б.н.

  4. Маковеева О.С. – к.п.н.

  5. Салдаев Д.А. – к.б.н., доцент.

  6. Сахарова И.Н. – к.б.н., доцент , отличник народного просвещения

  7. Сугробова Г.А. – к.б.н., доцент

  8. Хрянин А.В. – к.б.н., доцент

  9. Грачева В.И. – ст.преподаватель, отличник народного просвещения

  10. Монахова Н.Н. – ст.преподаватель



5. Список основных (не более 7) научных трудов за весь период существования направления.

  1. Реактивность белых крыс к комбинированному действию острой гипоксии и высокой температуры. Я. 1970 (Бубнов В.Д.);

  2. Реакция гипофиз-адреналовой системы на действие комбинированных стрессов. М.,1976 (Бубнов В.Д.);

  3. Роль исходного состояния гипофиз-адреналовой системы в реакции организма на комбинированной стресс-воздействие. Я., 1970 (Сахарова И.Н.);

  4. Нейро-эндокринные механизмы адаптации. СГПИ. 1980 (Васильев В.И.);

  5. Комплексная оценка факторов риска в функциональном развитии детей 6-7 лет. (соавт. Сугробова Г.А.);

  6. «Психофизиологическая основа социальной адаптации ре­бенка» (1999 г) (соавт. Сугробова Г.А.);

  7. Состояние кардио-респираторной системы у спортсменов-легкоатлетов на разных стадиях тренировочного процесса. (2009 г.). (Сахарова И.Н., Сугробова Г.А.)


6. Перечень основных направлений научных исследований и подготовки кадров, реализуемых в рамках направления.

    1. Влияние тренировочного процесса на организм детей и подростков в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей.

    2. Влияние здоровьесберегающих подходов в образовательном процессе на адаптацию организма детей и подростков к умственным и физическим нагрузкам.

    3. Изучение методических подходов к реализации разноуровневости и дифференциации образования.


7. Основные научные результаты (охарактеризовать проблематику исследований, сформулировать основные положения теорий, концепций, закономерностей и т.п., разрабатываемых в рамках работы школы или направления; объем 3-5 стр. формата А4, шрифт 14, интервал полуторный).
Cостояние кардио-респираторной системы у спортсменов-легкоатлетов на разных стадиях тренировочного процесса

Одним из принципов здорового образа жизни является двигательная активность, занятие физкультурой и спортом, в процессе которых совершенствуется работа основных функциональных систем организма. Под влиянием физических нагрузок, адаптационные сдвиги происходят, прежде всего, в аппарате кровообращения. Наибольшей выраженности они достигают в системе кровообращения спортсменов, занимающихся регулярными физическими тренировками с целью получения высоких спортивных результатов. При этом могут возникать отклонения в состоянии здоровья, на которые спортсмен, как правило, не обращает внимания.

Поэтому во время тренировочного процесса необходим тщательный контроль за состоянием аппарата кровообращения. Осуществлять это возможно лишь при наличии методов быстрой интегративной оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Широкие возможности для этого представляет компьютерный скрининг-анализатор «КардиоВизор-06с». С помощью этого прибора регистрируются два показателя – «Миокард» - интегральный индекс отклонения от нормы дисперсионных характеристик низко амплитудных вариаций ЭКГ, и «Ритм» - суммарное отклонение от нормы статистических показателей вариабельности ритма.

Данный прибор использовался в исследовании сердечно-сосудистой системы 40 спортсменов-легкоатлетов в возрасте от 15 до 19 лет.

Обследование проводилось до тренировки, непосредственно после и через 10 минут после нее. Параллельно с показателями «КардиоВизора» учитывались результаты измерения артериального давления (АД).

По состоянию сердечно-сосудистой системы контингент спортсменов оказался неоднородным. Так, у 55% спортсменов была выявлена предтренировочная тахикардия (I группа). У 45% испытуемых наблюдалась нормокардия (II группа).

У спортсменов I группы значения «Миокард» были выше нормы до тренировки, значительно (на 41%) увеличивались во время тренировки и оставались высокими в период восстановления

Показатель «Ритм» у спортсменов этой группы на протяжении всего периода наблюдений был в пределах нормы, характерной для городских жителей. Однако, после тренировки он увеличился на 52% и оставался на этом уровне. В соответствии с этим ЧСС после нагрузки увеличилась на 23% и оставалась в восстановительный период выше предтренировочного значения на 13%.

Одновременно с этим наблюдалось снижение систолического, диастолического и пульсового АД на протяжении всего периода наблюдения. Такую реакцию со стороны АД можно отнести к условно патологической [Э. В. Земцовский, 1995].

Реакция сердечно-сосудистой системы у спортсменов II труппы была более экономичной. Показатель «Миокард» у них на протяжении наблюдаемого периода был ниже, чем у спортсменов I группы и изменялся закономерно. Интегральный индекс нарушения ритма также был ниже, чем в I группе и находился в пределах нормы.

ЧСС и АДсист. и АДдиаст. изменялись закономерно на протяжении всего периода наблюдения и были менее значительными, чем у спортсменов I группы. Пульсовое давление после тренировки увеличилось на 9%, что характерно для тренированных спортсменов.

У спортсменов I группы все исходные показатели дыхательной системы (ДС) были выше, чем во II группе, и реакция ДС на тренировочный процесс оказалась более выраженной.

Таким образом, реакция кардио-респираторной системы на физическую нагрузку зависит от ее исходного состояния.

Вопросы профилактики стресса в школьном курсе обж

В экстремальных условиях все мы отличаемся друг от друга по форме и интенсивности реагирования на нестандартную или стрессовую реакцию.

Естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию ожидаемых жизненно важных событий, экзаменов, контрольных работ, является мобилизация. Предстоящая деятельность требует концентрации внимания, максимального извлечения из памяти заученного материала, находчивости. Она сопровождается учащением сердцебиения, увеличением давления крови и тонуса мимической мускулатуры.

Можно выделить две группы людей по форме поведения в условиях действия стрессоров. Один и тот же стрессовый раздражитель в зависимости от типологических особенностей человека может вызвать чувство тревоги или страха, а у других – мобилизирующее возбуждение. К первой группе можно отнести тех, кого любое отрицательное замечание может парализовать, они не в состоянии найти выход из тупика, в котором оказались, и даже не ищут его.

Во вторую группу попадают те, которые могут мобилизоваться в решающий момент.

В условиях стресса ярко проявляются индивидуальные особенности механизмов реагирования на стрессовые факторы.

Преодоление стресса включает психологические и физиологические механизмы. Возникновение и характер стресса определяется реактивностью самого организма.

Проблема снижения уровня функциональных резервов организма у учащихся в условиях напряженного обучения является одной из важнейших, так как дети более эмоционально возбудимы, чем взрослые, поэтому даже слабый по силе воздействия неадекватный фактор может вызывать развитие эмоционального стресса у детей.

Кроме того, следует учитывать, что индивидуальное развитие проходит на фоне выраженных эмоциональных стрессовых реакций, проявление которых резко усиливается в подростковый период.

Именно поэтому в своей научной исследовательской работе мы попытались оценить эффективность учебной деятельности у учащихся 9-х классов в различных по уровню эмоционального напряжения ситуациях.

Для решения этой задачи эмоционально напряженная (стрессовая) ситуация моделировалась на уроках экологии при выполнении контрольной работы. Мобилизация функциональных резервов и соответственно эффективность учебной деятельности оценивались по показателям сердечно-сосудистой системы, резервные возможности которой являются лимитирующим звеном развития функциональных резервов организма человека в любом возрасте. Для этого перед выполнением контрольных заданий и после них измерялось артериальное давление, и подсчитывался пульс за десять секунд. Параллельно с этим оценивались параметры памяти и внимания.

В итоге были получены следующие результаты.

В случае предупреждения учащихся о предстоящей контрольной работе изменение сердечно-сосудистой деятельности свидетельствовало о запуске механизмов стрессовых реакций. Это проявлялось в большинстве случаев в повышении артериального давления, учащении пульса перед началом урока по сравнению с фоновыми показателями, т.е. формирование стресс-реакции шло по симпатическому пути, и снижении этих показателей в конце занятия. Подобная тенденция отмечалась по частоте сердечных сокращений у 57,2 % учащихся, по значению артериального давления у 76,2%. По данным многочисленных исследований, у тех, чье эмоциональное напряжение перед контрольной работой или экзаменом носит мобилизующий характер, все показатели вегетативной нервной системы приходят к норме буквально через несколько минут после завершения действия стрессового фактора. И пульс, и давление крови становятся такими же, как в спокойный период. Неизменными остались показатели деятельности сердечно-сосудистой системы примерно у 30 % учащихся, что может свидетельствовать об отсутствии у них эмоционального напряжения. Лишь у 9,5 % учащихся частота сердечных сокращений к концу урока усиливается, что может быть объяснено слабыми механизмами адаптации к стрессу у этих подростков. Анализ параметров внимания выявил увеличение его объема к концу урока у 52,3% учащихся. Таким образом, активизация внимания происходит по мере ослабления симпатического влияния на организм.

Во втором случае не запланированная контрольная работа не выявила резких различий в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы подростков перед и после нее.

Но следует отметить закономерное снижение объема произвольного внимания у всех без исключения учеников к концу урока. Следовательно, отсутствие выраженного влияния со стороны симпатического отдела нервной системы активизирует работу коры больших полушарий головного мозга, что сказывается на повышении внимания перед выполнением контрольных заданий.

В нашем исследовании существенных различий в изменении объема кратковременной произвольной памяти перед и после контрольной работы в обоих случаях не было отмечено, так как это достаточно стабильная величина, не зависящая от кратковременного воздействия стрессовых факторов.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о большей эффективности учебной деятельности при отсутствии выраженных эмоциональных стрессовых реакций, так как длительное пребывание человека в условиях действия стрессоров может привести к нарушению функционального состояния организма.

Цена, которую платит организм за мобилизацию всех резервных возможностей в условиях стресса, слишком велика. Это неврозы и сахарный диабет, язва желудка и рак, стенокардия и инфаркт миокарда.

По результатам анкетирования, проведенного среди старшеклассников, лишь 11 % подростков умеют правильно реагировать на практически постоянно действующие стрессоры.

Очень важно с целью предохранения человека от стресса, научить его спокойно воспринимать сложные ситуации, не считать их экстремальными, трагичными. Это может быть достигнуто воспитанием, аутотренингом или, в крайнем случае, с помощью лекарственных препаратов.

Так же как мы закладываем в наших детей свои духовные ценности, чувство собственного достоинства или желание помочь другим, мы можем научить ребенка помогать самому себе. Разумеется, когда наши дети больны или переживают серьезный стресс, мы должны обратиться к специалистам. Но можно воспитать наших детей «защищенными от стресса» и помочь им научиться преодолевать трудности. «Защищенный от стресса ребенок» иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Но такой ребенок осознает свои неприятности, напряжение, или то, что он просто «встал не с той ноги». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использовать упражнения по релаксации и концентрации. Гораздо проще научиться этому, пока человек молод. Было бы замечательно, если бы эти упражнения были включены в школьную программу по ОБЖ наравне с другими предметами.


  1. Практическое использование полученных результатов, включая внедрение в образовательный процесс (конкретизировать, каким образом используются результаты работы школы), в производственную деятельность, возможность коммерциализации и т.п.

Результаты НИР по исследованию адаптации детей и подростков к физическим и умственным нагрузкам используются в процессе преподавания физиологии человека и животных, возрастной анатомии и физиологии, а также в рамках спецкурсов и спецсеминаров.

Результаты индивидуальной работы по проблеме физиолого-гигиенического сопровождения тренировочного процесса внедряются в практику тренерской деятельности.

Разработанный дневник здоровья для старшеклассников применяется в учебно-воспитательном процессе среди учебных заведений различной направленности.

Научные результаты методического направления используются в преподавании курса ТиМОБ, и учителями в преподавании биологии.

II. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (за период 2004-2009 гг.)
1. Государственные премии, почетные звания и медали, полученные представителями направления, членство в различных научных обществах, медали и дипломы выставок, конференций и т.п. с указанием фамилий.
2. Важнейшие публикации: монографии, учебники, статьи, методические пособия (не включать материалы конференций!) - без ограничения количества.

  1. Сахарова И.Н, Атрощенко Г.Н. Физическое развитие часто болеющих детей. Журнал «Гигиена и санитария», 2004.

  2. Атрощенко Г.Н., Сахарова И.Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную систему студентов. Журнал «Гигиена и санитария», 2004.

  3. Сугробова Г.А. и др. Проблемы психологического здоровья и индивидуальное сопровождение воспитанников детского дома. Журнал Просвещение: проблемы и перспективы. 2004.

  4. Хрянин А.В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. Журнал «Физиология человека», т.30 № 1. 2004.

  5. Салдаев Д.А. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Методические рекомендации, 2004.

  6. Васильева Л.Н. Савина Л.Н. Биология 7 класс. Методические варианты уроков нетрадиционного типа. Учебно-методическое пособие.

  7. Грачева В.И. Учебно-методическое пособие «Миология». 2004.

  8. Грачева В.И. Учебно-методическое пособие «Нервная система». 2004.

  9. Грачева В.И. Издание для самостоятельного изучения анатомии человека. Уч.мет. пособие. 2005

  10. Грачева В.И. Остеология – учение о костях и их соединениях. Уч.мет. пособие. 2005.

  11. Грачева В.И. Нервная система. Уч.мет. пособие. 2005.

  12. Грачева В.И. Миология. Уч.мет. пособие. 2005.

  13. Салдаев Д.А. Методические рекомендации по работе с аппаратом «Мнемотест» Мет.рек. 2005.

  14. Методическое руководство к практическим занятиям по физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности человека. Под редакцией В.И.Васильева, И.Н.Сахаровой. Мет.рек. 2005.

  15. Методическое руководство к практическим занятиям по физиологии вегетативных систем и анализаторов человека. Под редакцией В.И.Васильева, И.Н.Сахаровой. Мет.рек. 2005.

  16. Анисимова Н.В. Общественное сознание и духовно-нравственное воспитание личности Статья Журнал Пензенского регионального отделения Международной лиги защиты культуры. Пенза, 2006 г.

  17. Сахарова И.Н. Цитология. ч. 1 Учебное пособие Пенза, Изд-во «Авалон», 2006 г.

  18. Миронова Е.В. Дневник здоровья. Методическое пособие для учащихся 5 – 6 классов. Методическое пособие. ПГПУ, 2006 г.

  19. Анисимова Н.В. Санитарно-гигиенический контроль за качеством молочных продуктов. Журнал «Гигиена и санитария», М.: Изд-во «Медицина», № 1, 2007 г.

  20. Догуревич О.А. Оценка продуктивности гибридов картофеля по морфо-анатомическим признакам. Реферир Журнал «Картофель и овощи» - М.; 2007 г. - № 5.

  21. Савина Л.Н., МаковееваО.С. Учебно-полевая практика по теории и методике обучения биологии Метод. рекоменд. Издательство ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2007.

  22. Грачева В.И. Анатомия. Задания для самостоятельного изучения анатомии Учебное пособие. Издательство ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2007.

  23. Сахарова И.Н. Цитология. (часть 2) Учебное пособие. Издательство ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2007.

  24. Хрянин А.В. Сравнительная морфология и физиология человека. Учебно-методическое пособие. Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

  25. Миронова Е.В. Модель организации самопознания как фактора формирования здорового образа жизни младших подростков. Статья. Рефер. Вестник Поморского университета, 2008, № 2.

  26. Анисимова Н.В., Сахарова И.Н. Эффективность использования витаминно-минеральных комплексов в рационе питания детей и подростков. Статья. Пенза, ПГПУ им. В.Г.Белинского // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – Естественные науки. - № 11 (15) -2009.

  27. Сахарова И.Н. Эмоциональное состояние учащихся при переходе в среднее и старшее звено обучения. Статья. Пенза, ПГПУ им. В.Г.Белинского // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – Естественные науки. - № 11 (15) -2009.

  28. Сахарова И.Н., Сугробова Г.А., Савина Л.Н. Изучение состояния ССС у спортсменов с использованием скрининг-анализатора «Кардиовизор 06с».


3. Статистика по публикациям: кол-во монографий, учебников, учебно-методических пособий, статей в центральных журналах и сборниках научных работ, статей в региональных изданиях, тезисов докладов на конференциях разного уровня.




Учебно-методических пособий

30



Статей в центральных журналах и сборниках

10



Статей в региональных изданиях

32



Тезисов докладов на конференциях

98


III. НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(за период 2004-2009 гг.)

1. Участие в редакционных коллегиях научных журналов, диссертационных советах и т.п.

2. Участие в организации конференций, семинаров, конкурсов, школ, олимпиад и т.п.

  1. II Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2004

  2. Научно-практическую конференцию учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, апрель 2004.

  3. III Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2005

  4. Научно-практическая конференция учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, апрель 2005.

  5. IV Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2006

  6. Научно-практическая конференция учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, апрель 2006.

  7. V Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2007

  8. Научно-практическая конференция учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, апрель 2007.

  9. VI Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2008

  10. Научно-практическая конференция учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, май 2008.

  11. Международная научно-практическая конференция «Медицинские и социальные аспекты образования». Пенза. Приволжский Дом знаний. Май 2008

  12. VII Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека». Приволжский Дом знаний. Сентябрь 2009

  13. Научно-практическая конференция учащихся школ г. Пензы и Пензенской области на тему «Здоровье подрастающего поколения». ПГПУ им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, апрель 2009.

  14. II Международная научно-практическая конференция «Медицинские и социальные аспекты образования». Пенза. Приволжский Дом знаний. Май 2009


3. Творческие связи с другими научными организациями и вузами (наименование организаций, указать названия или направления совместно реализуемых исследований, проектов, других видов деятельности).

1. Институт Возрастной физиологии РАО г. Москва.

2. ПИРО.

3. МАСУ.

4. Всероссийская организация «Лига здоровья нации». Руководитель Л. Бокерия. Председатель Пензенского отделения – Т.В. Курбанова.
4. Участие в федеральных и отраслевых научных и прикладных исследованиях: источники финансирования, количество грантов, договоров, контрактов, общий объем финансирования за последние 5 лет.

  1. Физиолого-гигиеническое сопровождение тренировочного процесса юных спортсменов.

  2. Создание электронной карты мониторинга состояния здоровья обучаемых.

  3. Навыки жизни.

  4. Дневник здоровья для старшеклассников.



IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

(за период 2004-2009 гг.)
1. Подготовка научных кадров: количество обучавшихся аспирантов и докторантов, количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, перечень защищенных диссертаций с указанием ФИО, темы, специальности, года и места защиты, научного руководителя, численность студентов, участвующих в выполнении НИР, наличие постоянно действующего научного семинара и т.п.

Защита кандидатских диссертаций

  1. Маковеева О.С. Тема: «Педагогические условия формирования и развития полоролевых представлений старших подростков в общеобразовательной школе» - 2005 г.

Научный руководитель – Стародубова Е.А.

Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

  1. Миронова Е.В. Тема: «Формирование ЗОЖ младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания» - 2008 г.

Научный руководитель – Кудряшова И.А.

Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Обучение в аспирантуре:

  1. Комкова Ю.Н. – аспирантура Института Возрастной физиологии РАО г. Москва.

  2. Хващинский Д.А. – аспирантура МПГУ г.Москва.

  3. Каленов Ю.Н. - аспирантура Института Возрастной физиологии РАО г. Москва.




  1. Открытие новых специальностей и специализаций.

  2. Основные дисциплины, читаемые членами направления.

  1. Возрастная анатомия и физиология

  2. Гистология с основами эмбриологии

  3. Биология размножения и развития

  4. Анатомия и морфология человека

  5. Антропология

  6. Человек

  7. Физиология человека и животных

  8. Генетика

  9. Цитология

  10. Теория и методика обучения биологии


V. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Перечень результатов инновационной деятельности школы [указать степень готовности (на стадии предварительного осмысления, на стадии разработки, на стадии внедрения, на стадии готового продукта...)], в том числе и в области учебного процесса.

  1. Разработка и создание методических рекомендаций по организации физиолого-гигиенического сопровождения тренировочного процесса юных спортсменов. (На стадии разработки)

  2. Обоснование создания и принципов работы Школ здоровья на базе различных общеобразовательных учреждений. (На стадии осмысления)

  3. Разработка комплексной оценки состояния здоровья обучаемых с помощью компьютеризированных программ. (На стадии разработки)



VI. Перспективы развития научного направления


  1. Изучение механизмов адаптации обучаемых к умственным и физическим нагрузкам и способов их активизации.

  2. Условия формирования ключевых компетентностей в процессе обучения биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconАналитическая справка о программах и проектах, реализуемых свфу и...
Ленинградский горный институт. В том же году начал работать на кафедре «Рудничной вентиляции и охраны труда» сначала ассистентом,...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconИнформация о научных результатах, полученных в сфере научных направлений,...
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНазвание программы Краткая характеристика фио педагога Кол-во
Описание дополнительных образовательных программ, реализуемых учреждении в 2013 – 2014 учебном году
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconОтчет о научной и научно-организационной деятельности Учреждения Российской академии наук
Сведения о выполнении количественных показателей индикаторов эффективности фундаментальных научных исследований, реализуемых программой...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconОтчет о научной и научно-организационной деятельности Учреждения Российской академии наук
Сведения о выполнении количественных показателей индикаторов эффективности фундаментальных научных исследований, реализуемых программой...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Анализ структуры классов, направленности и уровень реализуемых программ (соответствие реализуемых программ гос и фгос)
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Контрольный экземпляр находится на кафедре английского языка для экономических направлений шрми
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconОтчет о выполненной работе по Государственному контракту №12. 741....
Целью проведения работы является эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольный экземпляр находится на кафедре английского языка для экономических направлений шрми
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНазвание направлений форума
Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconБелинского района пензенской области
Фз «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 10. 10. 2007 №1390-зпо...
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНаучных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности...
«Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНазвание дисциплины: Оториноларингология
Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской работе
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconНазвание дисциплины: Оториноларингология
Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской работе
В. Г. Белинского Название научных направлений, реализуемых на кафедре iconСписок специальностей и научных направлений для иностранных студентов,...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск