Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология»





НазваниеКонспекты лекций «научные основы школьного курса биология»
страница1/5
Дата публикации06.12.2014
Размер0.65 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
  1   2   3   4   5


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ»
Лекция 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРА­ЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ЧАСТНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Для того чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее, всегда желательно обратиться к истории. История - это лучший учитель, она позволяет избежать повторений ошибок и заблуждений, развить достигнутое.

Формирование школьного образования в целом и биологического в частности происходило под влиянием методологии научного познания, основы которой разработал английский философ, родоначальник английского мате­риализма Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В трактате «Новый органон» (1620) Ф. Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой -эксперимент. Важнейшие идеи Ф. Бэкона таковы:

  • единственный источник знаний - чувственный опыт: все знание обосновывается в опыте и посредством него (эмпиризм);

  • практическая польза (утилитаризм): "знание - сила";

  • выявление закономерностей путем обобщения фактов, найденных опытным путем (индуктивизм);

  • сосредоточение внимания только на познании причин явлений (каузализм);

  • познание сложного через сведение к простому (редукционизм).

Все эти положения тесно связаны и взаим но обусловливают друг друга.

Бэконовская методология привела к дроблению сфер познания и стремительному росту числа научных дисциплин. Результат этого - расчлененное видение мира.

Основные положения бэконовской философии науки распространил в сферу дидактики ее основоположник, чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель Ян Амос Коменский (1592-1670). В основе его педагогической системы положены принципы материалистического сенсуализма. Основная идея по Я.А. Комснскому состоит в передаче учащимся предельно большого объема научных знаний.

Я.А. Коменский основные положения дидактики представил в работах:

"Лабиринт света и рай сердца" (1623), "Великая дидактика" (1633), "Предвестник всеобщей мудрости"(1637), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Эти произведения собраны в работе Я.А. Коменский "Избранные педагогические сочинения", М.: Педагогика, в 2-х т., 1982 г.

Познание (по Я. Коменскому) должно начинаться с вещей и явлений, дос­тупных восприятию органами чувств (реальные предметы, картины), состоять в выяснении причинных связей и быть упорядоченным и естественным:

  • от знакомого - к неизвестному,

  • от близкого - к далекому,

  • от частного - к общему,

  • от легкого - к трудному,

  • от конкретного - к абстрактному.

Приведем некоторые главы "Великой Дидактики", отражающие, на наш взгляд, основные цели и методы обучения и воспитания молодого поколения:

Глава У1. Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать (с.281).

Глава У11. Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходнть(с.285).

Глава У111. Юношество следует формировать совместно и для этого нужны школы (с.288).

Глава IX. Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола (с.292).

Глава X. Образование в школах должно быть универсальным (с.295).

"Дидактические законы" "просвещения ума" по своему механическому методу Я. А. Коменский формулирует в виде десяти положений.

  • Нужно предлагать уму многое, но не обманывать его незначительны­ми предметами.

  • Во избежание рассеяния ума необходимо предлагать одно вслед за другим через известные промежутки времени.

  • Ум увлекается созерцанием разнообразного, а потому нельзя нас­кучивать ему однообразием, а следует увлекать ум сменой наблюдений, со­единяя приятное с полезным.

  • Так как ум испытывает отвращение к обыденным вещам, нужно ежедневно предлагать ему нечто новое.

  • Склонность ума схватывать веши в целом нужно удовлетворять предложением созерцать веши сначала в целом, а затем уже переходить к рассмотрению частей.

  • Ум не терпит ошибок и склонен только к точному и прочному.

  • Ум ищет истины, а потому нельзя предлагать уму что-либо возбуждающее сомнения.

  • Ум требует несомненных свидетелей, а потому необходимо дело вести так, чтобы в этом не было недостатка.

  • Ум требует несомненных свидетелей, а потому для доказательства следует привлекать самые простые вещи, а если это невозможно, то свидетельства очевидцев, строгих исследователей истины и т.н.

  • Познание любого предмета идет по трем стадиям: I - простого знания, или знания с тем, что что-либо существует, 2 - понимание того, что представляет собой предмет или явление само по себе, 3 - умение использовать свое знание в разнообразных конкретных условиях жизненной практики.

На эти основополагающие идеи, дополнительный, "вторичный" отпечаток накладывали противоборствующие концепции формального и материального образования, утилитаризма и академизма.

В пособиях по естественной истории начала XIX в. преобладала академическая ориентация. Примером такого подхода является пособие И.И. Шиховского (1853) "Краткая ботаника: Курс гимназический". Но в них

также были включены и богословские назидания, имена ученых и государственных деятелей, запечатленные в названиях растений.

Дидактическую революцию в преподавании естественной истории совершил А. Любен (1804-1873). Он сформулировал цель ее изучения - открытие системы органического мира самими учащимися, составил методические рекомендации в духе идей Я. А. Коменского.

Эмоциональный подход в обучении предлагал немецкий поэт Гете И.В. (1749-1832). Природа должна стать для молодого человека второй родиной, где быть чужаком стыдно и вредно.

Коренное преобразование методологии естественнонаучного познания произвели работы Ч. Дарвина (1809- 1882). Под влиянием дарвинизма оформились новые дисциплины, такие, как экология и генетика, приобрели эволюционное осмысление морфология, физиология и систематика.

В советской школе целью всей системы образования было всестороннее развитие личности. Но сама формулировка не обеспечивает реализации, о чем свидетельствует история развития биологического образования в нашей стране. Необходим научный поиск для решения вопроса совершенствования биологического образования.

Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Биология как учебный предмет имеет давнюю историю. Его содержание изменялось в зависимости от эволюции общественных целей и задач, от уровня развития биологической науки.

В соответствии с реформой народного образования в России (1782-1786 гг.) изучение живой природы предусматривалось в курсе естествознания. Первый школьный учебник по естествознанию, написанный академиком, профессором учительской семинарии Зуевым В.Ф.(1754-1794), был опубликован в 1786 г. («Начертание естественной истории»). В этом учебнике содержались сведения как о живой природе, так и о неорганическом мире.

Материал в учебнике был распределен по частям: «Ископаемое царство» (горные породы и минералы), «Прозябаемое царство» (растения), «Животное царство». В последнюю часть включалось описание человеческого тела. Почти 30 лет он оставался основным источником и руководством для школьного и внешкольного познания природы.

После 1828 года ведущее место в содержании учебников занимали знания о систематике выдающегося шведского естествоиспытателя и натуралиста К. Линнея (1707-1778) с идеалистическими и метафизическими трактовками.

Следующий этап школьного образования - это появление труда английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов путем естественного отбора», написанного в 1859 году. Учение Ч. Дарвина способствовало проникновению в науку о живой природе принципа историзма. Проводниками эволюционного принципа в России были А.Я. Герд (1841-1888) и Л.П. Богданов (1834-1896). Благодаря работам этих ученых в школьном естествознании того периода возникает филогенетический принцип в изложении материала о многообразии видов, расширяются анатомо-морфологические знания, появляются сведения физиологического характера. Эволюционное направление курса естествознания А.Я. Герд сочетал с экологическим принципом.

К сожалению, прогрессивные идеи Герда А.Я. и Богданова А.П. не получили должной оценки и признания у современников. В Российских школах второй половины XIX века преобладали учебники с описательно-систематическим направлением, которое доминировало вплоть до начала XX в.

Исключение составляет учебник И.И Полянского (1872-1930) «О трех царствах природы», в котором большое внимание автор уделил вопросам физиологии растений и животных. Он учитывал историческое развитие организмов - от простоорганизованных к высокоорганизованным.

В 1907 году издается работа Половцева В.В. (1862-1918) «Основы общей методики естествознания». В работе немалое значение отводится экспериментальным методам: наблюдению, опытам, практическим занятиям. Этот труд оказал большое влияние на развитие школьного естествознания в дореволюционный период.

Следующий этап развития школьного биологического образования начался после Октябрьской революции. Уже в 1918 г. был издан Учебный план единой трудовой школы, в котором биологии отводилось значительное место во всех классах (от трех до пяти уроков в неделю, включая практические занятия). Стержнем всей школьной биологии должны были стать генетика и эволюционное учение, а при отборе содержания необходимо исходить из целей единой общеобразовательной трудовой политехнической школы.

В этот период обучение велось по «рабочим книгам»; биологические знания в них излагались на основе практических работ и комплексного изучения производственных тем. Главным источником познания являлись окружающая природа и близлежащие производственные предприятия. Сам подход к изучению природы был весьма ограниченным: природа рассматрива­лась только как сырьевая база для промышленности. Содержание рабочих книг, а также программ и учебников не способствовало формированию систематических естественнонаучных знаний, а давало учащимся лишь отрывочные сведения о тех или иных объектах и явлениях.

Однако широкое использование в учебном процессе наблюдений и экспериментов, проводимых непосредственно в природе, включение в школьное обучение элементов научного эксперимента, сочетание труда и исследования были важным положительным явлением в преподавании естествознания и биологии в этот период. В 20-30-е гг. организуется Московская биостанция юных любителей природы (с 1929 г. Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), расширяется юннатское движение, накапливается опыт организации экскурсий, проведения экспериментов и наблюдений в природе.

В годы работы по комплексным программам, объединяющим стержнем разрозненных сведений о природе, стала эволюционная идея М.М. Беляев, А. Вагин, И.И. Полянский, Ф.Ф. Дучинский, Б. Д. Морозов и другие методисты попытались построить школьный курс биологии на эволюционных принципах.

Постановления ЦК ВКП (б) о школе в 1931 и 1932 гг. положили начало новому этапу в развитии школьного биологического образования: восстанавливалась предметная система преподавания. На смену комплексным программам и рабочим тетрадям по естествознанию пришли систематические курсы, что значительно повысило уровень биологического образования.

Была определена и введена в учебный план следующая система курсов по естествознанию, которая сохранялась до 1987 г.:

Элементарные сведения об окружающей природе (1-3 класс).

Неживая природа (4 класс).

Ботаника (5-6 класс).

Зоология (6-7 класс).

Анатомия и физиология человека (8 класс).

Эволюционное учение (9 класс).

Минералогия и геология (10 класс).

Достаточно подробно стали изучаться основы дарвинизма, генетики, селекции.

Период 30-60 годов XX в. характеризуется поиском путей совершенствования биологического образования развитием общих и частных методик преподавания, созданием методических пособий, способствующих повышению политехнической и эколого-эволюционной направленности школьной биологии, реализации межпредметных связей в курсе биологии. Над разработкой школьного курса трудятся В.Ф. Натали, К.П. Ягодовский, А.А. Яхонтов, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Б.В. Всесвятский, Л. И. Боров В.А. Тетюрев и др.

Большое влияние на школьное биологическое образование этого периода оказали работы академика В.И. Вернадского (1863-1945), который указывал на необходимость включения учения о биосфере, эволюционной теории и экологии в школьный курс биологии.

В то же время отрицательное влияние оказали лженаучные взгляды Т. Д. Лысенко (1898-1976). В содержание программ и учебников входили вопросы о стадийном развитии растений, направленном наследственном изменении организма под влиянием среды, о вегетативной гибридизации как главном методе создания новых сортов растений и другие вопросы. Но совершенно не рассматривались научные проблемы генетики, отрицались законы Менделя, хромосомная теория наследственности. В результате выпускники школ получали неверные представления о закономерностях живой природы.

Школьная реформа 1966 г. поставила новые задачи перед общим средним образованием. Содержание биологического образования было приведено в соответствие с достижениями истинной биологической науки.

Вместо взглядов Т.Д. Лысенко на наследственность, изменчивость, видообразование, индивидуальное развитие в школьное образование были включены основы цитологии, генетики, экологии, теория Ч. Дарвина.

Тем не менее и в новых программах, учебниках ботаники, зоологии общебиологическим вопросам было уделено очень мало внимания. Основные биологические закономерности и теории (гена, эволюции, антропогенеза, клеточной теории и др.) отразились лишь в курсе общей биологии, изучаемой в IX и X классах. Этот курс вмещал широкий спектр вопросов теоретической биологии: эволюционное учение, цитологию, молекулярную биологию, онтогенез, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценологию и учение о биосфере.

Введение нового курса "Общая биология" (IX-X классы) существенно корректировало принципиальные недостатки прежней программы. В то же время курсы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека по-прежнему оставались описательными, содержали немало фактических сведений, не подкрепленных теорией.

В 70-80 гг. были созданы программы для факультативных курсов и углубленного изучения биологии, новые учебники и методические пособия. Про­водилась большая работа по усилению экологической направленности школь­ного курса биологии (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Д. Комиссаров, И.Н. По­номарева, И.Т. Суравегина и др.), воспитанию и развитию учащихся (И.Д. Зве­рев, Е.П. Бруновт, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов и др.), использованию межпредметных связей (И. Д. Зверев, В.Н. Максимова), усилению политехнической направленности преподавания (А.Н. Мягкова, Д.И. Трайтак и др.).

Хотя совершенствование содержания среднего биологического образования носило плодотворный характер, в практике преподавания биологии эти разработки реализовывались лишь локально. Требовалось расширение масштабов и дальнейшее углубление исследований.

В 1987 г. была предложена усовершенствованная программа по биологии для средней общеобразовательной школы. В соответствии с ней в школе стал изучаться единый курс - "Биология". Он содержал следующие связан­ные между собой разделы: 1. Растения; 2. Бактерии; Грибы; Лишайники; 3. Животные; 4. Человек и его здоровье; 5. Общая биология.

В соответствии с современным воззрением на макросистему органического мира, из курса науки о растениях в самостоятельный раздел выделен материал о бактериях и грибах, которые, по данным современной систематики, не относятся к растениям. Новая номенклатура и последовательность разделов позволили подвести учащихся к выводу о самостоятельных путях эволюции растений и бактерий и исключили возможность формирования у учащихся неверного представления об их происхождении.

В 90-е гг. XX в. создаются разнообразные типы общеобразовательных учреждений. Учителя получают возможность работать по разным, в том числе авторским программам, выбирать учебники и строить учебный процесс в соответствии с интересами учащихся. В это время разрабатываются альтернативные программы по биологии.

Одни авторы (А.И. Никишов, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова и яр.) стремятся сохранить сложившуюся структуру школьного курса биологии, уделив больше внимания экологическому аспекту, усилив внутреннюю интеграцию разделов биологии.

Другие (М.Б. Беркинблит, Л.И. Анастасова, БД. Комиссаров, А.Н. Мягкова, В.И. Сивоглазов и др.) выступают за создание новых по содержанию и структуре учебных биологических курсов.

Для рассматриваемого периода характерен поиск путей, интеграции знаний, создания различных интегрированных курсов: "Экология и диалектика" (Л.В. Тарасов); "Физика и химия 5-6" (А.Б. Гуревич, Д.Л. Исаев, Л.С. Понток), "Естествознание 5-6" (под ред. И.Т. Суравегиной); "Естествознание 5-7" (под ред. А.Г. Хрнпковой) и др.

Разработка различных вариантов учебных планов, альтернативных учебных программ, учебно-методических пособий, появление школ разного типа; гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предмета - позволили уйти от единообразия, в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности учащихся.

К сожалению, вариативность учебных программ вызвала деструктивные процессы: исключение отдельных образовательных дисциплин, в том числе биологии, составляющих ядро общего образования, уменьшение количества часов преподавания биологии. Сложные социально-политические условия в стране привели к значительному ослаблению материальной базы школы, что не могло не сказаться на качестве знаний учащихся. В результате наблюдается падение их интереса к обучению, снижение воспитательной роли школы. Все это необходимо преодолеть, найти новые подходы для повышения уровня биологических знаний.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconПрограмма курса основы общей экологии и рационального природпользования...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 "Биология"...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconКурс биологии с экологией для стоматологического факультета мгмсу план-конспекты лекций
...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconКонспекты лекций по дисциплине “Основы теории управления” Кафедра...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса факультета естественных наук, направление подготовки 03. 01 «Биология...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 «Биология...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 "Биология"...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconКонспекты по тематике лекционных занятий и ответы по темам лекций
По дисциплине «История психологии» для студентов третьего курса, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология» на 2011-2012...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconКонспекты лекций темы лекций
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconКонспекты лекций

Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса»
Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconРабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск