Скачать 0.65 Mb.
|
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ» Лекция 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ЧАСТНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Для того чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее, всегда желательно обратиться к истории. История - это лучший учитель, она позволяет избежать повторений ошибок и заблуждений, развить достигнутое. Формирование школьного образования в целом и биологического в частности происходило под влиянием методологии научного познания, основы которой разработал английский философ, родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В трактате «Новый органон» (1620) Ф. Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой -эксперимент. Важнейшие идеи Ф. Бэкона таковы:
Все эти положения тесно связаны и взаим но обусловливают друг друга. Бэконовская методология привела к дроблению сфер познания и стремительному росту числа научных дисциплин. Результат этого - расчлененное видение мира. Основные положения бэконовской философии науки распространил в сферу дидактики ее основоположник, чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель Ян Амос Коменский (1592-1670). В основе его педагогической системы положены принципы материалистического сенсуализма. Основная идея по Я.А. Комснскому состоит в передаче учащимся предельно большого объема научных знаний. Я.А. Коменский основные положения дидактики представил в работах: "Лабиринт света и рай сердца" (1623), "Великая дидактика" (1633), "Предвестник всеобщей мудрости"(1637), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Эти произведения собраны в работе Я.А. Коменский "Избранные педагогические сочинения", М.: Педагогика, в 2-х т., 1982 г. Познание (по Я. Коменскому) должно начинаться с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, картины), состоять в выяснении причинных связей и быть упорядоченным и естественным:
Приведем некоторые главы "Великой Дидактики", отражающие, на наш взгляд, основные цели и методы обучения и воспитания молодого поколения: Глава У1. Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать (с.281). Глава У11. Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходнть(с.285). Глава У111. Юношество следует формировать совместно и для этого нужны школы (с.288). Глава IX. Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола (с.292). Глава X. Образование в школах должно быть универсальным (с.295). "Дидактические законы" "просвещения ума" по своему механическому методу Я. А. Коменский формулирует в виде десяти положений.
На эти основополагающие идеи, дополнительный, "вторичный" отпечаток накладывали противоборствующие концепции формального и материального образования, утилитаризма и академизма. В пособиях по естественной истории начала XIX в. преобладала академическая ориентация. Примером такого подхода является пособие И.И. Шиховского (1853) "Краткая ботаника: Курс гимназический". Но в них также были включены и богословские назидания, имена ученых и государственных деятелей, запечатленные в названиях растений. Дидактическую революцию в преподавании естественной истории совершил А. Любен (1804-1873). Он сформулировал цель ее изучения - открытие системы органического мира самими учащимися, составил методические рекомендации в духе идей Я. А. Коменского. Эмоциональный подход в обучении предлагал немецкий поэт Гете И.В. (1749-1832). Природа должна стать для молодого человека второй родиной, где быть чужаком стыдно и вредно. Коренное преобразование методологии естественнонаучного познания произвели работы Ч. Дарвина (1809- 1882). Под влиянием дарвинизма оформились новые дисциплины, такие, как экология и генетика, приобрели эволюционное осмысление морфология, физиология и систематика. В советской школе целью всей системы образования было всестороннее развитие личности. Но сама формулировка не обеспечивает реализации, о чем свидетельствует история развития биологического образования в нашей стране. Необходим научный поиск для решения вопроса совершенствования биологического образования. Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Биология как учебный предмет имеет давнюю историю. Его содержание изменялось в зависимости от эволюции общественных целей и задач, от уровня развития биологической науки. В соответствии с реформой народного образования в России (1782-1786 гг.) изучение живой природы предусматривалось в курсе естествознания. Первый школьный учебник по естествознанию, написанный академиком, профессором учительской семинарии Зуевым В.Ф.(1754-1794), был опубликован в 1786 г. («Начертание естественной истории»). В этом учебнике содержались сведения как о живой природе, так и о неорганическом мире. Материал в учебнике был распределен по частям: «Ископаемое царство» (горные породы и минералы), «Прозябаемое царство» (растения), «Животное царство». В последнюю часть включалось описание человеческого тела. Почти 30 лет он оставался основным источником и руководством для школьного и внешкольного познания природы. После 1828 года ведущее место в содержании учебников занимали знания о систематике выдающегося шведского естествоиспытателя и натуралиста К. Линнея (1707-1778) с идеалистическими и метафизическими трактовками. Следующий этап школьного образования - это появление труда английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов путем естественного отбора», написанного в 1859 году. Учение Ч. Дарвина способствовало проникновению в науку о живой природе принципа историзма. Проводниками эволюционного принципа в России были А.Я. Герд (1841-1888) и Л.П. Богданов (1834-1896). Благодаря работам этих ученых в школьном естествознании того периода возникает филогенетический принцип в изложении материала о многообразии видов, расширяются анатомо-морфологические знания, появляются сведения физиологического характера. Эволюционное направление курса естествознания А.Я. Герд сочетал с экологическим принципом. К сожалению, прогрессивные идеи Герда А.Я. и Богданова А.П. не получили должной оценки и признания у современников. В Российских школах второй половины XIX века преобладали учебники с описательно-систематическим направлением, которое доминировало вплоть до начала XX в. Исключение составляет учебник И.И Полянского (1872-1930) «О трех царствах природы», в котором большое внимание автор уделил вопросам физиологии растений и животных. Он учитывал историческое развитие организмов - от простоорганизованных к высокоорганизованным. В 1907 году издается работа Половцева В.В. (1862-1918) «Основы общей методики естествознания». В работе немалое значение отводится экспериментальным методам: наблюдению, опытам, практическим занятиям. Этот труд оказал большое влияние на развитие школьного естествознания в дореволюционный период. Следующий этап развития школьного биологического образования начался после Октябрьской революции. Уже в 1918 г. был издан Учебный план единой трудовой школы, в котором биологии отводилось значительное место во всех классах (от трех до пяти уроков в неделю, включая практические занятия). Стержнем всей школьной биологии должны были стать генетика и эволюционное учение, а при отборе содержания необходимо исходить из целей единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. В этот период обучение велось по «рабочим книгам»; биологические знания в них излагались на основе практических работ и комплексного изучения производственных тем. Главным источником познания являлись окружающая природа и близлежащие производственные предприятия. Сам подход к изучению природы был весьма ограниченным: природа рассматривалась только как сырьевая база для промышленности. Содержание рабочих книг, а также программ и учебников не способствовало формированию систематических естественнонаучных знаний, а давало учащимся лишь отрывочные сведения о тех или иных объектах и явлениях. Однако широкое использование в учебном процессе наблюдений и экспериментов, проводимых непосредственно в природе, включение в школьное обучение элементов научного эксперимента, сочетание труда и исследования были важным положительным явлением в преподавании естествознания и биологии в этот период. В 20-30-е гг. организуется Московская биостанция юных любителей природы (с 1929 г. Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), расширяется юннатское движение, накапливается опыт организации экскурсий, проведения экспериментов и наблюдений в природе. В годы работы по комплексным программам, объединяющим стержнем разрозненных сведений о природе, стала эволюционная идея М.М. Беляев, А. Вагин, И.И. Полянский, Ф.Ф. Дучинский, Б. Д. Морозов и другие методисты попытались построить школьный курс биологии на эволюционных принципах. Постановления ЦК ВКП (б) о школе в 1931 и 1932 гг. положили начало новому этапу в развитии школьного биологического образования: восстанавливалась предметная система преподавания. На смену комплексным программам и рабочим тетрадям по естествознанию пришли систематические курсы, что значительно повысило уровень биологического образования. Была определена и введена в учебный план следующая система курсов по естествознанию, которая сохранялась до 1987 г.: Элементарные сведения об окружающей природе (1-3 класс). Неживая природа (4 класс). Ботаника (5-6 класс). Зоология (6-7 класс). Анатомия и физиология человека (8 класс). Эволюционное учение (9 класс). Минералогия и геология (10 класс). Достаточно подробно стали изучаться основы дарвинизма, генетики, селекции. Период 30-60 годов XX в. характеризуется поиском путей совершенствования биологического образования развитием общих и частных методик преподавания, созданием методических пособий, способствующих повышению политехнической и эколого-эволюционной направленности школьной биологии, реализации межпредметных связей в курсе биологии. Над разработкой школьного курса трудятся В.Ф. Натали, К.П. Ягодовский, А.А. Яхонтов, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Б.В. Всесвятский, Л. И. Боров В.А. Тетюрев и др. Большое влияние на школьное биологическое образование этого периода оказали работы академика В.И. Вернадского (1863-1945), который указывал на необходимость включения учения о биосфере, эволюционной теории и экологии в школьный курс биологии. В то же время отрицательное влияние оказали лженаучные взгляды Т. Д. Лысенко (1898-1976). В содержание программ и учебников входили вопросы о стадийном развитии растений, направленном наследственном изменении организма под влиянием среды, о вегетативной гибридизации как главном методе создания новых сортов растений и другие вопросы. Но совершенно не рассматривались научные проблемы генетики, отрицались законы Менделя, хромосомная теория наследственности. В результате выпускники школ получали неверные представления о закономерностях живой природы. Школьная реформа 1966 г. поставила новые задачи перед общим средним образованием. Содержание биологического образования было приведено в соответствие с достижениями истинной биологической науки. Вместо взглядов Т.Д. Лысенко на наследственность, изменчивость, видообразование, индивидуальное развитие в школьное образование были включены основы цитологии, генетики, экологии, теория Ч. Дарвина. Тем не менее и в новых программах, учебниках ботаники, зоологии общебиологическим вопросам было уделено очень мало внимания. Основные биологические закономерности и теории (гена, эволюции, антропогенеза, клеточной теории и др.) отразились лишь в курсе общей биологии, изучаемой в IX и X классах. Этот курс вмещал широкий спектр вопросов теоретической биологии: эволюционное учение, цитологию, молекулярную биологию, онтогенез, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценологию и учение о биосфере. Введение нового курса "Общая биология" (IX-X классы) существенно корректировало принципиальные недостатки прежней программы. В то же время курсы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека по-прежнему оставались описательными, содержали немало фактических сведений, не подкрепленных теорией. В 70-80 гг. были созданы программы для факультативных курсов и углубленного изучения биологии, новые учебники и методические пособия. Проводилась большая работа по усилению экологической направленности школьного курса биологии (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Д. Комиссаров, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.), воспитанию и развитию учащихся (И.Д. Зверев, Е.П. Бруновт, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов и др.), использованию межпредметных связей (И. Д. Зверев, В.Н. Максимова), усилению политехнической направленности преподавания (А.Н. Мягкова, Д.И. Трайтак и др.). Хотя совершенствование содержания среднего биологического образования носило плодотворный характер, в практике преподавания биологии эти разработки реализовывались лишь локально. Требовалось расширение масштабов и дальнейшее углубление исследований. В 1987 г. была предложена усовершенствованная программа по биологии для средней общеобразовательной школы. В соответствии с ней в школе стал изучаться единый курс - "Биология". Он содержал следующие связанные между собой разделы: 1. Растения; 2. Бактерии; Грибы; Лишайники; 3. Животные; 4. Человек и его здоровье; 5. Общая биология. В соответствии с современным воззрением на макросистему органического мира, из курса науки о растениях в самостоятельный раздел выделен материал о бактериях и грибах, которые, по данным современной систематики, не относятся к растениям. Новая номенклатура и последовательность разделов позволили подвести учащихся к выводу о самостоятельных путях эволюции растений и бактерий и исключили возможность формирования у учащихся неверного представления об их происхождении. В 90-е гг. XX в. создаются разнообразные типы общеобразовательных учреждений. Учителя получают возможность работать по разным, в том числе авторским программам, выбирать учебники и строить учебный процесс в соответствии с интересами учащихся. В это время разрабатываются альтернативные программы по биологии. Одни авторы (А.И. Никишов, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова и яр.) стремятся сохранить сложившуюся структуру школьного курса биологии, уделив больше внимания экологическому аспекту, усилив внутреннюю интеграцию разделов биологии. Другие (М.Б. Беркинблит, Л.И. Анастасова, БД. Комиссаров, А.Н. Мягкова, В.И. Сивоглазов и др.) выступают за создание новых по содержанию и структуре учебных биологических курсов. Для рассматриваемого периода характерен поиск путей, интеграции знаний, создания различных интегрированных курсов: "Экология и диалектика" (Л.В. Тарасов); "Физика и химия 5-6" (А.Б. Гуревич, Д.Л. Исаев, Л.С. Понток), "Естествознание 5-6" (под ред. И.Т. Суравегиной); "Естествознание 5-7" (под ред. А.Г. Хрнпковой) и др. Разработка различных вариантов учебных планов, альтернативных учебных программ, учебно-методических пособий, появление школ разного типа; гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предмета - позволили уйти от единообразия, в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности учащихся. К сожалению, вариативность учебных программ вызвала деструктивные процессы: исключение отдельных образовательных дисциплин, в том числе биологии, составляющих ядро общего образования, уменьшение количества часов преподавания биологии. Сложные социально-политические условия в стране привели к значительному ослаблению материальной базы школы, что не могло не сказаться на качестве знаний учащихся. В результате наблюдается падение их интереса к обучению, снижение воспитательной роли школы. Все это необходимо преодолеть, найти новые подходы для повышения уровня биологических знаний. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности... | Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования... Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология» | ||
1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01... | 1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 "Биология"... | ||
Курс биологии с экологией для стоматологического факультета мгмсу план-конспекты лекций ... | Конспекты лекций по дисциплине “Основы теории управления” Кафедра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса факультета естественных наук, направление подготовки 03. 01 «Биология... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 «Биология... | ||
1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 "Биология"... | Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология... | ||
Конспекты по тематике лекционных занятий и ответы по темам лекций По дисциплине «История психологии» для студентов третьего курса, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология» на 2011-2012... | Конспекты лекций темы лекций Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению... | ||
Конспекты лекций | Методические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса» Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл | ||
Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи» Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций |