МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно–технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.
“_______”____________________2011г
| рабочая программа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки
020400.62 – Биология Профиль подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011 Рецензент
преподаватель кафедры, врач высшей категории Груничева С.В.
Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» /сост. Е.В.Лёвкина – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 4 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ___________________Е.В.Лёвкина
12.04.11
© Лёвкина Е.В., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ,2011
Содержание
|
| с
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины............
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины ………………......…………….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..........................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.............................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы………………………….......................................
| 9
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….
| 9
| 5
| Образовательные технологии..................................................................
| 9
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………….
|
10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................
|
10
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……….....................
| 16
| 7.1
| Основная литература……………………………………….....................
| 16
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………….....
| 16
| 7.3
| Периодические издания.....…………………….…………......................
| 17
| 7.4
| Интернет-ресурсы.....................................................................................
| 17
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....
| 17
| 7.6
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..................................................................
|
17
| 7.7
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ................................................…….....
|
17
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............
| 17
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................
| 18
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: целями освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является изучение современных представлений о высшей нервной деятельности человека (о механизмах памяти, эмоциях и мотивациях, основных формах психической деятельности), типологических особенностях высшей нервной деятельности, механизмах формирования поведенческих реакций, системогенезе, особенностях психической деятельности человека, сне и сновидениях, кортиковисцеральных взаимоотношениях.
Задачами курса «Физиология высшей нервной деятельности» являются:
Формирование представлений:
о процессах, лежащих в основе функционирования центральной нервной системы;
о физиологических основах высшей нервной
деятельности - рефлексах;
о проявлениях высших психических функций.
Формирование знаний:
о структуре условного и безусловного рефлексов;
о классификации условных и безусловных рефлексов;
о физиологических особенностях типов высшей нервной
деятельности;
о структуре сенсорных систем;
о локализации функций в коре больших полушарий.
Уметь:
объяснить современные механизмы замыкания временной связи;
объяснить механизмы торможения условных рефлексов;
определять типы высшей нервной деятельности и типы психической деятельности;
исследовать основные функциональные показатели работы зрительного и слухового анализаторов.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Место дисциплины Биология размножения и развития в структуре ООП бакалавриата: базовая часть профессионального цикла Б.3.
Курс «Физиологии высшей нервной деятельности» является необходимым компонентом образования при формировании у студента естественнонаучного мышления в процессе обучения.
Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьного курса биологии, а также на знаниях и умениях, сформированных в ходе изучения дисциплин «Общая биология», «Цитология и гистология», «Биология человека с основами анатомии», «Физиология человека и животных».
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
валеология;
физическая культура;
биология размножения и развития;
антропология;
биофизика;
организм и среда;
экология человека;
методика преподавания биологии;
педагогика и психология.
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
общие свойства и функции внутренней среды организма;
нормальные функции всех систем организма и их органов;
нейрофизиологические механизмы функционирования сенсорных систем организма;
биоэлектрические явления в живых тканях организма.
Уметь:
проводить лабораторные исследования функций организма и компонентов его внутренней среды
Владеть:
понятийным аппаратом дисциплины;
методами работы с различными наглядными средствами при изучении строения организма;
информационными технологиями;
Приобрести опыт деятельности
исследовательской и аналитической работы по изучению высшей нервной деятельности и сенсорных систем человека и животных.
4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма
текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 1
| 1
| Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности.
| Развитие концепции рефлекса. Понятие о нервных центрах.
История развития представлений о высшей нервной деятельности человека и животных. Методы исследования высшей нервной и психической деятельности.
| Коллоквиум по модулю 1
| Модуль 2
| 2
| Формы поведения организма и память
| Врожденные формы деятельности организма. Приобретенные формы поведения: классификация условных рефлексов, их значение, стадии и механизмы образования. Торможение условных рефлексов. Понятие о формах научения. Общая характеристика различных видов памяти. Понятие о вспоминании и забывании. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.
| Тестирование
| 3
| Типы высшей нервной деятельности
| Понятие об основных типах высшей нервной деятельности человека и животных. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе. Типологические варианты личности людей.
| Тестирование
|
1
| 2
| 3
| 4
| 4
| Потребности, мотивации, эмоции
| Понятие о различных биологических, бытовых, социальных потребностях, а также о потребности свободы и исследования. Значение потребностей в формировании мотиваций. Роль критических периодов развития организма в формировании потребностей. Виды мотиваций и их характеристика. Эмоции как одна из форм психической деятельности. Классификация эмоций, их значение в жизнедеятельности организма.
| Коллоквиум по модулю 2
| Модуль 3
| 5
| Психическая деятельность
| Виды психической деятельности и ее электрофизиологические корреляты. Особенности психической деятельности человека: деятельность и мышлений, вторая сигнальная система, осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
| Коллоквиум по модулю 3
| Модуль 4
| 6
| Функциональное состояние организма
| Понятие о функциональном состоянии организма. Бодрствование и сон, их механизмы. Сновидения. Гипноз.
| Тестирование
| 7
| Организация поведенческих реакций
| Уровни интегративной деятельности мозга. Общие принципы функциональной организации рефлекторной дуги. Функциональная система поведенческого акта. Структуры мозга, регулирующие формирование поведенческого акта. Механизмы управления движением.
| Коллоквиум по модулю 4
| Модуль 5
| 8
| Физиология сенсорных систем
| Классификация сенсорных систем и их структурно-функциональная организация. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности.
Структурно-функциональная характеристика зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной, температурной, тактильной, вкусовой, обонятельной, ноцицептивной и интероцептивной сенсорных систем. Понятие о системном механизме восприятия.
| Коллоквиум по модулю 5
|
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), для студентов полного и сокращенного сроков обучения.
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| № семестра 4
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 36
| 36
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
| 18
| Самостоятельная работа:
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 24
| 24
| Контрольная работа (К)2
| -
| -
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
| 12
| 12
| Подготовка и сдача экзамена3
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре студентами полного и сокращенного сроков обучения №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности.
| 8
| 2
| -
| 6
| 2
| Формы поведения организма и память
| 9
| 2
| 4
| 3
| 3
| Типы высшей нервной деятельности
| 7
| 2
| 2
| 3
| 4
| Потребности, мотивации, эмоции
| 8
| 2
| -
| 6
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 5
| Психическая деятельность
| 11
| 2
| 6
| 3
| 6
| Функциональное состояние организма
| 8
| 2
| -
| 6
| 7
| Организация поведенческих реакций
| 8
| 2
| -
| 6
| 8
| Физиология сенсорных систем
| 13
| 4
| 6
| 3
|
| Итого
| 72
| 18
| 18
| 36
|
4.3 Лабораторные работы для студентов полного и сокращенного сроков обучения
№ ЛР
| № раздела
| Наименование лабораторных работ
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| Безусловные рефлексы. Инстинкты
| 2
| 2
| 2
| Условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.
| 2
| 3
| 3
| Физиологические основы типов ВНД человека и животных. Определение типа ВНД.
| 2
| 4
| 5
| Физиология коры больших полушарий.
| 2
| 5
| 5
| Высшие психические функции. Восприятие. Внимание. Мышление.
| 2
| 6
| 5
| Физиология памяти. Определение ведущего типа памяти.
| 2
| 7
| 8
| Физиология зрительного анализатора.
| 2
| 8
| 8
| Физиология слухового и вестибулярного анализаторов.
| 2
| 9
| 8
| Физиология обонятельного, вкусового анализаторов.
| 2
| Итого
|
| 18
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного и сокращенного сроков обучения
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Физиология высшей нервной и психической деятельности: история становления и развития.
| 6
| 4
| Потребности, мотивации, эмоции: физиология в мотивации активности. Инстинктивные побуждения к активности.
| 6
| 6
| Функциональное состояние организма: снотерапия, гипнотерапия.
| 6
| 8
| Организация поведенческих реакций: фенотипы и поведенческие реакции.
| 6
| Итого
| 24
|
5 Образовательные технологии В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, обучение в сотрудничестве, внутригрупповая дифференциация, метод малых групп, активизация творческой деятельности, подготовка письменных аналитических работ и рефератов.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: рефераты, компьютерные презентации, работа с электронным учебником «Открытая биология».
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Вид занятия
(Л, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
| Л
| Проблемная лекция: «Организация поведенческих реакций»
| 2
| Л
| Лекция-беседа: «Типы высшей нервной деятельности»
| 2
| Л
| Лекция-дискуссия: «Потребности, мотивации, эмоции»
| 2
| ЛР
| Обучение в сотрудничестве: «Физиологические основы типов ВНД человека и животных. Определение типа ВНД»
| 2
| ЛР
| Внутригрупповая дифференциация: «Физиология коры больших полушарий»
| 2
| ЛР
| Организация работы в малых группах: «Физиология памяти. Определение ведущего типа памяти.»
| 2
| Итого
| 12
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.
Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов сокращенного срока обучения является зачет. Он проводится по балльно-рейтинговой системе.
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине Раздел 1 Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности
Предмет и методы исследования в физиологии высшей нервной деятельности и поведения.
Принципы целостности и нервизма в учении Павлова.
Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе.
Классификация безусловных рефлексов.
Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости ).
Инстинкты.
Локализация функций в коре больших полушарий. Методы изучения локализации функций. Понятия о проекционных и ассоциативных зонах в коре больших полушарий.
Раздел 2 Формы поведения организма и память
Условный рефлекс, как универсальный приспособительный механизм в животном мире.
Физиологические основы и правила выработки условных рефлексов.
Стадии формирования условного рефлекса.
Классификация условных рефлексов.
Механизм замыкания условного рефлекса.
Торможение условных рефлексов.
Современные представления о механизмах замыкания временной связи. Формы научения.
Память, ее биологическое значение.
Классификация памяти.
Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.
Раздел 3 Типы высшей нервной деятельности
Основные положения учения И.П.Павлова о типах ВНД.
Типы ВНД животных.
Типы ВНД человека. Теория темпераментов.
Способы определения типологических свойств.
Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе.
Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.
Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств человека.
Раздел 4 Потребности, мотивации, эмоции
Понятие о биологических, бытовых, социальных потребностях человека.
Потребности ориентировочно-исследовательской деятельности человека и животных.
Роль критических периодов развития человека в формировании его потребностей.
Виды мотиваций и их характеристика.
Мотивация как доминанта.
Классификация эмоций.
Причины возникновения эмоций.
Значение эмоций в жизнедеятельности организма.
Раздел 5 Психическая деятельность
Виды психической деятельности.
Электрофизиологические корреляты психической деятельности.
Деятельность и мышление человека
Психическая деятельность и вторая сигнальная система.
Латерализация функций и психическая деятельность.
Протекание ВНД на уровнях подсознания и сознания.
Раздел 6 Функциональное состояние организма
Различные подходы к оценке функционального состояния организма.
Основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменениях функционального состояния.
Сон. Теория сна.
Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
Структура сна. Вегетативные сдвиги во время сна.
Оценка глубины сна.
Гипноз, его стадии. Гипнотерапия.
Раздел 7 Организация поведенческих реакций
Уровни интегративной деятельности мозга.
Особенности организации рефлекторного акта.
Функциональные системы поведенческого акта.
Роль отдельных структур мозга в формировании поведенческого акта.
Механизмы управления движением.
Раздел 8 Физиология сенсорных систем
Учение И.П. Павлова об анализаторах.
Структура анализатора.
Периферический и центральный анализ и синтез сигналов внешнего мира.
Структурно-функциональная организация и свойства зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, вкусового, интероцептивного, проприоцептивного, температурного и тактильного анализаторов.
Ноцицептивная сенсорная система.
Системный механизм восприятия.
Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний 1 Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе приспособительному поведению организма в окружающей среде и в обществе:
а) высшая нервная деятельность;
б) психическая деятельность;
в) психика;
г) сознание.
2 Идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов и протекающая только в период бодрствования:
а) высшая нервная деятельность;
б) психическая деятельность;
в) психика;
г) сознание.
3 Центр зрительного анализатора располагается:
а) в височной зоне коры;
б) в лобной зоне коры;
в) в затылочной зоне коры;
г) в мозжечке.
4 Адекватным раздражителем для вестибулярных рецепторов являются:
а) центробежное ускорение тела;
б) угловое ускорение тела;
в) прекращение вращения головой;
г) изменение положения тела в пространстве.
5 Проведите соответствие:
Область языка: Чувствительность:
1.Кончик А) к горькому
2.Края Б) к соленому
3.Корень В) к кислому
4.Края и кончик Г) к кислому и соленому
Д) к сладкому
6 Центр слухового анализатора располагается в:
а) затылочной доле коры;
б) в лобной доле коры;
в) в височной доле коры;
г) в предцентральной извилине.
7 Серое вещество мозга состоит из:
а) тел нейронов и их немиелинизированных отростков;
б) тел нейронов;
в) аксонов;
г) дендритов.
8 Толщина коры больших полушарий составляет:
а) 0,2 мм;
б) 2 см;
в) 1,5 – 5 мм;
г) 10 мм.
9 В состав коры входят следующие слои:
а) внутренняя зернистая пластина;
б) средняя зернистая пластина;
в) наружная зернистая пластина;
г) внутренняя пирамидальная пластина.
10 Проведите соответствие:
1)Кора постцентральной извилины А) речевой анализатор
2)Гиппокамп Б) проприоцептивная кожная
3)Лобная извилина чувствительность
4)Затылочная доля В) обонятельный анализатор
Г) зрительный анализатор
11 Кора больших полушарий это:
а) периферический отдел анализатора;
б) совокупность корковых концов анализаторов;
в) проводниковый отдел анализатора. Вопросы к зачету по дисциплине
Предмет и методы исследования в физиологии высшей нервной деятельности и поведения.
Принципы целостности и нервизма в учении Павлова.
Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе.
Классификация безусловных рефлексов.
Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости ).
Инстинкты.
Локализация функций в коре больших полушарий. Методы изучения локализации функций. Понятия о проекционных и ассоциативных зонах в коре больших полушарий.
Условный рефлекс, как универсальный приспособительный механизм в животном мире.
Физиологические основы и правила выработки условных рефлексов.
Стадии формирования условного рефлекса.
Классификация условных рефлексов.
Механизм замыкания условного рефлекса.
Торможение условных рефлексов.
Современные представления о механизмах замыкания временной связи. Формы научения.
Память, ее биологическое значение.
Классификация памяти.
Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.
Основные положения учения И.П.Павлова о типах ВНД.
Типы ВНД животных.
Типы ВНД человека. Теория темпераментов.
Способы определения типологических свойств.
Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе.
Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.
Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств человека.
Понятие о биологических, бытовых, социальных потребностях человека.
Потребности ориентировочно-исследовательской деятельности человека и животных.
Роль критических периодов развития человека в формировании его потребностей.
Виды мотиваций и их характеристика.
Мотивация как доминанта.
Классификация эмоций.
Причины возникновения эмоций.
Значение эмоций в жизнедеятельности организма.
Виды психической деятельности.
Электрофизиологические корреляты психической деятельности.
Деятельность и мышление человека
Психическая деятельность и вторая сигнальная система.
Латерализация функций и психическая деятельность.
Протекание ВНД на уровнях подсознания и сознания.
Различные подходы к оценке функционального состояния организма.
Основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменениях функционального состояния.
Сон. Теория сна.
Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
Структура сна. Вегетативные сдвиги во время сна.
Оценка глубины сна.
Гипноз, его стадии. Гипнотерапия.
Уровни интегративной деятельности мозга.
Особенности организации рефлекторного акта.
Функциональные системы поведенческого акта.
Роль отдельных структур мозга в формировании поведенческого акта.
Механизмы управления движением.
Учение И.П. Павлова об анализаторах.
Структура анализатора.
Периферический и центральный анализ и синтез сигналов внешнего мира.
Структурно-функциональная организация и свойства зрительного анализатора.
Структурно-функциональная организация и свойства слухового, вестибулярного анализаторов.
Структурно-функциональная организация и свойства обонятельного, вкусового анализаторов.
Структурно-функциональная организация и свойства интероцептивного, проприоцептивного анализаторов.
Структурно-функциональная организация и свойства температурного и тактильного анализаторов.
Ноцицептивная сенсорная система.
Системный механизм восприятия.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Издательский центр «Академия», 2007- ISBN 978-5-7695-2188-1.
Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов: учеб. для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М. : Юнити, 2009. - 464 с. - Глоссарий: с. 458-463 - ISBN 978-5-238-01540-8.
7.2 Дополнительная литература
Нормальная физиология: курс физиологии функциональных систем / под ред. К. В. Судакова. - М. : Мед. информ. агенство, 1999. - 718 с. - ISBN 5-89481-047-7.Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, М.: Медицина, 2003.
Дубынин, В.А. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для вузов / В. А. Дубынин. - М. : Дрофа, 2003. - 368 с. : ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 366-367. - ISBN 5-7107-6073-0.
Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова .- 4-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 480 с. - (Учебники и учебные пособия) - ISBN 5-222-00726-Х.
Коган, А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: учеб. для вузов / А. Б. Коган .- 2-е изд. - М. : Высш. шк., 1988. - 368 с. : ил. - ISBN 5-06-001444-4.
Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учеб. для студ. вузов / А. С. Батуев.- 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 317 с. : ил. - (Учебник для вузов). - Глоссарий: с. 312-316. - Библиогр.: с. 310-311. - ISBN 978-5-91180-842-6.
7.3 Периодические издания
Здоровье населения и среда обитания: информационный бюллетень: журнал. - М.
Биология : реферативный журнал: свод. том: в 12 ч. - М. : ВИНиТИ
7.4 Интернет-ресурсы
Методические указания к лабораторным занятиям
Алипов, Н.Н. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб.пособие/ Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев.- М.: Изд. цент «Академия», 2005.- 336с. -ISBN 5-7695-1607-0
Лёвкина Е.В. Методические указания к лабораторным занятиям по физиологии высшей нервной деятельности. БГТИ (ф) ОГУ, 2011
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Электронный учебник «Открытая биология», версия 2.5, 2003.
Тестирующая оболочка «Тестер»
Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения лабораторных занятий необходимы микроскопы, набор гистологических препаратов нервной ткани. Технические средства для изучения дисциплины: аппарат для изменения артериального давления, электронные весы, сантиметровая лента, часы, камертон, метроном, буквенные таблицы Анфимова, таблицы Головина-Сивцева.
ЛИСТ
согласования рабочей программы
Направление подготовки: 020400.62 Биология________________________________
код и наименование
Дисциплина: _______________Физиология высшей нервной деятельности_____________ Форма обучения: ______________________очная______________________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Учебный год ___2011-2012_________ РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ______биологии____________________
наименование кафедры
протокол № ________от "___" __________ 20__г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
_______биологии ______________________________Малахова М.С ____________
наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:
_________преподаватель________ ___________ ______Лёвкина Е.В._ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
____________________________ ___________ ___________________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой _____________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ______________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)
__________________020400.62 Биология ________________________ Малахова М.С ________
шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий библиотекой
__________________________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
|
Специалист НМО _____________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
|