Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»





Скачать 302.08 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»
Дата публикации30.12.2014
Размер302.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.



“_______”____________________2011г


рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профиль подготовки: биоэкология


Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011
Рецензент

преподаватель кафедры, врач высшей категории Груничева С.В.

Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» /сост. Е.В.Лёвкина – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.

Составитель ___________________Е.В.Лёвкина

12.04.11



© Лёвкина Е.В., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание








с

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины............

5

4

Содержание и структура дисциплины ………………......…………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

6

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

8

4.3

Лабораторные работы………………………….......................................

9

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

9

5

Образовательные технологии..................................................................

9

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………….


10

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................


10

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……….....................

16

7.1

Основная литература……………………………………….....................

16

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

16

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

17

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

17

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

17

7.6

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..................................................................


17

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ................................................…….....


17

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............

17




Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................

18


1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: целями освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является изучение современных представлений о высшей нервной деятельности человека (о механизмах памяти, эмоциях и мотивациях, основных формах психической деятельности), типологических особенностях высшей нервной деятельности, механизмах формирования поведенческих реакций, системогенезе, особенностях психической деятельности человека, сне и сновидениях, кортиковисцеральных взаимоотношениях.

Задачами курса «Физиология высшей нервной деятельности» являются:

Формирование представлений:

  • о процессах, лежащих в основе функционирования центральной нервной системы;

  • о физиологических основах высшей нервной

деятельности - рефлексах;

  • о проявлениях высших психических функций.

Формирование знаний:

  • о структуре условного и безусловного рефлексов;

  • о классификации условных и безусловных рефлексов;

  • о физиологических особенностях типов высшей нервной

деятельности;

  • о структуре сенсорных систем;

  • о локализации функций в коре больших полушарий.

Уметь:

  • объяснить современные механизмы замыкания временной связи;

  • объяснить механизмы торможения условных рефлексов;

  • определять типы высшей нервной деятельности и типы психической деятельности;

  • исследовать основные функциональные показатели работы зрительного и слухового анализаторов.



2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Место дисциплины Биология размножения и развития в структуре ООП бакалавриата: базовая часть профессионального цикла Б.3.

Курс «Физиологии высшей нервной деятельности» является необходимым компонентом образования при формировании у студента естественнонаучного мышления в процессе обуче­ния.

Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьного курса биологии, а также на знаниях и умениях, сформированных в ходе изучения дисциплин «Общая биология», «Цитология и гистология», «Биология человека с основами анатомии», «Физиология человека и животных».

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • валеология;

  • физическая культура;

  • биология размножения и развития;

  • антропология;

  • биофизика;

  • организм и среда;

  • экология человека;

  • методика преподавания биологии;

  • педагогика и психология.



3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • общие свойства и функции внутренней среды организма;

  • нормальные функции всех систем организма и их органов;

  • нейрофизиологические механизмы функционирования сенсорных систем организма;

  • биоэлектрические явления в живых тканях организма.

Уметь:

  • проводить лабораторные исследования функций организма и компонентов его внутренней среды

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • методами работы с различными наглядными средствами при изучении строения организма;

  • информационными технологиями;

Приобрести опыт деятельности

  • исследовательской и аналитической работы по изучению высшей нервной деятельности и сенсорных систем человека и животных.


4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма

текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1

1

Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности.

Развитие концепции рефлекса. Понятие о нервных центрах.

История развития представлений о высшей нервной деятельности человека и животных. Методы исследования высшей нервной и психической деятельности.


Коллоквиум по модулю 1

Модуль 2

2

Формы поведения организма и память

Врожденные формы деятельности организма. Приобретенные формы поведения: классификация условных рефлексов, их значение, стадии и механизмы образования. Торможение условных рефлексов. Понятие о формах научения. Общая характеристика различных видов памяти. Понятие о вспоминании и забывании. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.

Тестирование

3

Типы высшей нервной деятельности

Понятие об основных типах высшей нервной деятельности человека и животных. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе. Типологические варианты личности людей.

Тестирование


1

2

3

4

4

Потребности, мотивации, эмоции

Понятие о различных биологических, бытовых, социальных потребностях, а также о потребности свободы и исследования. Значение потребностей в формировании мотиваций. Роль критических периодов развития организма в формировании потребностей. Виды мотиваций и их характеристика. Эмоции как одна из форм психической деятельности. Классификация эмоций, их значение в жизнедеятельности организма.

Коллоквиум по модулю 2

Модуль 3

5

Психическая деятельность

Виды психической деятельности и ее электрофизиологические корреляты. Особенности психической деятельности человека: деятельность и мышлений, вторая сигнальная система, осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.

Коллоквиум по модулю 3

Модуль 4

6

Функциональное состояние организма

Понятие о функциональном состоянии организма. Бодрствование и сон, их механизмы. Сновидения. Гипноз.

Тестирование

7

Организация поведенческих реакций

Уровни интегративной деятельности мозга. Общие принципы функциональной организации рефлекторной дуги. Функциональная система поведенческого акта. Структуры мозга, регулирующие формирование поведенческого акта. Механизмы управления движением.

Коллоквиум по модулю 4

Модуль 5

8

Физиология сенсорных систем

Классификация сенсорных систем и их структурно-функциональная организация. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности.

Структурно-функциональная характеристика зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной, температурной, тактильной, вкусовой, обонятельной, ноцицептивной и интероцептивной сенсорных систем. Понятие о системном механизме восприятия.

Коллоквиум по модулю 5


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), для студентов полного и сокращенного сроков обучения.

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра 4

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

24

24

Контрольная работа (К)2

-

-

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

12

12

Подготовка и сдача экзамена3

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре студентами полного и сокращенного сроков обучения



раз-

дела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л



ЛР

1

2

3

4

5

6

1

Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности.

8

2

-

6

2

Формы поведения организма и память

9

2

4

3

3

Типы высшей нервной деятельности

7

2

2

3

4

Потребности, мотивации, эмоции

8

2

-

6




1

2

3

4

5

6

5

Психическая деятельность

11

2

6

3

6

Функциональное состояние организма

8

2

-

6

7

Организация поведенческих реакций

8

2

-

6

8

Физиология сенсорных систем

13

4

6

3




Итого

72

18

18

36


4.3 Лабораторные работы для студентов полного и сокращенного сроков обучения


№ ЛР

№ раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

2

Безусловные рефлексы. Инстинкты

2

2

2

Условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

2

3

3

Физиологические основы типов ВНД человека и животных. Определение типа ВНД.

2

4

5

Физиология коры больших полушарий.

2

5

5

Высшие психические функции. Восприятие. Внимание. Мышление.

2

6

5

Физиология памяти. Определение ведущего типа памяти.

2

7

8

Физиология зрительного анализатора.

2

8

8

Физиология слухового и вестибулярного анализаторов.

2

9

8

Физиология обонятельного, вкусового анализаторов.

2

Итого




18


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного и сокращенного сроков обучения




раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Физиология высшей нервной и психической деятельности: история становления и развития.

6

4

Потребности, мотивации, эмоции: физиология в мотивации активности. Инстинктивные побуждения к активности.

6

6

Функциональное состояние организма: снотерапия, гипнотерапия.

6

8

Организация поведенческих реакций: фенотипы и поведенческие реакции.

6

Итого

24


5 Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, обучение в сотрудничестве, внутригрупповая дифференциация, метод малых групп, активизация творческой деятельности, подготовка письменных аналитических работ и рефератов.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: рефераты, компьютерные презентации, работа с электронным учебником «Открытая биология».

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Вид занятия

(Л, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

Л

Проблемная лекция: «Организация поведенческих реакций»

2

Л

Лекция-беседа: «Типы высшей нервной деятельности»

2

Л

Лекция-дискуссия: «Потребности, мотивации, эмоции»

2

ЛР

Обучение в сотрудничестве: «Физиологические основы типов ВНД человека и животных. Определение типа ВНД»

2

ЛР

Внутригрупповая дифференциация: «Физиология коры больших полушарий»

2

ЛР

Организация работы в малых группах: «Физиология памяти. Определение ведущего типа памяти.»

2

Итого

12



6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.

Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов сокращенного срока обучения является зачет. Он проводится по балльно-рейтинговой системе.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине
Раздел 1 Введение в физиологию высшей нервной и психической деятельности

  1. Предмет и методы исследования в физиологии высшей нервной деятельности и поведения.

  2. Принципы целостности и нервизма в учении Павлова.

  3. Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе.

  4. Классификация безусловных рефлексов.

  5. Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости ).

  6. Инстинкты.

  7. Локализация функций в коре больших полушарий. Методы изучения локализации функций. Понятия о проекционных и ассоциативных зонах в коре больших полушарий.


Раздел 2 Формы поведения организма и память

  1. Условный рефлекс, как универсальный приспособительный механизм в животном мире.

  2. Физиологические основы и правила выработки условных рефлексов.

  3. Стадии формирования условного рефлекса.

  4. Классификация условных рефлексов.

  5. Механизм замыкания условного рефлекса.

  6. Торможение условных рефлексов.

  7. Современные представления о механизмах замыкания временной связи. Формы научения.

  8. Память, ее биологическое значение.

  9. Классификация памяти.

  10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.


Раздел 3 Типы высшей нервной деятельности

  1. Основные положения учения И.П.Павлова о типах ВНД.

  2. Типы ВНД животных.

  3. Типы ВНД человека. Теория темпераментов.

  4. Способы определения типологических свойств.

  5. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе.

  6. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.

  7. Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств человека.



Раздел 4 Потребности, мотивации, эмоции

  1. Понятие о биологических, бытовых, социальных потребностях человека.

  2. Потребности ориентировочно-исследовательской деятельности человека и животных.

  3. Роль критических периодов развития человека в формировании его потребностей.

  4. Виды мотиваций и их характеристика.

  5. Мотивация как доминанта.

  6. Классификация эмоций.

  7. Причины возникновения эмоций.

  8. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.


Раздел 5 Психическая деятельность

  1. Виды психической деятельности.

  2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.

  3. Деятельность и мышление человека

  4. Психическая деятельность и вторая сигнальная система.

  5. Латерализация функций и психическая деятельность.

  6. Протекание ВНД на уровнях подсознания и сознания.



Раздел 6 Функциональное состояние организма

  1. Различные подходы к оценке функционального состояния организма.

  2. Основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменениях функционального состояния.

  3. Сон. Теория сна.

  4. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  5. Структура сна. Вегетативные сдвиги во время сна.

  6. Оценка глубины сна.

  7. Гипноз, его стадии. Гипнотерапия.


Раздел 7 Организация поведенческих реакций

  1. Уровни интегративной деятельности мозга.

  2. Особенности организации рефлекторного акта.

  3. Функциональные системы поведенческого акта.

  4. Роль отдельных структур мозга в формировании поведенческого акта.

  5. Механизмы управления движением.


Раздел 8 Физиология сенсорных систем

  1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

  2. Структура анализатора.

  3. Периферический и центральный анализ и синтез сигналов внешнего мира.

  4. Структурно-функциональная организация и свойства зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, вкусового, интероцептивного, проприоцептивного, температурного и тактильного анализаторов.

  5. Ноцицептивная сенсорная система.

  6. Системный механизм восприятия.

Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний
1 Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе приспособительному поведению организма в окружающей среде и в обществе:

а) высшая нервная деятельность;

б) психическая деятельность;

в) психика;

г) сознание.

2 Идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов и протекающая только в период бодрствования:

а) высшая нервная деятельность;

б) психическая деятельность;

в) психика;

г) сознание.

3 Центр зрительного анализатора располагается:

а) в височной зоне коры;

б) в лобной зоне коры;

в) в затылочной зоне коры;

г) в мозжечке.

4 Адекватным раздражителем для вестибулярных рецепторов являются:

а) центробежное ускорение тела;

б) угловое ускорение тела;

в) прекращение вращения головой;

г) изменение положения тела в пространстве.

5 Проведите соответствие:

Область языка: Чувствительность:

1.Кончик А) к горькому

2.Края Б) к соленому

3.Корень В) к кислому

4.Края и кончик Г) к кислому и соленому

Д) к сладкому

6 Центр слухового анализатора располагается в:

а) затылочной доле коры;

б) в лобной доле коры;

в) в височной доле коры;

г) в предцентральной извилине.

7 Серое вещество мозга состоит из:

а) тел нейронов и их немиелинизированных отростков;

б) тел нейронов;

в) аксонов;

г) дендритов.

8 Толщина коры больших полушарий составляет:

а) 0,2 мм;

б) 2 см;

в) 1,5 – 5 мм;

г) 10 мм.

9 В состав коры входят следующие слои:

а) внутренняя зернистая пластина;

б) средняя зернистая пластина;

в) наружная зернистая пластина;

г) внутренняя пирамидальная пластина.

10 Проведите соответствие:

1)Кора постцентральной извилины А) речевой анализатор

2)Гиппокамп Б) проприоцептивная кожная

3)Лобная извилина чувствительность

4)Затылочная доля В) обонятельный анализатор

Г) зрительный анализатор

11 Кора больших полушарий это:

а) периферический отдел анализатора;

б) совокупность корковых концов анализаторов;

в) проводниковый отдел анализатора.
Вопросы к зачету по дисциплине

  1. Предмет и методы исследования в физиологии высшей нервной деятельности и поведения.

  2. Принципы целостности и нервизма в учении Павлова.

  3. Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе.

  4. Классификация безусловных рефлексов.

  5. Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости ).

  6. Инстинкты.

  7. Локализация функций в коре больших полушарий. Методы изучения локализации функций. Понятия о проекционных и ассоциативных зонах в коре больших полушарий.

  8. Условный рефлекс, как универсальный приспособительный механизм в животном мире.

  9. Физиологические основы и правила выработки условных рефлексов.

  10. Стадии формирования условного рефлекса.

  11. Классификация условных рефлексов.

  12. Механизм замыкания условного рефлекса.

  13. Торможение условных рефлексов.

  14. Современные представления о механизмах замыкания временной связи. Формы научения.

  15. Память, ее биологическое значение.

  16. Классификация памяти.

  17. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти.

  18. Основные положения учения И.П.Павлова о типах ВНД.

  19. Типы ВНД животных.

  20. Типы ВНД человека. Теория темпераментов.

  21. Способы определения типологических свойств.

  22. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе.

  23. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.

  24. Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств человека.

  25. Понятие о биологических, бытовых, социальных потребностях человека.

  26. Потребности ориентировочно-исследовательской деятельности человека и животных.

  27. Роль критических периодов развития человека в формировании его потребностей.

  28. Виды мотиваций и их характеристика.

  29. Мотивация как доминанта.

  30. Классификация эмоций.

  31. Причины возникновения эмоций.

  32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

  33. Виды психической деятельности.

  34. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.

  35. Деятельность и мышление человека

  36. Психическая деятельность и вторая сигнальная система.

  37. Латерализация функций и психическая деятельность.

  38. Протекание ВНД на уровнях подсознания и сознания.

  39. Различные подходы к оценке функционального состояния организма.

  40. Основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменениях функционального состояния.

  41. Сон. Теория сна.

  42. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  43. Структура сна. Вегетативные сдвиги во время сна.

  44. Оценка глубины сна.

  45. Гипноз, его стадии. Гипнотерапия.

  46. Уровни интегративной деятельности мозга.

  47. Особенности организации рефлекторного акта.

  48. Функциональные системы поведенческого акта.

  49. Роль отдельных структур мозга в формировании поведенческого акта.

  50. Механизмы управления движением.

  51. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

  52. Структура анализатора.

  53. Периферический и центральный анализ и синтез сигналов внешнего мира.

  54. Структурно-функциональная организация и свойства зрительного анализатора.

  55. Структурно-функциональная организация и свойства слухового, вестибулярного анализаторов.

  56. Структурно-функциональная организация и свойства обонятельного, вкусового анализаторов.

  57. Структурно-функциональная организация и свойства интероцептивного, проприоцептивного анализаторов.

  58. Структурно-функциональная организация и свойства температурного и тактильного анализаторов.

  59. Ноцицептивная сенсорная система.

  60. Системный механизм восприятия.


7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины


          1. 7.1 Основная литература




  • Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Издательский центр «Академия», 2007- ISBN 978-5-7695-2188-1.

  • Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов: учеб. для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М. : Юнити, 2009. - 464 с. - Глоссарий: с. 458-463 - ISBN 978-5-238-01540-8.




    1. 7.2 Дополнительная литература




  • Нормальная физиология: курс физиологии функциональных систем / под ред. К. В. Судакова. - М. : Мед. информ. агенство, 1999. - 718 с. - ISBN 5-89481-047-7.Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, М.: Медицина, 2003.

  •  Дубынин, В.А. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для вузов / В. А. Дубынин. - М. : Дрофа, 2003. - 368 с. : ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 366-367. - ISBN 5-7107-6073-0.

  • Данилова, Н. Н.     Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова .- 4-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 480 с. - (Учебники и учебные пособия) - ISBN 5-222-00726-Х.

  • Коган, А. Б.   Основы физиологии высшей нервной деятельности: учеб. для вузов / А. Б. Коган .- 2-е изд. - М. : Высш. шк., 1988. - 368 с. : ил. - ISBN 5-06-001444-4.

  • Батуев, А. С.  Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учеб. для студ. вузов / А. С. Батуев.- 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 317 с. : ил. - (Учебник для вузов). - Глоссарий: с. 312-316. - Библиогр.: с. 310-311. - ISBN 978-5-91180-842-6.



    1. 7.3 Периодические издания




  • Здоровье населения и среда обитания: информационный бюллетень: журнал. - М.

  • Биология : реферативный журнал: свод. том: в 12 ч. - М. : ВИНиТИ




    1. 7.4 Интернет-ресурсы




    • Электронная книга. Режим доступа - http://books4study.biz/c16

    • Электронная книга. Режим доступа - www.znanie-sila.ru

    • Электронная книга. Режим доступа - distedu.ru/edu4/index.php

    • Электронная книга. Режим доступа - URL: Электронная книга. Режим доступа - www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781917

    • Электронная книга. Режим доступа - http://video.yandex.ru/#search?text




    1. Методические указания к лабораторным занятиям




  • Алипов, Н.Н. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб.пособие/ Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев.- М.: Изд. цент «Академия», 2005.- 336с. -ISBN 5-7695-1607-0

  • Лёвкина Е.В. Методические указания к лабораторным занятиям по физиологии высшей нервной деятельности. БГТИ (ф) ОГУ, 2011




    1. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий




    • Электронный учебник «Открытая биология», версия 2.5, 2003.

    • Тестирующая оболочка «Тестер»

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лабораторных занятий необходимы микроскопы, набор гистологических препаратов нервной ткани. Технические средства для изучения дисциплины: аппарат для изменения артериального давления, электронные весы, сантиметровая лента, часы, камертон, метроном, буквенные таблицы Анфимова, таблицы Головина-Сивцева.

ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 020400.62 Биология________________________________

код и наименование

Дисциплина: _______________Физиология высшей нервной деятельности_____________
Форма обучения: ______________________очная______________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ___2011-2012_________
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ______биологии____________________

наименование кафедры

протокол № ________от "___" __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_______биологии ______________________________Малахова М.С ____________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_________преподаватель________ ___________ ______Лёвкина Е.В._ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _____________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ______________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)

__________________020400.62 Биология ________________________ Малахова М.С ________

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий библиотекой

__________________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Специалист НМО _____________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата



1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)

2 Только для заочной формы обучения

3 При наличии экзамена по дисциплине


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconРабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconК рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной...
Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconАннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей...
Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 Физиология высшей нервной
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных...
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconФизиология высшей нервной деятельности
Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconФизиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, 2001. (библиотека нф мгэи)
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа»
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»
Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств....
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconРабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль...
Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconКурс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconПсихология
Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск