Скачать 254.53 Kb.
|
Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ ___________________________ _____________________________ «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ____________Биология____________________________ По направлению подготовки_____060103_Педиатрия________________ Курс _______________________________I__________________________ Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)______экзамен________ Кафедра ______медицинской биологии и генетики___________________ Трудоемкость дисциплины __216_(час.)/__6_(зач. ед.) Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины. Современная биология является основополагающей наукой в единой системе знаний о природе и человеке. Она дает научное обоснование биосоциальной сущности человека, его места и значения в органическом мире Земли. Возрастающая необходимость изучения биологических предпосылок жизнедеятельности человека в современных условиях для решения актуальных задач здравоохранения определяет значение биологии как фундаментальной дисциплины в системе медицинского образования. Особенность преподавания биологии в медицинском вузе состоит в том, что в центре внимания находится человек, включенный в систему природы. Учитывая специфику педиатрического факультета акцент в преподавании биологии делается на изучение: 1) роли генетических и средовых факторов в нарушении морфогенеза; 2) генетических механизмов молекулярных наследственных заболеваний, имеющих преимущественное проявление в детском возрасте; 3) возбудителей и эпидемиологии паразитарных болезней, поражающих преимущественно детское население; 4) влияние генетических и средовых факторов на рост и развитие детей в ранний постнатальный период онтогенеза. Формирование у будущих врачей эволюционного подхода к пониманию биологии человека. Цель преподавания дисциплины. Формирование генетического мышления и генетического подхода к изучению биологического наследства человека как основы представлений об онтогенетических и филогенетических предпосылках морфофункциональной организации организма человека и врожденных пороках развития у детей. Полученные знания будут способствовать формированию клинического мышления. Формирование экологического мышления, основой которого является познание общих законов взаимоотношений человека с природой. Формирование активной позиции в отношении охраны природы будет способствовать сохранению генофонда человека и увеличению продолжительности жизни в современных условиях. Получение знания о биологическом наследстве человека являются основой представлений об онтогенетических и филогенетических предпосылках морфофункциональной организации организма человека и врожденных пороков развития, будут способствовать формированию клинического мышления. Познание общих законов взаимоотношения биосферы и человечества является основой экологического мышления и активной позиции врача в решении проблемы сохранения жизни на Земле. Задачами преподавания биологии как целостной дисциплины являются: 1. Изучение фундаментальных свойств живого на всех уровнях организации живых систем в логической последовательности как предпосылки жизнедеятельности человека. 2. Изучение биологических основ жизнедеятельности организма человека (протекания онтогенеза, наследственности, изменчивости, репродукции) с целью разграничения нормы и патологии в развитии. 3. Изучения взаимоотношений организмов со средой их обитания на уровне особей, популяций, биоценозов, биосферы как основы экологии человека и медицинской экологии. 4. Изучение взаимоотношений человека со средой его жизни, в их числе: а) паразитизма как экологического феномена, особенностей строения и жизненных циклов паразитов человека, как основы формирования представлений об экологических болезнях. б) влияния абиотических факторов среды на организм человека как основы формирования представлений об экологической изменчивости и адаптивных типах людей. 2.Место дисциплины в структуре ООП. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060103 «Педиатрия», входящая в цикл математических и естественно – научных дисциплин. Для более быстрого усвоения курса необходим упор на знания, полученные студентами в средней школе, а именно:
Биология тесно связана с целым рядом медико-биологических дисциплин:
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь: 1. Пользоваться световым биологическим микроскопом и другими оптическими приборами при изучении биологических объектов. 2. Готовить микропрепараты из биологических объектов. 3. Читать готовые микропрепараты и зарисовывать их под микроскопом. 4. Идентифицировать разные типы клеток растительных и животных организмов и прокариот. 5.Расшифровывать микрофотограммы структурных компонентов эукариотической клетки. 6. Решать ситуационные задачи на моделирование потока информации в клетке, на моделирование законов генетики. 7. Проводить цитодиагностику хромосомных болезней человека (кариологический анализ и анализ полового хроматина). 8. Производить расчет степени генетического риска наследственной патологии с использованием клинико-генеалогического метода. 9. Производить оценку относительной роли генетического и средового факторов в развитии мультифакториальных заболеваний с использованием близнецового метода. 10. Проводить прогнозирование в распространении генетически вредных аллелей и наследственных заболеваний в популяциях человека с использованием популяционно-статистического метода. 11.Идентифицировать паразитических представителей Простейших, типов Плоских, Круглых червей, Членистоногих, являющихся возбудителями и переносчиками заболеваний человека и животных. 12. Проводить лабораторную диагностику гельминтозов с использованием качественных методов исследования. 13.Решать ситуационные задачи на моделирование эпидемиологического процесса при паразитарных заболеваниях. 14. Работать со справочной и научной литературой. владеть: 1. Техникой приготовления временных микропрепаратов из биологических объектов, микроскопирования микропрепаратов 2. Методикой составления идиограмм кариотипа человека, методикой составления и анализа родословных по моногенным признакам (болезням) 3. Методикой расчета генетического риска у ребенка на основании типа и характера наследственного заболевания. 4. Гельминтоовоскопическими методами диагностики. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины.
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий.
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
8. Формы контроля. 8.1. Формы текущего контроля. Темы рефератов:
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен). Этапы проведения экзамена. 1. Этап - практический (диагностика препарата, решение задачи). 2. Этап – теоретический (экзаменационные билеты). 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 9.1. Основная литература.
9.2. Дополнительная литература. 1. Диагностика наследственных болезней (методическое пособие для студентов), Архангельск, 2000. 2.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. Минск, «Вышейшая школа», 2003 3. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Карпов И.А. Основы общей и медицинской паразитологии. – Ростов н/Д, 2002. 4 Методические указания к практическим занятиям по паразитологии. – Архангельск, 2002. 5. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. – М., 2003 6. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: М., «Высшая школа»,1989, Методическая литература. 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы. http://medicalplanet.su/genetica/2.html http://biochemistry.ru/biohimija_severina/B5873Part25-141.html http://antropogenez.ru/catalog/ http://www.sivatherium.narod.ru/library/Fridman/glava_04.htm http://lib.usu.ru/rus/news/2011/11/01/2326 http://www.rsl.ru http://195.178.196.201/index.html http://www.scsml.rssi.ru http://www.rsl.ru http://www.biomednet.com/library http://www.aonb.ru 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор с ноутбуком, слайдоскопы, микроскопы «Биолам», ХSP -102В. Наглядные пособия: 1.Таблицы: «Строение прокариотической клетки», «Строение эукариотической клетки», «Классификация форм размножения», «Гаметогенез», «Яйцеклетка», «Типы яиц», «Сперматозоид», «Митотический цикл», «Митоз», «Мейоз». Раздаточный материал (схемы): митотический цикл, мейоз. 2. Таблицы: «Строение ДНК», «Репликация ДНК», «Этапы реализации генетической информации». Раздаточный материал: рисунки ДНК, т-РНК, и-РНК, свойства генетического кода, биохимический код. Наборы задач на моделирование этапов реализации генетической информации» 3.Таблицы: «Генетический аппарат клетки», «Кариотип человека», «Денверская номенклатура», «Строение метафазной хромосомы», мультимедийная презентация «Генетический аппарат эукариотической клетки».
Раздаточный материал: «Уровни мутационного процесса», «Медицинские последствия мутагенеза». 5. Таблицы: «Периодизация онтогенеза», «Основные события пренатального онтогенеза», «Зависимость дробления от типа яйцеклетки», «Типы бластул», «Способы гаструляции», «Способы образования мезодермы», «Гомология зародышевых листков», «Ценогенезы, провизорные органы», «Варианты определения пола». 6.Таблицы – схемы на различные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, наследование групп крови по системе АВО (Н), типы наследования моногенных признаков у человека, сцепленное наследование, раздаточный материал на наследование групп крови по системе АВО (Н). Наборы задач. 7. Паразитизм и паразитарные заболевания человека. Таблицы: «Классификация паразитизма», «Способы инвазирования паразитами хозяев», «Эпидемиологическая классификация инвазий по ВОЗ», «Эпидемиологическая классификация гельминтозов», «Лабораторная диагностика гельминтозов», «Яйца гельминтов», «Типы очагов», «Систематика простейших», «Систематика типов плоские и круглые черви», «Систематика членистоногих», «Эпидемиологическая классификация насекомых». Таблицы по морфологии и жизненному циклу важнейших простейших, имеющих медицинское значение: лямблия, урогенитальная трихомонада, дизентерийная амёба, малярийный плазмодий, токсоплазма. Микропрепараты этих же простейших. Таблицы по морфологии и жизненному циклу гельминтов, имеющих наибольшее медицинское значение: кошачий сосальщик, эхинококк, альвеококк, широкий лентец, бычий и свиной цепни, аскарида человеческая, острица детская, власоглав, трихинелла. Микропрепараты этих же гельминтов, их яйца. Влажные макропрепараты: самец и самка аскариды человеческой, широкий лентец, эхинококковый пузырь в лёгком оленя, эхинококковый пузырь в печени человека. Таблицы по морфологии и жизненному циклу клещей и насекомых, имеющих наибольшее медицинское значение. Микропрепараты клещей родов Ixodes и Dermaсentor на всех стадиях онтогенеза. Микропрепараты бытовых насекомых (клопы, вши, блохи, тараканы). Микропрепараты головок самок и самцов, крыла, личинок, куколок и яиц обыкновенного и малярийного комаров. Автор:
Рецензент (ы):
|
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий... | ||
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,... | ||
Программа Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по... |