Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 254.74 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Дата публикации13.01.2015
Размер254.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2013 г.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Кыров Д.Н./

«______»___________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ____________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии, протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы

Института биологии _____________/Киприна Н.И./

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Кыров Д.Н.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013
Кыров Д.Н. Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Кыров Д. Н. 2013.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: освещение физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности человека, при адаптации к природно-климатическим или психосоциальным условиям жизнедеятельности.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с психофизиологической адаптацией человека, механизмами формирования адаптации, обсудить психофизиологические, психологические, и биохимические пути выработки адаптации человека, изучить методы функциональной диагностики психофизиологической адаптации.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М2.дисциплина по выбору.

Содержание дисциплины: механизмы психофизиологической адаптации; основы психофизиологической диагностики адаптации на примере эмоционально-потребностной сферы человека.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Возрастные особенности ВНД человека, Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды, Физиология экстремальных состояний, Элементы общей патологии и патофизиологии.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности, Экологическая физиология
    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекц., практ., сем., лабор.)

Оценочные сред (тесты, твор. раб., проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-11

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы)

Знает:

Принципы организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии на начальном уровне

Принципы организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии на базовом уровне

Принципы организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии на высоком уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре

Умеет:

Реализовывать профессиональные мероприятия по экологии и физиологии на начальном уровне

Реализовывать профессиональные мероприятия по экологии и физиологии на базовом уровне

Реализовывать профессиональные мероприятия по экологии и физиологии на высоком уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре

Владеет:

Навыками организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии человека на начальном уровне

Навыками организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии человека на базовом уровне

Навыками организации профессиональных мероприятий по экологии и физиологии человека на высоком уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре

ПК-13

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации

Знает:

Принципы применения компьютерных технологий в решении научно-исследовательских задач на минимальном уровне

Принципы применения компьютерных технологий в решении научно-исследовательских задач на базовом уровне

Принципы применения компьютерных технологий в решении научно-исследовательских задач на высоком уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре

Умеет:

Применять компьютерные технологии в профессиональной деятельности для сбора и анализа информации на минимальном уровне

Применять компьютерные технологии в профессиональной деятельности для сбора и анализа информации на базовом уровне

Применять компьютерные технологии в профессиональной деятельности для сбора и анализа информации на повышенном уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре

Владеет:

Компьютерными технологиями в решении задач профессиональной деятельности и обработке биологической информации на минимальном уровне

Компьютерными технологиями в решении задач профессиональной деятельности и обработке биологической информации на базовом уровне

Компьютерными технологиями в решении задач профессиональной деятельности и обработке биологической информации на повышенном уровне

практические занятия

реферат, ответы на семинаре


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-11, ПК-13.

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    базовые представления об нейрофизиологических и психофизиологических механизмах формирования адаптации у человека

    основные аспекты психофизиологической диагностики состояния адаптации

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по нейрофизиологии и психофизиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    Методами, используемыми для диагностики факторов регуляции механизмов адаптации на примере эмоциональной и потребностной сфере человека, методами первичной коррекции нарушений. Навыками научной дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу или 36 часов



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



Тема

Недели сем.

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в часах

Формы контроля

Лекции

Семинарск. (практич) занятия

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

8

9

1

Общебиологические закономерности адаптации

1-2




2

3

1




2

Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека

3-4




2

3

1




3

Альтернативные функциональные состояния и адаптация

5-6




2

3

1




4

Психофизиология стресса

7-8




2

3

2




5

Диагностика эмоционального состояния

9-10




2

3

1




6

Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы

11-12




2

3

1




7

Возрастные особенности адаптации

13-14




3

3

3

реферат

Итого (часов)







15

21




зачет

Из них в интерактивной форме







10




10





Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Обязательные

Дополнительные

1

Общебиологические закономерности адаптации

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1-2

1

2

Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

3-4

1

3

Альтернативные функциональные состояния и адаптация

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

5-6

1

4

Психофизиология стресса

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

7-8

2

6

Диагностика эмоционального состояния

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

9-10

1

6

Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

11-12

1

7

Возрастные особенности адаптации

Подготовка рефератов по теме. Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме, подготовка к научной дискуссии

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы Составление презентации (по выбору)

13-14

3




ИТОГО

21




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Возрастные особенности ВНД человека

+

+




+




+




3

Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды

+




+




+

+




4

Физиология экстремальных состояний




+

+







+

+

5

Элементы общей патологии и патофизиологии




+

+

+




+







  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации. Понятие адаптации. Этапы приспособительного процесса. Срочная и долговременная адаптация. Совершенная и несовершенная, специфическая и неспецифическая адаптация. Условия перехода от одного этапа адаптации к другому. Физиологические и психологические изменения в ходе приспособительного процесса. Афферентная и эфферентная генерализация. Переход к специализации защитных механизмов. Понятие функциональной системы по П.К. Анохину. Основы системного подхода к адаптационному процессу. Схема организации функциональной системы. Типы и уровни сложности функциональных систем. Этапы функциональной системы. Афферентный синтез. Акцептор результатов действия. Действие и обратная связь. Вклад различных функциональных систем в процесс адаптации. Понятие «системного структурного следа». Вклад сердечно-сосудистой и дыхательной систем в приспособительный процесс. Динамика показателей системы крови. Эндокринная регуляция адаптации. Характеристика свойств нервной системы в контексте стратегий адаптации. Психофизиологический паттерн функционального состояния.

Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека. Подходы к определению функциональных состояний. Комплексный, эргономический и психофизиологический подход. Бодрствование. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Понятие модулирующих систем мозга. Регуляция функционального состояния на уровне целого мозга. ЭЭГ показатели бодрствования. Психофизиология сна. Значение сна в приспособительном процессе. Виды сна. Стадии сна и их ЭЭГ характеристика. Феномен стадии быстрых движений глаз. Физиологические изменения во время сна. Потребность во сне и его нарушения. Теории сна. Связь сна с продолжительностью жизни. Необходимость сна для поддержания адекватного уровня регуляции функционального состояния.

Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация. Медитация и гипноз. Медитация. Физиологические корреляты медитации. Сходство и различия ЭЭГ характеристик сна и медитации. Межполушарная асимметрия и медитация. Медитативные техники саморегуляции функционального состояния. Определение гипнотического состояния. ЭЭГ характеристики гипноза. Значение деятельности различных структур мозга в реализации альтернативных состояний.

Тема 4. Психофизиология стресса. Значение стресса для организма. Определение стресса по Г. Селье. Перечень явлений, определяемых как стресс. Виды стресса. Стадии стрессорной реакции. Стратегии выхода из стресса. Вклад вегетативной нервной системы в реализацию стресс-реакции организма. Позитивное и негативное действие стресса. Необходимость стресса для адаптационного процесса.

Тема 5. Диагностика эмоционального состояния. Вариационная ритмография сердечной деятельности. Электрическая проводимость кожи (активациометрия). ЭЭГ исследования эмоционального состояния. Метод цветового предпочтения М. Люшера. Проективная методика «Дом – Дерево – Человек». Тест самочувствие, активность, настроение – САН. Тест MMPI/ Hand – тест. Определение «детектора лжи».

Тема 6. Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы. Уровень умственной работоспособности как один из основных показателей успешной адаптации и функционального состояния ЦНС. Корректурные пробы. Тест Э. Ландольта. Количественные и качественные показатели умственной работоспособности. Определение минимальных мозговых дисфункций методом Тулуз-Пьерона.

Тема 7. Возрастные особенности адаптации. Общие онтогенетические закономерности развития ребенка. Формирование центральных и автономных контуров регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в онтогенезе. Рефлекторная деятельность как показатель успешности адаптации ребенка.

  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации.

  1. Рефлексометрия

  2. Схемы функциональных систем

  3. Регуляция адаптации

Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека.

  1. Диагностика активности

  2. Физиология сна-бодрствования

  3. Диагностика типа биоцикла сна

Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация

1. Методы релаксации

2. Экспериментальное применение гипноза

3. Изменения активности мозга при альтернативных функциональных состояниях

Тема 4. Психофизиология стресса

  1. Эксперименты по развитию и оценке стресс-реакции

  2. Обсуждение экспериментов с людьми при состоянии стресса

  3. Адаптация и стресс

Тема 5. Диагностика эмоционального состояния

  1. Визуально-ассоциативная оценка эмоционального состояния

  2. Тест Люшера как метод оценки тревожности

  3. Hand-test

  4. Методика дом-дерево-человек

Тема 6. Электрофизиологические методы исследования эмоциональных состояний

1. ЭЭГ при различных эмоциональных состояниях

2. Активациометрия как метод диагностики межполушарной ассиметрии эмоций и психофизиологического состояния человека

Тема 7. Возрастные особенности адаптации

  1. Рефераты по заданной теме

  2. Научная дискуссия




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка реферата по теме

Тема 9 тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

Реферат

6

Подготовка к научной дискуссии «Возрастные особенности психофизиологической адаптации»

В рамках темы 7 проводиться дискуссия об оценке механизмов адаптации человека на разных этапах возрастной периодизации.

ответ на семинаре

Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Примерные темы рефератов

1. Этапы адаптационного процесса.

2. Межполушарные взаимодействия.

3. Теории сна.

4. Альтернативные функциональные состояния человека.

5. Особенности отдельных форм пограничных психических состояний.

6. Методы снижения риска дезадаптации.

7. Основные эмоциональные состояния человека.

8. Методы диагностики умственной работоспособности.

9. Психофизиологические особенности детей 3 и 7 лет.

10. Причины девиантного поведения подростков.
Вопросы к зачету

1. Понятие адаптации: этапы, виды, уровни.

2. Физиологические изменения в ходе приспособительного процесса.

3. Понятие о функциональной системе. Схема организации функциональной системы.

4. Роль ЦНС в реализации адаптационного процесса.

5. Динамика показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем в процессе адаптации.

6. Функциональные состояния человека.

7. Психофизиология бодрствования.

8. Психофизиология сна.

9. Психическая адаптация.

10. Основные формы пограничных психических расстройств.

11. Причины и закономерности возникновения эмоционально-стрессовых состояний.

12. ЭЭГ исследования в психофизиологии.

13. Способы саморегуляции психического состояния.

14. Методы диагностики эмоционального состояния.

15. Умственная работоспособность как показатель успешной адаптации.

16. Возрастные особенности адаптации.

17. Поведенческие признаки адаптации и дезадаптации ребенка к ДОУ.

18. Условия психосоциальной адаптации ребенка к ДОУ.

19. Кризис 3 лет.

20. Кризис 7 лет.

21. Эмоциональная готовность к обучению. Пути снижения риска дезадаптации.

22. Психофизиологические особенности подростка. Профилактика девиантного поведения.


  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы,

интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему «Возрастные особенности психофизиологической адаптации»


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

  1. Психофизиология/ ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2012. - 464 с. Гриф МО

  2. Данилова, Н. Н. Психофизиология: - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 368 с. Гриф УМО


9.2. Дополнительная литература:

  1. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Академия, 2008. – 528 с. Гриф УМО

  2. Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. – Л.: Медицина, 1978. - 271 с

  3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. - 576 с.

  4. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 288 с.

  5. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. - 267 с


9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.gov

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. В институте биологии имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории. Лабораторный кабинет для проведения ЭЭГ исследования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск