Скачать 254.74 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 2013 г. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________/Кыров Д.Н./ «______»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ____________________/Соловьев В.С./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии, протокол №2 от «31»октября 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологииКафедра анатомии и физиологии человека и животныхКыров Д.Н. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2013 Кыров Д.Н. Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2013. © Кыров Д. Н. 2013. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель: освещение физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности человека, при адаптации к природно-климатическим или психосоциальным условиям жизнедеятельности. Задачи: изучить основные понятия, связанные с психофизиологической адаптацией человека, механизмами формирования адаптации, обсудить психофизиологические, психологические, и биохимические пути выработки адаптации человека, изучить методы функциональной диагностики психофизиологической адаптации.
Цикл М2.дисциплина по выбору. Содержание дисциплины: механизмы психофизиологической адаптации; основы психофизиологической диагностики адаптации на примере эмоционально-потребностной сферы человека. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Возрастные особенности ВНД человека, Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды, Физиология экстремальных состояний, Элементы общей патологии и патофизиологии. В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности, Экологическая физиология
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-11, ПК-13. умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11); самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13) В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: базовые представления об нейрофизиологических и психофизиологических механизмах формирования адаптации у человека основные аспекты психофизиологической диагностики состояния адаптации Уметь: Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по нейрофизиологии и психофизиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований Владеть: Методами, используемыми для диагностики факторов регуляции механизмов адаптации на примере эмоциональной и потребностной сфере человека, методами первичной коррекции нарушений. Навыками научной дискуссии.
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации. Понятие адаптации. Этапы приспособительного процесса. Срочная и долговременная адаптация. Совершенная и несовершенная, специфическая и неспецифическая адаптация. Условия перехода от одного этапа адаптации к другому. Физиологические и психологические изменения в ходе приспособительного процесса. Афферентная и эфферентная генерализация. Переход к специализации защитных механизмов. Понятие функциональной системы по П.К. Анохину. Основы системного подхода к адаптационному процессу. Схема организации функциональной системы. Типы и уровни сложности функциональных систем. Этапы функциональной системы. Афферентный синтез. Акцептор результатов действия. Действие и обратная связь. Вклад различных функциональных систем в процесс адаптации. Понятие «системного структурного следа». Вклад сердечно-сосудистой и дыхательной систем в приспособительный процесс. Динамика показателей системы крови. Эндокринная регуляция адаптации. Характеристика свойств нервной системы в контексте стратегий адаптации. Психофизиологический паттерн функционального состояния. Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека. Подходы к определению функциональных состояний. Комплексный, эргономический и психофизиологический подход. Бодрствование. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Понятие модулирующих систем мозга. Регуляция функционального состояния на уровне целого мозга. ЭЭГ показатели бодрствования. Психофизиология сна. Значение сна в приспособительном процессе. Виды сна. Стадии сна и их ЭЭГ характеристика. Феномен стадии быстрых движений глаз. Физиологические изменения во время сна. Потребность во сне и его нарушения. Теории сна. Связь сна с продолжительностью жизни. Необходимость сна для поддержания адекватного уровня регуляции функционального состояния. Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация. Медитация и гипноз. Медитация. Физиологические корреляты медитации. Сходство и различия ЭЭГ характеристик сна и медитации. Межполушарная асимметрия и медитация. Медитативные техники саморегуляции функционального состояния. Определение гипнотического состояния. ЭЭГ характеристики гипноза. Значение деятельности различных структур мозга в реализации альтернативных состояний. Тема 4. Психофизиология стресса. Значение стресса для организма. Определение стресса по Г. Селье. Перечень явлений, определяемых как стресс. Виды стресса. Стадии стрессорной реакции. Стратегии выхода из стресса. Вклад вегетативной нервной системы в реализацию стресс-реакции организма. Позитивное и негативное действие стресса. Необходимость стресса для адаптационного процесса. Тема 5. Диагностика эмоционального состояния. Вариационная ритмография сердечной деятельности. Электрическая проводимость кожи (активациометрия). ЭЭГ исследования эмоционального состояния. Метод цветового предпочтения М. Люшера. Проективная методика «Дом – Дерево – Человек». Тест самочувствие, активность, настроение – САН. Тест MMPI/ Hand – тест. Определение «детектора лжи». Тема 6. Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы. Уровень умственной работоспособности как один из основных показателей успешной адаптации и функционального состояния ЦНС. Корректурные пробы. Тест Э. Ландольта. Количественные и качественные показатели умственной работоспособности. Определение минимальных мозговых дисфункций методом Тулуз-Пьерона. Тема 7. Возрастные особенности адаптации. Общие онтогенетические закономерности развития ребенка. Формирование центральных и автономных контуров регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в онтогенезе. Рефлекторная деятельность как показатель успешности адаптации ребенка.
Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации.
Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека.
Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация 1. Методы релаксации 2. Экспериментальное применение гипноза 3. Изменения активности мозга при альтернативных функциональных состояниях Тема 4. Психофизиология стресса
Тема 5. Диагностика эмоционального состояния
Тема 6. Электрофизиологические методы исследования эмоциональных состояний 1. ЭЭГ при различных эмоциональных состояниях 2. Активациометрия как метод диагностики межполушарной ассиметрии эмоций и психофизиологического состояния человека Тема 7. Возрастные особенности адаптации
Таблица 3 Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением
Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Примерные темы рефератов 1. Этапы адаптационного процесса. 2. Межполушарные взаимодействия. 3. Теории сна. 4. Альтернативные функциональные состояния человека. 5. Особенности отдельных форм пограничных психических состояний. 6. Методы снижения риска дезадаптации. 7. Основные эмоциональные состояния человека. 8. Методы диагностики умственной работоспособности. 9. Психофизиологические особенности детей 3 и 7 лет. 10. Причины девиантного поведения подростков. Вопросы к зачету 1. Понятие адаптации: этапы, виды, уровни. 2. Физиологические изменения в ходе приспособительного процесса. 3. Понятие о функциональной системе. Схема организации функциональной системы. 4. Роль ЦНС в реализации адаптационного процесса. 5. Динамика показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем в процессе адаптации. 6. Функциональные состояния человека. 7. Психофизиология бодрствования. 8. Психофизиология сна. 9. Психическая адаптация. 10. Основные формы пограничных психических расстройств. 11. Причины и закономерности возникновения эмоционально-стрессовых состояний. 12. ЭЭГ исследования в психофизиологии. 13. Способы саморегуляции психического состояния. 14. Методы диагностики эмоционального состояния. 15. Умственная работоспособность как показатель успешной адаптации. 16. Возрастные особенности адаптации. 17. Поведенческие признаки адаптации и дезадаптации ребенка к ДОУ. 18. Условия психосоциальной адаптации ребенка к ДОУ. 19. Кризис 3 лет. 20. Кризис 7 лет. 21. Эмоциональная готовность к обучению. Пути снижения риска дезадаптации. 22. Психофизиологические особенности подростка. Профилактика девиантного поведения.
При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий: - мультимедийные средства обучения: - В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала. - специализированные программы и оборудование: - При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы, интерактивные технологии:
9.1. Основная литература:
9.2. Дополнительная литература:
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.gov 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. В институте биологии имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории. Лабораторный кабинет для проведения ЭЭГ исследования. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |