Скачать 2.15 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО БИОЛОГИИИ ДЛЯ 6-9 кл. Рабочая программа предназначена для преподавания биологии в 6-9 кл. основной школы и разработана в соответствии со следующими документами Программа, созданная авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой и разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г. - Структура учебной рабочей про граммы составлена на основании «Положения о рабочей учебной программе» принятой на заседании педсовета МОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов». -Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Указ главы РК № 301 от 13.06 .01.) Рабочая учебная программа рассмотрена методическим объединением учителей естественного цикла и рекомендована к использованию в школе. Программа является основой для разработки тематического планирования (приложение) для учителей биологии, работающих в школе. Срок реализации рабочей про граммы 4 года. Цели программы: - Формирование представлений о биологии, как о живой материи, о при сущих закономерностях, строении, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы -развитие представлений о живых организмах. Умение применять полученные знания для объяснения процессов и явлений живой природы, организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии, экологии, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения, эксперименты. -овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне. - воспитание средствами биологии культуры личности. - понимание значимости биологии для научно- технического прогресса. -отношение к биологии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с эволюцией развития. - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой биологических знаний и применение знаний в жизни, профилактики заболеваний, травматизма. Вредных привычек. Основные задачи: -Обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения. Овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения. -обеспечить базу биологических знаний, достаточную для продолжения образования - выявить и сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету -воспитание экологической культуры поведения, ответственного отношения к природным объектам, любви к природе, экологическая грамотность людей, знающих биологические закономерности между живыми организмами. Содержание программы по биологии 6 класс Введение (1 ч.). Введение. Наука о растениях - ботаника. Основные понятия: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения. Общее знакомство с растениями.(4 ч.) Мир растений. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Растение - живой организм. Условие жизни растений. Четыре среды жизни на Земле. Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Контрольная работа «Общее знакомство с растениями». Клеточное строение растений.(4 ч.) Микроскоп и лупа- приборы для изучения строения растений. Особенности растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды. Основные понятия: лупа, микроскоп, клеточная стенка, мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, эволюция, ткани растений, питание клетки, дыхание клетки, движение цитоплазмы, обмен веществ, деление клетки, межклеточное пространство, образовательная ткань, основная ткань, покровная ткань, проводящая ткань, механическая ткань. Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата». Лабораторная работа № 3 «Знакомство с клетками растениями». Контрольная работа «Клеточное строение растений». Органы цветковых растений.(7 ч.) Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Условия прорастания семян. Значение семени в природе. Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Рост корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побегов у растений. Развитие побега из почки. Лист- часть побега. Внутреннее и внешнее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Видоизменения побегов. Цветок- генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм- живая система. Основные понятия: проросток, зародыш, эндосперм, зародышевый побег, зародышевый корень, семядоли, прорастание, корневая система, главный корень, придаточный корень, боковой корень, коревые чехлики, зона деления, зона всасывания, зона поглощения, хемотропизм, корнеплод, побег, стебель, листья, междоузлия, верхушечные почки, пазушные почки, почечные чешуи, задаточные побеги, конус нарастания, годичный побег, спящие почки, устьичная щель, устьице, ткани листа, газообмен, листопад, кора, корневище, клубень, глазки, луковица, цветок, пестик, тычинки, соцветие, цветение, опыление, околоцветник, биосистема. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения семени фасоли». Лабораторная работа № 5 «Строение корня у проростка». Лабораторная работа № 6 «Строение вегетативных и генеральных почек». Лабораторная работа № 7 « Внешнее строение листа». Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 5 ч.) Минеральное (почвенное) питание растений. Воздушное питание растений- фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Дыхание и обмен веществ у растений. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Основные понятия: минеральное питание, удобрение, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гумус, дыхание растений, обмен веществ, водный обмен, экологические группы, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, сперматозоиды, зигота, искусственное вегетативное размножение, прививка, рост растений, периодичность, суточные ритмы, сезонная периодичность. Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений». Основные отделы царства растений.( 3 ч.) Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Основные понятия: систематика, царство, семейства, род, отделы, двойные виды, слоевище, таллом, хроматофоры, зооспоры, ризоиды, печеночники, листостебельные мхи, коробочка, протонема, живые ископаемые, семейство Розоцветные, семейство Мотыльковые, семейство Крестоцветные, семейства Пасленовые, семейство Сложноцветные, семейство Лилейные семейство Злаки. Историческое развитие растительного мира на Земле. ( 1 ч.) Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Основные понятия: эволюция, цианобактерии, дикорастущие растения, культурные растения, искусственный отбор, селекция. Царство бактерий.(1 ч.) Бактерии - живые организмы. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. Основные понятия: эукариот, кокки, стрептококки, бациллы, спириллы, вибрионы, клеточная стенка, прокариоты, капсула, бактерии- сапротрофы, бактерии- паразиты, антибиотики. Царство Грибы. Лишайники. (3 ч.) Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение. Основные понятия: микология, грибница, мицелия, гифы, плодовое тело, грибокорень, микориза, лишайники. Контрольная работа «Царство Грибы. Лишайники». Природные сообщества. (4 ч.) Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе. Основные понятия: биогеоценоз, круговорот веществ, экосистема, сукцессия, лес, луг, болото, степь, агроценоз. Исследовательская работа «Первоцветы нашего города». Тематическое планирование уроков в 6 классе
Тематическое планирование в 6 классе
Перечень лабораторных работ, экскурсий 6 класс
Экскурсия №1 « Мир растений вокруг нас» Экскурсия №2 «Жизнь растений зимой» Экскурсия №3 «Жизнь растений в весенний период года. Школьный парк как природное сообщество» Содержание программы по биологии 7 класс |
Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» для 6 класса. Автор: Л. Л. Босова | ||
Рабочая программа по биологиии в 11классе мбоу «Верхне-Колчуринская сош» Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Методические рекомендации для студентов Банк контрольных вопросов... Умкд «Психология лиц умственной отсталостью» рассчитан на 160 часов и предполагает 40 лекционных часов, 30 часов практических занятий,... |