№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки (знать, уметь)
| Вид контроля
| Использование ИКТ
| Дата проведения урока
| Примечание
|
план
| факт
|
| Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных животных организмов (2 часа)
|
1.
| Гистология – наука о тканях.
| 1
| вводный
| Задачи современной гистологии.
Теорию «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина».
| Знать задачи и объекты изучения гистологии.
Заслуги отечественных биологов в области гистологии.
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 1 нед. сент
|
|
|
2
| Понятие о тканях многоклеточных организмов Лабораторная работа №1 «Работа с микроскопом. Изучение клеточного строения многоклеточного организма»
| 1
| Комбинированный с элементами практикума
| Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
| Знать классификацию тканей многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Уметь работать с микроскопом, сравнивать клетки
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 2 нед. сент
|
|
|
| Тема 2. Эпителиальные ткани – 5 часов
|
3
| Эпителии – пограничные ткани.
| 1
| Комбинированный
| Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных.
| Знать особенности строения эпителия
Уметь объяснять взаимосвязь строения и функций на примере клеток эпителия
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 3 нед. сент
|
|
|
4
| Общая характеристика и классификация.
Лабораторная работа.№2. Изучение эпителиальных тканей.
|
| Комбинированный с элементами практикума
| Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
| Знать функции покровных тканей
Уметь объяснять взаимосвязь строения и функций на примере клеток кишечного эпителия
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 4 нед. сент
|
|
|
5
| Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных
| 1
| Комбинированный
| Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения.
| Знать особенности строения эпителия
Уметь объяснять взаимосвязь строения и функций на примере клеток эпителия
Уметь работать с микроскопом, сравнивать клетки
| Фронтальный,
| ЭОР «Ткани животных
| 1 нед. окт
|
|
|
6
| Кишечные эпителии.
| 1
| Комбинированный
| Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
| Знать особенности строения эпителия
Уметь объяснять взаимосвязь строения и функций на примере клеток эпителия
Уметь работать с микроскопом, сравнивать клетки
| Фронтальный,
| ЭОР «Ткани животных
|
|
|
|
7
| Обобщение «Эпителиальные ткани»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Общая характеристика и классификация эпителиальных тканей
| Знать особенности строения эпителия
Уметь объяснять взаимосвязь строения и функций на примере клеток эпителия
| Фронтальный, тест
| ЭОР «Ткани животных
| 2 нед. окт
|
|
|
| Тема 3. Мышечные ткани – 4 часа
|
8
| Виды мышечных тканей. Особенности строения
| 1
| Комбинированный
| Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
| Знать классификацию мышечных тканей
Уметь различать мышечные ткани и находить на фотографиях
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 3 нед. окт
|
|
|
9
| Виды мышечных тканей. Лабораторная работа. № 3 Изучение мышечной ткани.
| 1
| Комбинированный с элементами практикума
| Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
| Знать классификацию мышечных тканей
Уметь различать мышечные ткани и находить на микропрепаратах,
Уметь работать с микроскопом, сравнивать клетки
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 4 нед. окт
|
|
|
10
| Эволюция мышечных тканей
| 1
| Комбинированный
| Эволюция мышечных клеток и тканей от кишечнополостных до млекопитающих
| Знать классификацию мышечных тканей
Уметь различать мышечные ткани и находить на микропрепаратах,
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 1 нед. нояб
|
|
|
11
| Обобщение «Мышечные ткани»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Общая характеристика, классификация и эволюция мышечных тканей.
| Знать классификацию мышечных тканей
Уметь различать мышечные ткани и находить на микропрепаратах,
Уметь работать с микроскопом, сравнивать клетки
| Фронтальный, тест
| ЭОР «Ткани животных
| 2 нед. нояб
|
|
|
| Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) – 8 часов
|
12
| Соединительные ткани: строение, функции
| 1
| Комбинированный
| Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
| Знать особенности строения соединительных тканей
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 3 нед. нояб
|
|
|
13
| Классификация тканей внутренней среды
| 1
| Комбинированный
| Классификация соединительных тканей; Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань).
| Знать классификацию соединительных тканей
Уметь составлять опорные схемы
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 4 нед. нояб
|
|
|
14
| Опорно-механические ткани
Лабораторная работа № 4. Изучение соединительных тканей на готовых микропрепаратах.
| 1
| Комбинированный с элементами практикума
| Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.
| Знать особенности строения соединительных тканей
Уметь работать с микроскопом
Находить соединительные ткани на готовых микропрепаратах
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 1 нед. дек
|
|
|
15
| Кровь. Клетки крови. Лабораторная работа № 5.
Сравнение клеток крови человека и лягушки.
| 1
| Комбинированный с элементами практикума
| Форменные элементы крови: тромбоциты, эритроциты (гемоглобин), лейкоциты
(фагоциты, лимфоциты). Фагоциты.
| Знать особенности строения крови как соединительной ткани
Уметь работать с микроскопом
Сравнить микропрепараты крови человека и лягушки.
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 2 нед. дек
|
|
|
16
| Кровь. Тканевая совместимость и переливание крови.
|
| Комбинированный
| Кровь. Группы крови.
Изантигены: белки эритроцитов А,В, резус-фактор. Антитела а,в. Биологическая совместимость тканей. Групповая совместимость крови.
Решение биологических задач «Наследование групп крови»
| Различать и подбирать группы крови.
Уметь пользоваться таблицами и схемами
Решать биологические задачи
| Фронтальный
| ЭОР «Тканевая совместимость»
| 3 нед. дек
|
|
|
17
| Кровь. Защитная функция крови. Иммунитет
| 1
| Комбинированный
| Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена.
| Знать виды иммунитета.
Различать виды иммунитета.
Приводить примеры иммунитета.
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 4 нед. дек
|
|
|
18
| Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы
| 1
| Комбинированный
| Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
| Называть факторы разрушающие иммунитет
Знать меры профилактики иммунных заболеваний.
| Защита рефератов
| Презентации учащихся
| 2 нед. янв
|
|
|
19
| Обобщение «Соединительные ткани»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Строение, функции, классификация соединительных тканей
| Знать особенности строения соединительных тканей
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Защита рефератов
| Презентации учащихся
| 3 нед. янв
|
|
|
| Тема 5. Ткани нервной системы – 6 часов
|
20
| Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты
| 1
| Комбинированный
| Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия. Межклеточное вещество.
| Знать особенности строения нервных тканей
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 4 нед. янв
|
|
|
21
| Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками
| 1
| Комбинированный
| Нервы и нервные узлы(ганглии).Рефлекс. Рефлекторная дуга. Прямые и обратные связи.
| Знать особенности строения нервных клеток, элементы рефлекторной дуги
Уметь составлять схему рефлекторной дуги
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 1 нед. фев
|
|
|
22
| Нейросекреторные клетки. Глия.
| 1
| Комбинированный
| Нейросекреторные клетки. Глия.
| объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных»
| 2 нед. фев
|
|
|
23
| Нервная система – главная интегрирующая система организма животных и человека
| 1
| Комбинированный
| Нервная система. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы.
| Знать особенности нервно – гуморальной регуляции организма.
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани животных
| 3 нед. фев
|
|
|
24
| Лабораторная работа № 6 «Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи»
| 1
| Комбинированный с элементами практикума
| Симпатическая иннервация. Парасимпатическая иннервация.
| Выяснять вегетативные сосудистые раздражения кожи.
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 4
нед. фев
|
|
|
25
| Обобщение «Нервная ткань»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Особенности строения, функции нервной ткани
| Знать особенности строения нервных тканей
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный, тест
| ЭОР «Ткани животных
| 1
нед. март
|
|
|
| Тема 6. Понятие о тканях растительного организма – 6 часов
|
26
| Общая характеристика и классификация тканей растений
| 1
| Комбинированный
| Особенности строения, классификация растительных тканей
| Знать строение растительной клетки, классификацию тканей растений
Уметь составлять опорные схемы
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани растений»
| 2
нед. март
|
|
|
27
| Покровные ткани
Лабораторная работа № 7. «Изучение строения кожицы лука»
| 1
| Комбинированный
| Особенности строения покровных тканей
Кожица, кора, чечевички
| Знать особенности строения покровных тканей растений
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
Уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты
| Устный, отчёт по лабораторной работе
| ЦОР «Лабораторный практикум 6- 11 класс»
| 3
нед. март
|
|
|
28
| Образовательные ткани
| 1
| Комбинированный
| Особенности строения образовательных тканей
Камбий, конус нарастания
| Знать особенности строения образовательных тканей растений
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани растений»
| 4
нед. март
|
|
|
29
| Основные ткани
| 1
| Комбинированный
| Особенности строения основных тканей
Фотосинтезирующая, запасающая ткани
| Знать особенности строения основных тканей растений
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани растений»
| 2
нед. апр
|
|
|
30
| Проводящие ткани
| 1
| Комбинированный
| Особенности строения проводящих тканей
Сосуды, ситовидные трубки, восходящий, нисходящий поток движения веществ
| Знать особенности строения проводящих тканей растений
Уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
| Фронтальный
| ЭОР «Ткани растений»
| 3
нед. апр
|
|
|
31
| Обобщение «Ткани растений»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Особенности строения, классификация растительных тканей
| Знать строение растительной клетки, классификацию тканей растений
Уметь составлять опорные схемы
| тест
|
| 4
нед. апр
|
|
|
| Тема 7. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека
|
|
|
32
| Основы современной молекулярной биологии и медицины.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
| Знать общебиологические закономерности в области гистологии
| Фронтальный
|
| 1
нед. май
|
|
|
|
|
33
34
35
| Резервное время
| 3
|
|
|
|
|
| 2-4
нед. май
|
|
|