Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии





Скачать 216.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии
Дата публикации28.07.2013
Размер216.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Костинологовская средняя общеобразовательная школа»



Согласованно: Утверждено:

Заместитель Директор школы

Директора по УВР ____________________

_______________ И.Н.Шуллер

Приказ №

И.С. Тормина от «30»августа 2012года

От «20» августа 2012года

Рабочая программа

по биологии 10 класса

(базовый уровень)

2 ступень
Составитель:

Ложкова Л.П. учитель биологии и химии

Срок реализации: 2012/13 уч.год

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, формы и средства контроля, тематическое поурочное планирование, перечень учебно–методических средств обучения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

* Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

* Программы основного общего образования по биологии для 10 - 11 класса «Общая биология» авторов И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов

* Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

* федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год.

*базисного плана 2004 года.

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.

Задачи программы:

-дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении биологии;

-конкретно определить содержание, объем, порядок изучения биологии с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010. -368с.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Биология» на базовом уровне отводится в 10 классе 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, уроки-практикумы школьная лекция, дискуссия.

Формы текущего контроля ЗУНов: беседа, устный и письменный опрос,

сообщения, тест, сочинение эссе, самостоятельная работа, практикум.

Способы и формы оценивания образовательных результатов.

Промежуточная аттестация учебного курса биологии в 10 классе осуществляется через самостоятельные работы, уроки контроля знаний, тесты в конце логически законченных блоков учебного материала.

Итоговая аттестация проводится в виде итогового теста за курс обучения.
Требования к уровню подготовки выпускника

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная), сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую символику и терминологию;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её использовать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.


Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Тематическое поурочное планирование по биологии

(10 класс, 35ч; 1ч/нед)

п/п

в теме


Название темы

Демонстрация

Дата
















Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.(3часа)







1

1

Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете биологии.

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук.(1час)

Краткая история развития биологии.


Демонстрация. Портреты учёных. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».











Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.(2часа)








2

1.2.1

Основные свойства живой материи.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи»,





3

1.2.2

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация

«Свойства живой материи».










Раздел 2. Клетка. (10часов)







4

1

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория.(1час)

Развитие знаний о клетке.


Демонстрация Схема «Многообразие клеток».








.

Тема 2.2 Химический состав клетки.(4часа)







5

2.2.1

Общность живой неживой природы на уровне химических элементов.


Демонстрация. Диаграммы: «Распространение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов.





6

2.2.2

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения.







7

2.2.3

Белки.


Демонстрация

Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка»,




8

2.2.4

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Демонстрация

«Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».










Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток.(3часа)








9

2.3.1

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.

*Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)».

Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»,





10

2.3.2

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.


«Строение хромосом».




11

2.3.3

Прокариотическая клетка: форма, размеры.


«Строение прокариотической клетки».




12




Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке.(1час)

ДНК – носитель наследственной информации.


Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».




13




Тема 2.5 Вирусы.(1час)

Вирусы – неклеточная форма жизни.


Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».










Раздел 3. Организм.(18часов)







14




Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.(1час) Одноклеточные и многоклеточные организмы.


Схема «Многообразие организмов».










Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии. (2часа)








15

3.2.1

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ.

Схема «Пути метаболизма в клетке».




16

3.2.2

Пластический обмен. Фотосинтез.














Тема 3.3 Размножение.(4часа)








17

3.3.1

Деление клетки.

Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз»,




18

3.3.2

Размножение: бесполое и половое.

Схемы и таблицы «Типы бесполого размножения»,




19

3.3.3

Половое размножение.


Схемы и таблицы «Гаметогенез»,




20

3.3.4

Оплодотворение у животных и растений.

«Строение яйцеклетки и сперматозоида».











Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).(2часа)







21

3.4.1

Прямое и непрямое развитие.


Таблицы: «Прямое и непрямое развитие».




22

3.4.2

Онтогенез человека.


Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.











Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.(7часов)







23

3.5.1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

*Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».







24

3.5.2

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

*Лабораторная работа №3

«Решение элементарных генетических задач».

Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания;




25

3.5.3

Хромосомная теория наследственности.



Схемы, иллюстрирующие сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом.




26

3.5.4

Современные представления о гене и геноме.








27

3.5.5

Генетика пола. Половые хромосомы.








28

3.5.6

Модификационная изменчивость. Мутации.


Примеры модификационной изменчивости.




29

3.5.7

Значение генетики для медицины.


Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.










Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.(2часа)







30

3.6.1

Основы селекции: методы и достижения.


Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений».





31

3.6.2

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия.


Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.










Резерв - 4часа







32

1

Строение эукариотической и прокариотической клеток.







33

2

Обмен веществ и превращение энергии.







34

3

Реализация наследственной информации в клетке.







35

4

Генетика. Основы селекции.







Перечень учебно-методических средств обучения.

УМК:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010. -368с.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.

  2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Оборудование:

  1. Карты, таблицы, схемы, презентации, иллюстрации.

  2. Дидактический материал, тесты, фрагменты источников, статистические данные, памятки для характеристики исторических событий и деятелей

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко...
В. В. Пасечника /авт сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная...
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по биологии 10 11 класс
Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа курса биологии для 7 класса (базовый уровень) рабочая...
Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов Д. И
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа По природоведению
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по природоведению на
Составитель: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Шабалина Елена Васильевна
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по учебному курсу «Биологии» в 6-9 классе Базовый...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень Составитель: Ложкова Л. П. учитель биологии и химии iconРабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) Учитель биологии и химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Саракташского района Оренбургской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск