Скачать 0.68 Mb.
|
МОУ Вощиковская ООШ им. А.И. Королева Утверждаю Директор школы _______________ (М.Л.Хорошкова) Приказ №_78__ от «__2__»_____09___ 2013 года Рабочая программаучебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина З.В. 2013-2014 уч. год. Раздел 1. Пояснительная записка. Данная адаптированная рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с ФК ГОС по биологии, примерной программой основного общего образования по биологии, методического письма «О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году», авторской программой основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н.И.Сонина (5, 6, 7 класс). На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Цели:
При проведении итоговой аттестации учащихся IX классов по биологии в форме ЕГЭ, как и в предыдущие годы, половину всех заданий составили вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Поэтому, особое внимание при изучении курса биологии 8 класса необходимо уделить следующим вопросам: - Способы познания человеком собственного организма; -Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности; - Кровообращение, иммунитет; - Обмен веществ (применять анатомо-морфологические знания для объяснения сущности физиологических процессов). Именно по этим вопросам наблюдается наибольшее количество ошибок при проведении итоговой аттестации учащихся IX классов по биологии в форме ЕГЭ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60ч. ) Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Поурочное планирование по биологии в 8 классе на 2013-2014 учебный год (по государственному образовательному стандарту 2004) Поурочное планирование предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изменения, внесенные в тематическое планирование (автор Н.И. Сонин) и использование резервного времени (7 часа) 1. Практическая работа «Определение норм питания перенесена из темы 10 в тему 11. 2. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» перенесено из темы 16 в тему 8 «Транспорт веществ» 3.Резервного время (6 часов) добавляется:
При изучении каждой темы уделяется особое внимание вопросам гигиены и умения оказать первую доврачебную помощь. УМК: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразовательных заведений, 2 издание, стереотипное. – М: Дрофа 2009.- 287с Мультимедийные учебные пособия: 1.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004 2. «Открытая биология» Версия 2.5 (теория 7.1.1-7.2.10, модели 7.1 – 7.7) 3. Биология. Анатомия и физиология человека. Просвещение, ЗАО «Новый дом»2003 4.1С:Репетитор Биология , АОЗТ1С, 1998-2001 5.Электронный атлас для школьника Анатомия 8-9 класс, ЗАО «Новый дом», 2004 http://www.en.edu.ru/news/248 редактор тестовых заданий Поурочное планирование.
|
Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина... Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с | Рабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | ||
Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов | Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | ||
Рабочая программа учебного курса «Человек» Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8... Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:... | ||
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа учебного курса технологии 7 класс Разработала:... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | ||
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7... Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов | Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы рабочая программа составлена... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | Рабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) |