Скачать 59.13 Kb.
|
Урок – 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы (самого распространенного среди позвоночных) в связи с обитанием в водной среде. Средства обучения: живые аквариумные рыбы; таблицы «Тип Хордовые», «Надкласс Рыбы». ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА Проверка домашнего задания (Актуализация знаний) Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые. 1. Перечислить классы, входящие в тип Хордовые. 2. Особенности строения ланцетника как низшего хордового Животного, черты его приспособленности к обитанию на песчаном дне моря. (Рассказ учащихся, беседа.) Изучение нового материала Основное содержание урока 1. Общие признаки черепных, или позвоночных животных. 2. Краткая характеристика надкласса Рыбы. 3. Среда обитания рыб. Различие экологических групп рыб. 4. Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания. 1. Многообразие и среда обитания рыб. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием таблиц и результатов летних наблюдений учащихся в природе.) 2. Особенности внешнего строения рыб: форма, окраска, отделы тела, органы передвижения — плавники. (Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием таблицы или рисунка 117 учебника.) Размеры тела колеблются от 1 см (филиппинский бычок) до 17 м (сельдяной король); голубой марлин весит до 900 кг. Форма тела, как правило, вытянутая и обтекаемая, хотя некоторые костные рыбы сплющены в спино-брюшном направлении или с боков, или наоборот имеют форму шара. Поступательное движение в воде осуществляется за счет волнообразных движений тела. Некоторые рыбы при этом «помогают» себе хвостовым плавником. Парные боковые, а также спинные и анальный плавники служат рулями-стабилизаторами. У некоторых рыб отдельные плавники трансформировались в присоски или совокупительные органы. 3. Характерные особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой обитания. (Рассказ учителя с элементами беседы. Ответы на вопросы.)
У многих рыб на коже хорошо развиты слизистые железы, их выделения уменьшают силу сопротивления встречному потоку воды. У некоторых глубоководных рыб на коже развиваются органы свечения, служащие для опознавания своего вида, консолидации стаи, приманивания добычи, отпугивания хищников.
Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия); у некоторых видов имеются электрические органы.
Закрепление знаний 1. Выполнить лабораторную работу № 6 (инструкция в тексте § 31 или в задании 1 .§ 31 рабочей тетради) Лабораторная работа № б Тема. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Цель. Изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы. Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы. Ход работы 1. Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела. 2. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки. 3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. (Окраска рыб очень разнообразна. Обычно рыбы имеют синеватую или зеленоватую спинку (под цвет воды) и серебристые бока и брюшко (плохо заметные на фоне светлого «неба»). Многие рыбы для маскировки покрыты полосами и пятнами. Обитатели коралловых рифов наоборот поражают буйством красок) 4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. 5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. 6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие — непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. 7. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы. Внешнее строение рыбы. рот голова туловище спинной плавник хвостовой жаберная грудные брюшные анальный плавник крышка плавники плавники плавник чешуйка рыбы Вывод: Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде. 2. Заполнить таблицу. Характеристика органов чувств рыб
Обобщение знаний по теме урока Ключевой вопрос Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания. Домашнее знание Изучить § 31 учебника, ответить на вопросы в конце §. Творческое задание: сообщение или доклад на тему «Промысловые рыбы». |
Тема: Подтип Черепные (Сraniata), или Позвоночные (Vertebrata). Надкласс Рыбы (Pisces) Студенты старших курсов, магистранты и аспиранты российских вузов (знание английского языка обязательно) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: №22 Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения» | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) | § 25. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Урока Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Урок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,... Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей» Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н | ||
Тема:«Общая характеристика Царства животные» Тип урока УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные | Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | ||
Конспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс ... | Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | ||
Урока. Орг момент Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон | 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | ||
Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | Основная образовательная программа 4 Нормативные документы для разработки... Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 5 |