Курс «Человек и его здоровье» 8 класс





Скачать 140.33 Kb.
НазваниеКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Дата публикации18.02.2015
Размер140.33 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Курс «Человек и его здоровье»

8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса (Раздел «Человек и его здоровье»).

Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: «Вентана-Граф»,2010 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом целей и задач изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности организма человека, сохранении его здоровья.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни и здоровья человека; сформировать знания о строении и функционировании организма человека, биосоциальной сущности человека; показать необходимость заботы о своем здоровье и здоровье других людей.

Для повышения качества формирования метапредметных и предметных знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Многие темы курса способствуют формированию знаний и умений, необходимых для обеспечения безопасности школьников.
Общая характеристика курса биологии 8 класса
Курс биологии 8 класса направлен на формирование у школьников представлений о биосоциальной природе человека, строении и функционировании человеческого организма. В процессе изучения курса учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.


Место курса биологии в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год).

Биология как учебный предмет начинает изучаться в 6 классе. Учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности трех царств живой природы (растений, бактерий, грибов). В 7 классе в течение всего года изучается царство Животные. Таким образом, в 7 классе учащиеся заканчивают знакомство с многообразием живых организмов.

Курс 7 класса готовит учащихся к изучению курса «Человек и его здоровье», т.к. закладывает основы знаний о строении и функционировании органов, систем органов и организма животного в целом. От успешности освоения курса 7 класса напрямую зависит успешность изучения биологии в 8 классе.

В 8 классе углубляются знания об организме человека как представителя класса Млекопитающие. Значительное место в курсе уделено вопросам сохранения здоровья человека.

Также курс 8 класса продолжает изучение общебиологических закономерностей, являясь базой для изучения биологии в 9-11 классах.
Результаты освоения курса биологии 7 класса

Требования к результатам освоения курса биологии определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами являются следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Осознавать необходимость беречь здоровье, понимать меры профилактики различных заболеваний.

Уметь оказывать первую помощь при получении травм и при острых заболеваниях, опасных для жизни и здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные) и основные группы животных (простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
– определять основные органы и системы органов животных;

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать опасных животных своей местности, знать меры предосторожности и способы оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдать правила гигиены для предотвращения заражения болезнетворными простейшими, червями-паразитами.


Содержание программы
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органическ го мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Вита мины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, упот ребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрес сы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы



  1. Строение клеток и тканей.

  2. Определение гармоничности физического развития.

  3. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

  4. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

  5. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

  6. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

  7. Строение и функции спинного и головного мозга.

  8. Строение и работа органа зрения.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. М.: «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: «Вентана-Граф»,2010 г.

3. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша.М.: Вако, 2005.

Литература для учащихся:

1. Учебник: А.И. Никишов, Шарова И.Х.. Биология. Животные. 7 класс. М.: Владос, 2011г.

2. В.З. Резникова. Задания для тематического и итогового контроля по курсу «Человек и его здоровье. 8 класс». М.: «Интеллект-Центр», 2008 г.

3. Энциклопедия для детей. Человек. М.: «Аванта+», 2005 г.

Сайты, используемые на уроках и для подготовки к урокам (учителем и учащимися):

1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://sbio.info/ - Вся биология. Современная биология, научные обзоры, новости науки.

3. http://www.biology.ru/ - Биология.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения.

Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, обучающие программы, выход в Интернет. Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.

Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности оганизма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconТематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс №
Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconПрограмма предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье»
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconПрограмма по биологии. Моу «Химический лицей» «Человек и его здоровье»...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа учебного курса «Человек»
Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРеферат: Здоровье и спорт
Но, спонтанные попытки улучшить свое здоровье и заняться спортом, которые, наверное, делает практически каждый человек, только вредят...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconУрок-портфолио по биологии 8 класс
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие...
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования 2004 года, соответствует авторской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск