Скачать 140.33 Kb.
|
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса (Раздел «Человек и его здоровье»). Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: «Вентана-Граф»,2010 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом целей и задач изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности организма человека, сохранении его здоровья. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни и здоровья человека; сформировать знания о строении и функционировании организма человека, биосоциальной сущности человека; показать необходимость заботы о своем здоровье и здоровье других людей. Для повышения качества формирования метапредметных и предметных знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Многие темы курса способствуют формированию знаний и умений, необходимых для обеспечения безопасности школьников. Общая характеристика курса биологии 8 класса Курс биологии 8 класса направлен на формирование у школьников представлений о биосоциальной природе человека, строении и функционировании человеческого организма. В процессе изучения курса учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
Место курса биологии в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год). Биология как учебный предмет начинает изучаться в 6 классе. Учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности трех царств живой природы (растений, бактерий, грибов). В 7 классе в течение всего года изучается царство Животные. Таким образом, в 7 классе учащиеся заканчивают знакомство с многообразием живых организмов. Курс 7 класса готовит учащихся к изучению курса «Человек и его здоровье», т.к. закладывает основы знаний о строении и функционировании органов, систем органов и организма животного в целом. От успешности освоения курса 7 класса напрямую зависит успешность изучения биологии в 8 классе. В 8 классе углубляются знания об организме человека как представителя класса Млекопитающие. Значительное место в курсе уделено вопросам сохранения здоровья человека. Также курс 8 класса продолжает изучение общебиологических закономерностей, являясь базой для изучения биологии в 9-11 классах. Результаты освоения курса биологии 7 класса Требования к результатам освоения курса биологии определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностными результатами являются следующие умения: · Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. · Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. ·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. · Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать необходимость беречь здоровье, понимать меры профилактики различных заболеваний. Уметь оказывать первую помощь при получении травм и при острых заболеваниях, опасных для жизни и здоровья. · Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. · Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. · Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). · Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. · В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: · Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. · Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). · Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. · Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. · Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). · Вычитывать все уровни текстовой информации. · Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать основные группы живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные) и основные группы животных (простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); – определять основные органы и системы органов животных; – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных; – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; - проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; -пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать опасных животных своей местности, знать меры предосторожности и способы оказания первой помощи при укусах животных; - соблюдать правила гигиены для предотвращения заражения болезнетворными простейшими, червями-паразитами. Содержание программы Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органическ го мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Вита мины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, упот ребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрес сы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Лабораторные и практические работы
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Литература для учителя: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. М.: «Просвещение», 2010 г. 2. Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: «Вентана-Граф»,2010 г. 3. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша.М.: Вако, 2005. Литература для учащихся: 1. Учебник: А.И. Никишов, Шарова И.Х.. Биология. Животные. 7 класс. М.: Владос, 2011г. 2. В.З. Резникова. Задания для тематического и итогового контроля по курсу «Человек и его здоровье. 8 класс». М.: «Интеллект-Центр», 2008 г. 3. Энциклопедия для детей. Человек. М.: «Аванта+», 2005 г. Сайты, используемые на уроках и для подготовки к урокам (учителем и учащимися): 1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2. http://sbio.info/ - Вся биология. Современная биология, научные обзоры, новости науки. 3. http://www.biology.ru/ - Биология. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование. Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов. Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся. В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, обучающие программы, выход в Интернет. Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Планируемые результаты изучения курса Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности оганизма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Выпускник получит возможность научиться: • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. |
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | Тематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс № Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека | ||
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8... Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | ||
Программа предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье» Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты... | ||
Программа по биологии. Моу «Химический лицей» «Человек и его здоровье»... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | Рабочая программа учебного курса «Человек» Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных... | ||
Реферат: Здоровье и спорт Но, спонтанные попытки улучшить свое здоровье и заняться спортом, которые, наверное, делает практически каждый человек, только вредят... | Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | ||
Урок-портфолио по биологии 8 класс Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие... | Рабочая программа учебного предмета: «Биология» В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Биология» В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования 2004 года, соответствует авторской... |