ЭКОЛОГИЯ 10 КЛАСС, КЛЮЧ
№ заданий
| Максимальный балл
| Полученный балл
| Тесты №1-20
| 2*20 =40
|
| Задача №1
| 5
|
| Задача №2
| 10
|
| Итого:
| 55
|
| ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА БАЛЛОВ УЧАСТНИКА УВАЖАЕМЫЙ УЧАСТНИК ОЛИМПИАДЫ! Олимпиада по предмету «Экология» состоит для вас из одной части – теоретической. Цель теоретического тура – определение теоретической подготовленности конкурсантов. Задания теоретического части включают 20 тестов закрытого типа на проверку эрудиции, 2 задачи, требующие творческого подхода и логического мышления.
Рекомендации по оформлению работы
1. Проставьте свой шифр на всех листах задания
2. В бланк для проверки реферата впишите тему и код, вложите в реферат и сдайте на проверку.
Закрытые тесты с 1 – 20: Выбранный вариант ответа запишите в колонку «Ответ».
Задание 1,2: Заполните приложенные бланки для проверки задачи. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА! ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ №1-20 (2 балла за верный ответ!)
№
| Содержание теста
| Варианты ответов
| Ответ
| Оценка
(0-2)
|
| В соответствии с экологическими законами любой вид способен к беспредельному росту численности, занимая все пригодные для жизни экологические ниши (так называемое «давление жизни»). В этом случае наличие редких и находящиеся под угрозой исчезновения организмов обуславливается:
| а) деятельностью человека, которая наносит непоправимый ущерб биоразнообразию на планете
б) конкурентными межвидовыми отношениями
в) конкурентными внутривидовыми отношениями
г) существованию факторов-ограничителей, перекрывающих способность видов увеличивать свою численность
| г)
|
|
| Характерное для морских экосистем преобладание биомассы растительноядных животных над биомассой водорослей обусловлено:
| а) существенными различиями продолжительности жизни продуцентов и консументов
б) разобщенность продуцентов и фонда доступных биогенов;
в) геобиохимическими процессами в водных экосистемах;
г) преобладание животных с короткой продолжительностью жизни.
| а)
|
|
| Цепи, которые начинаются с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, называют:
| а) цепями выедания;
б) пастбищными цепями;
в) детритными цепями
г) цепями потребления
| в)
|
|
| Как называются ядовитые вещества, которые оказывают вредное воздействие на организм?
| а) токсиканты
б) канцерогены
в)ксенобиотики
г) абитоики
| а)
|
|
| Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
| а) редуцированными устьицами, недифференцированным мезофиллом, отсутствием кутикулы, развитой аэренхимой
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой, мощным восковым налётом, клетками с крупными обводнёнными вакуолями, погружёнными устьицами
г) хорошо развитой склеренхимой, преобладанием связанной воды
| в)
|
|
| Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
| а) малого поперечного сечения и способное изгибаться
б) с жесткими чешуйчатыми покровами
в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина
г) с роющими конечностями
| а)
|
|
| Конвергенция (сближение) признаков у разных форм в наибольшей степени затрагивает:
| а) общий план строения организма;
б) части организма, контактирующие с внешней средой
в) внутренние системы организма;
г) части организма, участвующие в репродукции
| б)
|
|
| Показателем демографической структуры популяции считают:
| а) отношения между однополыми особями;
б) число рожденных и умерших особей
в) приспособления к сезонной смене условий;
г) образование обособленных поселений
| б)
|
|
| Концентрационная функция живого вещества биосферы проявляется:
| а) в химических превращениях веществ в процессе жизнедеятельности организмов в почве, водной и воздушной средах обитания;
б) в процессах обмена веществ в живых организмах и деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности до простых исходных веществ;
в) в процессе фотосинтеза зелёными растениями, пополняющими атмосферу кислородом, а также растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания;
г) в способности живых организмов аккумулировать разные химические элементы, в том числе микроэлементы, из внешней среды (почвы, воды, атмосферы)
| г)
|
|
| Согласно определению понятия «устойчивое развитие», данному Комиссией ООН по устойчивому развитию под руководством Г.Х. Брунтланд, основным принципом устойчивого развития является:
| а) постоянное улучшение жизни людей
б) развитие человеческого общества без природных катаклизмов
в) развитие без ущерба последующим поколениям людей
г) устойчивое наращивание производственного потенциала
| в)
|
|
| Понятие «устойчивое развитие» было принято в докладе
| а) Пределы роста
б) Наше общее будущее
в) Будущее цивилизации
г) Повестка дня на ХХI век
| б)
|
|
| Химические соединения, которые содержатся в организмах в крайне низких концентрациях, называются
| а) микроэлементами
б) макроэлементами
в) аминокислотами
г) мутагенами
| а)
|
|
| Развитие особей и протекание в них жизненных процессов определяет ____________ уровень организации живой природы.
| а) Организменный
б) популяционно-видовой
в) биогеоценотический
г) молекулярный
| а)
|
|
| Термин «биогеохимические циклы» был предложен …
| а) В. Н. Сукачевым
б) В. И. Вернадским
в) Ж.-Б. Ламарком
г) Н. Ф. Реймерсом
| б)
|
|
| Взаимное или одностороннее влияние совместно произрастающих растений через изменение ими окружающей их среды путем выделения жидких и газообразных химических продуктов жизнедеятельности:
| а) Аэрация
б) Аллелопатия
в) Мутуализм
г) Аменсализм
| б)
|
|
| Бумеранг экологический:
| а) Воздействие цивилизации на биосферу
б) Обратная реакция экосистемы на антропогенные факторы
в) Загрязнение окружающей среды
г) Потребление природных ресурсов
| б)
|
|
| Что из перечисленного НЕ является следствием абиотических факторов среды?
| а) сезонное изменение окраски зайца-беляка
б) распространение плодов калины, рябины, дуба
в) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
г) осенний листопад
| б)
|
|
| Батарейки после использования становятся источниками одного из наиболее опасных токсикантов
| а) ртути
б) кадмия
в) диоксина
г) железа
| б)
|
|
| Сукцессия, которая начинается на песчаной дюне, называется:
| а) первичной
б) вторичной
в) образующей
г) итоговой
| а)
|
|
| Модель межвидовой конкуренции, названная в честь её авторов
| а) Моисеева-Сукачева
б) Сукачева- Гаузе
в) Ло́тки — Вольтерра́
г) Гаузе- Вольтерра́
| в)
|
|
| Ф.И.О. проверяющего:
| ИТОГО ЗА ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТЫ (0-40 баллов):
| 40
|
|
Задача № 1– 5 баллов
Как называется закон, изображенный на рисунке?
Куда исчезает энергия с предыдущего уровня?
Приведите пример организмов уровня Р,С1,С2.
|
|
| Макс. балл
| Оценка жюри
| 1.
| Как называется закон, изображенный на рисунке? На рисунке изображена пирамида энергий, иллюстрирующая закон Линдермана.
Закон пирамиды энергии: переход с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой приводит к изменению энергии в среднем не более чем на 10%.
|
2
|
| 2.
| Куда исчезает энергия с предыдущего уровня? Уменьшение энергии, запасенной в биомассе, связано со 2 законом термодинамики. Большая часть энергии при переходе на последующий трофический уровень рассеивается в виде тепла
| 2
|
| 3.
| Приведите пример организмов уровня Р,С1,С2. трава-заяц-лиса
| 1
|
|
| Итоговая оценка жюри
| 5
|
|
| Ф.И.О. проверяющего:
|
|
|
Задача №2 – 10 баллов. Выберите наиболее подходящий метод исследования для изучения кормового поведения Скворца обыкновенного в период выкармливания птенцов.
А.Эксперимент. Б. Наблюдение.
В.Моделирование. Г. Мониторинг.
| Верный ответ Б – 2 балла
Верное пояснение – 2 балла
Научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений. Это метод является наиболее подходящим т.к. не влияет на естественное поведение скворца и позволяет собрать необходимую информацию.
2+2 =4 балла
| Верное обоснование по ответу А – 2 балла
Неверный ответ. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Воздействие на объект для решения поставленной задачи может внести существенные изменения в его поведение и исказить реальную картину.
2 балла
| Верное обоснование по ответу Б
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал. В данном случае замещение объекта не требуется.
2 балла
| Верное обоснование по ответу Б
Мониторинг включает наблюдение, оценку и прогноз, что не соответствует задаче изучения кормового вскармливания
2 балла
| Оценка жюри (0- максимум 10 баллов)
| 10
| Ф.И.О. проверяющего:
|
|
№ заданий
| Максимальный балл
| Полученный балл
| Тесты №1-20
| 2*20 =40
|
| Задача №1
| 10
|
| Задача №2,3
| 5+5=10
|
| Задача №4
| 10
|
| Автореферат
| 10
|
| Реферативный тур
| 20
|
| Итого:
| 100
|
| ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА БАЛЛОВ УЧАСТНИКА УВАЖАЕМЫЙ УЧАСТНИК ОЛИМПИАДЫ! Олимпиада по предмету «Экология» состоит из двух частей – теоретической и реферативной.
Цель теоретического тура – определение теоретической подготовленности конкурсантов. Задания теоретического части включают 20 тестов закрытого типа на проверку эрудиции, 4 задачи, требующие творческого подхода и логического мышления.
Цель автореферата - определение владения темой исследования.
Цель реферата - оценивание состояния исследования.
Рекомендации по оформлению работы
1. Замените титульный лист реферата на титульный лист для проверки реферата и сдайте реферат на проверку жюри до начала выполнения задания.
2. Проставьте свой шифр на всех листах задания
2. В бланк для проверки реферата впишите тему и код, вложите в реферат и сдайте на проверку.
Закрытые тесты с 1 – 20. Выбранный вариант ответа запишите в колонку «Ответ».
Задание 1-4. Заполните приложенные бланки для проверки задачи.
Автореферат. Заполните бланк автореферата
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ №1-20 (2 балла за верный ответ!)
№
| Содержание теста
| Варианты ответов
| Ответ
| Оценка
(0-2)
|
| В соответствии с экологическими законами любой вид способен к беспредельному росту численности, занимая все пригодные для жизни экологические ниши (так называемое «давление жизни»). В этом случае наличие редких и находящиеся под угрозой исчезновения организмов обуславливается:
| а) деятельностью человека, которая наносит непоправимый ущерб биоразнообразию на планете
б) конкурентными межвидовыми отношениями
в) конкурентными внутривидовыми отношениями
г) существованию факторов-ограничителей, перекрывающих способность видов увеличивать свою численность
| г)
|
|
| Характерное для морских экосистем преобладание биомассы растительноядных животных над биомассой водорослей обусловлено:
| а) существенными различиями продолжительности жизни продуцентов и консументов
б) разобщенность продуцентов и фонда доступных биогенов;
в) геобиохимическими процессами в водных экосистемах;
г) преобладание животных с короткой продолжительностью жизни.
| а)
|
|
| Цепи, которые начинаются с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, называют:
| а) цепями выедания;
б) пастбищными цепями;
в) детритными цепями
г) цепями потребления
| в)
|
|
| Как называются ядовитые вещества, которые оказывают вредное воздействие на организм?
| а) токсиканты
б) канцерогены
в)ксенобиотики
г) абитоики
| а)
|
|
| Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
| а) редуцированными устьицами, недифференцированным мезофиллом, отсутствием кутикулы, развитой аэренхимой
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой, мощным восковым налётом, клетками с крупными обводнёнными вакуолями, погружёнными устьицами
г) хорошо развитой склеренхимой, преобладанием связанной воды
| в)
|
|
| Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
| а) малого поперечного сечения и способное изгибаться
б) с жесткими чешуйчатыми покровами
в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина
г) с роющими конечностями
| а)
|
|
| Конвергенция (сближение) признаков у разных форм в наибольшей степени затрагивает:
| а) общий план строения организма;
б) части организма, контактирующие с внешней средой
в) внутренние системы организма;
г) части организма, участвующие в репродукции
| б)
|
|
| Показателем демографической структуры популяции считают:
| а) отношения между однополыми особями;
б) число рожденных и умерших особей
в) приспособления к сезонной смене условий;
г) образование обособленных поселений
| б)
|
|
| Концентрационная функция живого вещества биосферы проявляется:
| а) в химических превращениях веществ в процессе жизнедеятельности организмов в почве, водной и воздушной средах обитания;
б) в процессах обмена веществ в живых организмах и деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности до простых исходных веществ;
в) в процессе фотосинтеза зелёными растениями, пополняющими атмосферу кислородом, а также растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания;
г) в способности живых организмов аккумулировать разные химические элементы, в том числе микроэлементы, из внешней среды (почвы, воды, атмосферы)
| г)
|
|
| Согласно определению понятия «устойчивое развитие», данному Комиссией ООН по устойчивому развитию под руководством Г.Х. Брунтланд, основным принципом устойчивого развития является:
| а) постоянное улучшение жизни людей
б) развитие человеческого общества без природных катаклизмов
в) развитие без ущерба последующим поколениям людей
г) устойчивое наращивание производственного потенциала
| в)
|
|
| Понятие «устойчивое развитие» было принято в докладе
| а) Пределы роста
б) Наше общее будущее
в) Будущее цивилизации
г) Повестка дня на ХХI век
| б)
|
|
| Химические соединения, которые содержатся в организмах в крайне низких концентрациях, называются
| а) микроэлементами
б) макроэлементами
в) аминокислотами
г) мутагенами
| а)
|
|
| Развитие особей и протекание в них жизненных процессов определяет ____________ уровень организации живой природы.
| а) Организменный
б) популяционно-видовой
в) биогеоценотический
г) молекулярный
| а)
|
|
| Термин «биогеохимические циклы» был предложен …
| а) В. Н. Сукачевым
б) В. И. Вернадским
в) Ж.-Б. Ламарком
г) Н. Ф. Реймерсом
| б)
|
|
| Взаимное или одностороннее влияние совместно произрастающих растений через изменение ими окружающей их среды путем выделения жидких и газообразных химических продуктов жизнедеятельности:
| а) Аэрация
б) Аллелопатия
в) Мутуализм
г) Аменсализм
| б)
|
|
| Бумеранг экологический:
| а) Воздействие цивилизации на биосферу
б) Обратная реакция экосистемы на антропогенные факторы
в) Загрязнение окружающей среды
г) Потребление природных ресурсов
| б)
|
|
| Что из перечисленного НЕ является следствием абиотических факторов среды?
| а) сезонное изменение окраски зайца-беляка
б) распространение плодов калины, рябины, дуба
в) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
г) осенний листопад
| б)
|
|
| Батарейки после использования становятся источниками одного из наиболее опасных токсикантов
| а) ртути
б) кадмия
в) диоксина
г) железа
| б)
|
|
| Сукцессия, которая начинается на песчаной дюне, называется:
| а) первичной
б) вторичной
в) образующей
г) итоговой
| а)
|
|
| Модель межвидовой конкуренции, названная в честь её авторов
| а) Моисеева-Сукачева
б) Сукачева- Гаузе
в) Ло́тки — Вольтерра́
г) Гаузе- Вольтерра́
| в)
|
|
| Ф.И.О. проверяющего:
| ИТОГО ЗА ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТЫ (0-40 баллов):
| 40
|
|
Задача № 1– 10 баллов Перед вами две бумажные упаковки для сыпучих продуктов.
Полагая, что массы упаковок одинаковы и в них содержатся одинаковые количества продуктов, выберите более экологичную упаковку (надпись на упаковке не учитывать).
№1 №2
| Верный ответ – 2 балла Более экологичная упаковка №__1___ Основное отличие представленных упаковок в качестве бумаги.
| Верное обоснование по первой упаковке – 4 балла Первая упаковка изготавливается из целлюлозы без отбеливания или специальным механическим способом без варки.
| Обоснование по второй первой упаковке – 4 балла
Вторая упаковка производится из отбеленной целлюлозы. Отбеливание целлюлозы происходит в основном с использованием хлорсодержащих реагентов. После операции отбеливания бумага дополнительно отмывается от реагентов, соответственно образуется большое количество сточных вод.
Кроме того, в самой бумаге могут оставаться небольшие количества хлорсодержащих веществ.
Следовательно, упаковка №2 и ее производство более «грязные».
Всем известно, что в твердых бытовых отходах содержится большой процент пищевой упаковки. Какими свойствами должна обладать упаковка пищевой продукции, чтобы иметь минимальное воздействие на окружающую среду. Укажите несколько свойств с кратким обоснованием.
| Оценка жюри (0- максимум 10 баллов)
| 10
| Ф.И.О. проверяющего:
|
|
Задача № 2– 5 баллов
Как вы знаете наиболее распространённым способом избавления от бытовых отходов в РФ является захоронение на специально оборудованных полигонах.
Укажите факторы, которые должны учитываться при выборе места строительства полигона для захоронения отходов.
|
| 1 балл
Роза ветров.
|
| 1 балл
Расстояние от населенных пунктов, природоохранных и водоохранных зон.
|
| 1 балл
Водопроницаемость грунтов
|
| 1 балл
Площадь под полигон должна быть достаточной для приема мусора длительное время
|
| 1 балл
Расположение, удобное для подъезда транспорта.
| Ф.И.О. проверяющего: Итоговая оценка жюри (0-5 баллов):
| 5
|
Задача № 3– 5 баллов
Как называется закон, изображенный на рисунке?
Куда исчезает энергия с предыдущего уровня?
Приведите пример организмов уровня Р,С1,С2.
|
|
| Макс. балл
| Оценка жюри
| 1.
| Как называется закон, изображенный на рисунке? .На рисунке изображена пирамида энергий, иллюстрирующая закон Линдермана. Закон пирамиды энергии: переход с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой приводит к изменению энергии в среднем не более чем на 10%.
|
2
|
| 2.
| Куда исчезает энергия с предыдущего уровня? Уменьшение энергии, запасенной в биомассе, связано со 2 законом термодинамики. Большая часть энергии при переходе на последующий трофический уровень рассеивается в виде тепла
| 2
|
| 3.
| Приведите пример организмов уровня Р,С1,С2. трава-заяц-лиса
| 1
|
|
| Итоговая оценка жюри
| 5
|
|
| Ф.И.О. проверяющего:
|
|
|
Задача №4. – 10 баллов. Выберите наиболее подходящий метод исследования для изучения кормового поведения Скворца обыкновенного в период выкармливания птенцов.
А.Эксперимент. Б. Наблюдение.
В.Моделирование. Г. Мониторинг.
| Верный ответ Б – 2 балла
Верное пояснение – 2 балла
Научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений. Это метод является наиболее подходящим т.к. не влияет на естественное поведение скворца и позволяет собрать необходимую информацию.
2+2 =4 балла
| Верное обоснование по ответу А – 2 балла
Неверный ответ Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Воздействие на объект для решения поставленной задачи может внести существенные изменения в его поведение и исказить реальную картину.
2 балла
| Верное обоснование по ответу Б
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал. В данном случае замещение объекта не требуется.
2 балла
| Верное обоснование по ответу Б
Мониторинг включает наблюдение, оценку и прогноз, что не соответствует задаче изучения кормового вскармливания
2 балла
| Оценка жюри (0- максимум 10 баллов)
| 10
| Ф.И.О. проверяющего:
|
| ОЦЕНКА ВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Максимальный балл
| Оценка жюри
| 1.Актуальность моего исследования(1 предложение):
| 2
|
| 2.Объект исследования (слово, словосочетание):
| 2
|
| 3.Предмет исследования (изучаемое свойство):
| 2
|
| 4. Перечислите возможные методы вашего исследования
| 2
|
| 5.Сформулируйте еще одно возможное название вашего исследования, сохранив объект исследования
| 2
|
| Общий балл (0-10):
| 10
|
| |