Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»





НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
страница1/6
Дата публикации05.03.2015
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кафедра гистологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, профессор А.Б. Ходжаян

«____»_____________ 20____г.








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
« Гистология, эмбриология, цитология»

для специальности 060103.65 Педиатрия
Всего ЗЕТ 6 кр.ед

Всего часов 216 , из них:

  • аудиторных занятий 120 часов

- лекций 36 часов

- практических занятий 84 часа

  • самостоятельная работа 60 часов

  • формы контроля:

- экзамен в 3 семестре (36 часов)


г. Ставрополь

2013 г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. № 1122;

- рабочим учебным планом специальности, 060103 Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г., протокол № 1, - примерной учебной программой по гистологии, эмбриологии, цитологии.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гистологии
«___» _______________20____года протокол № _____

Зав. кафедрой доцент _________________ Г.Л. Радцева
Одобрена Цикловой методической комиссией естественно-научных дисциплин.

«___» _______________20____года
Председатель ЦМК профессор _________________ А.А. Коробкеев

Согласована:

Декан факультета доцент ________________ Л. Я. Климов

Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский

«___» _______________20____года

Руководитель ЦУКО профессор _________________ Ю.В. Первушин
«___» _______________20____года

Рецензенты:

Зав. кафедрой биологии СтГМА,

профессор _____________________ А.Б. Ходжаян
Зав. каф. анатомии, физиологии и гигиены человека

СГУ доктор мед. наук, проф., _________________ О.А. Бутова.

Пояснительная записка

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» изучается в объеме 216 часов (6 зач. единиц), которые включают 36 часов лекций, 84 часа практических занятий и 60 часов самостоятельных занятий.

При чтении лекций и проведении практических занятий за основу берется рабочая программа по гистологии, эмбриологии, цитологии. В лекции излагаются наиболее сложные нередко дискуссионные вопросы темы. Лекции читаются (по 9 лекций во 2-ом и в 3-ем семестре) по основополагающим разделам и темам дисциплины с использованием мультимедийной демонстрационной техники. Менее сложные вопросы тем, указанные в плане лекций и практических занятий, разбираются на практических занятиях. Для более углубленного изучения материала читаются лекции по возрастным особенностям человека.

Практические занятия проводятся согласно плану лекций и практических занятий еженедельно для каждой группы факультета. Занятия 3-часовые во 2-ом и 2-часовые в 3-ем семестрах. Академическая группа делится на 2 подгруппы по 10-12 человек. Каждый студент имеет закрепленный за ним микроскоп и набор гистологических препаратов для данного занятия. Все учебные комнаты обеспечены плазменной панелью и ноутбуком для показа презентаций к занятию, набором гистологических препаратов, таблиц, слайдов, микроскопами. Задание по подготовке к новому практическому занятию (контрольные вопросы, изучаемая литература: основная и дополнительная) вывешиваются на стенде, а также размещаются в интернете на кафедральном сайте. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах 1,5-2,5 часов, отведенных на ее изучение. Каждый обучающийся имеет доступ к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.

На занятиях студенты пользуются необходимым дидактическим материалом, среди которых: ситуационные задачи и методические разработки, подготовленные сотрудниками кафедры. Дидактические материалы постоянно пересматриваются и редактируются.

Учебный процесс на кафедре основывается на разумном сочетании традиционного методов обучения с методами, рассчитанными на максимум самостоятельной работы. Контроль исходного уровня знаний дополняется обязательным фронтальным опросом и разбором наиболее сложных вопросов тем. После разбора темы и резюме преподавателя, дается объяснение к изучению микропрепаратов и их зарисовке, разбираются электроннограммы ряда структур.

Определение конечного уровня знаний в конце занятия включает в себя опрос по препаратам, (решение визуализированных задач), оценку умения использовать данные микроскопического строения органов для суждения о функции изучаемых тканей и opганов. Обязательным является решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа заключается в следующем: при подготовке к практическим занятиям студент ориентируется на контрольные вопросы, вывешенные для данного занятия на стенде, или в интернете, рекомендуемую основную и дополнительную литературу. На практических занятиях студенты самостоятельно, после пояснения преподавателя, с помощью методических разработок для практических занятий изучают гистологические препараты, детали их строения (под контролем преподавателя). Кроме того, выделяется по 30 минут для изучения некоторых препаратов, выделенных только для самостоятельного изучения, «чтения» препаратов органов человека. На кафедре имеются методические разработки по практическим занятиям для студентов педиатрического факультета. На практических занятиях применяются элементы УИРС: чтение «немых» препаратов, электроннограмм, приготовление временных гистологических препаратов (окраска гемотоксилин-эозином и заключение срезов), приготовление мазков крови, решение ситуационных задач, подготовка реферативных докладов. В дни отработок студентам выдаются микроскоп и набор гистологических препаратов для самостоятельной работы. В комнате самоподготовки оформлен стенд для самостоятельной работы студентов. В нем отражены все темы практических занятий за год, литература, контрольные вопросы, рисунки с препаратов, задание (объяснение как и что найти в препарате, как зарисовать и рисунки к ним), ситуационные задачи. Студенты пользуются методическими разработками, содержащими методические указания и рекомендации для студентов при самостоятельном изучении отдельных тем дисциплины и для подготовки к практическому занятию. На кафедре организованы еженедельные дополнительные занятия по всем темам для неуспевающих студентов, которые проводят все преподаватели. Во втором семестре студенты сдают 3 рубежные аттестации: 1-й модуль по цитологии, 2-й по общей гистологии. В третьем семестре 2 рубежные аттестации 3-й модуль по частной гистологии и 4-й модуль по особенностям развития зародыша человека. В конце каждого семестра проводится итоговый тест- контроль. При этом каждый студент отвечает письменно на вопросы 50 ситуационных задач из 300. На кафедре используется балльно-рейтинговая система. За занятие выводится средняя оценка, включающая контроль на входе, опрос по теоретическим вопросам темы и контроль на выходе. Ежемесячно средняя балльно-рейтинговая оценка вывешивается на стенде и на сайте кафедры. В январе каждого учебного года проводится экзамен. Перед экзаменом на кафедральном совещании подводятся итоги учебного года. Студентам, обучающимся на кафедре гистологии с рейтинговой оценкой 4,7 и выше, выставляется оценка без проведения экзамена. В период экзаменационной сессии для подготовки и его сдачи ежедневно осуществляется выдача микроскопов и набора препаратов, включенных в список для сдачи экзамена каждому студенту. По теоретическим вопросам проводят консультации зав. кафедрой и доцент, консультации по препаратам и демонстрации слайдов проводят ст. преподаватели и ассистенты. На экзамене студент после подготовки сначала отвечает по деталям строения «немых» препаратов (практические навыки), затем на 3 теоретических вопроса билета. Оценка слагается из оценок по всем теоретическим вопросам, оценки знаний микропрепаратов, тест-контроля и средне-годовой балльно-рейтинговой оценки.

Изучение дисциплины согласуется с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня, о чем свидетельствует совместный протокол согласования.

Большую роль в более углубленном освоении предмета играет участие в работе научного студенческого кружка. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры.

Уделяется внимание воспитанию у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими, больными и др.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины являются:

-формирование у студентов теоретических, практических и научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, их возрастных изменений, обеспечивающих базис для изучения теоретических и клинических дисциплин; развитие врачебного мышления, воспитание профессионально значимых качеств личности.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование у студентов умения идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне, и использование знаний при изучении других дисциплин и в практической деятельности врача;

  • изучение основной гистологической международной латинской терминологии;

  • изучить студентами особенности строения тканей и органов в динамике развития, особенности структуры и функции органов человека во внутриутробном и постнатальном онтогенезе. При этом большое внимание уделять характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в том числе и в периоде новорожденности, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;

  • понимание вопросов реактивности тканей, пределов их изменчивости, адаптации и возможности развития аномалий:

- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы; навыков работы с научной литературой;

  • формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, представлений об условиях хранения химических реактивов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин ФГОС высшего профессионального медицинского образования, базовой части рабочего учебного плана по специальности 060103.65 Педиатрия. Изучается во втором и третьем семестрах первого и второго курса.

Обучение студентов гистологии, эмбриологии, и цитологии осуществляется на осно­ве преемственности знаний, умений и навыков, полученных в курсе биологии, анатомии человека, латинского языка. Она является предшествующей для изучения цикла математических, естественнонаучных дисциплин (биохимия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; имму­нология).

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» входит в число фундаментальных дисциплин медицинского образования. Знания и навыки, полученные при ее изучении, являются необходимой базой для изучения дисциплин, профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Перечень компетенций в соответствии с ФГОС:

общекультурных (ОК):

- способен и готов использовать на практике методы исследования, применяемые в гистологии, в различных видах профессиональной деятельности (ОК-1);

- профессиональных (ПК)

- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов (ПК- 16);

- способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по гистологии (ПК- 31);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1. Правила техники безопасности и работы в биологической лаборатории с реактивами, приборами, животными;

2. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

3. Структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы.

4. Микроскопическое строение, функции и источники развития клеток, тканей и органов.

5. Основные этапы эмбрионального развития и их характеристики, критические периоды эмбрионального развития, возрастные особенности строения тканей и органов.
Уметь:

1. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; работать с микроскопом;

2. Объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

3. Зарисовать гистологические и эмбриологические препараты и обозначить структурные элементы в них.

4. «Прочитать» под микроскопом гистологические, некоторые гистохимические и эмбриологические препараты.

5. Анализировать гистологические и эмбриологические препараты, составить устное и письменное описание препаратов.

6. «Прочитать» электронные микрофотографии клеток и неклеточных структур.

7. Применять знание гистологии на практике для решения стандартных задач в профессиональной деятельности врача (решение ситуационных задач).
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

1.Навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий;

2.Навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней;

3.Чтением и анализом научной тематической литературы по гистологии использованием их для реферативных и научных сообщений;

4.Приготовлять временные гистологические препараты.
Матрица формирования компетенций, знаний, умений, владений.



п/п

Наименова

ние разделов (тем) дисциплины

Индекс

компетенции

по ФГОС

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

(указать порядковый № строки из раздела «Знать. Уметь. Владеть»)

1ОК

16П

31П


Знать

Уметь

Владеть

1.

Цитология

+

+

+


1,2,4

1,4,5,6,7

1,3, 4

2.

Общая гистология

+

+

+


2,4

1,4,5,6,7

1,3,4

3.

Частная гистология

+

+

+


2,3,4

1,2,4,5,6,7

1,2,3,4

4.

Эмбриология человека

+

+

+


2,4,,5

1,2,3,4,5,6,7

1,2,3,4


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 6 зачетных единиц (ЗЕТ), 216 часов.




п/п

Виды учебной работы

Всего

Час.

Семестры

2

3

1.

Аудиторные занятия

120

72

48




В том числе:













Лекции (Л)

36

18

18




Практические занятия (ПЗ)

84

54

30

2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

60

36

24




в том числе:













самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)










3.

Промежуточная аттестация (экзамен)

36




36




Общая трудоемкость дисциплины

216 (6к.е)

108


72


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

МОДУЛЬ № 1. ЦИТОЛОГИЯ

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconУчебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность...
Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,...
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 08 Гистология, эмбриология, цитология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа по дисциплине с 8 Гистология, эмбриология, цитология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа по дисциплине в 14. Цитология, гистология и эмбриология животных
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconГистология, эмбриология, цитология гистология полости рта
Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconПримерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология,...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология»
Председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор фгоу впо мгавмиБ,...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «цитология,...
Фгоу впо «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени в. Р. Филиппова»
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,...
При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconМетодическое пособие подготовлено в соответствии с действующей программой...
Фгбоу впо «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени в. Р. Филиппова»
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология, гистология и эмбриология...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск